
Седмица 18-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Первомученицы равноапостольной Феклы (I).
Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского, чудотворца (1581). Преподобномученика Галактиона Вологодского (1612). Преподобного Коприя (530). Святого Владислава, короля Сербского (после 1264).
Священномученика Василия Воскресенского диакона (1918); священномучеников Андрея Быстрова и Павла Березина пресвитеров, преподобномученика Виталия Кокорева и мучеников Василия Виноградова, Сергия Михайлова и Спиридона Савельева (1937).
Преподобного Гавриила Седмиезерного (1905)
Мирожской иконы Божией Матери (1198).
Преподобный Гавриил (Зырянов) Седмиезерный – наместник Седмиезерной Богородичной пустыни Казанской епархии (1901-1908), духовник духовных школ г. Казани, схиархимандрит. Скончался в Казани 24 сентября 1915 г. Ныне его святые мощи пребывают в Седмиезерной пустыни и в храме прав. Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии. Местночтимый святой в Соборе Казанских святых[1].
Память архиепископа Ростовского и Новочеркасского Флавиана (Иванова). Студент Казанской духовной академии (до 1918; не окончил из-за Гражданской войны). Скончался в Ростове-на-Дону 7 октября 1958 г.
[1] 9 июля 2019 г. Священный Синод включил в повестку дня грядущего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении прп. Гавриила Седмиезерного.
Первомученица равноапостольная Фекла
Равноапостольная Фекла родилась в богатой семье города Иконии и выросла необыкновенно красивой девушкой. В 18 лет ее обручили знатному юноше, но, услышав проповедь апостола Павла, она решила не вступать в брак, а посвятить жизнь проповеди Евангелия. За это ее приговорили к сожжению, но огонь не тронул тела святой. Покинув Иконию, девушка нашла апостола и вместе с ним прошла с проповедью Евангелия до Антиохии. Там красотой Феклы пленился некий сановник и, получив от нее отказ, велел кинуть ее зверям. Во всех истязаниях Господь хранил Свою избранную, и правитель отпустил ее, устрашившись величия Бога. По благословению апостола Павла Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой.
Святой Владислав, король Сербский
Святой Владислав был сыном святого Стефана Первовенчанного. Он отличался добротой и милосердием. По благословению святителя Саввы Сербского святой Владислав построил монастырь в Милешеве. Благочестивый король участвовал в церковном соборе в Жиче, на котором святой Савва передал обязанности Предстоятеля Сербской Церкви своему преемнику, святителю Арсению I, а после кончины святого Саввы король перенёс его мощи из Тырнова в Милешево и наряду со святителем Арсением был инициатором написания проложного жития святого Саввы и служб на его успение и перенесение мощей. Святой Владислав преставился ко Господу в 1239 году и был погребён в основанной им обители. Почитание святого Владислава на Руси началось ещё в XVI веке, а текст службы святому был утверждён Священным Синодом Русской Церкви в декабре 2013 года.
Преподобномученик Галактион Вологодский
Преподобный Галактион принадлежал к знатному роду. Он скрывал свое происхождение и зарабатывал на жизнь ремеслом сапожника. После смерти жены он принял постриг с именем Галактион и построил себе келию, где подвизался в строгом посте и молитве. Приковав себя цепью к потолочной балке, он никогда не ложился спать и лишь дремал, стоя на коленях и держась за цепь. Он питался только сухим хлебом и водой, которые ему передавали через окно. К преподобному приходили люди за духовными советами, и он равно принимал и богатых, и бедных. Слово его утешало скорбящих, вразумляло гордых. Преподобный Галактион был убит поляками 24 сентября 1612 года. Над местом его погребения был построен храм в честь Знамения Божией Матери.
Евангелие дня
Христианство не может не быть миссионерским, ведь миссия — это то, что заповедовал апостолам перед Своим Вознесением Христос: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). Если же мы обратим наше внимание на Самого Христа, то увидим, что Он отнюдь не стремился учить всех; более того, в ряде случаев Он уклонялся от людей, уходя в пустынные места. Именно об этом повествует звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 5-й главы Евангелия от Луки.
Глава 5.
12Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
13Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
15Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
16Но Он уходил в пустынные места и молился.
