7 октября. Память первомученицы равноапостольной Феклы

3309
Фото

Седмица 17-я по Пятидесятнице
День постный. 24 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память:

Первомученицы равноапостольной Феклы (I).

Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского, чудотворца (1581). Преподобномученика Галактиона Вологодского (1612). Преподобного Коприя (530). Святого Владислава, короля Сербского (после 1264).

Священномученика Василия Воскресенского диакона (1918); священномучеников Андрея Быстрова и Павла Березина пресвитеров, преподобномученика Виталия Кокорева и мучеников Василия Виноградова, Сергия Михайлова и Спиридона Савельева (1937).

Преподобного Гавриила Седмиезерного (1905)

Мирожской иконы Божией Матери (1198).

Первомученица равноапостольная Фекла

Равноапостольная Фекла родилась в богатой семье города Иконии и выросла необыкновенно красивой девушкой. В 18 лет ее обручили знатному юноше, но, услышав проповедь апостола Павла, она решила не вступать в брак, а посвятить жизнь проповеди Евангелия. За это ее приговорили к сожжению, но огонь не тронул тела святой. Покинув Иконию, девушка нашла апостола и вместе с ним прошла с проповедью Евангелия до Антиохии. Там красотой Феклы пленился некий сановник и, получив от нее отказ, велел кинуть ее зверям. Во всех истязаниях Господь хранил Свою избранную, и правитель отпустил ее, устрашившись величия Бога. По благословению апостола Павла Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой.

Святой Владислав, король Сербский

Святой Владислав был сыном святого Стефана Первовенчанного. Он отличался добротой и милосердием. По благословению святителя Саввы Сербского святой Владислав построил монастырь в Милешеве. Благочестивый король участвовал в церковном соборе в Жиче, на котором святой Савва передал обязанности Предстоятеля Сербской Церкви своему преемнику, святителю Арсению I, а после кончины святого Саввы король перенёс его мощи из Тырнова в Милешево и наряду со святителем Арсением был инициатором написания проложного жития святого Саввы и служб на его успение и перенесение мощей. Святой Владислав преставился ко Господу в 1239 году и был погребён в основанной им обители. Почитание святого Владислава на Руси началось ещё в XVI веке, а текст службы святому был утверждён Священным Синодом Русской Церкви в декабре 2013 года.

Преподобномученик Галактион Вологодский

Преподобный Галактион принадлежал к знатному роду. Он скрывал свое происхождение и зарабатывал на жизнь ремеслом сапожника. После смерти жены он принял постриг с именем Галактион и построил себе келию, где подвизался в строгом посте и молитве. Приковав себя цепью к потолочной балке, он никогда не ложился спать и лишь дремал, стоя на коленях и держась за цепь. Он питался только сухим хлебом и водой, которые ему передавали через окно. К преподобному приходили люди за духовными советами, и он равно принимал и богатых, и бедных. Слово его утешало скорбящих, вразумляло гордых. Преподобный Галактион был убит поляками 24 сентября 1612 года. Над местом его погребения был построен храм в честь Знамения Божией Матери.

Евангелие дня

Нередко можно слышать о том, что Христос дал Своим служителям и Своей Церкви ту власть, которой обладал Сам. Что Евангелие понимает под этой властью? Отрывок из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос. Давайте послушаем.

Глава 4.

31 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:

34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.

36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

Итак, из только что прозвучавшего отрывка следует, что власть Христа, которую Он передал Своим апостолам, а они всем последующим поколениям христиан, — это власть над духовным миром. Как говорится в другом месте Евангелия, «власть вязать и решить». Помимо этого, это власть над стихиями материального мира, о чём нередко можно слышать из житий святых, которые воскрешали мёртвых, исцеляли болезни, ходили по водам и творили всякие другие чудеса. Некоторые, продолжая этот логический ряд, считают, что раз Господь дал ученикам власть повелевать духами и материей, то Он дал им власть вершить суд над людьми, их судьбами и жизнями. А потому это власть не только духовная, но и административная. Вероятно, отчасти это так. Ведь и сами апостолы нередко говорят о том, что следует покоряться властям, сами они вершили суд, возглавляли церковные соборы, а некоторые из святых были правителями целых государств. Однако, если мы внимательно будем читать Евангелие, то увидим, что основное содержание власти Христа не в том, чтобы управлять и повелевать. Она не сводится к этому. В отличие от власти земной у неё совершенно иной источник.

