Церковный календарь

30 октября. Память пророка Осии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
30 октября. Память пророка Осии

19-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 17 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Осии (820 г. до Р. Х.). Преподобномученика Андрея Критского (767).

Преподобного Антония Леохновского, Новгородского (1611). Мучеников бессребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их мучеников Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского (898).

Священномучеников Неофита Любимова и Анатолия Ивановского пресвитеров, преподобномучеников Иакинфа Питателева и Каллиста Опарина (1918); священномученика Александра, архиепископа Семипалатинского (1937).

Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница».

Пророк Осия

Пророк Осия жил в Израильском царстве в первой половине VIII века до Рождества Христова. Книга его не используется в качестве паремий на богослужении, но слова этого пророка всем известны, так как они неоднократно цитируются в новозаветных книгах — в первую очередь в Четвероевангелии. Именно слова пророка Осии приводит апостол Матфей, описывая бегство Младенца Христа с Его Пречистой Матерью и праведным Иосифом в Египет от царя Ирода Великого: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2:13–15; ср. Ос. 11:1). Слова этого пророка дважды напоминает фарисеям Гос подь в том же Евангелии от Матфея (в 9 и 12 главах), указывая на необходимость следовать смыслу Закона Моисеева, а не ограничиваться формальным исполнением внешних установлений: «милости хочу, а не жертвы» (ср. Ос. 6:6). Более всего пророк Осия известен по словам, цитируемым апостолом Павлом (1 Кор. 15:55) и святителем Иоанном Златоустом в знаменитом «Огласительном слове», с древности (не позднее IX века) читаемом в конце Пасхальной утрени: «Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?» Эти восклицания лучше всего выражают радость победы Христа над смертью и адом. В тексте Осии эти вопрошания предваряются таким мессианским утверждением: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос. 13:14). Слова Осии: «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос. 6:2) понимаются святыми отцами как уникальное пророчество о трёхдневном Воскресении Христа, в силу которого будет и всеобщее воскресение мёртвых. Основание для такого понимания этого текста даёт апостол Павел, неоднократно цитирующий пророка Осию при изложении коринфянам учения о Воскресении и, в частности, именно к его пророчеству отсылает, говоря, что Христос «воскрес в третий день по Писанию» (1 Кор. 15:4).

Мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские

Косма и Дамиан Аравийские, как и их римские современники и тёзки, были врачами. Они лечили людей и не брали за это никаких денег. Слава о них дошла до языческого правителя Лисия. Святые Косма и Дамиан были арестованы. За отказ отречься от христианской веры их беспощадно били, а затем бросили в море. Но волна вынесла святых на берег. На вопрос, благодаря какому волшебству они спаслись, мученики ответили: «Мы христиане, колдовства не знаем, имеем только силу Христову, спасающую нас от всех бед». Тогда язычники обезглавили святых. Вместе с Космой и Дамианом замучили и их братьев — Леонтия, Анфима и Евтропия.

Преподобномученик Андрей Критский

Святой Андрей (не путать со святым Андреем Критским, автором Покаянного канона) был монахом на острове Крит. Он жил в правление императора-иконоборца Константина Копронима, который под страхом смерти повелел убрать святые иконы из храмов и домов. Ослушавшихся бросали в темницы. Святой пришел в Константинополь и в храме, где в тот час был император, громко обвинил его. Впечатленный мужеством монаха, правитель оправдывался и говорил, что безумно воздавать честь дереву и краскам. На это Андрей отвечал, что тот, кто страдает за святые иконы, страдает за Христа, а кто оскорбляет икону, на которой изображен Христос, оскорбляет Самого Христа. Разъяренный правитель Византии приказал немилосердно истязать святого Андрея. Его мученическая кончина во многом способствовала восстановлению иконопочитания.

Священное Писание

1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3

58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

ГЛАВА 16.

1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.

2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.

3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.

Лк., 22 зач., VI, 1-10

1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

4 Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 6, 1-10

Господни ученики срывают колосья, растирают их руками и едят в субботу. Дело очень маловажное и на вид, и по существу своему; между тем фарисеи не утерпели и укорили их. Что заставило их поднимать об этом речь? На вид — неразумная ревность, а в существе — дух пересудливости. Этот за все цепляется, и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности. Это немощь, в большей или меньшей степени, почти общая у людей не внимающих себе. Словом не всякий выскажет пересудливые мысли, а удержаться от них редкий удерживается. Кто-то приседит сердцу и разжигает его на пересуды — оно и источает их. Но в то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке в каком-либо отношении; он как-будто затем и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хоть бы то и неправыми. Правдолюбивый и стоящий в правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а еще более в чувствах, никогда не станет судить; он скорее готов бывает покрыть снисхождением не только малое, но и великое преступление других. Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может извинить. И всегда почти так бывает: рассуди о поступке ближнего и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Через Святую Евхаристию, через Причащение Господь подает нам прощение грехов. Как человек должен жить, чтобы победить гнездящиеся в нем пороки? Мы можем многое сделать на этом пути, а вот совершить отпущение собственных грехов своей властью и силой не можем, потому что грех есть нарушение Божиего закона и только Сам Бог, Чей закон мы преступаем, может простить нам наши прегрешения. Человек получает прощение грехов в таинстве Святого Причащения. Мы так и говорим: «Причащается раб Божий… во оставление грехов и в жизнь вечную», потому что через прощение грехов каждому из нас открывается возможность вечной жизни, вхождения в Божие Царство.

