30 октября. Память пророка Осии

4154
Фото

Седмица 22-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Пророка Осии (820 г. до Р. Х.). Преподобномученика Андрея Критского (767).

Преподобного Антония Леохновского, Новгородского (1611). Мучеников бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их мучеников Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского (898).

Священномучеников Неофита Любимова и Анатолия Ивановского пресвитеров, преподобномучеников Иакинфа Питателева и Каллиста Опарина (1918); священномученика Александра, архиепископа Семипалатинского (1937).

Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница».

Пророк Осия

Пророк Осия жил в Израильском царстве в первой половине VIII века до Рождества Христова. Книга его не используется в качестве паремий на богослужении, но слова этого пророка всем известны, так как они неоднократно цитируются в новозаветных книгах — в первую очередь в Четвероевангелии. Именно слова пророка Осии приводит апостол Матфей, описывая бегство Младенца Христа с Его Пречистой Матерью и праведным Иосифом в Египет от царя Ирода Великого: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2:13—15; ср. Ос. 11:1). Слова этого пророка дважды напоминает фарисеям Гос подь в том же Евангелии от Матфея (в 9 и 12 главах), указывая на необходимость следовать смыслу Закона Моисеева, а не ограничиваться формальным исполнением внешних установлений: «милости хочу, а не жертвы» (ср. Ос. 6:6). Более всего пророк Осия известен по словам, цитируемым апостолом Павлом (1 Кор. 15:55) и святителем Иоанном Златоустом в знаменитом «Огласительном слове», с древности (не позднее IX века) читаемом в конце Пасхальной утрени: «Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?» Эти восклицания лучше всего выражают радость победы Христа над смертью и адом. В тексте Осии эти вопрошания предваряются таким мессианским утверждением: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос. 13:14). Слова Осии: «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос. 6:2) понимаются святыми отцами как уникальное пророчество о трёхдневном Воскресении Христа, в силу которого будет и всеобщее воскресение мёртвых. Основание для такого понимания этого текста даёт апостол Павел, неоднократно цитирующий пророка Осию при изложении коринфянам учения о Воскресении и, в частности, именно к его пророчеству отсылает, говоря, что Христос «воскрес в третий день по Писанию» (1 Кор. 15:4).

Мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские

Косма и Дамиан Аравийские, как и их римские современники и тёзки, были врачами. Они лечили людей и не брали за это никаких денег. Слава о них дошла до языческого правителя Лисия. Святые Косма и Дамиан были арестованы. За отказ отречься от христианской веры их беспощадно били, а затем бросили в море. Но волна вынесла святых на берег. На вопрос, благодаря какому волшебству они спаслись, мученики ответили: «Мы христиане, колдовства не знаем, имеем только силу Христову, спасающую нас от всех бед». Тогда язычники обезглавили святых. Вместе с Космой и Дамианом замучили и их братьев — Леонтия, Анфима и Евтропия.

Преподобномученик Андрей Критский

Святой Андрей (не путать со святым Андреем Критским, автором Покаянного канона) был монахом на острове Крит. Он жил в правление императора-иконоборца Константина Копронима, который под страхом смерти повелел убрать святые иконы из храмов и домов. Ослушавшихся бросали в темницы. Святой пришел в Константинополь и в храме, где в тот час был император, громко обвинил его. Впечатленный мужеством монаха, правитель оправдывался и говорил, что безумно воздавать честь дереву и краскам. На это Андрей отвечал, что тот, кто страдает за святые иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на которой изображен Христос, оскорбляет Самого Христа. Разъяренный правитель Византии приказал немилосердно истязать святого Андрея. Его мученическая кончина во многом способствовала восстановлению иконопочитания.

Евангелие дня

Как узнать волю Бога о себе и своей жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из девятой главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 9.

18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?

19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.

20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.

