Церковный календарь

22 октября. Память апостола Иакова Алфеева

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 октября. Память апостола Иакова Алфеева

20-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 9 октября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Иакова Алфеева (I). Преподобных Андроника и жены его Афанасии (V).

Праведного Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мучеников Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361–363). Святой Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской (ок. 361–363). Преподобного Петра Галатийского (IX).

Священномучеников Константина Сухова и Петра Вяткина пресвитеров (1918); священномученика Константина Аксенова пресвитера (1937). Обретение мощей преподобного Севастиана Фомина исповедника (1997).

Корсунской иконы Божией Матери.

Апостол Иаков Алфеев

Святой апостол Иаков Алфеев, сын Алфея и Марии Клеоповой, брат св. евангелиста Матфея. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов и вместе с прочими был послан на проповедь. Проповедовал вместе с ап. Андреем Первозванным в Иудее, Одессе, Газе, Елевферополе, обратив многих на путь спасения. В египетском г. Острацыне (приморский город на границе с Палестиной) св. Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.

Праведный Авраам праотец

Авраам, избранный Богом за благочестивую жизнь, положил начало не только еврейскому, но и многим другим народам. Житель шумерского Ура, он получил от Бога повеление идти в страну, которая будет ему указана. Аврааму пришлось много скитаться с семьей и даже воевать, прежде чем он получил в наследие Ханаанскую землю. Жена Авраама Сарра до старости была бездетной, и первый сын Авраама Измаил, давший начало арабскому этносу, был рожден от служанки-иноплеменницы. Сарра, по обещанию Божию, родила сына Исаака, когда Аврааму было уже сто лет. Испытывая его веру, Бог велел ему принести Исаака в жертву и в последний момент, видя смирение и покорность патриарха, остановил его руку. Умер Авраам 175 лет от роду. «Авраам отец ваш, — говорил Иисус Христос иудеям, — рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался».

Преподобные Андроник и Афанасия

Преподобные Андроник и Афанасия (IV–V века), супруги, жили в Антиохии. Когда их дети умерли от болезни, муж и жена оставили всё и ушли странствовать по святым местам. Посетив Иерусалим и Александрию, они пришли в египетскую пустыню. По благословению старца Даниила Скитского преподобная Афанасия поселилась в Тавенском монастыре, а преподобный Андроник остался в Скитской пустыне. После 12 лет подвигов супруги, не сговариваясь, отправились в Иерусалим и встретились в дороге. Муж не узнал Афанасию, она же назвала себя аввой Афанасием. Дав обет безмолвия, они вместе совершили паломничество. По возвращении Афанасия прожила с Андроником в одной келлии ещё 12 лет. После смерти Афанасии её тайна открылась. Андроник скончался через семь дней после супруги. Скитские отцы похоронили их вместе.

Священное Писание

Флп., 244 зач., III, 1-8

1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.

2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, 3 потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, 4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, 5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, 6 по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный.

7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: || для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа...

Лк., 31 зач., VII, 17-30

17 Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

18 И возвестили Иоанну ученики его о всём том.

19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

20 Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?

21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что́ вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; 23 и блажен, кто не соблазнится о Мне!

24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

25 Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

26 Что́ же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

29 И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; 30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если посмотреть на всю человеческую историю, то как много несправедливого люди совершили за эти тысячелетия, сколько неискупленных грехов, неразрешенных конфликтов, сколько жертв несправедливости! Вся эта огромная масса несправедливости и проистекающего из несправедливости горя, несомненно, тяжким грузом лежит на человеческой истории. И если бы не было перспективы Божественного суда, то человеческая история превратилась бы в лучшем случае в бессмысленность, а в худшем — в торжество несправедливости и зла, проистекающего от дурных намерений людей. Божественный суд — это то, что в полной мере восстановит справедливость в перспективе и ретроспективе всей человеческой истории. Ни один грех и ни одно преступление не скроются от этого суда, как и ни одна обида невинных людей. Ни одна слезинка, пролитая из-за несправедливых обвинений или иных человеческих ухищрений, не останется не отертой на великом суде, который даст оценку не только каждому человеку, но и всей человеческой истории. И те, кто верит, что этот суд свершится, то есть верующие в Евангелие, во Христа Спасителя, в Его второе пришествие, должны особенно четко и критично оценивать свою жизнь, свои поступки, — ведь все, что может, по разным причинам, избежать осуждения в течение человеческой жизни, несомненно, будет осуждено Божественной справедливостью.

