
Седмица 20-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мученика Нестора Солунского (ок. 306).
Преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Преподобного Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей благоверного князя Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мученицы Капитолины и Еротииды (304). Мученика Марка и иже с ним.
Преподобномученика Сергия Чернухина (1942).
Мученик Нестор Солунский
Мученик Нестор Солунский пострадал за Христа в г. Солуни около 306 года. Во время устроенного имп. Максимианом кровавого зрелища некто Лий был вторым Голиафом для потехи нечестивого царя. Он сбрасывал с высокого помоста христиан на множество копий и других орудий, острием вверх натыканных под мостом. Юный Нестор добровольно вступил в борьбу с огромным и свирепым Лием и победил его. После этого он был схвачен и усечен мечом.
Преподобный Нестор Летописец
Нестор Летописец сохранил для нас историю становления православной Руси. Родившийся в Киеве в середине XI века, он юношей ушел в Печерскую обитель, принял постриг и, как знаток книжной мудрости, нес послушание летописца. Главным подвигом его жизни стало создание «Повести временных лет», исторического свода, в котором рассказано о создании славянской грамоты святыми Кириллом и Мефодием, о Крещении княгини Ольги, об «испытании вер» князем Владимиром, Крещении им Руси и других важных событиях. Своими трудами он призывал относиться к истории как проявлению промысла Божиего и любить чтение святых отцов: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание… тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
Благоверный князь Андрей Смоленский
Святой благоверный князь Андрей был сыном смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юные годы, тяготясь распрями братьев, он оставил город и простым странником пришел в Переславль-Залесский. В смирении и кротости прослужил 30 лет пономарем в храме Святителя Николая, около которого и был погребен. После его смерти нашли наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». Мощи святого обрели в 1539 г. по ходатайству преподобного Даниила Переяславского.
Евангелие дня
Пожалуй, одно из самых тяжёлых испытаний, с которым сталкивается практически каждый из нас, — это рутина повседневных обязанностей. Однообразные, привычные дела, которые необходимо совершать изо дня в день. Зачастую рутина угнетает. И от неё никуда не деться. Что же можно сделать для того, чтобы монотонные бытовые обязанности не наваливались на нас таким тяжким грузом. Как сделать рутину не такой рутинной? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 8-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 8.
16Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
17Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
18Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
19И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.
20И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
21Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
Слова Христа, которые содержатся в только что прозвучавшем евангельском отрывке, в первую очередь обращены к апостолам. Ведь совсем скоро они пойдут с проповедью Евангелия. Они будут говорить людям о Царстве Небесном. Для всех тех, кто заблудился в этой жизни, кто потерял себя, кто перестал видеть всякий смысл в том, что его окружает, эта проповедь станет настоящим светильником. То есть свеча, которую ставят высоко на подсвечник, — это евангельское благовестие о том, что выход есть. Сам Бог пришёл к нам людям, чтобы спасти нас от пустоты, бессмысленности и монотонности существования. Всем тем, кто хочет наконец-то обрести ясность и твёрдую почву под ногами, эта свеча укажет верный путь, не даст споткнуться, придаст уверенности в движениях.
Далее Господь говорит о том, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным». Иными словами, то, чем обладал только узкий круг из двенадцати человек, и то, что первоначально было предназначено для израильского народа, станет достоянием всего мира. Христианское учение не ограничено национальными рамками. Оно не является потаённым знанием закрытой эзотерической секты. Оно интернационально, оно открыто, публично и доступно. И самое главное, оно максимально просто. Проблема лишь в том, что при всей своей простоте, евангельские заповеди о любви к Богу и ближнему требует от человека практики. И весь масштаб и глубина учения Евангелия открывается лишь тому, кто применяет его на деле. Здесь принцип прост: делаешь — получаешь результат, ощущаешь объём евангельской мудрости и её живительный свет. Не делаешь, остаёшься теоретиком и продолжаешь пусть не во тьме, пусть в полумраке, но барахтаться на поверхности.
