Церковный календарь

7 октября. Память первомученицы равноапостольной Феклы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 октября. Память первомученицы равноапостольной Феклы

16-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 24 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Первомученицы равноапостольной Феклы (I).

Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского, чудотворца (1581). Преподобномученика Галактиона Вологодского (1612). Преподобного Коприя (530). Святого Владислава, короля Сербского (после 1264).

Священномученика Василия Воскресенского диакона (1918); священномучеников Андрея Быстрова и Павла Березина пресвитеров, преподобномученика Виталия Кокорева и мучеников Василия Виноградова, Сергия Михайлова и Спиридона Савельева (1937).

Преподобного Гавриила Седмиезерного (1905)

Мирожской иконы Божией Матери (1198).

Первомученица равноапостольная Фекла

Равноапостольная Фекла родилась в богатой семье города Иконии и выросла необыкновенно красивой девушкой. В 18 лет ее обручили знатному юноше, но, услышав проповедь апостола Павла, она решила не вступать в брак, а посвятить жизнь проповеди Евангелия. За это ее приговорили к сожжению, но огонь не тронул тела святой. Покинув Иконию, девушка нашла апостола и вместе с ним прошла с проповедью Евангелия до Антиохии. Там красотой Феклы пленился некий сановник и, получив от нее отказ, велел кинуть ее зверям. Во всех истязаниях Господь хранил Свою избранную, и правитель отпустил ее, устрашившись величия Бога. По благословению апостола Павла Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой.

Святой Владислав, король Сербский

Святой Владислав был сыном святого Стефана Первовенчанного. Он отличался добротой и милосердием. По благословению святителя Саввы Сербского святой Владислав построил монастырь в Милешеве. Благочестивый король участвовал в церковном соборе в Жиче, на котором святой Савва передал обязанности Предстоятеля Сербской Церкви своему преемнику, святителю Арсению I, а после кончины святого Саввы король перенёс его мощи из Тырнова в Милешево и наряду со святителем Арсением был инициатором написания проложного жития святого Саввы и служб на его успение и перенесение мощей. Святой Владислав преставился ко Господу в 1239 году и был погребён в основанной им обители. Почитание святого Владислава на Руси началось ещё в XVI веке, а текст службы святому был утверждён Священным Синодом Русской Церкви в декабре 2013 года.

Преподобномученик Галактион Вологодский

Преподобный Галактион принадлежал к знатному роду. Он скрывал свое происхождение и зарабатывал на жизнь ремеслом сапожника. После смерти жены он принял постриг с именем Галактион и построил себе келию, где подвизался в строгом посте и молитве. Приковав себя цепью к потолочной балке, он никогда не ложился спать и лишь дремал, стоя на коленях и держась за цепь. Он питался только сухим хлебом и водой, которые ему передавали через окно. К преподобному приходили люди за духовными советами, и он равно принимал и богатых, и бедных. Слово его утешало скорбящих, вразумляло гордых. Преподобный Галактион был убит поляками 24 сентября 1612 года. Над местом его погребения был построен храм в честь Знамения Божией Матери.

Священное Писание

Еф., 216 зач., I, 1-9

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, 4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, 6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, 7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, 9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, 10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

Мк., 30 зач., VII, 24-30

24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

25 Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; 26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.

27 Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.

29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.

30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.

***

Еф., 217 зач., I, 7-17 (за пятницу)

7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, 9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, 10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, 12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, 14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, 16непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, 17чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,

Лк., 14 зач., IV, 22-30

22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме.

