31 октября. Память апостола и евангелиста Луки

5427
Фото

Седмица 22-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Апостола и евангелиста Луки (I). Обретение мощей преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (2001).

Мученика Марина (IV). Преподобного Иулиана (IV). Великомученицы Златы (Хрисы) (1795) (Болг.).

Священномучеников Андрея Воскресенского, Сергия Бажанова, Николая Соколова и Сергия Гусева пресвитеров, мученицы Елисаветы Крымовой (1937).

Апостол и евангелист Лука

Апостол и евангелист Лука был родом из Антиохии Сирийской, врачом по профессии. Услышав о проповеди Христа, святой Лука прибыл в Палестину и горячо воспринял спасительное благовестие. После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Святой Лука сопровождал апостола Павла в его миссионерских путешествиях. После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла святой Лука покинул Рим и с проповедью прошёл Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь. По преданию он написал первые иконы Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», — сказала Пречистая Дева, увидев иконы, написанные апостолом. Кроме Евангелия святой Лука написал книгу Деяний святых апостолов. Церковь прославляет его как «Апостольских деяний сказателя и Евангелия Христова светла списателя, врача суща, человеческие немощи, естества недуги и язи душ исцеляющего и молящегося непрестанно за души наша».

Написание Евангелия от Луки

Апостол Лука именуется евангелистом, то есть автором Евангелия, и дееписателем, то есть автором книги Деяний святых апостолов. Евангелие от Луки и книга Деяний адресованы одному человеку — достопочтенному Феофилу («боголюбцу»). Книга Деяний относится к историческим книгам Нового Завета, поэтому апостол Лука почитается как первый церковный историк. В Евангелии также отражён его исторический подход к событиям. Начало Евангелия свидетельствует, что апостол поставил перед собой задачу на основе сведений, полученных от очевидцев служения Христа, изложить евангельскую историю в хронологической последовательности. Последовательным изложением служения Господа он намерен утвердить читателя в вере. Апостол Лука указал причину, побудившую к письменному свидетельству, — появление ложных евангелий.

Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий

Преподобный Иосиф принял постриг в Боровском монастыре. Около 18 лет он провел под руководством преподобного Пафнутия и после его смерти был назначен игуменом монастыря. Движимый ревностью о спасении, преподобный Иосиф ввел в монастыре общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Тогда преподобный Иосиф покинул обитель и подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. В 1479 году в волоколамских пределах он основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. Свой личный подвиг преподобный сочетал с постоянной заботой о духовном совершенствовании братии монастыря, для которой написал устав. Многие из его учеников были причислены лику святых, а сам монастырь стал центром духовного просвещения.

Евангелие дня

Как узнать волю Бога о себе и своей жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из девятой главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 9.

18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.

20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.

21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,

22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Ветхий Завет очень интересным образом рассказывает о том, как Бог создал женщину. Некоторое время после творения Адам был единственным человеком на земле. Однако в замысле Бога у него должна была быть спутница, друг и помощник. Примечательно то, что Господь не сразу приступает к созданию Евы. Непосредственно перед этим Он даёт Адаму заповедь наречь имена всем животным. Адам выполняет это и в процессе знакомства с окружающим миром понимает, что такого, как он, больше нет. Он один на этой земле. У него возникает острая потребность в другом человеке. И вот только тогда Бог наводит на него особый сон и появляется первая женщина. Это очень важный момент. Творец не ставит мужчину перед фактом — дескать, вот теперь, хочешь не хочешь, ты должен жить с этой женщиной. Он создаёт такие условия, что это понимание рождается в Адаме естественным образом. Возможно, он начинает даже задавать вопросы Творцу и просит Его объяснить, почему у него такое ощущение, будто кого-то рядом нет. В ответ на этот созревший запрос и исполняется воля Бога.

Через призму этой духовной закономерности можно взглянуть и на только что прозвучавший отрывок. Господь прекрасно знает, за кого Его почитают люди. Но в данный момент Ему важно, что по этому поводу думают апостолы. Они провели с Ним уже достаточно времени. У них накопился достаточный опыт, чтобы они смогли поразмыслить и сделать выводы о том, кем на самом деле является их Учитель. Подобно другим иудеям, у них также, наверняка, было много разных мнений на этот счёт. Они обсуждали, спорили, сомневались, молились. В прозвучавшем отрывке в ответе Петра мы как раз и видим то, к чему они пришли. Они осознали, кто есть Христос. Он Сын Бога. И вот только после того, как они дозрели до этой мысли, лишь после того, как она родилась прямо из их сердца, Господь открывает им подлинную цель Своей миссии. Это страдание, смерть и воскресение. Раньше они просто не смогли бы этого принять. Теперь же они готовы. Готовы к тому, чтобы идти с этим опытом дальше и открывать для себя нечто новое о Христе.

Оба библейских эпизода демонстрируют нам важную истину. Господь — премудрый педагог, а потому Он далеко не всегда даёт нам прямые ответы на наши вопросы. Он понимает, что многое из того, что мы просим, бывает слишком преждевременным. И если он спустит нам сверху готовое решение, мы не сможем его усвоить или поймём превратно. Он действует иначе. Создаёт такие условия жизни, когда ответы словно рождаются из нашего сердца. Он подводит нас к ним через обстоятельства, через людей, через ситуации. Благодаря всему этому, мы копим новый опыт. И когда вода начинает литься через край чаши, когда мы созрели, Господь даёт нам ответ. Открывает нечто новое о Себе, об этой жизни, о нас самих. Если что-то от нас скрыто, значит время ещё не пришло.

