Церковный календарь

8 ноября. Память великомученика Димитрия Солунского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
8 ноября. Память великомученика Димитрия Солунского

Седмица 22-я по Пятидесятнице
Поста нет. 26 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученика Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).

Преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мученика Луппа (ок. 306). Преподобного Афанасия Мидикийского (ок. 814). Преподобного Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).

Великомученик Димитрий Солунский

Димитрий родился в Солуни (старославянское название Фессалоники) в семье римского проконсула, тайного христианина. Когда он вырос, император Максимиан назначил святого на должность его умершего отца и потребовал извести в области всех христиан. Однако Димитрий, напротив, стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Узнав, что Димитрий — христианин, Максимиан бросил святого в темницу, где вскоре, по его приказу, тюремная стража пронзила Димитрия копьями. Спустя века святой стал особо почитаться в России. Русские воины всегда верили, что находятся под покровительством святого, который уже не раз, после своей кончины, спасал родную Солунь от врагов. Князь Димитрий Донской, названный в честь великомученика, накануне Куликовской битвы перенес из Владимира в Москву его икону, и в память воинов, павших в битве, была установлена для поминовения Димитриевская родительская суббота.

О службе в память земле трясения в Константинополе в 740 году

В день великомученика Димитрия Солунского совершается и воспоминание сильного землетрясения, бывшего в Константинополе в 740 году. Служба дня называется: «Святого великомученика Димитрия Мироточца и воспоминание великого и страшного землетрясения». Соединять эти последования предписывают некоторые студийские и иерусалимские Типиконы, в том числе принятый ныне в Русской Церкви. Землетрясение 740 года действительно было «великим и страшным» — разрушены многие здания, храмы, часть Феодосиевой стены и некоторые её башни. Но современники событие восприняли как явление силы Божией и знамение скорого завершения правления императора-иконоборца Льва III Исавра. Через несколько месяцев после землетрясения император скончался. В память о землетрясении была составлена особая служба.

Во время всенощного бдения в день воспоминания землетрясения читают три паремии землетрясения (Ис. 63:15–19, Вар. 4:5 и Дан. 9:15) — пророки говорят, что Бог сильной рукой может избавить от беды и наказания кающихся. В тропаре трясения Церковь просит Христа, как Владыку тварного мира, явить милость и избавить от угрозы «страшного труса»: «Призираяй на землю и творяй ю трястися, избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш, и низпосли нам богатыя милости Твоя молитвами Богородицы, и спаси ны». Кондак трясения начинается со слов: «Избави труса тяжкаго всех нас, Господи, и язвы нестерпимыя грех ради наших» и содержит просьбу к Христу, единой надежде живущих в городе, сохранить его от полной гибели. Акростих канона, составленного Иосифом Песнописцем, заключает в себе молитвенный призыв к Спасителю: «О Христе, земли колебание успокой скорее». Гимнографические тексты минейной службы 26 октября / 8 ноября входят также в Большой Требник, в собрание молитвословий на случай землетрясения.

Священное Писание

Кол., 256 зач., II, 20 - III, 3

20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 21 "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" 22 (что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?

23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.

ГЛАВА 3.

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном.

3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

 Лк., 55 зач., XI, 1-10

1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2 Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9 И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Фес. 1, 6-10; Лк. 11, 1-10

Господь дал молитву общую для всех, совместив в ней все нужды наши, духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Но так как в одной молитве нельзя совместить всего, о чем приходится молиться Богу в жизни, то, после молитвы общей, дано правило на случай частных о чем-либо прошений: "просите, и дано будет вам; ищете, и найдете; стучите и отворят вам". В церкви Божией так и делается: христиане все обще молятся об общих нуждах, но каждый частно излагает перед Господом свои нужды и потребности. Обще молимся в храмах по установленным чинопоследованиям, которые все ничто иное, как разъясненная и в разных видах изложенная молитва Господня, а частно, дома, всякий как умеет просит Господа о своем. И в храме можно молиться о своем, и дома можно молиться о своем, и дома можно молиться общею молитвою. Об одном только надо заботиться, чтобы, когда стоим на молитве, дома ли или в церкви, у нас на душе была действительная молитва, действительное обращение и восхождение ума и сердца нашего к Богу. Как кто сумеет пусть делает это. Не стой как статуя и не бормочи молитв, как заведенная машинка, играющая песни. Сколько ни стой так и сколько ни бормочи, нет у тебя молитвы, когда ум блуждает и сердце полно суетных чувств. Уж если стоишь на молитве, приладился к ней, что стоит тебе и ум и сердце привлечь сюда же? И влеки их, хотя бы они упорствовать стали. Тогда составится молитва настоящая и привлечет милость Божию и Божие обетование молитве: просите и дастся, исполнится. Не дается часто оттого, что прошения нет, а только просительное положение.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Литургия начинается дивным возгласом: Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа — потому что силой Святаго Духа мы соприкасаемся этому Божественному Царству, которое благодатью, радостью, миром и любовью отображается в наших сердцах. Вот почему такое особое состояние посещает нас во время Литургии. Даже тогда, когда мы выходим из храма, у нас иные чувствования, потому что мы приобщились Божественному Царству, мы прикоснулись к нему, мы стали на мгновение небожителями. И хотя, обремененные грехами, немощами и самой физической природой, мы не способны видеть то, к чему мы прикоснулись — сердцем чувствуем. И этим опытом живого и действенного Божественного Царства, которое не придет когда-то, а уже есть, потому что нет времени там, где есть Божественное Царство, — опытом этого Царства мы обогащаемся и обретаем великую силу и способность помнить все, чему Господь научил нас.

