29 октября. Память мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни

4740
Фото

Седмица 19-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I).

Преподобного Галла (ок. 650). Преподобного Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Преподобного Лонгина Яренгского (1544—1545).

Святого Георгия Троицкого исповедника, пресвитера (1931); священномученика Евгения Елховского пресвитера (1937); священномученика Алексия Никонова пресвитера (1938); священномученика Иоанна Заседателева пресвитера (1942).

Мученик Лонгин сотник

Во время казни Господа Иисуса Христа отряд, которым командовал сотник Лонгин, стоял на страже у подножия святого Креста. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что «воистину это Сын Божий». Затем он проповедовал о Спасителе на своей родине в Каппадокии. Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата послать для задержания мученика отряд воинов. Когда солдаты прибыли в родное селение Лонгина, бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привёл их в свой дом. За трапезой Лонгин назвал себя и просил собратьев по оружию исполнить порученное им. Воины советовали мученику скрыться, но он пожелал принять страдания за Христа. По приказу Пилата Лонгин был обезглавлен. Впоследствии глава мученика была обретена слепой женщиной, которая исцелилась через прикосновение к святыне.

Преподобный Галл

Святой Галл родился в 541 году в Ирландии. Он получил образование в Бангорском монастыре, постригся в монахи и отправился вместе с преподобным Колумбаном в Галлию для проповеди. Он следовал за духовным отцом в миссионерских поездках, помогал проповедовать и свергать идолов. Однажды он молитвой изгнал демона из Фридебурги, дочери герцога аламанов Гунзона, помолвленной с франкским королём Сигебертом. В благодарность король передал в дар Галлу часть земли на берегу Боденского озера. В день свадьбы Фридебурга объявила, что хочет посвятить девство Господу нашему Иисусу Христу. Король, положившись на волю Божию, одел невесту в королевские одежды, привёл к алтарю и сказал: «В том же облачении, что было приготовлено для меня, отдаю её в невесты Господу!» Святой Колумбан запретил преподобному Галлу совершать литургию при своей жизни. В 615 году святой Галл узнал о кончине своего духовного отца благодаря пророческому дару и в тот же день совершил литургию. Преподобный Галл преставился ко Господу, когда ему было около 100 лет.

Евангелие дня

Наверное, нет человека, которому хотя бы иногда не бывало бы стыдно. Стыд — очень интересное явление человеческой природы, и отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки, который сегодня читается в православных храмах во время богослужения, помогает нам лучше разобраться в роли стыда в духовной жизни.

Глава 9.

23Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

24Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

25Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?

26Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.

27Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

Очень интересную этимологию слова «стыд» предлагает Владимир Даль: «Студ, стыд, стыдоба, стыдобушка — чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосужденье, раскаянье и смиренье, нутреная исповедь перед совестью; срам, позор, посрамленье, поругание, униженье в глазах людей; застыванье крови от унизительного, скорбного чувства». «Студ», то есть «холод», и «стыд» — родственные понятия. Отсюда же стыть, стылый, студить, студёный, студень, стужа — всё об одном.

Другими словами, стыд — это «окоченение души», омертвение её. Застыдившийся человек словно «сворачивается внутрь», существенно уменьшает пространство своего присутствия в бытии. Когда стыдно — хочется «под землю провалиться», исчезнуть. Стыдящийся — прежде всего отвратителен сам для себя, ему хочется сбежать от себя «такого», позорного, неприемлемого.

Но вот вопрос: в Евангелии Христос говорит о том, что, если «кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов». Насколько возможно вообще возможно представить ситуацию, когда человеку становится... стыдно за Христа и вообще за евангельское учение?

Да, такое бывает, и — нередко. Ведь дружба с миром — это вражда с Богом. И слова Христа — не только врачующие и вдохновляющие, но и обличающие, предупреждающие, даже грозные. Умолчать перед очевидным беззаконием — и вместо свидетельства о зле продолжать мило улыбаться, словно бы ничего не произошло — это и есть «постыдиться Христа и Его слов». Вытеснить за границы своего внимания явное пренебрежение заповедями — тоже предательство Христа. Испугаться охлаждения в дружеских отношениях из-за конкретности и некомфортности евангельских призывов — тоже из области «стыда». Если внимательнее всмотреться в то, как часто наше сердце «ёкает» при необходимости свидетельствовать вовне о правде Божией — окажется, мы вовсе не такие уж и отважные в нашей вере!..

Помоги же нам, Господи, Твоей силой исцелиться от малодушия и слабости веры, чтобы вместе с апостолом Петром иметь дерзновение ходить по водам «мира сего», целиком доверяя Тебе даже среди бушующих волн и сносящего ветра!..

Протоиерей Павел Великанов // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Нужно силой удерживать Божественную благодать. Никакая духовная лень и расслабление, как и всякая лень, никакое самоуспокоение, что, мол, я обладаю истиной, не способны удержать благодать Божию. Мы все призываемся к соработничеству с Богом, к соработничеству с Духом Святым. И, соработая с Господом, мы должны помнить: все, что совершается доброго, — от Бога. Все, что совершается значительного — даже через нашу жизнь и наши труды, — от Бога. И тогда наше отношение к самим себе и к миру станет исполненным той Божественной правды, которая только и способна ввести нас в Царствие Небесное.

Притча о вере

Идет урок. Учительница спрашивает:

— Дети! Назовите какое-нибудь чудо.

Девочка, воспитанная в христианской семье, поднимает руку. Учительница нехотя спрашивает ее.