Святитель Андрей Кесарийский о чтении Апокалипсиса

Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своём Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях божественных. Выражение «чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1:1) обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, потому что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3:8; Пс. 89:5). Апостол Иоанн прославляет тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям время для делания и получения блаженства кратко: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко» (Откр. 1:3).

Как вести себя в день Причастия?

Святитель Тихон Задонский: «По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии».

День Причащения — это особый день для христианина, когда он таинственным образом соединяется с Христом. После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить Дар достойно и не возвращаться к прежним грехам.

Следует стараться после Причастия не сразу окунаться в дела, а постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Получить бывает легче, чем удержать; святыня может быть оскорблена неблагоговейным поведением, конфликтом, осуждением, невоздержанностью, суетой. В день Причащения следует быть особенно внимательным к хранению мира в своей душе и отношению с окружающими.

Вместо покаянных вечерних молитв в этот может быть полезно прочесть на ночь Акафист Иисусу Сладчайшему.

Принципы правильного толкования Библии (Герменевтика) − Часть 3

5) Лингвистический аспект.

Часто в дискуссиях дилетантов, касающихся библейских мест, рассматривается только русский текст. Русский язык не является языком оригинала. Перевод не всегда может в полноте и точности передать содержание подлинника.

Примеры.

О братьях и сёстрах Спасителя говорится у всех евангелистов (Мк.6:2-4). В еврейском языке значения слов братья и сестры значительно шире, чем в русском и включают в себя всех родственников человека, более или менее равных по возрасту, тех, кого мы называем дальними родственниками, например, двоюродных братьев и сестер. Это могли быть дети Иосифа Обручника от первого брака и Иаков, сын Марии, которая приходилась родственницей Богородицы.

Дева Мария «родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25) и (Лк.2:7). Что касается слова первенец, то так переведено греческое слово (прототокос), буквально значащее перворожденный. Это понятие не генеалогическое, а юридическое (первенец имел преимущественные права среди детей). Всё это подтверждает и то, что младенца Иисуса на 40-й день родители принесли в Иерусалимский храм (мы отмечаем это событие в праздник Сретения), т.к. в храм приносили лишь первородного младенца мужского пола.

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:25-27). В семитских языках отсутствуют степени сравнения. Здесь, как часто в Библии, глагол ненавидеть имеет сравнительное значение любить меньше.

Молитвословия

Тропарь преподобномученика Андрея Критского

глас 4

Постнически предподвизався на горе,/ умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне,/ паки же ко страдальчеству/ мужески облеклся еси,/ убив Копронима мечем веры,/ и обоих ради венчался еси от Бога,// преподобномучениче Андрее, приснопамятне.

Кондак преподобномученика Андрея Критского

глас 8

Мужества тезоименитому благодарение,/ яко благочестия тайноглагольнику,/ похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне,/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ от всяких лютых ны спаси, да поем:// радуйся, отче приснопамятне.

Тропарь праведного Лазаря Четверодневного

глас 4

Яко велико сокровище и богатство некрадомо/ к нам прииде из Кипра, Лазаре,/ Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива,/ подая чтущим тя исцеления даром,/ избавляя от бед и от всякаго вреда,/ верою взывающих ти:/ спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.

Кондак праведного Лазаря Четверодневного

глас 8

Взыде, яко звезда пресветлая,/ от Кипра честныя мощи твоя, Лазаре,/ Царствующий град освящающи и христолюбиваго царя веселящи/ и люди своя обогащающи,/ тобою благодать исцеления подающи, верно зовущим ти:/ радуйся, Лазаре, друже Божий.

Кондак пророка Осии

глас 2

Правыми стезями последуя заповедем Господа Твоего, пророче Осие,/ исполнился Духа Святаго/ и, прием дар пророчествия,/ провозгласил еси Израилю Христово, хотящее в последняя лета быти пришествие,/ обличая заблуждшия люди от пути праваго/ и наставляя на путь, ведущий в Вышний Иерусалим,/ идеже ныне; предстоя,/ молися непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница

глас 4

Избавление Приносящая всем, от сердца Тебе призывающим, принеси избавление скорое и нам, в лютых бедах прибегающим и в Тебе единой избавление наше по Бозе полагающим.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Избавительница

глас 4

Яко пресветлая звезда,/ просил Божественными чудесы/ святый образ Твой, Избавительнице,/ лучами благодати и милосердия Твоего/ озарив в нощи скорбей сущих./ Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/ избавление от бед,/ исцеление недугов душевных и телесных,/ спасение и велию милость.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Избавительница

О Мати Божия, помоще наша и защито, присно буди нам избавительница, на Тя бо уповаем и всегда вседушно Тя призываем, умилосердися и помози, пожалей и избави, приклони ухо Твое и наша скорбныя и слезныя молитвы приими, и якоже хощеши успокой и обрадуй нас, любящих Твоего возлюбленнаго Сына, Ему же слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Яко пресветлая звезда, просия божественными чудесы святой образ Твой, Избавительнице, лучами благодати и милосердия Твоего озарив в нощи скорбей сущих. Подаждь убо и нам, всеблагая Дево, избавление от бед, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствовавший с верою притекше, заступлением Твоим избавишася от злых, но, яко Мати Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: радуйся, Избавительнице наша от всех бед.

Теги:
пророк Осия
бессребреники Косма и Дамиан Аравийские
преподобномученик Андрей Критский
православный календарь

Все публикации