Власть, которую постоянно демонстрировал Христос, — это власть вопреки всему исполнять волю Своего Небесного Отца. А воля Отца заключалась в том, чтобы Он умер на кресте, и мы через Него вернулись домой, вновь обрели полноту жизни в Боге. Итак, власть Христа — это власть жертвенной любви. Власть светская всегда воздействует на людей внешне. Нередко она заставляет их действовать против своей воли. Власть любви покоряет сердце самого жестокого и циничного человека. Она обезоруживает. Тот, кто испытал её на себе, не может ей противиться. Поэтому и говорится в начале отрывка о проповеди Христа: «дивились учению Его, ибо слово Его было со властью». Сердца слушателей Спасителя таяли от Его слов, как лёд на солнцепёке в пустыне. Это можно сравнить с состоянием влюбленности. Такой огонь горит в сердце у мужчины, что он готов всё сделать ради своей возлюбленной. Его не надо заставлять. Это глубинный, внутренний импульс. Но если люди часто нас разочаровывают, так как не подтверждают своей любви делами, то Господь не просто говорил. Он подтверждал слова своими действиями. Это и есть та непреодолимая сила жертвенной любви, перед которой не могут устоять ни бесы, ни злые люди, ни сама смерть. Именно эта власть подчиняет себе материю, время и пространство. Этой властью обладали все святые, которые посвятили свою жизнь служению Богу и ближним. Чем больше сил они отдавали этому служению, тем большей властью исполнялись. Чем тщательней исполняли в своей жизни Евангелие, чем усерднее сверяли с ним свои мысли, слова и поступки, чем больше в своей практической деятельности забывали о себе и отдавали своё время и силы окружающим, тем больше их наполнял Бог, тем интенсивнее действовал через них в этом мире. Вот о какой власти идёт речь. И каждый из нас призван её приобрести.

Для этого следует уяснить одну простую мысль. Человек — это служебное существо. В этом его счастье, в этом его предназначение и призвание. Он создан по образу Бога, который Троичен в Своих лицах. В Котором происходит непрестанный круговорот любви. Каждое из Трёх лиц от вечности отдаёт себя Двум другим. Отдаёт без остатка. Так и люди созданы для того, чтобы делиться с ближними. Для того, чтобы постоянно отдавать. Лишь в этом случае нас будет наполнять благодать Божия. Чем больше отдаём, тем больше света внутри. Чем больше служим, тем счастливей становимся. Не случайно ведь корень слова счастье — это «часть». Счастлив тот, кто является всего лишь частью чего-то большего. Кто готов пожертвовать своим ради другого. Отсюда понятны и наше бессилие, и наша опустошенность. Ведь мы слишком увлекаемся поиском своего личного мелкого эгоистического счастья. Слишком зацикливаемся на удовлетворении своих потребностей, забывая о предназначении служения. Это похоже на воду из источника. Пока нет запруды на пути, она свежая, вкусная, прохладная. Как только образуется запруда, ручеёк превращается в затхлую лужу, а лужа — в зловонное болото. Поэтому Господь нас призывает меньше думать о себе. Все свои силы направить на служение ближним, обещая при этом, что чем больше будем отдавать, тем будем больше исполняться той властью, Которой обладает Сам Бог.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Очень часто люди, отрицающие Бога, ссылаются на науку и говорят: с научной точки зрения чудо невозможно! Мы не всегда умеем ответить на это, потому что не всегда обладаем достаточными научными знаниями. Но даже если мы не можем ответить, давайте вспомним об истории с ловлей рыб, когда Господь вопреки всяким законам совершил чудо. А это значит, что и мы, все те, кто в Его деснице, кто признает над собой Божественную силу Господа и Спасителя, можем быть объектами Его спасительной, жизнеутверждающей, Божественной силы, воздействующей на весь космос, на весь мир, а значит, и на всех нас. Нам с вами надлежит возвыситься над многими жизненными обстоятельствами, которые иногда как бы свидетельствуют о том, что Бога нет, так что люди злонамеренные говорят: «А где же ваш Бог? Вот какие бесчинства творятся!» — и прочие искушающие словеса. Но мы должны помнить, что Господь — превыше всего. В Его деснице — бытие всей вселенной, всего космоса и каждого из нас. И повествование о чудесном лове рыб, которое было призвано утвердить веру апостолов, и нашу веру должно утвердить в том, что над всем — Господь и нет никакой другой силы выше Господа Бога, Творца мира, и посланного Им Иисуса Христа, Спасителя мира, Искупителя наших грехов.

О третьем часе

Главная тема службы Третьего часа — воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов, произошедшего, согласно книге Деяний в третьем часу дня. Этой теме посвящён тропарь часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Ти ся». Также о ниспослании Святого Духа напоминает 50 псалом, который читается в числе псалмов часа. «Последний из читаемых псалмов, пятидесятый, говорит о сошествии Божественного Духа», — пишет святитель Симеон Солунский. Заключительная молитва часа принадлежит святому мученику Мардарию, пострадавшему при императоре Диоклетиане, и обращена ко Святой Троице: «Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, Едина Сила, помилуй мя, грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя, недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Эта молитва входит в состав и других последований суточного круга, например повечерия.

О монашестве

Монашество по своему замыслу является формой подражания Христу. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, не имеет крыши над головой, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монах стремится в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, отказаться от всего, что мешает общению с Богом.

Существует устойчивое выражение «ушёл в монахи». Однако в монахи не уходят, а приходят. Это не бегство, а призвание. Побуждающим мотивом здесь может являться любовь к молитве, уединению... Диадох Фотикийский (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».

