
Седмица 16-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобного Кириака отшельника (556).
Мучеников Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преподобного Феофана Милостивого.
Священномученика Иоанна, архиепископа Рижского (1934).
Обретение мощей святителя Иоанна Чудотворца, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.
Преподобный Кириак отшельник
Уроженец Коринфа, сын пресвитера, Кириак явил собой истинный образ отца-пустынника. Однажды, 17-летним юношей, он во время церковной службы был так тронут словами Спасителя: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», что, не заходя домой, ушел на пристань, сел на корабль и отправился в Иерусалим. Так начались его паломнические странствия по Палестине, а потом — суровое монашеское делание. Долгое время он подвизался в разных обителях Иудейской пустыни. Строжайший пост и совершенное незлобие выделяли преподобного Кириака даже среди аскетов-подвижников. Семидесяти лет он пошел искать еще более пустынные и безводные места, питался горькими травами, но даже до конца дней сохранял удивительную бодрость и исцелял страждущих. Умер святой 109 лет от роду.
Преподобный Феофан Милостивый
Преподобный Феофан Милостивый был добрым и милосердным человеком. Свое имение он раздал, помогая неимущим ближним, а сам остался в нищете. Вскоре его ждало новое испытание: он лишился здоровья, и болезнь причиняла великие страдания. Тело его было покрыто язвами и издавало смрад. Преподобный без ропота переносил невзгоды, за все благодаря Бога. Когда он умирал, разразилась буря, и его жена скорбела, что не сможет похоронить его как подобает. Святой утешил ее: «Не плачь, вот наступает помилование от Милосердного Бога: в час моей кончины по воле Божией буря прекратится». Так и случилось: как только он предал душу Господу, наступила тишина. После смерти тело святого Феофана очистилось от ран и стало источать целебное миро.
Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский
Архиепископ Янис (Иоанн) Поммер родился в 1876 году на хуторе Илзессала Праулиенской волости в семье православного крестьянина-латыша, чей род сохранил приверженность Православию, несмотря на гонения от немецких землевладельцев. Постриг Янис принял по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. Став епископом, он служил на Одесской, Слуцкой, Приазовской кафедрах, врачевал расколы в Тверской и Пензенской епархиях. После революции владыку не раз арестовывали. Во время одного из арестов народ крестным ходом подошел к темнице и требовал освобождения владыки. Известно, что святителя пытались застрелить в келлии. В ночь на 12 октября 1934 года на архиерейской даче случился пожар. Владыку нашли привязанным к снятой с петель двери, с раной от револьвера, подвергнутого страшным пыткам и сожженного заживо.
Евангелие дня
Что необходимо сделать для того, чтобы Бог простил грехи? И как понять, что Он их простил? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 5.
17В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,-
18вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;
19и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
20И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
21Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
22Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших?
23Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
24Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
25И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.
26И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
Реакция фарисеев и книжников на слова Христа весьма естественна. Ведь только Бог может прощать грехи. Иисус, в их представлении, всего лишь человек. А потому, как Он дерзает, исцеляя людей, заявлять вместе с тем об отпущении грехов? Фарисеи и книжники видели в этом богохульство.
Отвечая на упрёки Своих недругов, Господь указывает им на очевидные вещи. По представлениям самих же иудеев, именно грехи приводят к болезням. Болезням духовным, душевным и физическим. Следовательно, если грех прощён, то здоровье возвращается к человеку. А потому, если расслабленный вдруг встаёт и идёт своими ногами, это знак того, что Бог через Иисуса Христа отпустил ему прегрешения. То есть само изменение статуса больного — яркое свидетельство того, что грехи прощены.
Казалось бы, очевиднейшая связь. И почему же это не может дойти до сердец книжников и фарисеев? Потому что им было необходим какой-то особый знак. Какое-то специальное подтверждение, что Христос имеет полномочия от Творца. Знакомая ситуация, не правда ли? Любой священник может привести массу примеров того, как люди раз за разом приходят к нему с просьбой дать им облегчение от грехов. Мы все жаждем прощения. А его, как нам кажется, всё нет и нет. Исповедуемся, причащаемся, молимся, постимся. А воз и ныне там. В чём же дело? Может в том, что подобно иудеям мы ждем какого-то особого знака. Чуда.
Поэтому всем нам Господь сегодня прямо говорит: главный знак прощения грехов — это новый образ жизни. Когда мы признаём свою неправоту перед Богом и людьми и начинаем жить, сверяя каждый свой шаг с Евангелием. Это изменение и есть подтверждение того, что Сам Бог отпустил мне грехи. Именно об этом пишет преподобный Антоний Великий: «Будь уверен, что грехи прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в том не сомневайся!» Ощущение прощения приходит вместе с этим изменением. Чем радикальнее изменение, тем это ощущение интенсивнее.
Если же я признаю свои грехи, открываю их священнику, но продолжаю жить по-старому, то и прощение в полноте я не смогу ощутить. Да, Бог милостив, и Он может дать почувствовать облегчение после посещения храма. Особенно после участия в таинствах. Однако груз греха будет висеть на моей душе и с той или иной силой проявлять себя до тех пор, пока я не начну жить по-новому. Пока я не начну совершать новые действия, которые противоположны старым греховным привычкам. Пока я не буду себя заставлять думать на новый лад. Поэтому и пишет преподобный Антоний: «Не рассматривай в уме своём грехов, некогда совершённых тобой, чтобы они опять не возобновились».
