
Неделя 18-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54—68). Преподобной Параскевы-Петки Сербской (XI).
Преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, Печерского, чудотворца, в Ближних пещерах (1143). Мученика Сильвана, пресвитера Газского (IV).
Священномученика Михаила Лекторского пресвитера (1921); святителя Амвросия исповедника, епископа Каменец-Подольского (1932); священномученика Петра Лебедева пресвитера (1937); преподобномученика Максимилиана Марченко (1938).
Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий
Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий пострадали при правлении императора Нерона. Во время проповеди в городе Милан Назарий познакомился с христианами Протасием и Гервасием и как мог помогал им. За это исповедника выслали из города. В Галии он воспитал мальчика Келсия, который стал его помощником. Со временем возмущённые язычники отдали их на истязание воинам. Но последние были столь поражены увиденными чудесами, что сами приняли христианство. Вскоре Назарий и Келсий пришли в Медиолан и посетили в тюрьме Гервасия и Протасия. Но по приказу Нерона их схватили и вскоре казнили. Через четыре века епископ Амвросий открыл мощи мучеников и перенес их в Медиоланский собор, где они прославились многими чудесами.
Преподобная Параскева Сербская
«Если хочет за Мной идти, пусть отречется от себя». Эти слова Иисуса Христа, услышанные однажды на богослужении, как стрела пронзили сердце преподобной Параскевы. Ни просьбы, ни угрозы богатых родителей не могли удержать святую. Она раздала убогим всё, что имела, постриглась в монахини и ушла из родной Сербии в Иорданскую долину. Лишь на склоне лет Параскева вернулась на родину, где мирно отошла к Господу. Сегодня в Белграде сохранился чудотворный источник, возникший по молитвам святой. Ежегодно тысячи паломников собираются около него в день памяти Параскевы. Нетленные мощи праведницы покоятся ныне в соборном храме румынского города Яссы.
Преподобный Никола Святоша
В миру носивший имя Святослав, святой был правнуком Ярослава Мудрого и князем Черниговским. Принявший в постриге имя святителя Николая, он был первым из русских князей, который стал монахом. Он ушел в Киево-Печерскую обитель, оставив семейство, и с глубоким смирением нес послушания: трудился в поварне, рубя дрова и нося воду, был привратником в монастыре. Около своей келлии святой разбил красивый сад. На свои средства преподобный построил в обители храм Святой Троицы и больничную церковь во имя своего небесного покровителя. Затем преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Получая какие-либо деньги, святой тратил их на украшение храма, на книги, поскольку очень любил чтение, или раздавал нищим. Он проявил себя и усердным миротворцем, помирив черниговских князей с великим князем Всеволодом.
Седьмой Вселенский Собор
Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году в городе Никее против иконоборческой ереси. Император Лев Исавр считал необходимым уничтожить почитание икон. Собор отверг эту ересь и определил: полагать в храмах святые иконы, почитать и поклоняться им, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и святым, на них изображенным. После VII Вселенского Собора гонение на святые иконы продолжалось около 25 лет и было окончательно прекращено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году. В благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами, был установлен праздник Торжества Православия, который празднуется в первое воскресенье Великого Поста во всей Вселенской Православной Церкви.
Евангелие дня
В евангельском чтении, которое сегодня читается в храмах за богослужением, есть одно очень важное свидетельство: Бог — не жаден, Он — щедр и великодушен. Почему именно так — давайте послушаем отрывок из 8-й главы Евангелия от Луки.
Глава 8.
05вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
06а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
07а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
08а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
09Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Если эту притчу услышит рачительный огородник, он очень удивится: что за неуместная расточительность — широким жестом бросать семена не только в заранее подготовленную землю, но и в совсем непригодную? Что мешает сеять прицельно, с минимизацией неизбежных расходов?