В монашество не принято постригать без подготовки. Монастырь в духовном отношении — высшее учебное заведение. Прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином. Живя в миру, посещая святой храм, следует достигнуть определенного духовного уровня, стать настоящим православным церковным человеком и получить благословение духовника на иноческий путь. Для самоиспытания иногда бывает полезно пожить в миру как монах. И в монастыре мирянин предварительно проходит ступени трудника и послушника. Состоящим в браке, принятие монашества возможно только при согласии супруга и при условии, что нет требующих попечения детей и родителей.
Не нужно считать, что у монахов меньше искушений, чем у мирян; на место внешних приходят внутренние.

Монашеских обета три: послушания, нестяжания и безбрачия (девства).

Если человек сомневается, то следует ли ему идти в монастырь? Если сомневается, то вряд ли.

Святые отцы и их признание Церковью

Святые отцы не являются одинокими гениями, как христианство — это вообще не религия гордых одиночек. Они были взращены Церковью, служили Церкви, проповедовали от имени Церкви и Церковью же и были прославлены.

Их дары, как и дары Святого Духа вообще, были даны «для созидания Тела Христова» (Еф.4:12).

Церковь признает в них верных выразителей своего учения и с глубокой благодарностью торжественно совершает их память, поминает их за богослужением, просит о том, чтобы они молились о нас там, где они сейчас пребывают — пред Престолом Божьим.

Как и все святые, они невидимо помогают всем нам, ещё совершающим свое земное странствование, и, с молитвой прибегая к их трудам, мы вступаем в духовное общение с их авторами.

Молитвословия

Тропарь первомученицы равноапостольной Феклы

глас 4

Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло,/ и верою утвердившися от Петра, богозванная,/ первомученица явилася еси и первострадальница в женах,/ возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее,/ звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо Крестом./ Тем моли, всехвальная, Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак первомученицы равноапостольной Феклы

глас 8

Девства добротою просияла еси,/ и мученичества венцем украсилася еси,/ Апостольству вверяешися, дево, яко преславная,/ и огня убо пламень в росу преложила еси,/ юнца же ярость молитвою твоею укротила еси,/ яко первострадальная.

Кондак первомученицы равноапостольной Феклы

глас 2

Уязвивши твое сердце, добродево, любовию Христовою,/ обручника временнаго, яко небрегома, преобидела еси,/ и на огнь дерзнула еси,/ зверей же уста заградила еси/ и, спасшися от них, прилежаше, Павла ищущи,// Фекло первострадальная.

Тропарь преподобномученика Галактиона Вологодского

глас 5

Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится,/ возсиял бо еси пресветло яко солнце/ и чудесы твоими град и веси, преподобне Галактионе, озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития,/ и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя/ прегрешений прощения/ и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление, и вопиющим к тебе:/ Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, яко же благоволи.

Кондак преподобномученика Галактиона Вологодского

глас 4

Благочестно на земли пожив/ и мучения венец приял еси, пречестне,/ древом во главу от нашедших градоразорителев убиен еси,/ добрый ученик Спаса Христа,/ оставив отечественный свой град и други/ странствовати любве ради Христовы Евангельски изволил еси./ Сего ради тя почитаем, песньми вопиюще:/ от бед избави нас присно молитвами твоими,/ угодниче Божий Галактионе, отче наш.

Тропарь преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца

глас 4

Глас Божественный,/ иже во Евангелии, услышав, преподобне отче Никандре:/ приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы,/ и прием крест, последовал еси Христу,/ мир оставль, в пустыню вселился еси,/ пощением же и бдением Небесный дар восприим,/ и души недужных приходящих к тебе с верою исцелявши:/ темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой.

Кондак преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца

глас 1

Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне,/ сияеши бо в земли Российстей чудес благодатию,/ и отгонявши тму страстей же и скорбей, от приходящих к тебе с верою:/ темже почитаем твою память, Никандре/ отче наш, и вопием ти: радуйся пустынножителей красото,/ и стране нашей похвала и утверждение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Мирожской

глас 4

Яко звезда пресветла возсия в Российской земли/ от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево,/ из обою очию текущи слезы Твоя, яко река,/ и видевше народи псковскии, мужи и жены и с чады,/ с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголюще:/ О Пресвятая Владычице Богородице,/ не забуди грешных раб Твоих,/ молящися Христу Богу нашему спастися нам.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Мирожской

глас 7

Заступнице христианом непостыдная/ и Предстательнице граду нашему Пскову,/ не презри моления нас грешных,/ и видящих от Твоего честнаго образа слезы текуща из обою очию,/ и молящуся прилежно,/ но предвари яко Блага на помощь нашу, верно к Тебе прибегающим,/ услыши наша моления, Богородице,/ и избави нас от нахождения поганых,/ ускори же на молитву нашу и потщися на умоление,/ заступающи присно, Богородице, чтущих Тя;/ радуйся, Дево, христианом похвале.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Первомученица равноапостольная Фекла Иконийская (1 век)
Жития святых 7 октября 2016
Первомученица равноапостольная Фекла Иконийская (1 век)

Родилась в I веке в семье знатных и богатых родителей. Отличавшаяся красотой и обрученная с одним знатным юношей, св. Фекла была научена святой вере Христовой св. апостолом Павлом на 18-м году от рождения.