Проказа в мире Древнего Израиля была сродни смерти: во-первых, больные были исключены из всех социальных процессов, а во-вторых, случаев исцеления почти что не было. Русский текст Евангелия от Луки звучит довольно гладко, он лишён какой бы то ни было эмоциональности, тогда как греческий оригинал совсем иной, и, скажем, начальную фразу только что прозвучавшего отрывка некоторые исследователи предлагают переводить так: «И случилось Ему быть в одном из городов (Иудеи), и смотри! — некий человек, полный проказы». Здесь мы видим удивление евангелиста, вызванное тем, что прокажённый, который по закону Моисея не должен был приближаться к здоровым людям, осмелился приблизиться к Спасителю. Господь не оттолкнул от Себя этого человека, более того, Христос, видя веру прокажённого, Сам прикоснулся к нему, что тоже было нарушением закона Моисея. После этого Спаситель отправил больного к священникам, ведь без их освидетельствования исцелённый от проказы человек не мог вернуться к нормальной жизни.
Впрочем, самое любопытное началось позже: евангелист Лука зафиксировал, что молва о Христе распространялась, «и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих» (Лк. 5:15). На первый взгляд кажется, что все эти люди — прекрасная аудитория для проповеди Царства Небесного, однако Христос так не считал, и потому «Он уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16).
Не может не обращать на себя внимание отличие между тем, как строили свою проповедь апостолы, и тем, как проповедовал Христос. Апостолы шли к абсолютно любой аудитории, Христос же действовал избирательно, Он, к примеру, не шёл к язычникам, и не пытался собрать вокруг Себя как можно большее число людей. Миссия Спасителя была, если можно так выразиться, узконаправлена: Он обращался лишь к израильтянам, но не ко всем, Ему не были интересны в качестве адресатов проповеди те, кому от Него нужны лишь чудеса. Легко понять, почему Христос именно так устраивал Свою проповедь: впечатлённый чудом человек попросту не способен слышать и воспринимать слова о Царстве Небесном, ну а если человек жаждет лишь чудес и здоровья, то его вряд ли удастся заинтересовать словами о чём-то большем. Христу были нужны совсем другие люди: ищущие Бога, а не того, что Бог им может дать; жаждущие послужить Богу, а не стремящиеся заставить Бога послужить им. И Господь нашёл таких людей. Да, их было совсем немного, но они сумели сделать слово Христово звучащим во всей земле и во все времена.
епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Очень часто люди, отрицающие Бога, ссылаются на науку и говорят: с научной точки зрения чудо невозможно! Мы не всегда умеем ответить на это, потому что не всегда обладаем достаточными научными знаниями. Но даже если мы не можем ответить, давайте вспомним об истории с ловлей рыб, когда Господь вопреки всяким законам совершил чудо. А это значит, что и мы, все те, кто в Его деснице, кто признает над собой Божественную силу Господа и Спасителя, можем быть объектами Его спасительной, жизнеутверждающей, Божественной силы, воздействующей на весь космос, на весь мир, а значит, и на всех нас. Нам с вами надлежит возвыситься над многими жизненными обстоятельствами, которые иногда как бы свидетельствуют о том, что Бога нет, так что люди злонамеренные говорят: «А где же ваш Бог? Вот какие бесчинства творятся!» — и прочие искушающие словеса. Но мы должны помнить, что Господь — превыше всего. В Его деснице — бытие всей вселенной, всего космоса и каждого из нас. И повествование о чудесном лове рыб, которое было призвано утвердить веру апостолов, и нашу веру должно утвердить в том, что над всем — Господь и нет никакой другой силы выше Господа Бога, Творца мира, и посланного Им Иисуса Христа, Спасителя мира, Искупителя наших грехов.
О третьем часе
Главная тема службы Третьего часа — воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов, произошедшего, согласно книге Деяний в третьем часу дня. Этой теме посвящён тропарь часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Ти ся». Также о ниспослании Святого Духа напоминает 50 псалом, который читается в числе псалмов часа. «Последний из читаемых псалмов, пятидесятый, говорит о сошествии Божественного Духа», — пишет святитель Симеон Солунский. Заключительная молитва часа принадлежит святому мученику Мардарию, пострадавшему при императоре Диоклетиане, и обращена ко Святой Троице: «Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, Едина Сила, помилуй мя, грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя, недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Эта молитва входит в состав и других последований суточного круга, например повечерия.
О монашестве
Монашество по своему замыслу является формой подражания Христу. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, не имеет крыши над головой, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монах стремится в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, отказаться от всего, что мешает общению с Богом.
Существует устойчивое выражение «ушёл в монахи». Однако в монахи не уходят, а приходят. Это не бегство, а призвание. Побуждающим мотивом здесь может являться любовь к молитве, уединению... Диадох Фотикийский (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».
В монашество не принято постригать без подготовки. Монастырь в духовном отношении — высшее учебное заведение. Прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином. Живя в миру, посещая святой храм, следует достигнуть определенного духовного уровня, стать настоящим православным церковным человеком и получить благословение духовника на иноческий путь. Для самоиспытания иногда бывает полезно пожить в миру как монах. И в монастыре мирянин предварительно проходит ступени трудника и послушника. Состоящим в браке, принятие монашества возможно только при согласии супруга и при условии, что нет требующих попечения детей и родителей.
