
Неделя 18-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Апостола Иакова Алфеева (I). Преподобных Андроника и жены его Афанасии (V).
Праведного Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мучеников Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361—363). Святой Поплии исповедницы, диакониссы Антиохийской (ок. 361—363). Преподобного Петра Галатийского (IX).
Священномучеников Константина Сухова и Петра Вяткина пресвитеров (1918); священномученика Константина Аксенова пресвитера (1937). Обретение мощей преподобного Севастиана Фомина исповедника (1997).
Апостол Иаков Алфеев
Святой апостол Иаков Алфеев, сын Алфея и Марии Клеоповой, брат св. евангелиста Матфея. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов и вместе с прочими был послан на проповедь. Проповедовал вместе с ап. Андреем Первозванным в Иудее, Одессе, Газе, Елевферополе, обратив многих на путь спасения. В египетском г. Острацыне (приморский город на границе с Палестиной) св. Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.
Праведный Авраам праотец
Авраам, избранный Богом за благочестивую жизнь, положил начало не только еврейскому, но и многим другим народам. Житель шумерского Ура, он получил от Бога повеление идти в страну, которая будет ему указана. Аврааму пришлось много скитаться с семьей и даже воевать, прежде чем он получил в наследие Ханаанскую землю. Жена Авраама Сарра до старости была бездетной, и первый сын Авраама Измаил, давший начало арабскому этносу, был рожден от служанки-иноплеменницы. Сарра, по обещанию Божию, родила сына Исаака, когда Аврааму было уже сто лет. Испытывая его веру, Бог велел ему принести Исаака в жертву и в последний момент, видя смирение и покорность патриарха, остановил его руку. Умер Авраам 175 лет от роду. «Авраам отец ваш, — говорил Иисус Христос иудеям, — рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался».
Преподобные Андроник и Афанасия
Преподобные Андроник и Афанасия (IV—V века), супруги, жили в Антиохии. Когда их дети умерли от болезни, муж и жена оставили всё и ушли странствовать по святым местам. Посетив Иерусалим и Александрию, они пришли в египетскую пустыню. По благословению старца Даниила Скитского преподобная Афанасия поселилась в Тавенском монастыре, а преподобный Андроник остался в Скитской пустыне. После 12 лет подвигов супруги, не сговариваясь, отправились в Иерусалим и встретились в дороге. Муж не узнал Афанасию, она же назвала себя аввой Афанасием. Дав обет безмолвия, они вместе совершили паломничество. По возвращении Афанасия прожила с Андроником в одной келлии ещё 12 лет. После смерти Афанасии её тайна открылась. Андроник скончался через семь дней после супруги. Скитские отцы похоронили их вместе.
Евангелие дня
Часто среди верующих людей можно услышать, что у каждого человека в Церкви должно быть своё служение. Сама по себе эта мысль совершенно верная, но большинство верующих в своей деятелности не имеют и попросту не могут иметь прямого отношения ни к деятельности Церкви вообще, ни к каким-либо приходским служениям в частности. Как же им быть? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 8.
01После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать,
02и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов,
03и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
Люди, читавшие Священное Писание, могут помнить, что однажды, человека, который собрался быть Его учеником, Христос предупредил, что Он живёт жизнью странника, Которому негде головы приклонить. Думаю, речь идёт не о том, что Он никогда не ночевал в домах тех или иных людей, принявших проповедь... Просто вне Назарета, Его родного города, отдых и ночлег не были гарантированными. Спаситель шёл и проповедовал, благовествуя Евангелие Царствия Божия, в то время как о бытовой стороне Его жизни заботились другие люди. Вообще, из истории известно, что поддерживать проповедников считалось делом благочестивым и богоугодным. Но в том, кто и как помогал Спасителю и Его ученикам, было две особенности: Его и учеников поддерживали женщины и делали это не из простого благочестия или желания заслужить милость, но из благодарности, и это очень важно.
