Седмица 19-я по Пятидесятнице
Поста нет. 9 октября по ст. ст.
В этот день совершается память:
Апостола Иакова Алфеева (I). Преподобных Андроника и жены его Афанасии (V).
Праведного Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мучеников Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361—363). Святой Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской (ок. 361—363). Преподобного Петра Галатийского (IX).
Священномучеников Константина Сухова и Петра Вяткина пресвитеров (1918); священномученика Константина Аксенова пресвитера (1937). Обретение мощей преподобного Севастиана Фомина исповедника (1997).
Святой апостол Иаков Алфеев, сын Алфея и Марии Клеоповой, брат св. евангелиста Матфея. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов и вместе с прочими был послан на проповедь. Проповедовал вместе с ап. Андреем Первозванным в Иудее, Одессе, Газе, Елевферополе, обратив многих на путь спасения. В египетском г. Острацыне (приморский город на границе с Палестиной) св. Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.
Авраам, избранный Богом за благочестивую жизнь, положил начало не только еврейскому, но и многим другим народам. Житель шумерского Ура, он получил от Бога повеление идти в страну, которая будет ему указана. Аврааму пришлось много скитаться с семьей и даже воевать, прежде чем он получил в наследие Ханаанскую землю. Жена Авраама Сарра до старости была бездетной, и первый сын Авраама Измаил, давший начало арабскому этносу, был рожден от служанки-иноплеменницы. Сарра, по обещанию Божию, родила сына Исаака, когда Аврааму было уже сто лет. Испытывая его веру, Бог велел ему принести Исаака в жертву и в последний момент, видя смирение и покорность патриарха, остановил его руку. Умер Авраам 175 лет от роду. «Авраам отец ваш, — говорил Иисус Христос иудеям, — рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался».
Преподобные Андроник и Афанасия (IV—V века), супруги, жили в Антиохии. Когда их дети умерли от болезни, муж и жена оставили всё и ушли странствовать по святым местам. Посетив Иерусалим и Александрию, они пришли в египетскую пустыню. По благословению старца Даниила Скитского преподобная Афанасия поселилась в Тавенском монастыре, а преподобный Андроник остался в Скитской пустыне. После 12 лет подвигов супруги, не сговариваясь, отправились в Иерусалим и встретились в дороге. Муж не узнал Афанасию, она же назвала себя аввой Афанасием. Дав обет безмолвия, они вместе совершили паломничество. По возвращении Афанасия прожила с Андроником в одной келлии ещё 12 лет. После смерти Афанасии её тайна открылась. Андроник скончался через семь дней после супруги. Скитские отцы похоронили их вместе.
1 Кор., 164 зач., XV, 58 — XVI, 3
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
ГЛАВА 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
Лк., 20 зач., V, 27-32
27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
28 И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.
29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; 32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
Лк. 5, 27-32
"Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию". Какое утешение для грешников! Но надобно отстать от грехов и творить одно добро; да и творя добро, все же почитать себя грешником и притом не на языке, а в сердце. Не греши, а все же, как настоящий грешник, кайся и взывай ко Господу о помиловании. Когда будешь так настроен, значит стоишь во истине; коль же скоро поддашься на праведность и станешь считать себя безгрешным, знай, что ты уклоняешься от пути правого и пошел к тем, которым нет спасения. Как совместить исправную жизнь с чувствами грешности — об этом спрашивают только книжники, которые пишут, а не делают; кто идет деятельным путем, для того это ясно до того, что он понять не может, как можно быть тому иначе.
Если человек молится, то он по-настоящему религиозный человек. Если называет себя верующим и даже убежден в существовании Бога как Высшей Силы, но если не обращается к Богу с молитвой, то такой верующий человек — нерелигиозный человек. Иногда бывает даже так, что люди достаточно церковные перестают молиться. Настолько привыкают к своей церковности, что живая молитва как связь с Богом исчезает из жизни. Если человек перестает молиться, он перестает жить религиозной жизнью. Если же обращаемся к Богу, то, значит, чувствуем Его присутствие в нашей жизни, как древние пророки, о которых сказано, что они ходили перед лицом Божиим.
Святитель Иннокентий Московский (Вениаминов) объяснял своим прихожанам, как найти путь в Царствие Небесное, притчей:
— Представь, что сверх всякого ожидания ты вдруг оказался единственным наследником твоего богатого дальнего родственника. Этот родственник перед своей смертью завещал тебе свою роскошную дачу на вершине живописной горы. Любя одиночество, этот родственник не строил дороги к своей даче, а сам добирался к ней по тропинке. Чтобы помочь тебе войти во владение дачей, он оставил тебе карту горы, отметив на ней нужную тропинку. Таким образом, чтобы добраться до завещанной дачи, тебе надо держаться именно той тропинки, которую отметил любивший тебя родственник.
