Церковный календарь

12 октября. Память преподобного Кириака отшельника

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 октября. Память преподобного Кириака отшельника

17-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 29 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Кириака отшельника (556).

Мучеников Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преподобного Феофана Милостивого.

Священномученика Иоанна, архиепископа Рижского (1934).

Обретение мощей святителя Иоанна Чудотворца, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

Преподобный Кириак отшельник

Уроженец Коринфа, сын пресвитера, Кириак явил собой истинный образ отца-пустынника. Однажды, 17-летним юношей, он во время церковной службы был так тронут словами Спасителя: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», что, не заходя домой, ушел на пристань, сел на корабль и отправился в Иерусалим. Так начались его паломнические странствия по Палестине, а потом — суровое монашеское делание. Долгое время он подвизался в разных обителях Иудейской пустыни. Строжайший пост и совершенное незлобие выделяли преподобного Кириака даже среди аскетов-подвижников. Семидесяти лет он пошел искать еще более пустынные и безводные места, питался горькими травами, но даже до конца дней сохранял удивительную бодрость и исцелял страждущих. Умер святой 109 лет от роду.

Преподобный Феофан Милостивый

Преподобный Феофан Милостивый был добрым и милосердным человеком. Свое имение он раздал, помогая неимущим ближним, а сам остался в нищете. Вскоре его ждало новое испытание: он лишился здоровья, и болезнь причиняла великие страдания. Тело его было покрыто язвами и издавало смрад. Преподобный без ропота переносил невзгоды, за все благодаря Бога. Когда он умирал, разразилась буря, и его жена скорбела, что не сможет похоронить его как подобает. Святой утешил ее: «Не плачь, вот наступает помилование от Милосердного Бога: в час моей кончины по воле Божией буря прекратится». Так и случилось: как только он предал душу Господу, наступила тишина. После смерти тело святого Феофана очистилось от ран и стало источать целебное миро.

Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский

Архиепископ Янис (Иоанн) Поммер родился в 1876 году на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье православного крестьянина-латыша, чей род сохранил приверженность Православию, несмотря на гонения от немецких землевладельцев. Постриг Янис принял по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Став епископом, он служил на Одесской, Слуцкой, Приазовской кафедрах, врачевал расколы в Тверской и Пензенской епархиях. После революции владыку не раз арестовывали. Во время одного из арестов народ крестным ходом подошел к темнице и требовал освобождения владыки. Известно, что святителя пытались застрелить в келлии. В ночь на 12 октября 1934 года на архиерейской даче случился пожар. Владыку нашли привязанным к снятой с петель двери, с раной от револьвера, подвергнутого страшным пыткам и сожженного заживо.

Священное Писание

1 Кор., 156 зач., XIV, 20-25

20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.

21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.

22 Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.

23 Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

24 Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится.

25 И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.

Лк., 19 зач., V, 17-26

17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, - 18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; 19и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.

20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.

21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что́ вы помышляете в сердцах ваших?

23 Что́ легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?

24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,— сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.

26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чу́дные дела видели мы ныне.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 5, 17-26

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Отпущение грехов чудо внутреннее, духовное; исцеление от расслабления — чудо внешнее, естественное действие Божие на мир, вместе с тем физическое. Этим событием оправдывается и утверждается привтечение силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее в видах первого, ибо в нем цель всего. Господь не наcилует свободы, а вразумляет, возбуждает, поражает. Лучшее к тому средство — чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободою. Эта связь так существенна, что отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир, вместе с тем отвергают и свободу человека, в сознании, что последняя необходимо вызывает первое; и наоборот, иcповедующие истину воздействия Божия в мире, поверх естественного течения явлений, могут смело им говорить: мы чувствуем, что мы свободны. Сознание свободы также сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий: следовательно, и их признание также твердо стоит, как сознание свободы.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Давайте спросим себя: разве мало и у нас предрассудков, которые проистекают от того, что человек сознает себя сильным, могущественным, способным управлять другими? В какой-то момент вся эта слава, основанная на гордыне, вдруг рассыпается так, что от нее ничего не остается. И какое же горе постигает этих «великих» и «сильных»! Рушится и лишается смысла жизнь, солнце меркнет, все заканчивается, — и не потому что человек умер или тяжело заболел, а только потому, что он лишился славы, которую зарабатывал всем тем, что противоположно человеческому смирению.

Обретение мощей святителя Иоанна Шанхайского

Святитель Иоанн (Максимóвич) — один из самых почитаемых святых ХХ века. В преддверии прославления подвижника было решено освидетельствовать его мощи, погребённые в усыпальнице Сан-Францисского кафедрального собора. Обретение мощей состоялось 11 октября 1993 года. По окончании вечерни и утрени члены комиссии спустились в крипту, где отслужили панихиду по архиепископу Иоанну. Гроб был вскрыт в 22:10. Лицо святителя было закрыто, и сначала все обратили внимание на его нетленные руки. Было отмечено, что белое облачение святителя позеленело, а подризник полностью истлел. После прочтения 50-го псалма архиепископ Антоний снял воздỳ х с лица святителя, и все увидели его светлый нетленный лик. Ноги, от болезней которых владыка страдал всю жизнь, были тёмного цвета. Участники освидетельствования мощей рассказывали, что никто не удивлялся, не разговаривал. Всем было хорошо и благодатно стоять у мощей владыки. Не было ни спешки, ни суеты — хотелось лишь стоять и молиться.

Молитвословия

Тропарь преподобного Кириака

глас 1

Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец показался еси, богоносе отче наш Кириаче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Кириака отшельника

глас 8

Яко поборника крепкаго и заступника, / чтущи тя священная лавра всегда,/ празднует летне памяти./ Но яко имея дерзновение ко Господу,/ от врагов находящих соблюди ны, да зовем:/ радуйся, отче треблаженне.

Кондак преподобного Кириака

глас 2

Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанную молитву, яко копие, вручив крепко,/ ссекл еси демонская ополчения,/ Кириаче, отче наш,// молися непрестанно о всех нас.

Тропарь святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу

глас 5

Попечение твое о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих, за весь мир присно возносимых: тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне. Весь от Бога освящен священнодействием Пречистых Таин, имиже сам присно укрепляем, поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Кондак святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу

глас 4

Христу Пастыреначальнику последовав, во святителех изряднейший явился еси, спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных, пристанище мирное тем учредив, и попечение непрестанное о пастве имея, врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя, и ныне о нас, к твоим честным мощем припадающих, моли Христа Бога, отче Иоанне, в мире спастися душам нашим.

Теги:
Преподобный Кириак Палестинский
преподобный Феофан Милостивый
православный календарь

Все публикации