Церковный календарь

31 октября. Память апостола и евангелиста Луки

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
31 октября. Память апостола и евангелиста Луки

Неделя 19-я по Пятидесятнице.
Поста нет. 18 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола и евангелиста Луки (I). Обретение мощей преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (2001).

Мученика Марина (IV). Преподобного Иулиана (IV). Великомученицы Златы (Хрисы) (1795) (Болг.).

Священномучеников Андрея Воскресенского, Сергия Бажанова, Николая Соколова и Сергия Гусева пресвитеров, мученицы Елисаветы Крымовой (1937).

Апостол и евангелист Лука

Апостол и евангелист Лука был родом из Антиохии Сирийской, врачом по профессии. Услышав о проповеди Христа, святой Лука прибыл в Палестину и горячо воспринял спасительное благовестие. После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Святой Лука сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях. После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла святой Лука покинул Рим и с проповедью прошёл Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь. По преданию он написал первые иконы Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы, написанные апостолом. Кроме Евангелия святой Лука написал книгу Деяний святых апостолов. Церковь прославляет его как «Апостольских деяний сказателя и Евангелия Христова светла списателя, врача суща, человеческие немощи, естества недуги и язи душ исцеляющего и молящегося непрестанно за души наша».

Написание Евангелия от Луки

Апостол Лука именуется евангелистом, то есть автором Евангелия, и дееписателем, то есть автором книги Деяний святых апостолов. Евангелие от Луки и книга Деяний адресованы одному человеку — достопочтенному Феофилу («боголюбцу»). Книга Деяний относится к историческим книгам Нового Завета, поэтому апостол Лука почитается как первый церковный историк. В Евангелии также отражён его исторический подход к событиям. Начало Евангелия свидетельствует, что апостол поставил перед собой задачу на основе сведений, полученных от очевидцев служения Христа, изложить евангельскую историю в хронологической последовательности. Последовательным изложением служения Господа он намерен утвердить читателя в вере. Апостол Лука указал причину, побудившую к письменному свидетельству, — появление ложных евангелий.

Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий

Преподобный Иосиф принял постриг в Боровском монастыре. Около 18 лет он провел под руководством преподобного Пафнутия и после его смерти был назначен игуменом монастыря. Движимый ревностью о спасении, преподобный Иосиф ввел в монастыре общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Тогда преподобный Иосиф покинул обитель и подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. В 1479 году в волоколамских пределах он основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. Свой личный подвиг преподобный сочетал с постоянной заботой о духовном совершенствовании братии монастыря, для которой написал устав. Многие из его учеников были причислены лику святых, а сам монастырь стал центром духовного просвещения.

Священное Писание

2 Кор., 194 зач., XI, 31 - XII, 9

31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

ГЛАВА 12.

1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.

2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

3 И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), 4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.

6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.

9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Лк., 35 зач., VIII, 5-15

5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 8, 5-15

Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие — под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, — выбрось из головы, а когда не выбрасывается, — подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой Иоанн Златоуст говорит, что в гордости – начало греха и его опора, и это действительно так. Святой Иоанн Лествичник, желая показать, что в гордости обнаруживается сама природа греха, говорит, что гордость есть отвержение Бога, – то есть то самое деяние, которое совершил Денница; есть изобретение бесов, корень хулы, источник гнева и лицемерия, источник невозможности творить дела милосердия и быть сострадательным. Эти замечательные слова преподобного Иоанна помогают нам понять, что гордость – не просто черта характера, не просто одна из приобретенных дурных наклонностей. В гордости обнаруживается сама природа греха, суть которой – в отвержении Бога.

Притча

Воздух похож на Бога. Он всегда рядом, и его не видно. То, насколько он нужен, узнаешь, когда его не хватает.

Солнце похоже на Бога. Оно может и греть, и сжигать. На его огненный диск нельзя смотреть без боли. Все живое тянется к нему. Все живое пьет его силу.

Море похоже на Бога. Когда оно прозрачно и ласково, это похоже на нежность Большого к маленькому. Когда оно бушует и пенится — с ним нельзя спорить.

На Бога похож мужчина. Когда он кормит семью и готов за нее драться. И еще когда он скуп на слова и улыбается редко.

На Бога похожа женщина. Когда она кормит грудью и ночью встает на плач. Когда она растворяется в детях и отвыкает думать о себе.

Так много всего в мире похоже на Бога. Откуда взялись атеисты?

Протоиерей Андрей Ткачев

Принципы правильного толкования Библии (Герменевтика) − Часть 4

6) Учёт литературных приёмов.

В Библии используются прообразы, пророчества, сравнения, метафоры, поговорки, притчи, аллегории, поэтому не весь её текст следует воспринимать буквально.

Пример пророчества из (Мф.1:21-23): «...и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис.7:14).
Евангелист применяет это пророчество, в частности, потому, что совпадает внутренний смысл этих имен (Иисус — «Господь спасает», Эммануил — «с нами Бог»). В Библии иногда имя не только определяет, но и характеризует личность. Это подтверждает ещё одна цитата того же пророка Исаии через одну главу: «Ибо младенец родился нам…, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6).

Пример гиперболы (поэтического преувеличения): «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:27-30).

Молитвословия

Тропарь апостола и евангелиста Луки

глас 5

Апостольских деяний сказателя/ и Евангелия Христова светла списателя,/ Луку препетаго,/ славна суща Христове Церкви,/ песньми священными святаго апостола похвалим,/ яко врача суща,/ человеческия немощи,/ естества недуги и язи душ исцеляюща// и молящася непрестанно за души наша. 

Кондак апостола и евангелиста Луки

глас 2

Истиннаго благочестия проповедника/ и таин неизреченных ритора,/ звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим:/ Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя,// Един ведый сердечная.

Молитва апостолу и евангелисту Луке

О, преславный апостоле Луко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Иосифа Волоцкого

глас 5

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа Волоцкого

глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

О, преблаженне и преславне отче наш Иосифе! Ведуще твое великое к Богу дерзновение и ко твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас (имена) светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего безмятежно прейти и пристанища спасения неблазненно достигнути. Се бо, суетными порабощени суще, грехолюбиви же и немощни от обышедших нас зол. Ты явил еси неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем. Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование, еже о бедствующих милосердствовати. Темже убо ныне, к тебе прибегающе, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражеских защити; препитавый гладом погибающия, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и раскола и смущений молитвами твоими огради, да тожде мудрствуим вси, единым сердцем славяще Святую Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Теги:
Апостол Лука
преподобный Иосиф Волоцкий
православный календарь

Все публикации