Для иудейского общества того времени активное участие женщины в социальной жизни и тем более в деятельности проповедника и учителя было делом немыслимым. Принимая в свою общину женщин и странствуя вместе с ними, Спаситель не боится осуждения и обличений. В глазах учеников Он восстанавливает их статус, приглашает их быть соработницами в Его деле. Для Него женщина такой же человек, как и мужчина. Она обладает своими дарами и может служить ими Богу.
Задумаемся только, что представляла собой жизнь тяжело больного или бесноватого человека в то время? Он фактически выпадал из общества и становился либо бессильным, либо изгоем, в зависимости от сути проблемы. Исцеляя и избавляя от бесовской зависимости женщин, которых упомянул Лука, Христос не просто возвращал им здоровье, Он возвращал им полноценную жизнь. В ответ на этот дар любви, они посвятили свои жизни Ему, используя для этого те возможности, которые у них были, то есть, как говорит евангелист, «служили Ему своим имением». Странствуя вместе со Христом, они были лишены возможности трудиться в обычном традиционном смысле слова: не могли вести домашнее хозяйство, обрабатывать землю или заниматься ручным трудом, чем обычно занимались в то время женщины. Однако у них были средства, которые они использовали для того, чтобы поддерживать Христа и апостолов, высвобождая их время и силы для проповеди.
Обращаясь к Священному Писанию, удивляясь великим чудесам Христа, вслушиваясь в Его слова, полные мудрости, мы нередко забываем о том незаметном труде, который всё это сопровождал. Да, Спаситель мог чудесным образом накормить несколько тысяч человек, но большую часть Своей жизни принимал помощь от тех, кто Его окружал, буквально был от неё зависим. Многие приходили ко Христу за помощью, многие обретали утешение в Его словах, но не многие понимали, что и Он со Своей стороны нуждался в помощи и поддержке. И надо сказать, что за две тысячи лет не изменилось ничего. Действуя в Своих учениках, пусть слабых и несовершенных, Христос и сегодня через Церковь возвращает смысл жизни тем, кто его потерял, исцеляя телесные и душевные болезни. Но стоит помнить, что так же, как две тысячи лет назад, эта деятельность невозможна без простой и часто незаметной помощи самых разных людей, которые готовы с благодарностью поддерживать дело Божее в мире.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Если человек молится, то он по-настоящему религиозный человек. Если называет себя верующим и даже убежден в существовании Бога как Высшей Силы, но если не обращается к Богу с молитвой, то такой верующий человек — нерелигиозный человек. Иногда бывает даже так, что люди достаточно церковные перестают молиться. Настолько привыкают к своей церковности, что живая молитва как связь с Богом исчезает из жизни. Если человек перестает молиться, он перестает жить религиозной жизнью. Если же обращаемся к Богу, то, значит, чувствуем Его присутствие в нашей жизни, как древние пророки, о которых сказано, что они ходили перед лицом Божиим.
Как найти путь в Царствие Небесное
Святитель Иннокентий Московский (Вениаминов) объяснял своим прихожанам, как найти путь в Царствие Небесное, притчей:
— Представь, что сверх всякого ожидания ты вдруг оказался единственным наследником твоего богатого дальнего родственника. Этот родственник перед своей смертью завещал тебе свою роскошную дачу на вершине живописной горы. Любя одиночество, этот родственник не строил дороги к своей даче, а сам добирался к ней по тропинке. Чтобы помочь тебе войти во владение дачей, он оставил тебе карту горы, отметив на ней нужную тропинку. Таким образом, чтобы добраться до завещанной дачи, тебе надо держаться именно той тропинки, которую отметил любивший тебя родственник.
Нечто подобное предстоит сделать и нам, желающим дойти до Небесной обители, уготованной нам Господом Иисусом Христом. Надо хорошо узнать, какой путь ведет к ней, как не сбиться, чего следует остерегаться и так далее.
