Седмица 20-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Великомученика Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мученика Луппа (ок. 306). Преподобного Афанасия Мидикийского (ок. 814). Преподобного Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Великомученик Димитрий Солунский
Димитрий родился в Солуни (старославянское название Фессалоники) в семье римского проконсула, тайного христианина. Когда он вырос, император Максимиан назначил святого на должность его умершего отца и потребовал извести в области всех христиан. Однако Димитрий, напротив, стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Узнав, что Димитрий — христианин, Максимиан бросил святого в темницу, где вскоре, по его приказу, тюремная стража пронзила Димитрия копьями. Спустя века святой стал особо почитаться в России. Русские воины всегда верили, что находятся под покровительством святого, который уже не раз, после своей кончины, спасал родную Солунь от врагов. Князь Димитрий Донской, названный в честь великомученика, накануне Куликовской битвы перенес из Владимира в Москву его икону, и в память воинов, павших в битве, была установлена для поминовения Димитриевская родительская суббота.
О службе в память земле трясения в Константинополе в 740 году
В день великомученика Димитрия Солунского совершается и воспоминание сильного землетрясения, бывшего в Константинополе в 740 году. Служба дня называется: «Святого великомученика Димитрия Мироточца и воспоминание великого и страшного землетрясения». Соединять эти последования предписывают некоторые студийские и иерусалимские Типиконы, в том числе принятый ныне в Русской Церкви. Землетрясение 740 года действительно было «великим и страшным» — разрушены многие здания, храмы, часть Феодосиевой стены и некоторые её башни. Но современники событие восприняли как явление силы Божией и знамение скорого завершения правления императора-иконоборца Льва III Исавра. Через несколько месяцев после землетрясения император скончался. В память о землетрясении была составлена особая служба.
Во время всенощного бдения в день воспоминания землетрясения читают три паремии землетрясения (Ис. 63:15—19, Вар. 4:5 и Дан. 9:15) — пророки говорят, что Бог сильной рукой может избавить от беды и наказания кающихся. В тропаре трясения Церковь просит Христа, как Владыку тварного мира, явить милость и избавить от угрозы «страшного труса»: «Призираяй на землю и творяй ю трястися, избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш, и низпосли нам богатыя милости Твоя молитвами Богородицы, и спаси ны». Кондак трясения начинается со слов: «Избави труса тяжкаго всех нас, Господи, и язвы нестерпимыя грех ради наших» и содержит просьбу к Христу, единой надежде живущих в городе, сохранить его от полной гибели. Акростих канона, составленного Иосифом Песнописцем, заключает в себе молитвенный призыв к Спасителю: «О Христе, земли колебание успокой скорее». Гимнографические тексты минейной службы 26 октября / 8 ноября входят также в Большой Требник, в собрание молитвословий на случай землетрясения.
Евангелие дня
Борьба с недостатками своего характера, или же, проще говоря, со страстями, — это неотъемлемая часть многих религиозных традиций. Особый акцент делается на этом в христианстве. Ведь Бог — это чистота и святость. Вряд ли рядом с Ним сможет находиться тот, кто культивирует свои греховные привычки. Да и в целом человеку, который одержим каким-либо духовным или же душевным дефектом, жить на свете бывает очень непросто. А потому даже те люди, которые не считают себя церковными, нередко много сил тратят на то, чтобы искоренить в себе дурные навыки. Однако, несмотря на многочисленные усилия одержать верх над своей тёмной стороной, получается это далеко не у всех. Отсюда уныние и нежелание вообще что-то делать и менять. Как же преодолеть этот тупик? Ясный ответ можем найти в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 11.
23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
25и, придя, находит его выметенным и убранным;
26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.
Нередко наша борьба со страстями напоминает битву Ивана Царевича со Змеем Горынычем. Одну голову отрубил, на её месте вырастают две новые. Бросил курить, начал в три раза больше есть сладкого. Отказался от сериалов, подсел на игры. Начал поститься по всем правилам церковного устава, полезла злоба, раздражение и неприязнь к людям. И вообще — вместо одной проблемы, две. Да ещё более серьёзные.
В только что прозвучавшем евангельском отрывке Господь сообщает нам весьма важную духовную закономерность. Наша душа не терпит пустоты. Если в ней освобождается какое-то место, оно сразу же наполняется новым содержанием. Причём душа делает это с такой жадностью, силой и энергией, с какой вакуумное пространство всасывает в себя воздух.