Кампания по вскрытию святых мощей 1918-1920 годов

Шестнадцатого февраля 1919 года наркомат юстиции принял постановление о вскрытии мощей святых Русской Церкви во всероссийском масштабе. Вскрытия начались даже до постановления. Кампания продолжалась с 23 октября 1918 года (вскрытие мощей преподобного Александра Свирского) по 1 декабря 1920 года. За это время было вскрыто 65 мощей. Семнадцатого февраля 1919 года в ответ на начавшееся кощунство Патриарх издал указ, в котором требовал от архиереев устранить поводы к соблазну в отношении мощей (в ряде монастырей и храмов святые останки помещали в специально созданные «куклы», чтобы тело святого казалось полностью сохранным). Разумеется, от большинства вскрытых мощей оставались лишь костные останки, о чем тут же оповещала советская пресса. Нетление объявлялось следствием естественной мумификации. Многие христиане, выступившие в защиту мощей, были репрессированы. Так большевики стремились остановить жизнь Церкви.

Притча о вере в Бога

Советским космонавтам, во время заграничного турне, выпало вступить в разговор с епископом. Ну они, естественно, сразу с места в карьер — вот мы даже в открытый космос выходили, а никакого Бога не увидели. А тот им в ответ — так вам нужно было просто шлем приоткрыть — сразу бы увидели...

Роль ревности (решимости) и дисциплины в духовной жизни

Христианство невозможно факультативно. У прп. Серафима Саровского спросили: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» «Потому, — ответил преподобный Серафим, — что не имеем к тому решимости». Свмч. Сергий Мечёв отмечал: «От святых мы отличаемся непостоянством».

Духовная жизнь зависит от решимости человека в значительно большей степени, чем от внешних обстоятельств. Адам пал в Раю, а Лот спасся в Содоме.

В духовной жизни нет середины, её можно уподобить движению на лодке против течения. Христиане идут против течения падшего мира и собственной склонности ко греху; любая остановка приводит к удалению от цели.

Дисциплину в духовной жизни можно сравнить с дисциплиной спортсмена: чтобы был результат, занятия должны быть регулярными; так и духовная жизнь не вызывается лишь озарениями — это систематический труд.

Когда человек говорит, что у него нет времени на духовную жизнь, то это лишь значит, что у него в приоритете что-то другое. За деньгами человек отправляется на край света, а за Богом зачастую не может и до ближайшего храма дойти.

Материализм и теизм

Люди, которые отвергают христианскую веру ради атеизма, обычно являются материалистами — то есть полагают, что вся реальность сводится к материи, которая вечно движется по неизменным законам природы. При этом считается, что материя (в том или ином виде) существует вечно, а её законы никто не устанавливал.

Теисты, то есть люди, которые верят в то, что мир сотворён и поддерживается в бытии личностным, всемогущим и нравственно благим Богом, тоже верят в реальность материи, которую создал Бог и которая движется по установленным Им законам.

Но с точки зрения теизма, материя — это далеко не всё. Существует духовная реальность: Бог, ангелы, души людей, добро, красота, свобода — всё то, что не может быть сведено к материи и её законам.

Атеисты часто считают материализм «научным», но это ошибка в категориях. Материализм никоим образом не является научной теорией, которую мы могли бы обосновать, опираясь на научный метод. Это философская доктрина, причем доктрина, которую у нас не только нет оснований принимать, но есть ряд серьезных оснований отвергнуть.

Молитвословия

Тропарь великомученика Димитрия Солунского

глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче,/ языки побеждающа./ Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/ и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/ тако, святе Димитрие,/ Христу Богу молися// даровати нам велию милость.

Кондак великомученика Димитрия Солунского

глас 2

Кровей твоих струями, Димитрие,/ Церковь Бог обагри,/ давый тебе крепость непобедимую/ и соблюдая град твой невредим,// того бо еси утверждение.

Молитва великомученику Димитрию Солунскому

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Тропарь преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского, в Дальних пещерах

глас 4

Правило веры, и образ кротости,/ и воздержания известный учитель Христову стаду воистину был еси,/ уча е выну смирению,/ не мудрствовати еже высокая,/ сего ради стяжал, яже желаше,/ отче святителю Феофиле,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Феофила Печерского, архиепископа Новгородского,

глас 4

Яко воистинну по имени своему ты,/ Боголюбезне святителю Феофиле и преподобне, соблюдши,/ явися тебе Христос Спас,/ обещая ти Живот и Царствие Свое,/ в немже, днесь ликуя, не забуди нас, рабов твоих.

Тропарь трясения

глас 8

Призираяй на землю и творяй ю трястися,/ избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш,/ и низпосли нам богатыя милости Твоя// молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак трясения

глас 6

Избави труса тяжкаго всех нас, Господи,/ и язвы нестерпимыя грех ради наших,/ пощади, Господи, православныя люди Твоя,/ яже стяжал еси Твоею Кровию, Владыко,/ и град не предаждь в погибель трусом страшным,/ иного бо, разве Тебе, Бога не вемы,/ и воззови поющим:// Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Теги:
Великомученик Димитрий Солунский
православный календарь

Все публикации