Церковный календарь

9 ноября. Память преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 ноября. Память преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах

21-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 27 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Нестора Солунского (ок. 306).

Преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Преподобного Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей благоверного князя Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мученицы Капитолины и Еротииды (304). Мученика Марка и иже с ним.

Преподобномученика Сергия Чернухина (1942).

Мученик Нестор Солунский

Мученик Нестор Солунский пострадал за Христа в г. Солуни около 306 года. Во время устроенного имп. Максимианом кровавого зрелища некто Лий был вторым Голиафом для потехи нечестивого царя. Он сбрасывал с высокого помоста христиан на множество копий и других орудий, острием вверх натыканных под мостом. Юный Нестор добровольно вступил в борьбу с огромным и свирепым Лием и победил его. После этого он был схвачен и усечен мечом.

Преподобный Нестор Летописец

Нестор Летописец сохранил для нас историю становления православной Руси. Родившийся в Киеве в середине XI века, он юношей ушел в Печерскую обитель, принял постриг и, как знаток книжной мудрости, нес послушание летописца. Главным подвигом его жизни стало создание «Повести временных лет», исторического свода, в котором рассказано о создании славянской грамоты святыми Кириллом и Мефодием, о Крещении княгини Ольги, об «испытании вер» князем Владимиром, Крещении им Руси и других важных событиях. Своими трудами он призывал относиться к истории как проявлению промысла Божиего и любить чтение святых отцов: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание… тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Благоверный князь Андрей Смоленский

Святой благоверный князь Андрей был сыном смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юные годы, тяготясь распрями братьев, он оставил город и простым странником пришел в Переславль-Залесский. В смирении и кротости прослужил 30 лет пономарем в храме Святителя Николая, около которого и был погребен. После его смерти нашли наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». Мощи святого обрели в 1539 г. по ходатайству преподобного Даниила Переяславского.

Священное Писание

2 Кор., 174 зач., III, 12-18

12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, 13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; 16но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Лк., 36 зач., VIII, 16-21

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь.

19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 8, 1-5; Лк. 8, 16-21

«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». Стало быть, как бы мы ни прятались с своими худыми делами, им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать - она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим. Как же быть, если там записано много худого? Надо изгладить написанное. Чем? Слезами покаяния. Эти слезы все смоют и следа никакого не останется от того худого, что было записано. Если же не смоем, то на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властною в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердит его. Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится во мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от Господа вездесущего тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем всему конец. . .

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Уже в Новое время, на рубеже XV и XVI веков, получили распространение философские взгляды на человека как на венец бытия и абсолютную ценность, превыше которой нет ничего; эти философские идеи очень скоро приобрели политическое звучание. Под эту идею сформировались не только литература и изобразительное искусство, но и политические взгляды, в соответствии с которыми человек как высшая и абсолютная ценность не имеет никакой нужды в Боге. Человек – в центре бытия. А если так, то какое людям дело, есть Бог или нет? Все силы должны быть направлены на то, чтобы человеку было хорошо, чтобы он раскрепощал свою природу, чтобы он был абсолютно свободен. А общество должно обслуживать эту абсолютную свободу и абсолютное значение человеческой личности. Мы знаем, к каким тяжелейшим последствиям привела эта философская мысль. Революции, кровавые потрясения, в том числе коснувшиеся нашей страны. И сегодня мы не можем сказать, что это древнее заблуждение полностью изжито, – оно постоянно актуализируется в разных формах, и до сих пор от того, как люди отвечают на этот вопрос, зависит устройство общества, будущее мира и человека.

Может ли быть полезно христианину заниматься йогой исключительно как физкультурой?

Йога была создана не для снятия стресса после работы, а как духовная практика. Встречаются секции, где под вывеской йоги предлагается лишь физкультура, но есть риск попасть и в те, где физкультура лишь приманка. При этом есть опасность ввести в соблазн окружающих, которые на нашем примере будут считать, что любая секция йоги духовно безопасна.

Молитвословия

Тропарь благоверного князя Андрея Смоленского

глас 8

Блаженство Евангельское возлюбив,/ Богомудре княже Андрее,/ чистоту сердца девством почтил еси/ и, суету мира сего презрев,/ устремился еси зрети Бога,/ Иже тя прослави чудесы/ во врачевании различие страждущих./ Сего ради молим тя:/ проси нам у Христа Господа/ всяких скорбей избавления/ и получение Царства Небеснаго.

Кондак благоверного князя Андрея Смоленского

глас 8

Насажден во дворех Господних,/ своими преподобными детельми/ в дому святаго Чудотворца Николая/ красно процвел еси,/ мира красоту и славу сего света ни во что вменив,/ Единаго Христа возлюбил еси;/ слез твоих течением напаяем,/ уязвился еси желанием будущих даров./ Темже зовем ти:/ радуйся, святе княже Андрее Смоленский,/ граду Переяславлю похвало/ и всей Российстей земли великое утверждение.

Тропарь преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах

глас 4

Великих князей русских деяния/ и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый,/ свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя/ написано на небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя.

Кондак преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах

глас 2

Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/ и истинный жития того подражатель,/ первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси,/ яже с прочиими святолепно пренес,/ наследил еси с темиже Царство Небесное,/ еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.

Тропарь преподобного Нестора Некнижного

глас 2

Чист и прав сый сердцем,/ и свят, преподобне Несторе, душею,/ прост же паки и не умея сам чести книг,/ сего ради чтущим я прилежне внимал еси/ и, оная в себе соблюдая, спешно тщался еси исправляти,/ яже яко разумен исполнив, обрел еси Царствие Небесное.

Кондак преподобного Нестора Некнижного

глас 5

Дивный во святых Своих Господь/ удивися изрядне в сем святем Несторе,/ иже аще и безкнижен сый и прост,/ но превзыде премудрых и посрами книжников,/ чтущих и не творящих,/ наследи блага вечная/ и молит присно еже спастися нам.

Тропарь мученика Нестора

глас 4

Мученик Твой, Господи, Нестор/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости:/ того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Нестора

глас 2

Страдальчествовав добре,/ безсмертную славу наследовал еси ныне,/ яко воин изрядный Владыки был еси,/ молитвами Димитрия мученика:/ с ним убо, Несторе мудре,// моля не престай о всех нас.

Теги:
Мученик Нестор Солунский
преподобный Нестор Летописец
православный календарь

Все публикации