24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, 26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; 27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; 30 но Он, пройдя посреди них, удалился.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 1, 1-9; Мк. 7, 24-30

Что подвигло сирофиникиянку придти к Господу и быть столь неотступною в прошении? Сложившийся образ убеждений; убеждена была, что Спаситель силен исцелить дочь ее и пришла к Нему; убеждена была, что Он не оставит без удовлетворения прошения ее, и не переставала просить. Убеждения - итог всей жизни, воспитания, ходячих мыслей, впечатлений от окружающего, от встречаемых учений и разнообразных случаев и занятий в жизни. Под действием всего этого работает мысль и доходит до известных убеждений. При этом надо иметь во внимании, что всюду есть и отовсюду теснится в душу человека истина Божия. Истина лежит в сердце человека; истина Божия отпечатлена на всех тварях; есть истина Божия в обычаях и нравах человека; есть она и в учениях больше или меньше. Но всюду же есть и ложь. Кто от истины, тот собирает истину и полон убеждений истинных, спасительных. А кто не от истины, тот собирает ложь и полон убеждений ложных, заблуждений пагубных. От человека ли быть от истины и не от истины - всякий разбери сам, а между тем суд Божий всех ожидает. . .

Лк. 4, 22-30

Назаретяне дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, коль скоро равный и тем более худший берет верх. Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого, или не сгубит самого завидующего. Доброхоты, у которых симпатические чувства преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, — тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее - измучит, иссушит и в гроб вгонит, когда не одолеешь себя и не заставишь делать добро завидуемому.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Все то, что совершает человек во славу Божию, что является результатом его созидательного труда, благословляется Богом. Это некая святыня, посредством которой мы служим Богу. Вот почему человеческое творчество — и самое высокое, и самое незначительное — это наш дар Богу, это жертва, которую мы Богу приносим. Если у нас будет такое понимание человеческого бытия, человеческой природы, такое понимание человеческих отношений, то это бытие, эта природа и эти отношения наполнятся благодатью Божией, так чтобы, по слову апостола, Небесное соединилось с земным и во главе всего был Бог (ср. Еф. 1, 10), Который и наполняет, и содержит все Своей силой.

О третьем часе

Главная тема службы Третьего часа — воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов, произошедшего, согласно книге Деяний в третьем часу дня. Этой теме посвящён тропарь часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Ти ся». Также о ниспослании Святого Духа напоминает 50 псалом, который читается в числе псалмов часа. «Последний из читаемых псалмов, пятидесятый, говорит о сошествии Божественного Духа», — пишет святитель Симеон Солунский. Заключительная молитва часа принадлежит святому мученику Мардарию, пострадавшему при императоре Диоклетиане, и обращена ко Святой Троице: «Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, Едина Сила, помилуй мя, грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя, недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Эта молитва входит в состав и других последований суточного круга, например повечерия.

О монашестве

Монашество по своему замыслу является формой подражания Христу. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, не имеет крыши над головой, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монах стремится в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, отказаться от всего, что мешает общению с Богом.

Существует устойчивое выражение «ушёл в монахи». Однако в монахи не уходят, а приходят. Это не бегство, а призвание. Побуждающим мотивом здесь может являться любовь к молитве, уединению... Диадох Фотикийский (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».

В монашество не принято постригать без подготовки. Монастырь в духовном отношении — высшее учебное заведение. Прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином. Живя в миру, посещая святой храм, следует достигнуть определенного духовного уровня, стать настоящим православным церковным человеком и получить благословение духовника на иноческий путь. Для самоиспытания иногда бывает полезно пожить в миру как монах. И в монастыре мирянин предварительно проходит ступени трудника и послушника. Состоящим в браке, принятие монашества возможно только при согласии супруга и при условии, что нет требующих попечения детей и родителей.
Не нужно считать, что у монахов меньше искушений, чем у мирян; на место внешних приходят внутренние.

Монашеских обета три: послушания, нестяжания и безбрачия (девства).

Если человек сомневается, то следует ли ему идти в монастырь? Если сомневается, то вряд ли.

Святые отцы и их признание Церковью

Святые отцы не являются одинокими гениями, как христианство — это вообще не религия гордых одиночек. Они были взращены Церковью, служили Церкви, проповедовали от имени Церкви и Церковью же и были прославлены.

Их дары, как и дары Святого Духа вообще, были даны «для созидания Тела Христова» (Еф.4:12).