Не нужно считать, что у монахов меньше искушений, чем у мирян; на место внешних приходят внутренние.
Монашеских обета три: послушания, нестяжания и безбрачия (девства).
Если человек сомневается, то следует ли ему идти в монастырь? Если сомневается, то вряд ли.
Святые отцы и их признание Церковью
Святые отцы не являются одинокими гениями, как христианство — это вообще не религия гордых одиночек. Они были взращены Церковью, служили Церкви, проповедовали от имени Церкви и Церковью же и были прославлены.
Их дары, как и дары Святого Духа вообще, были даны «для созидания Тела Христова» (Еф.4:12).
Церковь признает в них верных выразителей своего учения и с глубокой благодарностью торжественно совершает их память, поминает их за богослужением, просит о том, чтобы они молились о нас там, где они сейчас пребывают — пред Престолом Божьим.
Как и все святые, они невидимо помогают всем нам, ещё совершающим свое земное странствование, и, с молитвой прибегая к их трудам, мы вступаем в духовное общение с их авторами.
Молитвословия
Тропарь первомученицы равноапостольной Феклы
глас 4
Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло,/ и верою утвердившися от Петра, богозванная,/ первомученица явилася еси и первострадальница в женах,/ возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее,/ звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо Крестом./ Тем моли, всехвальная, Христа Бога,// спастися душам нашим.
Кондак первомученицы равноапостольной Феклы
глас 8
Девства добротою просияла еси,/ и мученичества венцем украсилася еси,/ Апостольству вверяешися, дево, яко преславная,/ и огня убо пламень в росу преложила еси,/ юнца же ярость молитвою твоею укротила еси,/ яко первострадальная.
Кондак первомученицы равноапостольной Феклы
глас 2
Уязвивши твое сердце, добродево, любовию Христовою,/ обручника временнаго, яко небрегома, преобидела еси,/ и на огнь дерзнула еси,/ зверей же уста заградила еси/ и, спасшися от них, прилежаше, Павла ищущи,// Фекло первострадальная.
Тропарь преподобномученика Галактиона Вологодского
глас 5
Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится,/ возсиял бо еси пресветло яко солнце/ и чудесы твоими град и веси, преподобне Галактионе, озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития,/ и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя/ прегрешений прощения/ и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление, и вопиющим к тебе:/ Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, яко же благоволи.
Кондак преподобномученика Галактиона Вологодского
глас 4
Благочестно на земли пожив/ и мучения венец приял еси, пречестне,/ древом во главу от нашедших градоразорителев убиен еси,/ добрый ученик Спаса Христа,/ оставив отечественный свой град и други/ странствовати любве ради Христовы Евангельски изволил еси./ Сего ради тя почитаем, песньми вопиюще:/ от бед избави нас присно молитвами твоими,/ угодниче Божий Галактионе, отче наш.
Тропарь преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца
глас 4
Глас Божественный,/ иже во Евангелии, услышав, преподобне отче Никандре:/ приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы,/ и прием крест, последовал еси Христу,/ мир оставль, в пустыню вселился еси,/ пощением же и бдением Небесный дар восприим,/ и души недужных приходящих к тебе с верою исцелявши:/ темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой.
Кондак преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца
глас 1
Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне,/ сияеши бо в земли Российстей чудес благодатию,/ и отгонявши тму страстей же и скорбей, от приходящих к тебе с верою:/ темже почитаем твою память, Никандре/ отче наш, и вопием ти: радуйся пустынножителей красото,/ и стране нашей похвала и утверждение.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Мирожской
глас 4
Яко звезда пресветла возсия в Российской земли/ от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево,/ из обою очию текущи слезы Твоя, яко река,/ и видевше народи псковскии, мужи и жены и с чады,/ с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголюще:/ О Пресвятая Владычице Богородице,/ не забуди грешных раб Твоих,/ молящися Христу Богу нашему спастися нам.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Мирожской
глас 7
Заступнице христианом непостыдная/ и Предстательнице граду нашему Пскову,/ не презри моления нас грешных,/ и видящих от Твоего честнаго образа слезы текуща из обою очию,/ и молящуся прилежно,/ но предвари яко Блага на помощь нашу, верно к Тебе прибегающим,/ услыши наша моления, Богородице,/ и избави нас от нахождения поганых,/ ускори же на молитву нашу и потщися на умоление,/ заступающи присно, Богородице, чтущих Тя;/ радуйся, Дево, христианом похвале.