Церковный календарь

30 октября. Память пророка Осии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 октября. Память пророка Осии

20-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 17 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Осии (820 г. до Р. Х.). Преподобномученика Андрея Критского (767).

Преподобного Антония Леохновского, Новгородского (1611). Мучеников бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их мучеников Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского (898).

Священномучеников Неофита Любимова и Анатолия Ивановского пресвитеров, преподобномучеников Иакинфа Питателева и Каллиста Опарина (1918); священномученика Александра, архиепископа Семипалатинского (1937).

Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница».

Пророк Осия

Пророк Осия жил в Израильском царстве в первой половине VIII века до Рождества Христова. Книга его не используется в качестве паремий на богослужении, но слова этого пророка всем известны, так как они неоднократно цитируются в новозаветных книгах — в первую очередь в Четвероевангелии. Именно слова пророка Осии приводит апостол Матфей, описывая бегство Младенца Христа с Его Пречистой Матерью и праведным Иосифом в Египет от царя Ирода Великого: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2:13–15; ср. Ос. 11:1). Слова этого пророка дважды напоминает фарисеям Гос подь в том же Евангелии от Матфея (в 9 и 12 главах), указывая на необходимость следовать смыслу Закона Моисеева, а не ограничиваться формальным исполнением внешних установлений: «милости хочу, а не жертвы» (ср. Ос. 6:6). Более всего пророк Осия известен по словам, цитируемым апостолом Павлом (1 Кор. 15:55) и святителем Иоанном Златоустом в знаменитом «Огласительном слове», с древности (не позднее IX века) читаемом в конце Пасхальной утрени: «Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?» Эти восклицания лучше всего выражают радость победы Христа над смертью и адом. В тексте Осии эти вопрошания предваряются таким мессианским утверждением: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос. 13:14). Слова Осии: «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос. 6:2) понимаются святыми отцами как уникальное пророчество о трёхдневном Воскресении Христа, в силу которого будет и всеобщее воскресение мёртвых. Основание для такого понимания этого текста даёт апостол Павел, неоднократно цитирующий пророка Осию при изложении коринфянам учения о Воскресении и, в частности, именно к его пророчеству отсылает, говоря, что Христос «воскрес в третий день по Писанию» (1 Кор. 15:4).

Мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские

Косма и Дамиан Аравийские, как и их римские современники и тёзки, были врачами. Они лечили людей и не брали за это никаких денег. Слава о них дошла до языческого правителя Лисия. Святые Косма и Дамиан были арестованы. За отказ отречься от христианской веры их беспощадно били, а затем бросили в море. Но волна вынесла святых на берег. На вопрос, благодаря какому волшебству они спаслись, мученики ответили: «Мы христиане, колдовства не знаем, имеем только силу Христову, спасающую нас от всех бед». Тогда язычники обезглавили святых. Вместе с Космой и Дамианом замучили и их братьев — Леонтия, Анфима и Евтропия.

Преподобномученик Андрей Критский

Святой Андрей (не путать со святым Андреем Критским, автором Покаянного канона) был монахом на острове Крит. Он жил в правление императора-иконоборца Константина Копронима, который под страхом смерти повелел убрать святые иконы из храмов и домов. Ослушавшихся бросали в темницы. Святой пришел в Константинополь и в храме, где в тот час был император, громко обвинил его. Впечатленный мужеством монаха, правитель оправдывался и говорил, что безумно воздавать честь дереву и краскам. На это Андрей отвечал, что тот, кто страдает за святые иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на которой изображен Христос, оскорбляет Самого Христа. Разъяренный правитель Византии приказал немилосердно истязать святого Андрея. Его мученическая кончина во многом способствовала восстановлению иконопочитания.

Священное Писание

Флп., 243 зач., II, 24-30

24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.

25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, 26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.

27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.

28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.

29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, 30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.

Лк., 47 зач., IX, 44-50

45 Но они не поняли сло́ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.

46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?

47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою 48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Кол. 3, 17-4, 1; Лк. 9, 44-50

«Кто примет Меня тот принимает Пославшего Меня», сказал Господь: а Пославший Его — Бог, следовательно, кто исповедует Господа, тот Бога исповедует, а кто не исповедует Его, тот и Бога не исповедует. Скажешь: я исповедаю Христа великим, премудрым, всемирным учителем. Нет, исповедуй Его так, как Он Сам говорит о Себе, что Он и Отец едино суть, единого Божеского естества лица, раздельные но единочестные и сопрестольные. Кто не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все одно, что не исповедует Его, а не будучи исповедником Его, не исповедует и Отца, не исповедует Бога. Потому, каким богочтецом ни выказывай себя, ты не богочтец, когда не исповедуешь Господа Иисуса Христа Сыном Божиим Единородным, нас ради воплотившимся и Своею крестною смертью нас спасшим. Не все одно какого Бога исповедать, лишь бы исповедать: поклонявшиеся солнцу и звездам, или вымышленным существам, не называются богочтецами, потому что не то считали Богом, что есть Бог. Так и тот, кто Господа не исповедует, не богочтец, потому что не того Бога исповедует, который истинный Бог. Истинный Бог не есть без Сына совечного и собезначального. Потому, коль скоро не исповедуешь Сына, не исповедуешь и Бога истинного. Какая цена твоего исповедания — один Бог рассудит, но так как нам Бог открыт Богом истинным, то помимо этого откровения нельзя иметь Бога истинного.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