Об этом и говорит Христос, упоминая о нечистом духе. Если человек был одержим какой-то страстью, но напряг свою волю и выгнал её из своей души, эта одержимость возвращается к нему через некоторое время и продолжает его мучить в семикратном размере. Всё потому, что свято место пусто не бывает. Мир лукавых духов — это мир паразитов. А беззащитная человеческая душа — это лакомый кусочек, к которому можно присосаться.
Поэтому христианские аскеты дают практический совет — если хочешь победить в себе страсть, тебе необходимо не только воздерживаться от неё, но и одновременно развивать противоположную ей добродетель. Так, например, мало воздерживаться от злобы, необходимо заставлять себя быть кротким в тех ситуациях, в которых ты злился. Чтобы, когда нечистый вернётся со своей сворой и попытается проникнуть внутрь к нам, он просто не смог бы этого сделать. Ведь дом нашей души уже занят.
Но и это ещё не всё. Борьба со страстями сама по себе, просто ради того, чтобы стать чистым, ни к чему не приведёт. Христианское совершенство — это не о том, чтобы выскоблить себя до блеска. Стать стерильными и глянцевым. Сражение с недостатками и воспитание в себе добродетелей — это всего лишь один из аспектов духовной жизни. Цель же у неё совершенно иная.
Именно с указания на эту цель начинается прозвучавший сейчас отрывок. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает», — говорит Господь. Всю жизнь человек может бороться со страстями и развивать добродетели, но если это не делается ради Христа и Его Евангелия, то, как говорит об этом святитель Феофан, это «всё не в прок, всё напрасный труд, напрасная трата сил и времени». Ведь всё это в итоге обернётся во вред для самого человека. Ведь на всём этом не будет лежать отпечатка вечности. Всё это будет пропитано иллюзиями и фантазиями человека о том, какой он должен быть, чтобы угодить людям и самому себе. Святые отцы описывают эти состояния как состояния прелести. То есть духовного заблуждения.
С точки зрения христианства, совершенство человека — это состояние, когда он все силы своей души направляет на то, чтобы воплотить в жизнь Евангелие Христово. Цель всей своей деятельности он видит в том, чтобы во всём искать и исполнять волю Небесного Отца. То есть ежедневно, ежечасно понуждать себя оказывать милость, любовь и снисхождение окружающим. Если мы последовательно будем воспитывать в себе именно этот навык, по мере нашего усилия душа будет наполняться Духом Христовым. Тогда не только наши достоинства, но даже и наши недостатки будут поставлены на службу Богу. И в своё время по Своей великой милости, а также по нашим просьбам и трудам, Господь обязательно уберёт те из них, в которых нет необходимости, и которые не полезны ни нам, ни окружающим в деле спасения нашей души.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Литургия начинается дивным возгласом: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа — потому что силой Святаго Духа мы соприкасаемся этому Божественному Царству, которое благодатью, радостью, миром и любовью отображается в наших сердцах. Вот почему такое особое состояние посещает нас во время Литургии. Даже тогда, когда мы выходим из храма, у нас иные чувствования, потому что мы приобщились Божественному Царству, мы прикоснулись к нему, мы стали на мгновение небожителями. И хотя, обремененные грехами, немощами и самой физической природой, мы не способны видеть то, к чему мы прикоснулись — сердцем чувствуем. И этим опытом живого и действенного Божественного Царства, которое не придет когда-то, а уже есть, потому что нет времени там, где есть Божественное Царство, — опытом этого Царства мы обогащаемся и обретаем великую силу и способность помнить все, чему Господь научил нас.
Кампания по вскрытию святых мощей 1918-1920 годов
Шестнадцатого февраля 1919 года наркомат юстиции принял постановление о вскрытии мощей святых Русской Церкви во всероссийском масштабе. Вскрытия начались даже до постановления. Кампания продолжалась с 23 октября 1918 года (вскрытие мощей преподобного Александра Свирского) по 1 декабря 1920 года. За это время было вскрыто 65 мощей. Семнадцатого февраля 1919 года в ответ на начавшееся кощунство Патриарх издал указ, в котором требовал от архиереев устранить поводы к соблазну в отношении мощей (в ряде монастырей и храмов святые останки помещали в специально созданные «куклы», чтобы тело святого казалось полностью сохранным). Разумеется, от большинства вскрытых мощей оставались лишь костные останки, о чем тут же оповещала советская пресса. Нетление объявлялось следствием естественной мумификации. Многие христиане, выступившие в защиту мощей, были репрессированы. Так большевики стремились остановить жизнь Церкви.