Конечно, любая притча — как метафора — ограничена, её нельзя до бесконечности расширять. Но вышеозначенный вопрос всё же вполне приложим и к истолкованию притчи — семя как слово Божие — широко засеваемое повсюду, даже там, где точно оно не прорастёт. Вопрос — зачем? Не является ли это «метанием бисера» перед теми, кто этого вовсе не достоин?
Ответ знает тот, кто знаком с учением святого мученика Иустина Философа о «семенных логосах» — по-гречески λόγοι σπερματικοί — или «семена истины», источником которых и является Слово Божие. Святой Иустин утверждал, что в дохристианскую эпоху Бог заботился и промыслительно вёл ко спасению не только иудеев, но также и языческие народы, открывая им некоторые проблески истины через философию или прочие науки. В один ряд с ветхозаветными пророками он ставит таких греческих мыслителей, как Сократ, Платон, Гераклит — да и многих других, в чьих глубоких размышлениях о природе сущего ясно проблёскивали Божественные истины.
Более того, святой Иустин считал, что семена истины были посеяны Богом не только на добрую эллинскую почву, но и в каждом народе — без исключения! Именно поэтому даже среди верований, казалось бы, совершенно далёких от Богооткровенной религии, мы можем встретить здравые и добрые утверждения — которые, по мысли Иустина, своим источником имеют Бога: всё хорошее, сказанное кем-нибудь, — писал Иустин — принадлежит христианам, которые получили откровение от Воплотившегося Логоса и обладают полнотой истины.
Смотрите, насколько щедрой рукой Бог засевает весь мир своими «семенами истины»: они повсюду — и в религии, и в искусстве, и в науке, и в отношениях людей — да при желании, эти отблески Божественной правды, красоты, мудрости можно обнаружить практически везде — даже в самом, казалось бы, Богом забытом месте! Но чтобы их «распознать», надо всего лишь иметь добрый и открытый взгляд, неангажированный предвзятым отношением к Богу!
Вот к чему и призывает нас сегодняшнее Евангелие: не только самим быть «доброй почвой» для вызревания слова Божия, но и бережно относиться к тем разбросанным повсюду семенам истины, которым мы можем помочь прорасти и тем самым существенно увеличить общий результат грядущей Божественной жатвы!..
протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Многие люди, далекие от реального духовного опыта, стремясь сделать нечто значительное в своей жизни, все свои силы направляют на достижение каких-то временных успехов, не задумываясь о внутреннем факторе. Конечно, нужны и временные успехи, и промежуточные победы, но человек не достигнет поставленной цели, пока не победит самого себя, пока не одержит этой главной победы над своими страстями, над своей похотью, над своими слабостями, над своей уязвимостью. Даже внешне сильный и могущественный человек, обладающий властью и деньгами, может стать легкой добычей своих собственных слабостей, если он не способен одержать главную победу — победу над самим собой. А без этой победы не может быть и иных подвигов: если человек не научился совершать подвиг во имя своего спасения, движимый Божиим страхом и желанием жить по Божией воле, то о каких же других подвигах может идти речь?
Притча. Об абортах
Пришла как-то к старцу некая семейная пара.
— Отче, — говорит супруга, — я ожидаю ребенка, а у нас уж и так четверо детей; коли пятый родится — не проживём. Благословите сделать аборт.
— Вижу, живётся вам не просто, — отвечает старец, — что ж, благословляю вас убить своего ребёнка. Только убивайте старшую дочь, ей ведь уже пятнадцать лет: чай, пожила уже на свете, кое-что повидала, а тот кроха и лучика солнечного ещё не видел, несправедливым будет лишать его этой возможности.
В ужасе женщина закрыла лицо руками и зарыдала.
Правда ли, что Православие требует слепой веры?
Нет, конечно, — и по целому ряду причин.
Во-первых, вера требует постоянных интеллектуальных усилий — вы не можете ни верить, ни жить по вере, если не разобрались, во что именно вы верите и почему. Вера, когда она меняет нашу жизнь, — а только такая вера может быть спасительной — требует понимания.
