Церковный календарь

30 октября. Память пророка Осии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 октября. Память пророка Осии

Неделя 20-я по Пятидесятнице
Поста нет. 17 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Осии (820 г. до Р. Х.). Преподобномученика Андрея Критского (767).

Преподобного Антония Леохновского, Новгородского (1611). Мучеников бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их мучеников Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского (898).

Священномучеников Неофита Любимова и Анатолия Ивановского пресвитеров, преподобномучеников Иакинфа Питателева и Каллиста Опарина (1918); священномученика Александра, архиепископа Семипалатинского (1937).

Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница».

Пророк Осия

Пророк Осия жил в Израильском царстве в первой половине VIII века до Рождества Христова. Книга его не используется в качестве паремий на богослужении, но слова этого пророка всем известны, так как они неоднократно цитируются в новозаветных книгах — в первую очередь в Четвероевангелии. Именно слова пророка Осии приводит апостол Матфей, описывая бегство Младенца Христа с Его Пречистой Матерью и праведным Иосифом в Египет от царя Ирода Великого: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2:13–15; ср. Ос. 11:1). Слова этого пророка дважды напоминает фарисеям Гос подь в том же Евангелии от Матфея (в 9 и 12 главах), указывая на необходимость следовать смыслу Закона Моисеева, а не ограничиваться формальным исполнением внешних установлений: «милости хочу, а не жертвы» (ср. Ос. 6:6). Более всего пророк Осия известен по словам, цитируемым апостолом Павлом (1 Кор. 15:55) и святителем Иоанном Златоустом в знаменитом «Огласительном слове», с древности (не позднее IX века) читаемом в конце Пасхальной утрени: «Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?» Эти восклицания лучше всего выражают радость победы Христа над смертью и адом. В тексте Осии эти вопрошания предваряются таким мессианским утверждением: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос. 13:14). Слова Осии: «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос. 6:2) понимаются святыми отцами как уникальное пророчество о трёхдневном Воскресении Христа, в силу которого будет и всеобщее воскресение мёртвых. Основание для такого понимания этого текста даёт апостол Павел, неоднократно цитирующий пророка Осию при изложении коринфянам учения о Воскресении и, в частности, именно к его пророчеству отсылает, говоря, что Христос «воскрес в третий день по Писанию» (1 Кор. 15:4).

Мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские

Косма и Дамиан Аравийские, как и их римские современники и тёзки, были врачами. Они лечили людей и не брали за это никаких денег. Слава о них дошла до языческого правителя Лисия. Святые Косма и Дамиан были арестованы. За отказ отречься от христианской веры их беспощадно били, а затем бросили в море. Но волна вынесла святых на берег. На вопрос, благодаря какому волшебству они спаслись, мученики ответили: «Мы христиане, колдовства не знаем, имеем только силу Христову, спасающую нас от всех бед». Тогда язычники обезглавили святых. Вместе с Космой и Дамианом замучили и их братьев — Леонтия, Анфима и Евтропия.

Преподобномученик Андрей Критский

Святой Андрей (не путать со святым Андреем Критским, автором Покаянного канона) был монахом на острове Крит. Он жил в правление императора-иконоборца Константина Копронима, который под страхом смерти повелел убрать святые иконы из храмов и домов. Ослушавшихся бросали в темницы. Святой пришел в Константинополь и в храме, где в тот час был император, громко обвинил его. Впечатленный мужеством монаха, правитель оправдывался и говорил, что безумно воздавать честь дереву и краскам. На это Андрей отвечал, что тот, кто страдает за святые иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на которой изображен Христос, оскорбляет Самого Христа. Разъяренный правитель Византии приказал немилосердно истязать святого Андрея. Его мученическая кончина во многом способствовала восстановлению иконопочитания.

Священное Писание

 Гал., 200 зач., I, 11-19

11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

 Лк., 35 зач., VIII, 5-15

5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 2, 16-20; Лк. 8, 5-15

Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие - под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, - выбрось из головы, а когда не выбрасывается, - подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Через Святую Евхаристию, через Причащение Господь подает нам прощение грехов. Как человек должен жить, чтобы победить гнездящиеся в нем пороки? Мы можем многое сделать на этом пути, а вот совершить отпущение собственных грехов своей властью и силой не можем, потому что грех есть нарушение Божиего закона и только Сам Бог, Чей закон мы преступаем, может простить нам наши прегрешения. Человек получает прощение грехов в таинстве Святого Причащения. Мы так и говорим: «Причащается раб Божий… во оставление грехов и в жизнь вечную», потому что через прощение грехов каждому из нас открывается возможность вечной жизни, вхождения в Божие Царство.