По мере возрастания возможностей для церковной проповеди многократно возрастают соблазны, которыми искушаются души наших людей. Сегодня грех не просто очевиден, хотя на протяжении всей истории люди пытались грехи скрывать, считая их чем-то непристойным, неправильным. Сегодня грех демонстрируется самым притягательным способом через кинематограф, через театр, через иные формы искусства. Искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, поднимать ее к небу, становится гирей, которая не дает человеку взлететь. Конечно, я имею в виду не все искусство, но то, которое в последние годы заявляет о своей особой роли и о своем праве нести народу искушение и грех, сбивая людей с толку. К сожалению, значительная часть нашей интеллигенции повторяет губительную ошибку своих предшественников, доведших страну до гибельных революционных событий. Сегодня не то время, чтобы раскачивать лодку человеческих страстей, потому что и без того на человека оказывается слишком большое негативное воздействие, разрушающее его духовную жизнь. Сегодня время сплочения всех здоровых сил. Церковь, искусство, культура, наши писатели, ученые, все те, кто любит Родину, должны сегодня быть вместе, потому что мы входим в критический период развития человеческой цивилизации.

Святитель Андрей Кесарийский о чтении Апокалипсиса

Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своём Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях божественных. Выражение «чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1:1) обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, потому что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3:8; Пс. 89:5). Апостол Иоанн прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко» (Откр. 1:3).

Как вести себя в день Причастия?

Святитель Тихон Задонский: «По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии».

День Причащения — это особый день для христианина, когда он таинственным образом соединяется с Христом. После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить Дар достойно и не возвращаться к прежним грехам.

Следует стараться после Причастия не сразу окунаться в дела, а постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Получить бывает легче, чем удержать; святыня может быть оскорблена неблагоговейным поведением, конфликтом, осуждением, невоздержанностью, суетой. В день Причащения следует быть особенно внимательным к хранению мира в своей душе и отношению с окружающими.

Вместо покаянных вечерних молитв в этот может быть полезно прочесть на ночь Акафист Иисусу Сладчайшему.

Тропарь преподобномученика Андрея Критского

глас 4

Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне,/ паки же ко страдальчеству/ мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,// преподобномучениче Андрее, приснопамятне.

Кондак преподобномученика Андрея Критского

глас 8

Мужества тезоименитому благодарение,/ яко благочестия тайноглагольнику,/ похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне,/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ от всяких лютых ны спаси, да поем:// радуйся, отче приснопамятне.

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного

глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного

глас 8

Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.

Кондак пророка Осии

глас 2

Правыми стезями последуя заповедем Господа Твоего, пророче Осие,/ исполнился Духа Святаго/ и, прием дар пророчествия,/ провозгласил еси Израилю Христово, хотящее в последняя лета быти пришествие,/ обличая заблуждшия люди от пути праваго/ и наставляя на путь, ведущий в Вышний Иерусалим,/ идеже ныне; предстоя,/ молися непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница

глас 4

Избавление Приносящая всем, от сердца Тебе призывающим, принеси избавление скорое и нам, в лютых бедах прибегающим и в Тебе единой избавление наше по Бозе полагающим.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница

глас 4

Яко пресветлая звезда,/ просил Божественными чудесы/ святый образ Твой, Избавительнице,/ лучами благодати и милосердия Твоего/ озарив в нощи скорбей сущих./ Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/ избавление от бед,/ исцеление недугов душевных и телесных,/ спасение и велию милость.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Избавительница

О Мати Божия, помоще наша и защито, присно буди нам избавительница, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тя призываем, умилосердися и помози, пожалей и избави, приклони ухо Твое и наша скорбныя и слезныя молитвы приими, и якоже хощеши успокой и обрадуй нас, любящих Твоего возлюбленнаго Сына, Ему же слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Яко пресветлая звезда, просия божественными чудесы святой образ Твой, Избавительнице, лучами благодати и милосердия Твоего озарив в нощи скорбей сущих. Подаждь убо и нам, всеблагая Дево, избавление от бед, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствовавший с верою притекше, заступлением Твоим избавишася от злых, но, яко Мати Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: радуйся, Избавительнице наша от всех бед.

Теги:
пророк Осия
бессребреники Косма и Дамиан Аравийские
преподобномученик Андрей Критский
православный календарь

Все публикации