Во-вторых, в мире есть огромное множество учений, как религиозных, так и идеологических, которые требуют от людей слепой веры. Для того чтобы сделать правильный выбор, вы неизбежно должны будете думать головой, сопоставлять свидетельства, делать выводы.
С самого своего основания Церковь столкнулась с необходимостью объяснять и отстаивать свою веру перед лицом тех, кто отвергал или искажал её — язычников, иноверующих или еретиков. Необходимость понять Божественное Откровение — и отстоять правую веру — породила мощную интеллектуальную традицию, в которой были подхвачены и развиты лучшие образцы античной философии.
Напротив, «слепым», то есть основанным на нежелании рассматривать доводы в пользу противоположной позиции может быть (и часто бывает) атеизм.
Молитвословия
Тропарь мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости.// Тех молитвами спаси души наша.
Кондак мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия
глас 2
Светильницы светлии явльшеся,/ Божественнии мученицы,/ тварь светом чудес озаряете,/ недугов разрешающе глубокую нощь всегда/ и Христу Единому Богу молящеся// непрестанно о всех нас.
Тропарь преподобного Николы Святоши
глас 2
Отечество и славу княжения твоего оставил,/ Князю смирения, Христови, усердно последовал еси,/ преподобне отче наш Николо;/ тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси,/ идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.
Кондак преподобного Николы Святоши
глас 8
Вся красная мира сего/ и тленное богатство нивочтоже вменив,/ обогатился еси многими чудесы и знамении от Христа Бога,/ Емуже в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих любовию память твою, да зовем ти:/ радуйся, Николо пречудне.
Тропарь преподобной Параскевы Сербской
глас 2
Пустынное и безмолвное житие возлюбивши, / и во след Христа, Жениха твоего, усердно потекши, / и Того благое иго во юности твоей вземши, / Крестным знамением к мысленным врагом мужески вооружившися, / постническими подвиги, постом, и молитвами, и слезными каплями / углие страстей угасила еси, достославная Параскево: / и ныне в Небеснем чертозе / с мудрыми девами предстоящи Христу, / моли о нас почитающих честную память твою.
Кондак преподобной Параскевы Сербской
глас 6
Святую вси заступницу сущим в бедах,/ благочестно воспоим Параскеву всечестную:/ та бо, житие оставльши тленное/ и нетлеемое прият бо веки,/ сего ради славу обрете,/ чудес благодать Божиим велением.
Молитва преподобной Параскеве Сербской
О, прекрасная невесто Христова, чистая голубице, позлащенная Духом Святым, девственная похвало и пустынножительная собеседнице Ангелов, насадившая на земли мысленный рай твоими добродетелями, преподобная мати Параскево! Что принесем тебе достойнаго в дар, кроме смиренных и грешных молений наших, яже приимшы, очистя я святыми твоими молитвами и принеси к жениху твоему, Христу Богу нашему! Ублажаем тя, красото Сербскаго народа и наша заступнице и хранительнице, еюже хвалятся царие и князи. Ты, яко храбрый воевода, крепостию, данною ти от Царя сил, обращала со студом вспять лица врагов страны твоея, и нашу страну Российскую силою молитв твоих огради от всех навет видимых и невидимых врагов. Моли Бога о нас, о преподобная мати, да не яростию Своею обличит нас, ниже гневом Своим накажет нас за премногия грехи наша, но милостию Своею да оградит нас и да дарует нам время на покаяние и исправление. О преподобная Параскево, всех, собравшихся в сем храме и с любовию чтущих святую память твою, осени твоим заступлением и испроси у Царя сил, Емуже со Ангелы предстоиши, коемуждо благопотребная во временной жизни сей, паче же помози нам достижении царства небеснаго в будущем веце твоими теплыми молитвами и ходатайством ко Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.