Итак, всё очень просто. Чтобы получить прощение от Бога, необходимо для начала увидеть свой грех, осознать, что он разрушает моё тело и душу. Затем признать свою немощь перед лицом Церкви, то есть на исповеди в присутствии священника. А после этого идти и больше этот грех не повторять. Не возвращаться к нему умом. Не направлять в его сторону свои чувства. Не совершать старых действий. Чем усерднее мы будем подвизаться на этом пути, чем прилежнее будем формировать новые навыки мыслей, чувств и действий согласно Евангелию, тем глубже в нашем сердце будет укореняется божественная благодать. Тем сильнее мы будем ощущать радость и простор новой жизни, свободной от наших старых греховных привычек и одержимостей.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Навык молитвы — это одно из самых важных аскетических деланий. Молиться нужно словами молитв, если их знаешь, а также своими простыми словами, молиться не только утром и вечером, молиться нужно многократно в течение дня, хотя бы на мгновение обращаясь к Господу. Выходя на улицу, нужно осенить себя крестным знамением, потому что современные улицы небезопасны для человеческой жизни. Можно и злого человека встретить, и столкнуться с трудными обстоятельствами. А когда, делая первые шаги в начале дня, мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение.
Обретение мощей святителя Иоанна Шанхайского
Святитель Иоанн (Максимóвич) — один из самых почитаемых святых ХХ века. В преддверии прославления подвижника было решено освидетельствовать его мощи, погребённые в усыпальнице Сан-Францисского кафедрального собора. Обретение мощей состоялось 11 октября 1993 года. По окончании вечерни и утрени члены комиссии спустились в крипту, где отслужили панихиду по архиепископу Иоанну. Гроб был вскрыт в 22:10. Лицо святителя было закрыто, и сначала все обратили внимание на его нетленные руки. Было отмечено, что белое облачение святителя позеленело, а подризник полностью истлел. После прочтения 50-го псалма архиепископ Антоний снял воздỳ х с лица святителя, и все увидели его светлый нетленный лик. Ноги, от болезней которых владыка страдал всю жизнь, были тёмного цвета. Участники освидетельствования мощей рассказывали, что никто не удивлялся, не разговаривал. Всем было хорошо и благодатно стоять у мощей владыки. Не было ни спешки, ни суеты — хотелось лишь стоять и молиться.
Могли ли святые отцы ошибаться?
Прославление церковного писателя как святого отца не означает признания безошибочными всех утверждений, содержащихся в его писаниях. Как говорил святой Варсануфий, «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии; ибо Апостол говорит: отчасти разумеваем и отчасти пророчествуем (1Кор.13:9)». Выступая как ответственные свидетели истин, содержащихся в Священном Предании, святые отцы передавали эти истины, не извращая их внутреннего содержания, их сути. Однако, когда они действовали как самостоятельные мыслители (относительно частных вопросов), они могли высказывать или пересказывать ошибочные мнения (разумеется, в определенных границах), воспринятые ими от других людей.
Например, содержащиеся в творениях святых отцов утверждения об устройстве природного мира не являются богооткровенными, а отражают представления, характерные для образованных людей того времени. Святые отцы приводят эти представления (например, о птице Феникс) не для того, чтобы утвердить их истинность, но используя в качестве иллюстрации, понятной их аудитории.
Окончательное суждение об истине принадлежит Церкви в целом. При этом важно помнить, что гораздо чаще, чем ошибки у святых отцов, возникают ошибки у их современных читателей — в большинстве случаев из-за утраты контекста, когда мы забываем о том, что то или иное высказывание относилось к конкретной ситуации, было обращено к определенным людям или оспаривало известное лжеучение.
Молитвословия
Тропарь преподобного Кириака
глас 1
Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец показался еси, богоносе отче наш Кириаче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Кириака отшельника
глас 8
Яко поборника крепкаго и заступника, / чтущи тя священная лавра всегда,/ празднует летне памяти./ Но яко имея дерзновение ко Господу,/ от врагов находящих соблюди ны, да зовем:/ радуйся, отче треблаженне.
Кондак преподобного Кириака
глас 2
Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанную молитву, яко копие, вручив крепко,/ ссекл еси демонская ополчения,/ Кириаче, отче наш,// молися непрестанно о всех нас.
Тропарь святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу
глас 5
Попечение твое о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих, за весь мир присно возносимых: тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне. Весь от Бога освящен священнодействием Пречистых Таин, имиже сам присно укрепляем, поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.
Кондак святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францисскому, чудотворцу
глас 4
Христу Пастыреначальнику последовав, во святителех изряднейший явился еси, спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных, пристанище мирное тем учредив, и попечение непрестанное о пастве имея, врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя, и ныне о нас, к твоим честным мощем припадающих, моли Христа Бога, отче Иоанне, в мире спастися душам нашим.