24 октября. Память преподобного Феофана исповедника, творца канонов, епископа Никейского

4413
Фото

Седмица 18-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Апостола Филиппа, единого от семи диаконов (I). Преподобного Феофана исповедника, творца канонов, епископа Никейского (ок. 850). Преподобного Льва Оптинского (1841). Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.

Преподобного Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мучениц Зинаиды и Филониллы (I).

Священномучеников Филарета Великанова и Александра Гривского пресвитеров (1918).

Преподобный Феофан исповедник

Преподобный Феофан исповедник, епископ Никейский, вместе с братом святым Феодором получили наименование «Начертáнных», потому что по приказу одного из императоров-иконоборцев на их лица раскалёнными иглами нанесли якобы позорящие их надписи — 12 стихотворных строк, в которых о исповедниках говорилось как об «сосудах суеверного заблуждения». Святой Феофан был одним из плодотворнейших гимнографов. Ему принадлежит множество песнопений на разные Господские и Богородичные праздники и памяти святых угодников. Лучшими творениями святого считаются канон в неделю Торжества Православия, каноны святым апостолам и канон Октоиха об усопших. Каноны святым апостолам преподобного Феофана исполнены высоких мыслей о звании учеников Христовых и вместе с тем говорят о бедственной участи грешной души человеческой.

Собор преподобных Оптинских старцев

Велика роль в русской духовной истории Староведенской Оптиной пустыни, расположенной вблизи Козельска, Калужской области. Ее значение в XIX веке и в первой трети ХХ столетия можно отчасти сравнить со значением Троицкой обители преподобного Сергия в веке XIV. Тогда Русь была под ордынским игом; в XIX же столетии начиналось иго «просвещенного» либерализма, а после революции и вовсе началось иго кровавого безбожия. 14 старцев Оптиной пустыни, просиявших в святости, стали для всех сопротивлявшихся духу времени столпами истинной духовности. Первым был иеросхимонах Лев († 1841), которого обучал умной молитве Феодор, ученик преподобного Паисия Величковского. Наибольшую славу при жизни обрел иеросхимонах Амвросий († 1891), под руководством которого была издана «Лествица» Иоанна Лествичника. Старец снискал огромный авторитет, в том числе и среди интеллигенции. К нему приезжали тогдашние властители дум — Достоевский, Леонтьев, Толстой. Последним стал архимандрит Исаакий Младший, расстрелянный в 1938 году.

Святитель Филофей (Коккин), Патриарх Константинопольский

Святитель Филофей (Коккин) стремился сохранить единство Русской митрополии под властью проживающего в Москве митрополита Киевского и всея Руси. Это отражено в ряде его грамот и в постановлениях Патриаршего Синода. В 1354 году святитель утвердил перенос кафедры русских митрополитов из Киева во Владимир и поставил на нее святителя Алексия. Патриарх Филофей благословил Преподобного Сергия Радонежского на введение общежительного устава в Троицком монастыре, прислав ему благословенную грамоту. Крест с мощами Виленских мучеников, присланный патриархом в дар Преподобному Сергию, ныне хранится в Серапионовой палатке Троице-Сергиевой Лавры.

Священномученик Филарет Великанов

Священник Филарет Великанов родился в 1873 г. в г. Верхний Ломов Пензенской губ. в семье диакона. Окончив Пензенскую духовную семинарию, служил диаконом в различных храмах. В 1916 году рукоположен во священника и, будучи вдовцом, стал целибатным священником. В 1918 году был арестован председателем ЧК по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте Лацисом. Чудом уцелело предсмертное письмо приговоренного к расстрелу отца Филарета епископу Анатолию, ректору Казанской академии. В нем отразились и чувства усталости и растерянности от допросов и издевательств, и чувство пастырского достоинства и христианского смирения. В словах письма — и сокрушение о жизни, и покаяние о прегрешениях, содеянных в ведении и неведении, и скорбь о больной матери, которую просто убьет известие о расстреле сына, и недоумение по поводу предъявленных обвинений, и величие духа одного из тех тысяч священномучеников, что в страшный век всеобщей апостасии явили нам подвиг свидетельства о Христе.

Евангелие дня

Некоторые люди удивляются тому, почему Бог не хочет явить Себя всем, ведь в таком случае атеистов не будет и все станут верующими. Разве это не то, чего хочет Господь? Разве, если все уверуют, Богу не будет проще достигнуть Своих целей? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 9.

07Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;

08другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.

09И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.

10Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.

11Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.

Как-то пару лет назад я посмотрел один из многих существующих в сети диспутов священника и атеиста. Последний заявлял, что не верит в Бога вынуждено лишь потому, что никаких доказательств Его существования нет. Он даже сказал, что как учёный был бы рад, если бы Бог существовал, ведь для науки это было бы невероятно ценно изучить нечто выходящее за пределы её теперешнего опыта. Правда, он не уточнил, какими материальными приборами собрался изучить нематериального Бога, в какой микроскоп или телескоп Его рассмотреть, в каком адронном коллайдере увидеть Его следы. Впрочем, было понятно, что перед нами только риторический приём, ни к чему говорящего не обязывающий.