— Чудо было, когда Бог перевел израильтян через Красное море.

Учительница, видимо не верящая в Бога, решила придраться:

— Это нельзя назвать чудом. Ученые определили, что в определенном месте, в определенное время это море по колено и его спокойно можно перейти.

Учительница спрашивает дальше:

— Дети! Ну, кто-нибудь назовет какое-нибудь чудо?

Опять эта девочка тянет руку. Учительнице деваться некуда. Спрашивает.

— Я поняла. Чудо было, когда все фараоново войско утонуло в море, где было по колено воды.

Принципы правильного толкования Библии (Герменевтика) − Часть 2

3) Критерий рассмотрения любой цитаты: кто, когда и где (историческая обстановка), кому, по какому поводу и с какой целью это сказал.

За годы, прошедшие со времени написания Библии, значительно изменился исторический и культурный фон. Меняется и психология людей, и их способ познания и описания мира. Древние тексты зачастую сложно понять без знания исторических реалий. Частая ошибка — судить поступки людей и исторические события только с высоты нашего времени.

Например, эпизод исцеления Спасителем дочери Сирофиникиянки (Мк.7:25-30) может смутить современного читателя. Поможет разрешить это недоумение знание того, что иудеи называли язычников псами по причине их идолопоклонства (включающего принесение детей в жертву идолу) и развратной жизни. Целью отказа Христа было и испытание любви этой женщины к дочери, и исповедание истинной веры. Подробнее.

4) Знание литературных жанров.

Библия содержит множество жанров: послание, притча, гимн, загадка, молитвословия, апокалиптическая литература, любовная лирика. Учёт жанра является основой толкования того или иного фрагмента.

Вспомним слова Апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12 и 10:23). Действительно ли Апостол придерживался таких либеральных взглядов, как «всё мне позволительно»? Вероятнее всего, это приём античной письменности — диатриба — беседа с воображаемым оппонентом.

Соотношение веры и разума

Как соотносится разум (наша природная способность познавать истину) и вера — то, что Бог открывает нам в Церкви? На этот вопрос есть разные ответы, и многим из нас в своё время внушали, что разум противоречит вере, и то, к чему пришли люди, употребляя свою способность находить истину, побуждает их отвергнуть «библейские легенды». Как ни удивительно, такая точка зрения близка позиции некоторых протестантских богословов, согласно которым разум действительно противоречит вере, потому что первородный грех настолько подорвал нашу способность видеть истину, что мы в принципе не можем дойти до чего-либо, относящегося к Богу, без сверхъестественного откровения.

Более убедительной — и более укоренённой в истории Церкви — является другая точка зрения, которую выражает святой Апостол Павел: люди могут иметь некое познание о Боге и вне библейского Откровения — из природы и совести (Рим.1:19-20). Созерцая красоту тварного мира, можно прийти (как это и сделали ряд античных философов) к признанию реальности Творца. С другой стороны, совесть обнаруживает реальность нравственного закона, который указывает на Законодателя (Рим.2:14-15). Из размышлений над тварным миром можно прийти к признанию того, что у него есть личностный, всемогущий и благой Творец.

Конечно, такое убеждение само по себе ещё недостаточно для того, чтобы войти с Ним в общение и обрести ту жизнь вечную и блаженную, к которой Он нас призывает, — тот же Апостол Павел ревностно проповедовал всем людям Христа. Но оно приготовляет разум и совесть людей к принятию Благой Вести.

Молитвословия

Тропарь мученика Лонгина сотника

глас 4

Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Лонгина сотника

глас 4

Весело возрадовася Церковь/ в памяти днесь приснопамятнаго/ страдальца Лонгина,/ взывающи: Ты моя держава, Христе,// и утверждение.

Тропарь преподобного Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах

глас 1

Преподобне и Богоблаженне отче Лонгине,/ врат монастырских опасный хранителю,/ опаснейший же и неусыпный своих чувствий/ от всякаго мирскаго суетствия затворителю,/ моли нарекшаго Себе дверь Господа Славы,/ да отверзет нам дверь милости Своея.

Кондак преподобного Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

Вратом земным приседя и оным с послушания внешнима очима наблюдая,/ Небесная врата присно умныма своима очима наблюдал еси, преподобне Лонгине,/ в няже уже вшед и тамошния красоты сподобився, молися Господеви,/ да и мы получим вход Царствия Небеснаго.

Тропарь преподобнаго Лонгина

глас 1

Свыше Божественною благодатию просветився, Богомудре,/ многим терпением во временней жизни течение совершил еси,/ темже и по успении источаеши чудес благодать,/ иже с верою приходящим к тебе, Лонгине всеблаженне./ Слава Давшему ти крепость,/ слава Прославльшему тя в чудесех,/ слава Действующему тобою всем исцеление.

Кондак преподобного Лонгина Яренгского

глас 2

Вышних улучоти, премудре, желая,/ долу красных, мудре, преобидел еси,/ и Христови обнищавшему, сообнища,/ радуяся, последовал еси, Лонгине,/ к Нему же прилежно непрестай моляся о всех нас.

Новости по теме

Митрополит Кирилл принял участие в прошедших в Симбирске торжествах по случаю тезоименитства митрополита Симбирского Лонгина Митрополит Кирилл принял участие в прошедших в Симбирске торжествах по случаю тезоименитства митрополита Симбирского Лонгина

28 октября, в день памяти мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни, в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска (Симбирская епархия) состоялось праздничное богослужение.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.