15 октября. Память священномученика Киприана и мученицы Иустины

5756
Фото

Неделя 19-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Священномученика Киприана, мученицы Иустины и мученика Феоктиста (304). Блаженного Андрея, Христа ради юродивого (936). Праведного воина Феодора Ушакова (1817).

Благоверной княгини Анны Кашинской (1368). Преподобного Кассиана грека, Угличского, Учемского, чудотворца (1504). Мучеников Давида и Константина, князей Аргветских (740) (Груз.).

Мученицы Александры Булгаковой (1938).

Священномученик Киприан

До своего обращения Киприан «прославился» в Антиохии как знаток магии. Он губил людей, обращавшихся к нему за помощью, пока к нему не пришел некий юноша, просивший приворотить девушку-христианку Иустину, в которую влюбился. Киприан стал насылать на нее бесов с искушениями, но та молитвами отгоняла их. Тогда волхв применил всю свою силу — стал насылать болезни на семью Иустины и даже на весь город, но молитвы Иустины вновь оказались сильнее. В итоге темная сила обратилась на самого Киприана — и единственным спасением оказалось для него призывание имени Христова. Жрец отрекся от диавола и умолил местного епископа крестить его. Подвигом праведной жизни он искупил грехи, поднявшись в Церкви до сана епископа. В пору гонений Киприан и Иустина, ставшая игуменией, стойко исповедали Христа и с радостью приняли мученическую смерть.

Почитание священномученика Киприана на Руси

Особо священномученик Киприан стал почитаться на Руси с середины XVI века в связи со следующим событием. Во время третьего, победоносного похода на Казань, 15 октября 1552 года, в воскресенье, в день памяти священномученика Киприана, в походном храме во имя преподобного Сергия Радонежского шла литургия, и во время чтения Евангелия в конце слов «и будет едино стадо и един Пастырь» раздался взрыв в подкопе под крепостными стенами Казани. После этого начался решительный штурм города, и Казань пала. В покорённом граде возвели «церковь Святых Великомученик Киприяна и Устиньи». Когда позднее в Москве на Красной площади в память казанской победы построили храм-памятник Покрова на Рву, известный как собор Василия Блаженного, один из девяти устроенных в нём приделов посвятили мученикам Киприану и Иустинии.

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был славянин и жил в Х веке в Константинополе. Он был призван Господом на подвиг через удивительное видение. Ангел Божий сказал Андрею во сне: «Иди на добрый подвиг, будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего». С этого времени Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления. Благодушно сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. За свое великое терпение и смирение святой получил от Господа дар прозорливости. Скончался блаженный Андрей в 936 году.

Явление рая блаженному Андрею

В житии блаженного Андрея Юродивого описывается удивительный случай посещения им рая ещё при жизни. Лишь немногие святые удостаивались подобного дара. Столь чудесное утешение для святого Андрея предварялось тяжёлыми скорбями. В тот год в Константинополе была суровая зима, и блаженный, не имея никакого укрытия, страдал от мороза. Уже ожидая смерти, он внезапно оказался в раю. Не понимая, как это случилось, святой Андрей стал осматривать райские красоты: ряды цветущих деревьев, на них множество поющих птиц, посреди рая — река. Потом святой был вознесён выше третьего неба, где увидел Христа, а затем вновь оказался в раю. Лишь Божию Матерь не встретил блаженный Андрей, ему было сказано, что Она ушла в наш мир помогать людям. После этого святой вернулся на землю, как бы проснувшись от сна.

Евангелие дня

Задумываясь о том, почему люди совершают плохие поступки, мы с удивлением можем заметить, что они не столько поступают плохо с кем-то, сколько пытаются хорошо поступить с собой. Себе делают хорошо, от чего другим становится плохо. Но как должны вести себя в подобных ситуациях христиане? Ответ на этот вопрос звучит в 6-й главе Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 6.

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

К чему стремился Адам, когда перед лицом Бога обвинял Еву в том, что она дала ему плод, для того чтобы он его съел? Он стремился к тому, чтобы сохранить себя, пусть даже ценой благополучия другого. Эта история древняя, но она до боли нам знакома, потому что сегодня мы поступаем друг с другом точно так же. Мы существуем за счёт других людей. Конечно, не в буквальном, финансовом смысле слова, но в смысле использования их в своих целях. Нам важно быть хорошими, и мы находим в своём окружении тех, на чьём фоне будем лучше смотреться. Нам нужны ресурсы, и мы ищем тех, кто может их предоставить. Максимум, на что мы бываем готовы, — «дашь» на «дашь», ты мне — я тебе. Уж на что бывают жертвенными родители, и они ждут, что в итоге дети их жертву оценят, отблагодарят и в свою очередь будут жертвенны. Да и что в этом, собственно говоря, плохого? Разве сегодняшнее чтение не говорит именно об этом?

И как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними.

