Церковный календарь

7 октября. Память первомученицы равноапостольной Феклы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 октября. Память первомученицы равноапостольной Феклы

18-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 24 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Первомученицы равноапостольной Феклы (I).

Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского, чудотворца (1581). Преподобномученика Галактиона Вологодского (1612). Преподобного Коприя (530). Святого Владислава, короля Сербского (после 1264).

Священномученика Василия Воскресенского диакона (1918); священномучеников Андрея Быстрова и Павла Березина пресвитеров, преподобномученика Виталия Кокорева и мучеников Василия Виноградова, Сергия Михайлова и Спиридона Савельева (1937).

Преподобного Гавриила Седмиезерного (1905)

Мирожской иконы Божией Матери (1198).

Первомученица равноапостольная Фекла

Равноапостольная Фекла родилась в богатой семье города Иконии и выросла необыкновенно красивой девушкой. В 18 лет ее обручили знатному юноше, но, услышав проповедь апостола Павла, она решила не вступать в брак, а посвятить жизнь проповеди Евангелия. За это ее приговорили к сожжению, но огонь не тронул тела святой. Покинув Иконию, девушка нашла апостола и вместе с ним прошла с проповедью Евангелия до Антиохии. Там красотой Феклы пленился некий сановник и, получив от нее отказ, велел кинуть ее зверям. Во всех истязаниях Господь хранил Свою избранную, и правитель отпустил ее, устрашившись величия Бога. По благословению апостола Павла Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой.

Святой Владислав, король Сербский

Святой Владислав был сыном святого Стефана Первовенчанного. Он отличался добротой и милосердием. По благословению святителя Саввы Сербского святой Владислав построил монастырь в Милешеве. Благочестивый король участвовал в церковном соборе в Жиче, на котором святой Савва передал обязанности Предстоятеля Сербской Церкви своему преемнику, святителю Арсению I, а после кончины святого Саввы король перенёс его мощи из Тырнова в Милешево и наряду со святителем Арсением был инициатором написания проложного жития святого Саввы и служб на его успение и перенесение мощей. Святой Владислав преставился ко Господу в 1239 году и был погребён в основанной им обители. Почитание святого Владислава на Руси началось ещё в XVI веке, а текст службы святому был утверждён Священным Синодом Русской Церкви в декабре 2013 года.

Преподобномученик Галактион Вологодский

Преподобный Галактион принадлежал к знатному роду. Он скрывал свое происхождение и зарабатывал на жизнь ремеслом сапожника. После смерти жены он принял постриг с именем Галактион и построил себе келию, где подвизался в строгом посте и молитве. Приковав себя цепью к потолочной балке, он никогда не ложился спать и лишь дремал, стоя на коленях и держась за цепь. Он питался только сухим хлебом и водой, которые ему передавали через окно. К преподобному приходили люди за духовными советами, и он равно принимал и богатых, и бедных. Слово его утешало скорбящих, вразумляло гордых. Преподобный Галактион был убит поляками 24 сентября 1612 года. Над местом его погребения был построен храм в честь Знамения Божией Матери.

Священное Писание

Еф., 231 зач., V, 25-33

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

31Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

32Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

33Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Лк., 12 зач., IV, 1-15

1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, 10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; 11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 4, 1-15

Диавол приступает с искушением к Богочеловеку - кто же из людей бывает от того свободен? Тот, кто ходит по воле лукавого; он не испытывает нападений, а только направляем бывает все на большее и большее зло; коль же скоро кто начинает приходить в себя и задумывает начать новую жизнь по воле Божией, тотчас приходит в движение вся область сатанинская: кто с чем спешит, чтобы рассеять добрые мысли и начинания кающегося. Не успеют отклонить, - стараются помешать доброму покаянию и исповеди; здесь не успеют, - ухитряются посеять плевелы среди плодов покаяния и трудов в очищении сердца; не успевают худа внушить, - покушаются добро покривить; внутренне бывают отражаемы - внешне нападают, и так до конца жизни. Даже умереть спокойно не дают; и по смерти гонятся за душою, пока не минует она воздушные пространства, где они витают и держат притоны. "Как же, - ведь это безотрадно и страшно"! Для верующего ничего тут нет страшного, потому что бесы только хлопочут около богобоязливого, а силы никакой не имеют. Трезвенный молитвенник стрелы из себя на них пускает, и они далеко держатся от него, не смея подступить и боясь испытанного поражения. Если же успевают в чем, то по нашей оплошности. Ослабеем вниманием или позволим себе увлечься призраками их, - они тут как тут, и начнут тревожить смелее. Не опомнись во время - закружат, а опомнится душа, опять отскочут, и издали подсматривают, нельзя ли опять как-нибудь подойти. Итак, трезвись, бодрствуй, молись, и враги ничего тебе не сделают.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня считается недопустимым ограничивать внешнюю человеческую свободу, а если такое где-то происходит, то все возмущаются, говорят о нарушении человеческих прав и даже о необходимости менять политические режимы. Но одновременно мы должны свидетельствовать, что живем в условиях, когда происходит порабощение внутреннего человека, разрушение его внутренней свободы. Сознавая себя внешне свободными, люди массово становятся рабами — рабами идей, политических концепций, принятых точек зрения.