Святитель Андрей Кесарийский о чтении Апокалипсиса

Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своём Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях божественных. Выражение «чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1:1) обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, потому что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3:8; Пс. 89:5). Апостол Иоанн прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко» (Откр. 1:3).

Как вести себя в день Причастия?

Святитель Тихон Задонский: «По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии».

День Причащения — это особый день для христианина, когда он таинственным образом соединяется с Христом. После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить Дар достойно и не возвращаться к прежним грехам.

Следует стараться после Причастия не сразу окунаться в дела, а постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Получить бывает легче, чем удержать; святыня может быть оскорблена неблагоговейным поведением, конфликтом, осуждением, невоздержанностью, суетой. В день Причащения следует быть особенно внимательным к хранению мира в своей душе и отношению с окружающими.

Вместо покаянных вечерних молитв в этот может быть полезно прочесть на ночь Акафист Иисусу Сладчайшему.

Принципы правильного толкования Библии (Герменевтика) − Часть 3

5) Лингвистический аспект.

Часто в дискуссиях дилетантов, касающихся библейских мест, рассматривается только русский текст. Русский язык не является языком оригинала. Перевод не всегда может в полноте и точности передать содержание подлинника.

Примеры.

О братьях и сёстрах Спасителя говорится у всех евангелистов (Мк.6:2-4). В еврейском языке значения слов братья и сестры значительно шире, чем в русском и включают в себя всех родственников человека, более или менее равных по возрасту, тех, кого мы называем дальними родственниками, например, двоюродных братьев и сестер. Это могли быть дети Иосифа Обручника от первого брака и Иаков, сын Марии, которая приходилась родственницей Богородицы.

Дева Мария «родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25) и (Лк.2:7). Что касается слова первенец, то так переведено греческое слово (прототокос), буквально значащее перворожденный. Это понятие не генеалогическое, а юридическое (первенец имел преимущественные права среди детей). Всё это подтверждает и то, что младенца Иисуса на 40-й день родители принесли в Иерусалимский храм (мы отмечаем это событие в праздник Сретения), т.к. в храм приносили лишь первородного младенца мужского пола.

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:25-27). В семитских языках отсутствуют степени сравнения. Здесь, как часто в Библии, глагол ненавидеть имеет сравнительное значение любить меньше.

Молитвословия

Тропарь преподобномученика Андрея Критского

глас 4

Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне,/ паки же ко страдальчеству/ мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,// преподобномучениче Андрее, приснопамятне.

Кондак преподобномученика Андрея Критского

глас 8

Мужества тезоименитому благодарение,/ яко благочестия тайноглагольнику,/ похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне,/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ от всяких лютых ны спаси, да поем:// радуйся, отче приснопамятне.

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного

глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного

глас 8

Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.

Кондак пророка Осии

глас 2

Правыми стезями последуя заповедем Господа Твоего, пророче Осие,/ исполнился Духа Святаго/ и, прием дар пророчествия,/ провозгласил еси Израилю Христово, хотящее в последняя лета быти пришествие,/ обличая заблуждшия люди от пути праваго/ и наставляя на путь, ведущий в Вышний Иерусалим,/ идеже ныне; предстоя,/ молися непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница

глас 4

Избавление Приносящая всем, от сердца Тебе призывающим, принеси избавление скорое и нам, в лютых бедах прибегающим и в Тебе единой избавление наше по Бозе полагающим.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница

глас 4

Яко пресветлая звезда,/ просил Божественными чудесы/ святый образ Твой, Избавительнице,/ лучами благодати и милосердия Твоего/ озарив в нощи скорбей сущих./ Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/ избавление от бед,/ исцеление недугов душевных и телесных,/ спасение и велию милость.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Избавительница

О Мати Божия, помоще наша и защито, присно буди нам избавительница, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тя призываем, умилосердися и помози, пожалей и избави, приклони ухо Твое и наша скорбныя и слезныя молитвы приими, и якоже хощеши успокой и обрадуй нас, любящих Твоего возлюбленнаго Сына, Ему же слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Яко пресветлая звезда, просия божественными чудесы святой образ Твой, Избавительнице, лучами благодати и милосердия Твоего озарив в нощи скорбей сущих. Подаждь убо и нам, всеблагая Дево, избавление от бед, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствовавший с верою притекше, заступлением Твоим избавишася от злых, но, яко Мати Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: радуйся, Избавительнице наша от всех бед.

Теги:
пророк Осия
бессребреники Косма и Дамиан Аравийские
преподобномученик Андрей Критский
православный календарь

Все публикации