Церковный календарь

5 ноября. Память апостола Иакова, брата Господня по плоти

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
5 ноября. Память апостола Иакова, брата Господня по плоти

22-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 23 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей праведного Иакова Боровичского, Новгородского, чудотворца (1544).

Святителя Игнатия, патриарха Константинопольского (877–878). Преподобного Елисея Лавришевского (ок. 1250).

Священномучеников Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова и Созонта Решетилова пресвитеров (1937); преподобномученицы Евфросинии Тимофеевой (1942).

Апостол Иаков, брат Господень

Иаков, брат Господень, был старшим сыном Иосифа, который после кончины своей первой супруги вел до старости праведную жизнь и был обручен Пресвятой Деве Марии. По преданию, Иаков сопровождал Святое Семейство во время бегства в Египет. Господь Иисус Христос явился ему после Воскресения и поставил епископом Иерусалимской церкви. Иаков вел столь благочестивую жизнь, что заслужил почет и среди христиан, и среди простых иудеев, и даже у римских властей. Недаром иудейские начальники, опасаясь растущего влияния апостола, воспользовались отъездом римского прокурора, чтобы расправиться с ним. Предвидя свою кончину, Иаков написал Соборное послание, в котором горячо призывал христиан стойко терпеть испытания и жить как верой, так и добрыми делами, ибо «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».

Праведный Иаков Боровичский

Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, — один из тех святых, о земной жизни которых ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи Новгородской области по реке Осте против течения приплыла большая льдина, на которой стояла дубовая колода без крышки, а в ней лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами отталкивали льдину к середине реки, но она трижды возвращалась к берегу. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Моё имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Вскоре от мощей святого отрока стало совершаться множество чудес, и они были поставлены на поклонение в Святодуховском храме.

Преподобный Елисей Лавришевский

Преподобный Елисей был сыном литовского князя и занимал высокую должность при дворе. После принятия святого крещения он оставил службу и удалился в пустынь, где основал монастырь. Со временем монастырь стал Лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В ночь на 23 октября 1250 года преподобный Елисей был убит своим келейником, который совершил этот поступок, находясь в помрачении от диавола. После кончины мощи преподобного были прославлены многочисленными чудотворениями. Сам убийца исцелился от беснования через случайное прикосновение к мощам святого. В 1505 году татарское войско приблизилось к Лавришевскому монастырю, но обратилось в бегство, испугавшись видения, будто двор обители заполнен вооруженной конницей.

Священное Писание

Кол., 260 зач., IV, 2-9

2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.

3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, 4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.

5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.

6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.

7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, 9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

Лк., 48 зач., IX, 49-56

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; 52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; 53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

54 Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Кол. 4, 2-9; Лк. 9, 49-56

Как относиться к неверам, неисповедующим Господа? Так же как Господь отнесся к непринявшей Его веси. Юная ревность, являющая много жару, хотела бы огонь низвести на них с неба, но ее сдерживает Сам Господь: «не знаете, какого вы духа»… Господь Спаситель, в принятии Которого состоит и самое спасение, ничего не сделал непринявшим Его, но, минуя их, пошел в другую весь, предоставив их самим себе. Так и ныне надобно: пусть неверы идут своею дорогою, а верующие своею. Есть Бог, Который всех разберет в свое время. О них жалеть и молиться надобно; надо желать, чтобы они познали истину и изыскивать случаи намекнуть им о ней, а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный — и довольно.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня есть определенные силы в обществе, которые не желают, чтобы Церковь говорила правду своему народу, чтобы она обращалась к людям с пророческим словом. Нам говорят: запритесь за дверями своих храмов и делайте там что хотите, но вы не имеете права обращаться к людям. Мы не входим в полемику с теми, кто так говорит, хотя и знаем, что едва ли не каждое доброе слово Церкви сегодня стремятся встретить клеветой, исказить его смысл, с тем чтобы оно не достигло сознания современного человека. Но мы хотим сказать всем: невозможно изолировать Церковь от народа, потому что Церковь — это и есть народ. Никакими средствами сегодня невозможно закрыть наши уста! И мы будем провозглашать Божию правду, в полной мере сознавая, что это очень рискованное служение. Вот почему я призываю все духовенство к мудрости и мужеству, к готовности исповедовать Христа и словом, и делом. Ведь если и в этот раз мы не достучимся до человеческих умов и сердец, то все может кончиться катастрофой. Мы не вправе допустить ничего подобного тому, что произошло в начале далекого XVII века, — никаких смут, никаких революций, никаких конфликтов в России быть не должно.