В сегодняшнем евангельском чтении мы услышали истории о том, как люди искали Христа. Всех ищущих можно разделить всего на две группы: в первой будет Ирод-четверовластник, а во второй простые люди. Впрочем, разделены они оказываются не по признаку наличия власти, богатства или интеллектуальных способностей, но только по тому, как относятся к Иисусу Христу, по тому, для чего хотят Его найти. Как известно, религиозность Ирода была своеобразной. Он заточил Иоанна Крестителя в темницу, и он же боялся и уважал его как человека праведного. Закончилось, впрочем, всё это казнью Предтечи, которую Ирод приказал совершить, хотя и очень этого не хотел. Услышав об Иисусе, правитель удивился и захотел узнать о Нём побольше. Но не для того, чтобы найти нового обличителя своих беззаконий, а просто из любопытства. Что же делает Христос? Спаситель уходит вместе с учениками в особое место около города Вифсаида. В то же время народ искал Иисуса не из пустого любопытства. Конечно, среди ищущих были люди, настроенные по-разному, кто-то искал ответов на вечные вопросы, кто-то нуждался в исцелении от болезней, но так или иначе в их поисках не было праздного любопытства, желания рассмотреть Христа, изучить его, как изучают заинтересовавший объект. Он был для них личностью, в которой они нуждались. И от таких людей Спаситель не скрывается и не уходит. Примечательно, что слово «приняв», которым евангелист описывает встречу Спасителя с теми, кто нашёл Его, дословно означает «радостное, радушное приветствие». С этими людьми Он говорит о Царствии Божием, тех, кто искал утешения в скорби, Он поддерживает и исцеляет. Собственно, в этом и есть ответ на поставленный в начале вопрос.

Если Бог для тебя предмет праздного любопытства, ты Его не найдёшь. И не найдёшь потому, что в глубине души не хочешь, чтобы Он существовал, ведь это не только разрушит твои привычные взгляды, но и заставит тебя жить по Его заповедям. А Бог не заставляет. Он приглашает к общению с Собой, но никогда не навязывается. Если же ты хочешь, чтобы Бог был, если ищешь ответы на вопросы духовной жизни: Он найдёт возможность на них ответить. Впрочем, сделает это деликатно, так, чтобы свобода в принятии решений осталась за тобой.

Священник Стефан Домусчи // Радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация». Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли. Все это мы формулируем очень просто — мы должны защищать Православие, как защищали его отцы VII Вселенского Собора, как защитили его патриарх Мефодий и императрица Феодора с сонмом иерархов, как защитили его святитель Марк Эфесский и наши исповедники и новомученики Церкви Русской.

Притча о духовном подвиге

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:

— Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией — вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби — это выше всяких подвигов!

Есть ли в Библии ошибки и противоречия?

Противники христианства говорят о так называемых «противоречиях Библии». Очевидно, что образованные христиане знают Библию не хуже образованных скептиков. И признают, что понимание одного и того же отрывка из Библии может быть разным. Один и тот же отрывок может иметь несколько вполне законных толкований: буквальный смысл и иносказательные смыслы. Например, в Библии множество поэтических страниц, которые понимать буквально никому в голову не придет. Проще же обвинить Библию в противоречиях, чем себя в незнании принципов её понимания или игнорировании Священного Предания Церкви.

Например, в Евангелии по Иоанну Христос говорит вещи, казалось бы, противоположные: «Я и Отец — одно» (Ин.10:30) и «Отец Мой более Меня» (Ин.14:28). Одно из этих выражений можно понять через призму другого: так как Иисус Христос одновременно и Бог, и Человек, то первое говорит о единосущии Бога Сына и Бога Отца, а второе — о умалении Сына в воплощении.

«Если мы смущены очевидным противоречием в Писании, то это не позволяет сказать, что Автор этой книги ошибался. Но то ли манускрипт испорчен, то ли перевод сделан неверно, то ли вы просто не поняли», Августин Блаженный.

Молитвословия

Тропарь преподобнаго Феофана епископа Никейского

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче, архиереов богодухновенное удобрение,/ Феофане премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Феофана епископа Никейского

глас 2

Возгремев Христово Божественное воплощение,/ безплотныя враги до конца обличил еси,/ чудне Феофане./ Сего ради вси верно и благочестно вопием ти:// моли непрестанно о всех нас.

Тропарь апостола Филиппа

глас 3

Апостоле святый Филиппе,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Филиппа

глас 4

Языков ловец пречудный/ и учеников Христовых собеседник,/ апостолов предызбранный,/ Филипп днесь миру исцелений подает богатство,/ покрывает от обстояний того хвалящия./ Тем согласно зовем ему:// спасай вся молитвами твоими, апостоле.

Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских

глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.

Кондак Собора преподобных старцев Оптинских

глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.

Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим

О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путём тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь

Новости по теме

В день своего тезоименитства митрополит Феофан совершил Литургию в Духосошественском храме Казани
В день своего тезоименитства митрополит Феофан совершил Литургию в Духосошественском храме Казани

24 октября, в день памяти преподобного Феофана исповедника, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Духосошественском храме города Казани.

В день своего тезоименитства митрополит Феофан возглавил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля
В день своего тезоименитства митрополит Феофан возглавил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля

24 октября, в день памяти прп. Феофана исповедника, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий совершили Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля.

В день памяти преподобного Феофана Никейского глава Татарстанской митрополии совершит Литургию в Благовещенском соборе Казани
Анонсы и объявления 23 октября 2017
В день памяти преподобного Феофана Никейского глава Татарстанской митрополии совершит Литургию в Благовещенском соборе Казани

24 октября, в день памяти прп. Феофана Никейского, небесного покровителя митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, архипастырь совершит Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?