Это не означает, что мы должны сидеть сложа руки и ждать. Адам активно готовился к появлению жены. Он исполнял заповедь Бога о наречении имён животным. Апостолы ходили везде за Христом, старались вникать в Его слова. Старались применить их в своей жизни. Так должны действовать и мы. Наша задача во всех своих делах стремиться исполнять заповеди Творца. Все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием. Действовать так, будто мы апостолы Христовы. Порой совершать ошибки и впадать в заблуждения. Но каждый раз вставать и дальше идти за Спасителем. Одним словом, копить драгоценный опыт новой жизни. В этом и заключается воля Божия о каждом из нас. Когда наступит время, когда душа созреет, мы получим ответы на все свои вопросы. Их нам подарит Дух Божий, который постепенно, в меру нашего старания, будет наполнять наше сердце, раскрывая в нём Царство Небесное.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой Иоанн Златоуст говорит, что в гордости — начало греха и его опора, и это действительно так. Святой Иоанн Лествичник, желая показать, что в гордости обнаруживается сама природа греха, говорит, что гордость есть отвержение Бога, — то есть то самое деяние, которое совершил Денница; есть изобретение бесов, корень хулы, источник гнева и лицемерия, источник невозможности творить дела милосердия и быть сострадательным. Эти замечательные слова преподобного Иоанна помогают нам понять, что гордость — не просто черта характера, не просто одна из приобретенных дурных наклонностей. В гордости обнаруживается сама природа греха, суть которой — в отвержении Бога.

Притча

Воздух похож на Бога. Он всегда рядом, и его не видно. То, насколько он нужен, узнаешь, когда его не хватает.

Солнце похоже на Бога. Оно может и греть, и сжигать. На его огненный диск нельзя смотреть без боли. Все живое тянется к нему. Все живое пьет его силу.

Море похоже на Бога. Когда оно прозрачно и ласково, это похоже на нежность Большого к маленькому. Когда оно бушует и пенится — с ним нельзя спорить.

На Бога похож мужчина. Когда он кормит семью и готов за нее драться. И еще когда он скуп на слова и улыбается редко.

На Бога похожа женщина. Когда она кормит грудью и ночью встает на плач. Когда она растворяется в детях и отвыкает думать о себе.

Так много всего в мире похоже на Бога. Откуда взялись атеисты?

Протоиерей Андрей Ткачев

Принципы правильного толкования Библии (Герменевтика) − Часть 4

6) Учёт литературных приёмов.

В Библии используются прообразы, пророчества, сравнения, метафоры, поговорки, притчи, аллегории, поэтому не весь её текст следует воспринимать буквально.

Пример пророчества из (Мф.1:21-23): «...и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис.7:14).
Евангелист применяет это пророчество, в частности, потому, что совпадает внутренний смысл этих имен (Иисус — «Господь спасает», Эммануил — «с нами Бог»). В Библии иногда имя не только определяет, но и характеризует личность. Это подтверждает ещё одна цитата того же пророка Исаии через одну главу: «Ибо младенец родился нам…, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6).

Пример гиперболы (поэтического преувеличения): «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф.5:27-30).

Молитвословия

Тропарь апостола и евангелиста Луки

глас 5

Апостольских деяний сказателя/ и Евангелия Христова светла списателя,/ Луку препетаго,/ славна суща Христове Церкви,/ песньми священными святаго апостола похвалим,/ яко врача суща,/ человеческия немощи,/ естества недуги и язи душ исцеляюща// и молящася непрестанно за души наша.

Кондак апостола и евангелиста Луки

глас 2

Истиннаго благочестия проповедника/ и таин неизреченных ритора,/ звезду церковную, Луку Божественнаго восхвалим:/ Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя,// Един ведый сердечная.

Молитва апостолу и евангелисту Луке

О, преславный апостоле Луко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Иосифа Волоцкого

глас 5

Яко постников удобрение/ и отцев красоту,/ милости подателя,/ разсуждения светильника,/ вси вернии, сошедшеся, восхвалим/ кротости учителя/ и ересей посрамителя,/ премудраго Иосифа,/ российскую звезду,/ молящася Господу// помиловатися душам нашим.

Кондак преподобного Иосифа Волоцкого

глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский,/ и страстная взыграния в ничтоже вменив,/ пустынный гражданин показался еси,/ многих быв наставник, Иосифе преподобне,/ монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

О, преблаженне и преславне отче наш Иосифе! Ведуще твое великое к Богу дерзновение и ко твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас (имена) светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего безмятежно прейти и пристанища спасения неблазненно достигнути. Се бо, суетными порабощени суще, грехолюбиви же и немощни от обышедших нас зол. Ты явил еси неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем. Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование, еже о бедствующих милосердствовати. Темже убо ныне, к тебе прибегающе, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражеских защити; препитавый гладом погибающия, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и раскола и смущений молитвами твоими огради, да тожде мудрствуим вси, единым сердцем славяще Святую Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Апостол и евангелист Лука (1 век)
Жития святых 31 октября 2016
Апостол и евангелист Лука (1 век)

Апостол от 70-ти, родом из Антиохии Сирийской. Врач из просвещенных греков, изучил и живопись. Сотрудник апостола Павла и верный ученик его, прошел с проповедью Ахаию, Лилию, Египет. В г. Фивы мученически окончил земную жизнь в возрасте 80 лет.