Литургия апостола Иакова

Апостолу Иакову, брату Господню и первому епископу Иерусалимскому, Предание приписывает составление древнего чина Божественной Литургии. До IV века в нём ещё не было некоторых обрядов и песнопений, ныне употребляемых, а миряне причащались, как и священнослужители, в алтаре: благоговейно принимали частицу Святого Тела Христова, а затем испивали из Святой Чаши. В Константинопольской Церкви Литургия апостола Иакова не совершалась, но её изредка служили в Иерусалимской Церкви, о чём писал в XII веке Патриарх Феодор Вальсамон: «Иаков, брат Господень, первый передал божественное священнодействие, которое у нас неизвестно, у иерусалимлян же и жителей Палестины совершается в великие праздники». Списки Литургии апостола Иакова в X веке были обнаружены католическим монахом Венедиктом Мональдином в середине XVIII века. С них был сделан русский перевод, опубликованный в «Собрании древних Литургий». Кроме того, существуют более древние сирийские списки Литургии апостола Иакова, употреблявшиеся еретиками-монофизитами.

В Рай входят бесплатно, а вход в aд платный...

Отец говорит своему сыну: «Сынок, знаешь, что поистине в Рай входят бесплатно, а вход в aд платный, а иногда и дорогостоящий...»

Удивленно сын спрашивает: «Как это, отец?»

Отец говорит: «Да, жар ада стоит дорого. Кто играет в азартные игры — платит. Кто употребляет алкоголь или наркотики — платит. Кто сигару курит — платит... А рай, сынок даром: молишься даром; держишь пост даром; делаешь угодное Господу даром. Отвернуться от соблазна и греха, боясь Бога, тоже ничего не стоит... Зачем же платить за ад, когда можно получить Рай даром?»

Где об этом сказано в Библии?

Не обо всём, что имеется в практике духовной, церковной жизни, прямо сказано в Библии. О многом из этого сказано в Священном Предании.

Священное Писание — часть Священного Предания, всего спасительного опыта Церкви. На протяжении веков Св. Предание приумножается опытом и знаниями. Церковь — не археологический музей, не труп, а живой организм, Дух Святой оживотворяет Её. История Церкви не завершилась, а только началась около 2000 лет назад. Церковь была, есть и будет столпом и утверждением истины (1Тим.3:15).

Святитель Василий Великий в послании «О Святом Духе» к Амфилохию: «Если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например, (напомню сначала о первом и самом общем), кто возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению Таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду Крещения, и елей Помазания, и даже самого крещаемого по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию?» (гл. 27).

Молитвословия

Тропарь апостола Иакова

глас 2

Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие,/ яко мученик имаши еже неописанное,/ дерзновение яко брат Божий,/ еже молитися яко иерарх:// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак апостола Иакова

глас 4

Отчее Единородное Бог Слово,/ пришедшее к нам в последния дни,/ Иакове Божественне,/ перваго тя показа/ иерусалимлян пастыря и учителя,/ и вернаго строителя таинств духовных:// темже тя вси чтим, апостоле.

Тропарь преподобного Елисея Лавришевского и святителя Лаврентия, затворника Печерского, епископа Туровского в Ближних пещерах

глас 3

Преподобне отче наш Елиссее,/ с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая,/ земную славу и честь стопам Христа повергли есте,/ темже Господь увенча вас/ нетленным венцем славы Своея.

Тропарь блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

глас 1

Божественною благодатию просветився,/ и по смерти даруеши исцеление/ притекающим к тебе, премудре Иакове:/ темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение,/ веселяще вкупе души и телеса./ Тем вси вопием:/ слава Давшему ти крепость!/ Слава Венчавшему тя!/ Слава Действующему тобою всем исцеления!

Кондак блаженного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

глас 8

Верою и любовию/ твое честное пренесение празднующих, блаженне,/ сохрани и соблюди от веяния злобы и соблазна змиина,/ имаши бо дерзновение ко Владыце всех, Христу Богу./ Егоже моли спасти православныя люди,/ молящия тя, да вси вопием ти:/ радуйся, отче Иакове,/ всея Российския земли удобрение.

Теги:
Апостол Иаков от 70-ти
праведный Иаков Боровичский
преподобный Елисей Лавришевский
православный календарь

Все публикации