Наша карта — это Священное Писание и православные книги; лесничие — это пастыри Церкви, обязанностью которых является помогать верующим и вести их по направлению к раю. Провизия — это благодать Божия, укрепляющая наши духовные силы. Возможно, что местами тропинка, ведущая к раю, окажется узкой, заросшей кустами и трудной для путешествия, в то время как другие дорожки будут казаться более широкими и удобными. Но лучше не доверяйся тому, что кажется. Господь Иисус Христос и Его апостолы неоднократно предупреждали, что только один путь, который указан в Евангелии, доходит до Царствия Небесного.
Что такое «Евангелие»?
Важнейшая часть Нового Завета — четыре Евангелия. Слово евангелие имеет два значения — благая весть и книга об этой вести. Благая весть о чём? О боговоплощении и спасении отпавшего от Бога человечества.
В буквальном переводе с греческого Евангелие не от, а по Матфею, по Марку… Также и заключительную книгу Нового Завета Апокалипсис лишь образно называют Откровением Иоанна Богослова, это видно из его первых слов «Откровение Иисуса Христа…».
Читая Новый Завет, следует понимать, что значат слова «евангелие» и «писания» в его тексте:
— Слова Христа «веруйте в Евангелие», «Новый Завет в Крови Моей» были сказаны тогда, когда книг под названием Новый Завет и Евангелие ещё не было, речь шла о благой вести.
— Когда Спаситель отвечал саддукеям: «Заблуждаетесь, не зная Писаний» (Матф.22:29), или когда говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39), то речь шла о Ветхом Завете.
Священномученик Ириней Лионский
Священномученик Ириней Лионский (родился около 130 года, принял мученическую кончину в 202 году) нёс епископское служение в Галлии, на территории нынешней Франции.
Он особенно известен своей борьбой с лжеучениями, которые бурно расплодились в то время и пытались мимикрировать под христианство — отчасти заимствуя библейскую терминологию, но используя её для проповеди воззрений, не имеющих ничего общего с возвещением апостолов.
Эти лжеучения получили общее название «гностицизма», от греческого «гнозис» — «знание», потому что их проповедники претендовали на некое «тайное знание», доступное лишь посвящённым. Святой Ириней подробно рассмотрел и опроверг эти лжеучения в своём монументальном труде «Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)».
Со времён святого Иринея такие лжеучения изменились мало — только в наши дни их скорее называют «эзотерическими». Поэтому (хотя, конечно, не только поэтому) труды св. Иринея важны для нас и сегодня.
Молитвословия
Тропарь апостола Иакова Алфеева
глас 3
Апостоле святый Иакове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Иакова Алфеева
глас 2
Молитва апостолу Иакову Алфееву
Твердо мудрости догматы в души благочестивых вложившаго,/ похвалами да ублажим яко боговещателя вси Иакова:/ Престолу бо славы Владычню предстоя,/ и со всеми Ангелы радуется,// моля непрестанно о всех нас. О, великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный апостоле Иакове, брате Господень! Ты еси великий архиерей града Святаго, теплый наш заступниче и ходатай, предстоящий Престолу Пресвятыя Троицы. Не отрини нас от твоего заступления, но воздвигни нас низверженных многими грехи. Яко священномученик, имеяй власть решати и вязати, разреши зол наших соузы и любви Божией причти нас и Царствия Небеснаго причастники, блаженне соделай молитвами твоими. Моли Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати наше земное странствие, да вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобимся и тамо, с тобою вкупе, выну восхваляти Троицу Нераздельную, воспевати Едино Божество Отца, и Сына, и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Андроника
глас 1
Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси,/ Богоносне отче наш Андрониче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Андроника
глас 4
Благородия нравом тя честно похвалим, Андрониче,/ иже Господь в лик преподобным отцем сочета,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи.
Тропарь священноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского
глас 3
Троицы Святыя служителю,/ земне ангеле и небесне человече,/ духовнаго Оптинскаго старчества преемниче,/ Христов священнотаинниче и исповедниче,/ Духа Святаго обитель всечестная,/ преподобне отче Севастиане, досточтиме,/ испроси мирови мир/ и душам нашим велию милость.