Притча о вере в Бога
Советским космонавтам, во время заграничного турне, выпало вступить в разговор с епископом. Ну они, естественно, сразу с места в карьер — вот мы даже в открытый космос выходили, а никакого Бога не увидели. А тот им в ответ — так вам нужно было просто шлем приоткрыть — сразу бы увидели...
Роль ревности (решимости) и дисциплины в духовной жизни
Христианство невозможно факультативно. У прп. Серафима Саровского спросили: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» «Потому, — ответил преподобный Серафим, — что не имеем к тому решимости». Свмч. Сергий Мечёв отмечал: «От святых мы отличаемся непостоянством».
Духовная жизнь зависит от решимости человека в значительно большей степени, чем от внешних обстоятельств. Адам пал в Раю, а Лот спасся в Содоме.
В духовной жизни нет середины, её можно уподобить движению на лодке против течения. Христиане идут против течения падшего мира и собственной склонности ко греху; любая остановка приводит к удалению от цели.
Дисциплину в духовной жизни можно сравнить с дисциплиной спортсмена: чтобы был результат, занятия должны быть регулярными; так и духовная жизнь не вызывается лишь озарениями — это систематический труд.
Когда человек говорит, что у него нет времени на духовную жизнь, то это лишь значит, что у него в приоритете что-то другое. За деньгами человек отправляется на край света, а за Богом зачастую не может и до ближайшего храма дойти.
Материализм и теизм
Люди, которые отвергают христианскую веру ради атеизма, обычно являются материалистами — то есть полагают, что вся реальность сводится к материи, которая вечно движется по неизменным законам природы. При этом считается, что материя (в том или ином виде) существует вечно, а её законы никто не устанавливал.
Теисты, то есть люди, которые верят в то, что мир сотворён и поддерживается в бытии личностным, всемогущим и нравственно благим Богом, тоже верят в реальность материи, которую создал Бог и которая движется по установленным Им законам.
Но с точки зрения теизма, материя — это далеко не всё. Существует духовная реальность: Бог, ангелы, души людей, добро, красота, свобода — всё то, что не может быть сведено к материи и её законам.
Атеисты часто считают материализм «научным», но это ошибка в категориях. Материализм никоим образом не является научной теорией, которую мы могли бы обосновать, опираясь на научный метод. Это философская доктрина, причем доктрина, которую у нас не только нет оснований принимать, но есть ряд серьезных оснований отвергнуть.
Молитвословия
Тропарь великомученика Димитрия Солунского
глас 3
Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче,/ языки побеждающа./ Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/ и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/ тако, святе Димитрие,/ Христу Богу молися// даровати нам велию милость.
Кондак великомученика Димитрия Солунского
глас 2
Кровей твоих струями, Димитрие,/ Церковь Бог обагри,/ давый тебе крепость непобедимую/ и соблюдая град твой невредим,// того бо еси утверждение.
Молитва великомученику Димитрию Солунскому
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Тропарь преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, в Дальних пещерах
глас 4
Правило веры, и образ кротости,/ и воздержания известный учитель Христову стаду воистину был еси,/ уча е выну смирению,/ не мудрствовати еже высокая,/ сего ради стяжал, яже желаше,/ отче святителю Феофиле,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского,
глас 4
Яко воистинну по имени своему ты,/ Боголюбезне святителю Феофиле и преподобне, соблюдши,/ явися тебе Христос Спас,/ обещая ти Живот и Царствие Свое,/ в немже, днесь ликуя, не забуди нас, рабов твоих.
Тропарь трясения
глас 8
Призираяй на землю и творяй ю трястися,/ избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш,/ и низпосли нам богатыя милости Твоя// молитвами Богородицы, и спаси ны.
Кондак трясения
глас 6
Избави труса тяжкаго всех нас, Господи,/ и язвы нестерпимыя грех ради наших,/ пощади, Господи, православныя люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко,/ и град не предаждь в погибель трусом страшным,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы,/ и воззови поющим:// Аз есмь с вами, и никтоже на вы.