21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,

22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Ветхий Завет очень интересным образом рассказывает о том, как Бог создал женщину. Некоторое время после творения Адам был единственным человеком на земле. Однако в замысле Бога у него должна была быть спутница, друг и помощник. Примечательно то, что Господь не сразу приступает к созданию Евы. Непосредственно перед этим Он даёт Адаму заповедь наречь имена всем животным. Адам выполняет это и в процессе знакомства с окружающим миром понимает, что такого, как он, больше нет. Он один на этой земле. У него возникает острая потребность в другом человеке. И вот только тогда Бог наводит на него особый сон и появляется первая женщина. Это очень важный момент. Творец не ставит мужчину перед фактом — дескать, вот теперь, хочешь не хочешь, ты должен жить с этой женщиной. Он создаёт такие условия, что это понимание рождается в Адаме естественным образом. Возможно, он начинает даже задавать вопросы Творцу и просит Его объяснить, почему у него такое ощущение, будто кого-то рядом нет. В ответ на этот созревший запрос и исполняется воля Бога.

Через призму этой духовной закономерности можно взглянуть и на только что прозвучавший отрывок. Господь прекрасно знает, за кого Его почитают люди. Но в данный момент Ему важно, что по этому поводу думают апостолы. Они провели с Ним уже достаточно времени. У них накопился достаточный опыт, чтобы они смогли поразмыслить и сделать выводы о том, кем на самом деле является их Учитель. Подобно другим иудеям, у них также, наверняка, было много разных мнений на этот счёт. Они обсуждали, спорили, сомневались, молились. В прозвучавшем отрывке в ответе Петра мы как раз и видим то, к чему они пришли. Они осознали, кто есть Христос. Он Сын Бога. И вот только после того, как они дозрели до этой мысли, лишь после того, как она родилась прямо из их сердца, Господь открывает им подлинную цель Своей миссии. Это страдание, смерть и воскресение. Раньше они просто не смогли бы этого принять. Теперь же они готовы. Готовы к тому, чтобы идти с этим опытом дальше и открывать для себя нечто новое о Христе.

Оба библейских эпизода демонстрируют нам важную истину. Господь — премудрый педагог, а потому Он далеко не всегда даёт нам прямые ответы на наши вопросы. Он понимает, что многое из того, что мы просим, бывает слишком преждевременным. И если он спустит нам сверху готовое решение, мы не сможем его усвоить или поймём превратно. Он действует иначе. Создаёт такие условия жизни, когда ответы словно рождаются из нашего сердца. Он подводит нас к ним через обстоятельства, через людей, через ситуации. Благодаря всему этому, мы копим новый опыт. И когда вода начинает литься через край чаши, когда мы созрели, Господь даёт нам ответ. Открывает нечто новое о Себе, об этой жизни, о нас самих. Если что-то от нас скрыто, значит время ещё не пришло.

Это не означает, что мы должны сидеть сложа руки и ждать. Адам активно готовился к появлению жены. Он исполнял заповедь Бога о наречении имён животным. Апостолы ходили везде за Христом, старались вникать в Его слова. Старались применить их в своей жизни. Так должны действовать и мы. Наша задача во всех своих делах стремиться исполнять заповеди Творца. Все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием. Действовать так, будто мы апостолы Христовы. Порой совершать ошибки и впадать в заблуждения. Но каждый раз вставать и дальше идти за Спасителем. Одним словом, копить драгоценный опыт новой жизни. В этом и заключается воля Божия о каждом из нас. Когда наступит время, когда душа созреет, мы получим ответы на все свои вопросы. Их нам подарит Дух Божий, который постепенно, в меру нашего старания, будет наполнять наше сердце, раскрывая в нём Царство Небесное.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Через Святую Евхаристию, через Причащение Господь подает нам прощение грехов. Как человек должен жить, чтобы победить гнездящиеся в нем пороки? Мы можем многое сделать на этом пути, а вот совершить отпущение собственных грехов своей властью и силой не можем, потому что грех есть нарушение Божиего закона и только Сам Бог, Чей закон мы преступаем, может простить нам наши прегрешения. Человек получает прощение грехов в таинстве Святого Причащения. Мы так и говорим: «Причащается раб Божий… во оставление грехов и в жизнь вечную», потому что через прощение грехов каждому из нас открывается возможность вечной жизни, вхождения в Божие Царство.

Святитель Андрей Кесарийский о чтении Апокалипсиса

Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своём Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях божественных. Выражение «чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1:1) обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, потому что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3:8; Пс. 89:5). Апостол Иоанн прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко» (Откр. 1:3).

Как вести себя в день Причастия?

Святитель Тихон Задонский: «По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии».

День Причащения — это особый день для христианина, когда он таинственным образом соединяется с Христом. После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить Дар достойно и не возвращаться к прежним грехам.