Нечто подобное предстоит сделать и нам, желающим дойти до Небесной обители, уготованной нам Господом Иисусом Христом. Надо хорошо узнать, какой путь ведет к ней, как не сбиться, чего следует остерегаться и так далее.
Наша карта — это Священное Писание и православные книги; лесничие — это пастыри Церкви, обязанностью которых является помогать верующим и вести их по направлению к раю. Провизия — это благодать Божия, укрепляющая наши духовные силы. Возможно, что местами тропинка, ведущая к раю, окажется узкой, заросшей кустами и трудной для путешествия, в то время как другие дорожки будут казаться более широкими и удобными. Но лучше не доверяйся тому, что кажется. Господь Иисус Христос и Его апостолы неоднократно предупреждали, что только один путь, который указан в Евангелии, доходит до Царствия Небесного.
Важнейшая часть Нового Завета — четыре Евангелия. Слово евангелие имеет два значения — благая весть и книга об этой вести. Благая весть о чём? О боговоплощении и спасении отпавшего от Бога человечества.
В буквальном переводе с греческого Евангелие не от, а по Матфею, по Марку… Также и заключительную книгу Нового Завета Апокалипсис лишь образно называют Откровением Иоанна Богослова, это видно из его первых слов «Откровение Иисуса Христа…».
Читая Новый Завет, следует понимать, что значат слова «евангелие» и «писания» в его тексте:
— Слова Христа «веруйте в Евангелие», «Новый Завет в Крови Моей» были сказаны тогда, когда книг под названием Новый Завет и Евангелие ещё не было, речь шла о благой вести.
— Когда Спаситель отвечал саддукеям: «Заблуждаетесь, не зная Писаний» (Матф.22:29), или когда говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39), то речь шла о Ветхом Завете.
Священномученик Ириней Лионский (родился около 130 года, принял мученическую кончину в 202 году) нёс епископское служение в Галлии, на территории нынешней Франции.
Он особенно известен своей борьбой с лжеучениями, которые бурно расплодились в то время и пытались мимикрировать под христианство — отчасти заимствуя библейскую терминологию, но используя её для проповеди воззрений, не имеющих ничего общего с возвещением апостолов.
Эти лжеучения получили общее название «гностицизма», от греческого «гнозис» — «знание», потому что их проповедники претендовали на некое «тайное знание», доступное лишь посвящённым. Святой Ириней подробно рассмотрел и опроверг эти лжеучения в своём монументальном труде «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)».
Со времён святого Иринея такие лжеучения изменились мало — только в наши дни их скорее называют «эзотерическими». Поэтому (хотя, конечно, не только поэтому) труды св. Иринея важны для нас и сегодня.
Тропарь апостола Иакова Алфеева
глас 3
Апостоле святый Иакове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Иакова Алфеева
глас 2
Молитва апостолу Иакову Алфееву
Твердо мудрости догматы в души благочестивых вложившаго,/ похвалами да ублажим яко боговещателя вси Иакова:/ Престолу бо славы Владычню предстоя,/ и со всеми Ангелы радуется,// моля непрестанно о всех нас. О, великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный апостоле Иакове, брате Господень! Ты еси великий архиерей града Святаго, теплый наш заступниче и ходатай, предстоящий Престолу Пресвятыя Троицы. Не отрини нас от твоего заступления, но воздвигни нас низверженных многими грехи. Яко священномученик, имеяй власть решати и вязати, разреши зол наших соузы и любви Божией причти нас и Царствия Небеснаго причастники, блаженне соделай молитвами твоими. Моли Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати наше земное странствие, да вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо, с тобою вкупе, выну восхваляти Троицу Нераздельную, воспевати Едино Божество Отца, и Сына, и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Андроника
глас 1
Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси,/ Богоносне отче наш Андрониче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Андроника
глас 4
Благородия нравом тя честно похвалим, Андрониче,/ иже Господь в лик преподобным отцем сочета,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи.
Тропарь священноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского
глас 3
Троицы Святыя служителю,/ земне ангеле и небесне человече,/ духовнаго Оптинскаго старчества преемниче,/ Христов священнотаинниче и исповедниче,/ Духа Святаго обитель всечестная,/ преподобне отче Севастиане, досточтиме,/ испроси мирови мир/ и душам нашим велию милость.