Естественно, в этих словах нет чего-то совсем примитивного и потребительского, и человек, который всех вокруг себя только использует, не сможет жить даже по таким правилам... Более того, в отличие от золотого правила этики, правило Христа делает человека инициатором отношений... Живя по нему, мы оказываемся призваны не кивать на других, не бежать от проблем, но становиться примером для подражания.... И всё же, не может ли и в этом случае наш эгоизм вывернуться так, чтобы использовать эту заповедь в свою пользу? Я хочу, чтобы люди со мной были честными, я стараюсь быть с ними честен... Хочу, чтобы они были справедливыми — я буду справедлив... Наконец, буду милостив, рассчитывая на милость. Очевидно, что именно это наш эгоизм и делает, и Господь это знает! И поэтому Он идёт дальше, чем простой призыв создавать вокруг себя удобную нравственную среду. Если вы поступаете с людьми нравственно только для того, чтобы с вами поступали нравственно, чем вы отличаетесь от язычников? Разве они ведут себя не так? Вместо этого поступайте нравственно с теми, от кого вы этого не ожидаете. В этом смысле призыв давать взаймы и не ожидать возращения долга, не столько о деньгах, сколько о внутренней душевной щедрости, которая не должна ограничиваться исканием своего.

Начало этого пути в том, чтобы честно посмотреть на себя и своё отношение к другим. Падший человек живёт, потребляя, и всё время боится, что ему не хватит: сил, ресурсов, жизненного пространства. Однако тот, кто увидел в себе этот изъян и обратился к Богу как к Небесному Отцу, обогащается Его щедростью и становится милостив, потому что и сам помилован.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня каждый верующий человек должен и сердцем, и умом принимать свою веру. Мы должны быть убежденными христианами с совершенно ясными убеждениями, с ясным мировоззрением, с непоколебимыми ценностями, которые у нас никто не должен украсть и никто не должен над ними надругаться — ни силой не отобрать у нас, ни хитростью человеческой, ни всей мощью пропаганды, ни использованием человеческих инстинктов. Мы должны быть сильными и возвышаться над всем тем, что принижает человека к земле, превращает его в червя, заставляет его ползать по праху земному. Мы должны быть способными воспарять духом. А все это возможно только тогда, когда у нас сильная вера.

Библия и Церковь

Один православный священник рассказывал такую историю. На улице к нему подошел проповедник и сказал: «Хотите, я расскажу вам о церкви, которая основана на Библии?» На это священник ответил: «А хотите, я расскажу вам о Церкви, которая написала Библию?». Не Библия породила Церковь, а Церковь — Библию.

Вы, наверное, слышали такое утверждение: «Я верю не святым или церкви, а только Слову Божьему — Библии». На это следует уточнить: «А как появилась Библия? Ведь Христос не оставил нам книг. Более того, возникают вопросы: кто в продолжении 1,5 тысячелетий собирал это множество книг боговдохновенных авторов, кто утвердил состав (канон) именно этих книг?». И не наивно ли утверждать, что премудрый Бог дал Откровение и не объяснил как его толковать?

Христос основал Церковь, которая утвердила священный канон. Книги Библии писались прежде всего для верующих (общин верующих, всей Церкви). Поэтому понять и вместить духовный смысл Св. Писания можно только в Церкви (под руководством Церкви).

Вспомним окончание Евангелия по Луке, где воскресший Христос явился апостолам: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний». Не дал новую информацию, а отверз ум, т.е. дал благодать для правильного понимания! По словам апостола: …никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым…» (2Пет.1:20-21).

Попытки внецерковного постижения Библии опасны тем, что приводят к заблуждениям и ересям. По словам свт. Василия Великого «все ереси выросли из Библии».

Самый первый протестант Мартин Лютер поговаривал: «Сам дьявол может цитировать Библию с большой пользой для себя». Писание не только в словах, а в их понимании, интерпретации. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что дьявол искушал Христа именно цитатами из Библии, вкладывая в священные строки искажённый смысл. Если вы ведёте дневник, то кто кроме вас сможет верно объяснить его содержание? Точно так же правильное понимание духовного текста в полной мере доступно его автору и тем, кому он открывает его.

Писание, как часть Священного Предания (опыта Церкви), толкуется Св. Преданием (всем опытом Церкви; можно сказать, что Священное Предание — это инструкция к Библии). У протестантов лозунг: Писание толкуется Писанием. И они сами себя обличают этим утверждением, т.к. у них нет единого учения, а есть тысячи разных общин со своими интерпретациями священного церковного текста. Если не требуется Предание, то, казалось бы, куда проще: читай Библию и живи, как там написано. Но так не получается, и каждый интерпретирует Писание по-своему. Эта интерпретация и есть, собственно, предание.

Мужи апостольские (вт. пол. I в. — сер. II в.)

Мужи апостольские — это представители второго поколения христиан, люди, лично знавшие апостолов, нередко — их ближайшие сотрудники и ученики. Их труды являются бесценным свидетельством жизни и учения ранней Церкви, а многие из них пользовались (и пользуются) в Церкви авторитетом, уступающим только авторитету Св. Писания.