Поэтому Христос и говорит, что, «кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется, и то, что он думает иметь». То есть слово Божие услышат все. Но лишь тот, кто сможет применить это учение в своей жизни, тот в итоге получит благодать и благословение. В душе такого человека загорится тот самый свет, который несли людям апостолы, поселится Дух Божий. Даже если человек не имеет никакого отношения к еврейскому народу, если не входит в круг земной семьи Христа, он станет Богу родным. Он станет для Господа ближе, чем те, кто являлся Христу роднёй по крови.
Несмотря на то, что всё, сказанное сегодня Спасителем, было предназначено для апостолов, оно напрямую касается и каждого из нас. Ведь нам часто не хватает света в сердце. И мы всё ещё плутаем по этой жизни. Словно впотьмах, спотыкаемся, натыкаясь друг на друга. Жизнь для нас бывает не в радость, а в тягость. А потому каждому Господь напоминает сегодня: «матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Иначе говоря, хотя Его учение попадает в нашу душу через слово проповеди, его свет раскрывается в нас в полноте только тогда, когда мы совершаем действия. А потому мы призваны не только читать и слушать Евангелие, но и делать его. Лишь тот, кто ежедневно на практике, преодолевая внутреннее сопротивление, исполняет евангельские заповеди о любви к ближнему, о поиске воли Божией во всех своих делах, лишь такой человек познает на опыте силу Христа. И Святой Дух, Которого Спаситель обещал всем нам, разгонит мрак и тоску монотонных будней как для самого такого человека, так и для окружающих его людей.
Священник Димитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Многие люди не вполне понимают, что такое молитва, и потому недоумевают: если молитва — это прошение ко Господу или благодарение за Его милости, то почему нужно просить и благодарить долго и много. Кажется, на это должны уходить минуты, но никак не целые часы. А если взять образцы молитвы, которые дошли до нас из глубокой христианской древности, то мы обнаружим, что самое яркое, сильное и проникновенное молитвословие должно было продолжаться не минуты и даже не часы, а многие дни. Из истории нам хорошо известен молитвенный опыт святого Макария Великого, подвижника, который пребывал в молитве долгие годы. Святая Мария Египетская, память которой по традиции совершается Великим постом, также являла собой особый образец молитвы в пустыне. Преподобный Серафим Саровский стоял в лесу на камне тысячу дней и ночей, проводя их в молитве.
Может ли быть полезно христианину заниматься йогой исключительно как физкультурой?
Йога была создана не для снятия стресса после работы, а как духовная практика. Встречаются секции, где под вывеской йоги предлагается лишь физкультура, но есть риск попасть и в те, где физкультура лишь приманка. При этом есть опасность ввести в соблазн окружающих, которые на нашем примере будут считать, что любая секция йоги духовно безопасна.
О важности духовного рассуждения
Апостол Петр, обращаясь к христианам, говорит: «покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет.1:5). Рассуждение (духовное зрение) — способность правильно оценивать свои силы, верно избирать средства на пути спасения, адекватно воспринимать действительность.
Есть две крайности в духовной жизни — духовная расслабленность и ревность не по разуму.
Духовная расслабленность обычно имеет своим оправданием фразу мы же не монахи, в миру живём. Но ведь и в любых других областях мы редко являемся выдающимися людьми, гениями, но это нас не останавливает в развитии.
Есть примеры, когда миряне ставились в пример даже монахам высокой жизни. Прп. Антонию Великому было открыто Богом, что он не пришёл ещё в меру сапожника. И тот отправился из пустыни в Александрию учиться у него смирению. Или прп. Макарий Великий также из пустыни был послан в город учиться совершенству у двух женщин, бывших жёнами у братьев, и за всё время совместной жизни не сказавших друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не поссорившихся между собою.
Ревность не по разуму случается, когда люди ставят себе задачи не по силам. Очень важно постоянство, а не рывки, например, 3 дня совсем не молился, зато на 4-й молюсь полдня.