Церковь признает в них верных выразителей своего учения и с глубокой благодарностью торжественно совершает их память, поминает их за богослужением, просит о том, чтобы они молились о нас там, где они сейчас пребывают — пред Престолом Божьим.

Как и все святые, они невидимо помогают всем нам, ещё совершающим свое земное странствование, и, с молитвой прибегая к их трудам, мы вступаем в духовное общение с их авторами.

Молитвословия

Тропарь первомученицы равноапостольной Феклы

глас 4

Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло,/ и верою утвердившися от Петра, богозванная,/ первомученица явилася еси и первострадальница в женах,/ возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее,/ звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо Крестом./ Тем моли, всехвальная, Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак первомученицы равноапостольной Феклы

глас 8

Девства добротою просияла еси,/ и мученичества венцем украсилася еси,/ Апостольству вверяешися, дево, яко преславная,/ и огня убо пламень в росу преложила еси,/ юнца же ярость молитвою твоею укротила еси,/ яко первострадальная.

Кондак первомученицы равноапостольной Феклы

глас 2

Уязвивши твое сердце, добродево, любовию Христовою,/ обручника временнаго, яко небрегома, преобидела еси,/ и на огнь дерзнула еси,/ зверей же уста заградила еси/ и, спасшися от них, прилежаше, Павла ищущи,// Фекло первострадальная.

Тропарь преподобномученика Галактиона Вологодского

глас 5

Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится,/ возсиял бо еси пресветло яко солнце/ и чудесы твоими град и веси, преподобне Галактионе, озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития,/ и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя/ прегрешений прощения/ и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление, и вопиющим к тебе:/ Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, яко же благоволи.

Кондак преподобномученика Галактиона Вологодского

глас 4

Благочестно на земли пожив/ и мучения венец приял еси, пречестне,/ древом во главу от нашедших градоразорителев убиен еси,/ добрый ученик Спаса Христа,/ оставив отечественный свой град и други/ странствовати любве ради Христовы Евангельски изволил еси./ Сего ради тя почитаем, песньми вопиюще:/ от бед избави нас присно молитвами твоими,/ угодниче Божий Галактионе, отче наш.

Тропарь преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца

глас 4

Глас Божественный,/ иже во Евангелии, услышав, преподобне отче Никандре:/ приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы,/ и прием крест, последовал еси Христу,/ мир оставль, в пустыню вселился еси,/ пощением же и бдением Небесный дар восприим,/ и души недужных приходящих к тебе с верою исцелявши:/ темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой.

Кондак преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца

глас 1

Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне,/ сияеши бо в земли Российстей чудес благодатию,/ и отгонявши тму страстей же и скорбей, от приходящих к тебе с верою:/ темже почитаем твою память, Никандре/ отче наш, и вопием ти: радуйся пустынножителей красото,/ и стране нашей похвала и утверждение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Мирожской

глас 4

Яко звезда пресветла возсия в Российской земли/ от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево,/ из обою очию текущи слезы Твоя, яко река,/ и видевше народи псковскии, мужи и жены и с чады,/ с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголюще:/ О Пресвятая Владычице Богородице,/ не забуди грешных раб Твоих,/ молящися Христу Богу нашему спастися нам.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Мирожской

глас 7

Заступнице христианом непостыдная/ и Предстательнице граду нашему Пскову,/ не презри моления нас грешных,/ и видящих от Твоего честнаго образа слезы текуща из обою очию,/ и молящуся прилежно,/ но предвари яко Блага на помощь нашу, верно к Тебе прибегающим,/ услыши наша моления, Богородице,/ и избави нас от нахождения поганых,/ ускори же на молитву нашу и потщися на умоление,/ заступающи присно, Богородице, чтущих Тя;/ радуйся, Дево, христианом похвале.

Теги:
Равноапостольная Фекла Иконийская
преподобномученик Галактион Вологодский
православный календарь

Все публикации