О третьем часе

Главная тема службы Третьего часа — воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов, произошедшего, согласно книге Деяний в третьем часу дня. Этой теме посвящён тропарь часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихся Ти ся». Также о ниспослании Святого Духа напоминает 50 псалом, который читается в числе псалмов часа. «Последний из читаемых псалмов, пятидесятый, говорит о сошествии Божественного Духа», — пишет святитель Симеон Солунский. Заключительная молитва часа принадлежит святому мученику Мардарию, пострадавшему при императоре Диоклетиане, и обращена ко Святой Троице: «Владыко Боже Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный Иисусе Христе, и Святый Душе, Едино Божество, Едина Сила, помилуй мя, грешнаго, и имиже веси судьбами, спаси мя, недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Эта молитва входит в состав и других последований суточного круга, например повечерия.

О монашестве

Монашество по своему замыслу является формой подражания Христу. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, не имеет крыши над головой, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монах стремится в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, отказаться от всего, что мешает общению с Богом.

Существует устойчивое выражение «ушёл в монахи». Однако в монахи не уходят, а приходят. Это не бегство, а призвание. Побуждающим мотивом здесь может являться любовь к молитве, уединению... Диадох Фотикийский (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».

В монашество не принято постригать без подготовки. Монастырь в духовном отношении — высшее учебное заведение. Прежде чем стать монахом, нужно стать совершенным мирянином. Живя в миру, посещая святой храм, следует достигнуть определенного духовного уровня, стать настоящим православным церковным человеком и получить благословение духовника на иноческий путь. Для самоиспытания иногда бывает полезно пожить в миру как монах. И в монастыре мирянин предварительно проходит ступени трудника и послушника. Состоящим в браке, принятие монашества возможно только при согласии супруга и при условии, что нет требующих попечения детей и родителей.
Не нужно считать, что у монахов меньше искушений, чем у мирян; на место внешних приходят внутренние.

Монашеских обета три: послушания, нестяжания и безбрачия (девства).

Если человек сомневается, то следует ли ему идти в монастырь? Если сомневается, то вряд ли.

Молитвословия

Тропарь первомученицы равноапостольной Феклы

глас 4

Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло,/ и верою утвердившися от Петра, богозванная,/ первомученица явилася еси и первострадальница в женах,/ возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее,/ звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо Крестом./ Тем моли, всехвальная, Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак первомученицы равноапостольной Феклы

глас 8

Девства добротою просияла еси,/ и мученичества венцем украсилася еси,/ Апостольству вверяешися, дево, яко преславная,/ и огня убо пламень в росу преложила еси,/ юнца же ярость молитвою твоею укротила еси,/ яко первострадальная.

Кондак первомученицы равноапостольной Феклы

глас 2

Уязвивши твое сердце, добродево, любовию Христовою,/ обручника временнаго, яко небрегома, преобидела еси,/ и на огнь дерзнула еси,/ зверей же уста заградила еси/ и, спасшися от них, прилежаше, Павла ищущи,// Фекло первострадальная.

Тропарь преподобномученика Галактиона Вологодского

глас 5

Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится,/ возсиял бо еси пресветло яко солнце/ и чудесы твоими град и веси, преподобне Галактионе, озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития,/ и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя/ прегрешений прощения/ и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление, и вопиющим к тебе:/ Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, яко же благоволи.

Кондак преподобномученика Галактиона Вологодского

глас 4

Благочестно на земли пожив/ и мучения венец приял еси, пречестне,/ древом во главу от нашедших градоразорителев убиен еси,/ добрый ученик Спаса Христа,/ оставив отечественный свой град и други/ странствовати любве ради Христовы Евангельски изволил еси./ Сего ради тя почитаем, песньми вопиюще:/ от бед избави нас присно молитвами твоими,/ угодниче Божий Галактионе, отче наш.

Тропарь преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца

глас 4

Глас Божественный,/ иже во Евангелии, услышав, преподобне отче Никандре:/ приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы,/ и прием крест, последовал еси Христу,/ мир оставль, в пустыню вселился еси,/ пощением же и бдением Небесный дар восприим,/ и души недужных приходящих к тебе с верою исцелявши:/ темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой.

Кондак преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца

глас 1

Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне,/ сияеши бо в земли Российстей чудес благодатию,/ и отгонявши тму страстей же и скорбей, от приходящих к тебе с верою:/ темже почитаем твою память, Никандре/ отче наш, и вопием ти: радуйся пустынножителей красото,/ и стране нашей похвала и утверждение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Мирожской

глас 4

Яко звезда пресветла возсия в Российской земли/ от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево,/ из обою очию текущи слезы Твоя, яко река,/ и видевше народи псковскии, мужи и жены и с чады,/ с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголюще:/ О Пресвятая Владычице Богородице,/ не забуди грешных раб Твоих,/ молящися Христу Богу нашему спастися нам.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Мирожской

глас 7

Заступнице христианом непостыдная/ и Предстательнице граду нашему Пскову,/ не презри моления нас грешных,/ и видящих от Твоего честнаго образа слезы текуща из обою очию,/ и молящуся прилежно,/ но предвари яко Блага на помощь нашу, верно к Тебе прибегающим,/ услыши наша моления, Богородице,/ и избави нас от нахождения поганых,/ ускори же на молитву нашу и потщися на умоление,/ заступающи присно, Богородице, чтущих Тя;/ радуйся, Дево, христианом похвале.

Теги:
Равноапостольная Фекла Иконийская
преподобномученик Галактион Вологодский
православный календарь

Все публикации