Чтобы идти царским путём, следует ориентироваться на опыт Церкви и прислушиваться к совету духовника.
Первое опровержение материализма: свободная воля
Материализм — философское воззрение, характерное для атеизма, — ошибочен по ряду причин, но начать мы можем с самой очевидной: свободной воли. Свободная воля — это наша способность быть авторами наших решений. Даже трёхлетний ребенок, который, разбив чашку, говорит: «Я нечаянно», понимает разницу между его свободными актами и тем, что происходит помимо его воли.
Но если материализм верен, то свободной воли не существует: все наши акты мышления и произволения, согласно материалистической картине мира, являются результатом очень сложных, но чисто материальных процессов в нашем головном мозге, эти процессы полностью подчинены законам природы и не могут развиваться иначе.
Это ставит нас перед лицом забавного противоречия — чтобы принять точку зрения материалистов, мы должны были бы совершить акт свободной воли, вернее целый ряд таких актов, начиная с решения рассмотреть их аргументы. Но если материализм верен, то все наши акты мышления и воли определяются материальными процессами у нас в мозгу, которые развиваются согласно неизменным законам природы, — и мы просто не можем совершить выбор в пользу материализма.
Мы бы опровергли его самим актом его принятия, как, впрочем, опровергаем и любым актом свободной воли.
Молитвословия
Тропарь благоверного князя Андрея Смоленского
глас 8
Блаженство Евангельское возлюбив,/ Богомудре княже Андрее,/ чистоту сердца девством почтил еси/ и, суету мира сего презрев,/ устремился еси зрети Бога,/ Иже тя прослави чудесы/ во врачевании различие страждущих./ Сего ради молим тя:/ проси нам у Христа Господа/ всяких скорбей избавления/ и получение Царства Небеснаго.
Кондак благоверного князя Андрея Смоленского
глас 8
Насажден во дворех Господних,/ своими преподобными детельми/ в дому святаго Чудотворца Николая/ красно процвел еси,/ мира красоту и славу сего света ни во что вменив,/ Единаго Христа возлюбил еси;/ слез твоих течением напаяем,/ уязвился еси желанием будущих даров./ Темже зовем ти:/ радуйся, святе княже Андрее Смоленский,/ граду Переяславлю похвало/ и всей Российстей земли великое утверждение.
Тропарь преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах
глас 4
Великих князей русских деяния/ и преподобных отец Печерских жития и чудеса написавый,/ свое же, Богомудре Несторе, многих ти ради добродетелей имя/ написано на небеси стяжавый, моли и нам написатися в Книги Животныя.
Кондак преподобного Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах
глас 2
Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/ и истинный жития того подражатель,/ первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси,/ яже с прочиими святолепно пренес,/ наследил еси с темиже Царство Небесное,/ еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися.
Тропарь преподобного Нестора Некнижного
глас 2
Чист и прав сый сердцем,/ и свят, преподобне Несторе, душею,/ прост же паки и не умея сам чести книг,/ сего ради чтущим я прилежне внимал еси/ и, оная в себе соблюдая, спешно тщался еси исправляти,/ яже яко разумен исполнив, обрел еси Царствие Небесное.
Кондак преподобного Нестора Некнижного
глас 5
Дивный во святых Своих Господь/ удивися изрядне в сем святем Несторе,/ иже аще и безкнижен сый и прост,/ но превзыде премудрых и посрами книжников,/ чтущих и не творящих,/ наследи блага вечная/ и молит присно еже спастися нам.
Тропарь мученика Нестора
глас 4
Мученик Твой, Господи, Нестор/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости:/ того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика Нестора
глас 2
Страдальчествовав добре,/ безсмертную славу наследовал еси ныне,/ яко воин изрядный Владыки был еси,/ молитвами Димитрия мученика:/ с ним убо, Несторе мудре,// моля не престай о всех нас.