Следует стараться после Причастия не сразу окунаться в дела, а постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Получить бывает легче, чем удержать; святыня может быть оскорблена неблагоговейным поведением, конфликтом, осуждением, невоздержанностью, суетой. В день Причащения следует быть особенно внимательным к хранению мира в своей душе и отношению с окружающими.

Вместо покаянных вечерних молитв в этот может быть полезно прочесть на ночь Акафист Иисусу Сладчайшему.

Принципы правильного толкования Библии (Герменевтика) − Часть 3

5) Лингвистический аспект.

Часто в дискуссиях дилетантов, касающихся библейских мест, рассматривается только русский текст. Русский язык не является языком оригинала. Перевод не всегда может в полноте и точности передать содержание подлинника.

Примеры.

О братьях и сёстрах Спасителя говорится у всех евангелистов (Мк.6:2-4). В еврейском языке значения слов братья и сестры значительно шире, чем в русском и включают в себя всех родственников человека, более или менее равных по возрасту, тех, кого мы называем дальними родственниками, например, двоюродных братьев и сестер. Это могли быть дети Иосифа Обручника от первого брака и Иаков, сын Марии, которая приходилась родственницей Богородицы.

Дева Мария «родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25) и (Лк.2:7). Что касается слова первенец, то так переведено греческое слово (прототокос), буквально значащее перворожденный. Это понятие не генеалогическое, а юридическое (первенец имел преимущественные права среди детей). Всё это подтверждает и то, что младенца Иисуса на 40-й день родители принесли в Иерусалимский храм (мы отмечаем это событие в праздник Сретения), т.к. в храм приносили лишь первородного младенца мужского пола.

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:25-27). В семитских языках отсутствуют степени сравнения. Здесь, как часто в Библии, глагол ненавидеть имеет сравнительное значение любить меньше.

Молитвословия

Тропарь преподобномученика Андрея Критского

глас 4

Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне,/ паки же ко страдальчеству/ мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,// преподобномучениче Андрее, приснопамятне.

Кондак преподобномученика Андрея Критского

глас 8

Мужества тезоименитому благодарение,/ яко благочестия тайноглагольнику,/ похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне,/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ от всяких лютых ны спаси, да поем:// радуйся, отче приснопамятне.

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного

глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного

глас 8

Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.

Кондак пророка Осии

глас 2

Правыми стезями последуя заповедем Господа Твоего, пророче Осие,/ исполнился Духа Святаго/ и, прием дар пророчествия,/ провозгласил еси Израилю Христово, хотящее в последняя лета быти пришествие,/ обличая заблуждшия люди от пути праваго/ и наставляя на путь, ведущий в Вышний Иерусалим,/ идеже ныне; предстоя,/ молися непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница

глас 4

Избавление Приносящая всем, от сердца Тебе призывающим, принеси избавление скорое и нам, в лютых бедах прибегающим и в Тебе единой избавление наше по Бозе полагающим.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница

глас 4

Яко пресветлая звезда,/ просил Божественными чудесы/ святый образ Твой, Избавительнице,/ лучами благодати и милосердия Твоего/ озарив в нощи скорбей сущих./ Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/ избавление от бед,/ исцеление недугов душевных и телесных,/ спасение и велию милость.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Избавительница

О Мати Божия, помоще наша и защито, присно буди нам избавительница, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тя призываем, умилосердися и помози, пожалей и избави, приклони ухо Твое и наша скорбныя и слезныя молитвы приими, и якоже хощеши успокой и обрадуй нас, любящих Твоего возлюбленнаго Сына, Ему же слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Яко пресветлая звезда, просия божественными чудесы святой образ Твой, Избавительнице, лучами благодати и милосердия Твоего озарив в нощи скорбей сущих. Подаждь убо и нам, всеблагая Дево, избавление от бед, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствовавший с верою притекше, заступлением Твоим избавишася от злых, но, яко Мати Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: радуйся, Избавительнице наша от всех бед.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Пророк Осия (820 г. до Р. X.)
Жития святых 30 октября 2016
Пророк Осия (820 г. до Р. X.)

Он происходил из колена Иссахарова; современник святых пророков Исаии, Михея и Амоса. Он пророчествовал при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии, царях Иудейских, и Ировоаме II, царе Израильском.