Они находятся в числе первых восприемников и передатчиков Апостольского Предания.

К числу Мужей апостольских относятся Апостол Варнава, священномученик Дионисий Ареопагит, священномученик Климент Римский, священномученик Игнатий Богоносец, священномученик Поликарп, епископ Смирнский, апостол Ерм, соработник апостола Павла, священномученик Папий, епископ Иерапольский.

Молитвословия

Тропарь блаженного Андрея, Христа ради юродивого

Глас 1

Глас апостола Твоего Павла услышав, глаголющ:/ мы юроди Христа ради,/ раб Твой, Андрей, юрод бысть на земли/ Тебе ради, Христе Боже./ Темже ныне память его почитающе,/ Тебе молимся, Господи, спаси души наша.

Кондак блаженного Андрея, Христа ради юродивого

глас 4

Во юродство претворився волею,/ мира сего красоты отнюд возненавидел еси,/ плотская мудрования увядил еси постом и жажд ею, и зноем,/ и студению мраза,/ от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився,/ очистил еси себе, яко злато в горниле,/ Андрее блаженне.

Молитва блаженному Андрею, Христа ради юродивому

О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, Преблаженне Андрее! Услыши ны, многогрешный, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

***

Кондак преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца

глас 8

Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад,/ оставль отечество и княжение твое Христа ради,/ и в царствующий град Москву пришел еси,/ и, промышлением Божественнаго разума направляемь,/ Углеча града достигл еси,/ и, близ его, над Волгою рекою, в пустыни Учме вселився,/ обитель сотворил еси, и церковь созда,/ и созва монахов во спасение;/ с нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Кассиане.

Кондак преподобного Кассиана Угличского

глас 4

Якоже пресветлое солнце,/ возсия нам от Рима и к царскому граду достигл еси,/ преблаженне отче Кассиане,/ и Ангельски в Русстей земли пожил еси,/ и древних постник на высоту воздержания востече,/ и в пустыни Учме, близ Богоспасаемаго града Углеча,/ обитель преславну иноком , во спасение сооружи,/ и храм благолепен Пречистей Богоматери Духом Божиим уясни,/ и в ней тобою Бог прославляется,/ и ныне молитися Господеви не престай о стаде своем,/ иже многими поты и труды стяжал еси/ избавити его от всех обстояний лукаваго,/ и от всяких скорбей и бед невредиму сохранитися,/ и нам, рабом твоим, грехов прощение молитвами твоими получити,/ и граду твоему Углечу от напастей всяческих/ и находящих падений, гневом Божиим праведным, свободитися умоли,/ преподобне и Богомудре отче Кассиане.

Кондак преподобного Кассиана Угличского

глас 5

Яко многосветлая звезда,/ возсиял еси в Русстей земли, отче Кассиане,/ и яко богатство драгоценнаго бисера/ прийде к нам от ветхаго Рима/ и дошед Богоспасаемаго града Углеча,/ и близ его Божественным смотрением/ обитель всечестну возградил,/ и церковь Матере Божия чудновидну созда,/ и созва инок множества,/ с ними же молися Христу Богу/ избавити град сей от варварскаго пленения,/ и междоусобныя брани, и огненнаго запаления невредима соблюди,/ преподобне и Богомудре отче Кассиане.

***

Тропарь священномученика Киприана и мученицы Иустины

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Киприане,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Киприана и мученицы Иустины

глас 1

От художества волшебнаго обратився, богомудре,/ к познанию Божественному,/ показался еси миру врач мудрейший,/ исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною:/ с неюже молися Человеколюбцу Владыце// спасти души наша.

Молитва священномученику Киприану

«О святый угодниче Божий, священномучениче Киприане, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих! Приими от нас, недостойных, хваление сие, испроси у Господа Бога в немощех укрепление, в печалех утешение и всем вся полезная в жизни нашей; вознеси ко Господу благомощную твою молитву, да оградит нас от падений греховных, да научит нас истинному покаянию, да избавит нас от пленения диавольскаго и всякаго действа духов нечистых и укротит обидящих нас. Буди нам крепкий поборник на вся враги видимыя и невидимыя, подаждь нам терпение во искушениих и в час кончины нашея яви нам заступление от истязателей на воздушных мытарствех, да водимии тобою, достигнем Горняго Иерусалима и сподобимся в Небеснем Царствии со всеми святыми славити и воспевати пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

***

Тропарь великой княгини Анны Кашинской

глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.

Кондак великой княгини Анны Кашинской

глас 4

Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.

Молитва благоверной княгине Анне Кашинской

О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши и не отступаеши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавится и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, Тотемский (1673 г.)
Жития святых 23 октября 2016
Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, Тотемский (1673 г.)

Родился в 1638 г. в благочестивой крестьянской семье Усть-Толщемского прихода (в 50 верстах от г. Тотьмы). С юных лет святым овладела мысль служить одному Богу, поэтому, оставив мир, он ушел в Галичский Воскресенский монастырь