Как найти путь в Царствие Небесное

Святитель Иннокентий Московский (Вениаминов) объяснял своим прихожанам, как найти путь в Царствие Небесное, притчей:

— Представь, что сверх всякого ожидания ты вдруг оказался единственным наследником твоего богатого дальнего родственника. Этот родственник перед своей смертью завещал тебе свою роскошную дачу на вершине живописной горы. Любя одиночество, этот родственник не строил дороги к своей даче, а сам добирался к ней по тропинке. Чтобы помочь тебе войти во владение дачей, он оставил тебе карту горы, отметив на ней нужную тропинку. Таким образом, чтобы добраться до завещанной дачи, тебе надо держаться именно той тропинки, которую отметил любивший тебя родственник.

Нечто подобное предстоит сделать и нам, желающим дойти до Небесной обители, уготованной нам Господом Иисусом Христом. Надо хорошо узнать, какой путь ведет к ней, как не сбиться, чего следует остерегаться и так далее.

Наша карта — это Священное Писание и православные книги; лесничие — это пастыри Церкви, обязанностью которых является помогать верующим и вести их по направлению к раю. Провизия — это благодать Божия, укрепляющая наши духовные силы. Возможно, что местами тропинка, ведущая к раю, окажется узкой, заросшей кустами и трудной для путешествия, в то время как другие дорожки будут казаться более широкими и удобными. Но лучше не доверяйся тому, что кажется. Господь Иисус Христос и Его апостолы неоднократно предупреждали, что только один путь, который указан в Евангелии, доходит до Царствия Небесного.

Что такое «Евангелие»?

Важнейшая часть Нового Завета — четыре Евангелия. Слово евангелие имеет два значения – благая весть и книга об этой вести. Благая весть о чём? О боговоплощении и спасении отпавшего от Бога человечества.

В буквальном переводе с греческого Евангелие не от, а по Матфею, по Марку…  Также и заключительную книгу Нового Завета Апокалипсис лишь образно называют Откровением Иоанна Богослова, это видно из его первых слов «Откровение Иисуса Христа…».

Читая Новый Завет, следует понимать, что значат слова «евангелие» и «писания» в его тексте:

— Слова Христа «веруйте в Евангелие», «Новый Завет в Крови Моей» были сказаны тогда, когда книг под названием Новый Завет и Евангелие ещё не было, речь шла о благой вести.

— Когда Спаситель отвечал саддукеям: «Заблуждаетесь, не зная Писаний» (Матф.22:29), или когда говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39), то речь шла о Ветхом Завете.

Молитвословия

Тропарь апостола Иакова Алфеева

глас 3

Апостоле святый Иакове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Иакова Алфеева

глас 2

Молитва апостолу Иакову Алфееву

Твердо мудрости догматы в души благочестивых вложившаго,/ похвалами да ублажим яко боговещателя вси Иакова:/ Престолу бо славы Владычню предстоя,/ и со всеми Ангелы радуется,// моля непрестанно о всех нас. О, великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный апостоле Иакове, брате Господень! Ты еси великий архиерей града Святаго, теплый наш заступниче и ходатай, предстоящий Престолу Пресвятыя Троицы. Не отрини нас от твоего заступления, но воздвигни нас низверженных многими грехи. Яко священномученик, имеяй власть решати и вязати, разреши зол наших соузы и любви Божией причти нас и Царствия Небеснаго причастники, блаженне соделай молитвами твоими. Моли Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати наше земное странствие, да вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо, с тобою вкупе, выну восхваляти Троицу Нераздельную, воспевати Едино Божество Отца, и Сына, и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Андроника

глас 1

Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси,/ Богоносне отче наш Андрониче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Андроника

глас 4

Благородия нравом тя честно похвалим, Андрониче,/ иже Господь в лик преподобным отцем сочета,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи.

Тропарь священноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского

глас 3

Троицы Святыя служителю,/ земне ангеле и небесне человече,/ духовнаго Оптинскаго старчества преемниче,/ Христов священнотаинниче и исповедниче,/ Духа Святаго обитель всечестная,/ преподобне отче Севастиане, досточтиме,/ испроси мирови мир/ и душам нашим велию милость.

Теги:
Апостол Иаков Алфеев
праведный Авраам
православный календарь

Все публикации