Церковный календарь

6 октября. Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 октября. Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

16-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 23 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского (1977).

Преподобных жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мученицы Ираиды девы (ок. 308). Мучеников Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина (IX).

Священномученика Иоанна Панкратовича пресвитера (1937).

Словенской иконы Божией Матери (1635).

Зачатие Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Православная Церковь прославляет и празднует только три зачатия, которые были возвещены небесным благовестником и совершились при содействии Божией благодати: Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи. История зачатия Иоанна Предтечи описана в Евангелии от Луки. Архангел Гавриил явился престарелому священнику Захарии и обещал ему рождение от неплодной жены Елисаветы сына, который придёт перед Богом в духе и силе пророка Илии, «чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17). Праздник в честь зачатия Иоанна Предтечи известен уже с V века и праздновался 6 октября, за 6 месяцев до Благовещения. В праздничной службе сохранился ряд византийских песнопений IX века. Канон праздника написан святым Иоанном Дамаскином.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский

Святитель Иннокентий по праву назван апостолом Америки и Сибири. Священником он благовествовал на Алеутских островах (на шести наречиях местных племен!), на острове Ситху, в самых отдаленных селениях Камчатки, среди коряков, чукчей, тунгусов в Якутском крае и Северной Америке, в Амурском и Уссурийском краях. «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих», — утверждал он. Святитель также по праву стоит в ряду великих русских путешественников. Он преодолевал тысячи верст в непроходимой тайге, по болотам, в горах, жил в самых суровых сибирских условиях вместе с семьей. 27 ноября 1731 года святитель мирно отошел ко Господу, имея всего около 50 лет от рода, но истощенный заботами и скорбями своей тяжелой жизни. Много чудес проистекло от святых мощей славного угодника Божия.

Священное Писание

Гал., 214 зач., VI, 2-10

2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, 5 ибо каждый понесет свое бремя.

6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: 8сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Мк., 29 зач., VII, 14-24

14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: 15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.

16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.

18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?

19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.

20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.

21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, 22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- 23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 6, 2-10; Мк. 7, 14-24

«Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство». Тут перечислены ходячие грехи, но и все другие, большие и малые, исходят из сердца, и вид в каком они исходят — помышление злое. Первое семя зла впадает на мысль сделать то и то. Отчего и как впадает? Часть этих впадений можно объяснить известными законами сочетаний и сцеплений идей и образов, но только часть. Другая значительнейшая часть происходит от самодвижного раздражения страстей. Когда страсть живет в сердце, то не может не потребовать удовлетворения. Это требование обнаруживается позывом на то и другое; с позывом же соединен предмет тот или другой. Отсюда мысль: «а вот что надо сделать». Тут то же происходит, что, например, при голоде: почувствовавший голод, чувствует позыв на пищу; с позывом вспадает на мысль и самая пища; отсюда — достать то или это и съесть. Третья, может быть, более объемистая часть исходит от нечистых сил. Ими переполнен воздух, и они стаями шныряют около людей, и всякий по роду своему рассевает вокруг себя воздействие на соприкосновенные лица. Злое летит от них, как искры от раскаленного железа. Где удобоприемлемость там внедряется искра, а с нею и мысль о злом деле. Этим, а не другим чем либо, можно объяснить неизвестно почему зарождающиеся помышления злые, среди занятий решительно не сродных с ними. Но эта разность причин не делает разности в том, как поступать с помышлениями злыми. Закон один: пришло злое помышление — отбрось и делу конец. Не отбросишь в первую минуту, во вторую труднее будет, в третью еще труднее, а тут и не заметишь, как родится сочувствие, желание и решение и средства явятся. . . вот грех и под руками. Первое противление злым помышлениям — трезвение и бодрствование с молитвою.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Там, где ложь, — там не может быть покаяния, там нет осознания греха, там нет желания сбросить с себя греховное бремя, а значит, нет искреннего желания идти навстречу Богу. Вот почему нужен был Предтеча, который грозно обличал народ. И ведь кто-то, наверное, с недоумением пожимал плечами, кто-то плевался, кто-то, наверное, проклинал этого человека и уходил. Но ведь как много людей в этих словах слышали Божию правду, которая помогла им потом принять и слово Спасителя! Вот почему он выше всех святых — он удобрил ту почву, на которую падали семена Христовой проповеди.

О вечерне

Вечерня — богослужебное последование, совершаемое перед заходом солнца. Вечерня бывает великая, великопостная, пасхальная, вседневная и малая. Великая вечерня (отдельно или в составе всенощного бдения) совершается в дни средних и великих праздников и в воскресный день, великопостная — в будние дни Великого Поста, пасхальная — в дни Светлой седмицы, а вседневная — во все остальные дни. Малая вечерня, самая короткая из всех, по уставу должна совершаться перед всенощным бдением, но в XX—XXI веках она почти не служится на приходах. В чин великой вечерни входят: предначиательный псалом, великая ектения, «Блажен муж…», стихиры на «Господи, воззвах», вход с кадилом, «Свете тихий», прокимен (в дни великих праздников читаются паремии), сугубая ектения, «Сподоби, Господи», просительная ектения, лития, стихиры «на стиховне», «Ныне отпущаеши», отпустительные тропари. На вседневной вечерне не совершается входа, вместо «Блажен муж…» читается рядовая кафизма, а сугубая ектения произносится в конце, после тропарей.

Совет преподобного Амвросия Оптинского

Преподобный Оптинский старец Амвросий, учил своих чад непременно каждый день читать хотя бы по одной главе Евангелия, причем стараться это делать с утра. Почему с утра? Во-первых, утром свежая голова, свежая память. Во-вторых, если прочитанное утром потихоньку в течение дня будешь обдумывать, то скоро заметишь, что недоуменный вопрос, который возникнет вдруг в этот день, ты разрешишь, вспомнив, что говорилось в Священном Писании. Это станет тебе ответом от Бога в сложной, жизненной или духовной ситуации.

Святые отцы — пример благочестивой жизни

Один из необходимых признаков, по которым Церковь относит того или иного церковного писателя к святым отцам — это благочестивая, преданная Богу жизнь, которая может служить образцом для нас.

Святые отцы показывают нам пример усердного стремления к истине, непрестанного поучения в Священном Писании и Предании и твердой приверженности правой вере — несмотря на все нападки и гонения. Читая их труды, мы воспринимаем не только их учение, но и их пример.

Конечно, единственным полностью безгрешным Человеком является только Господь наш Иисус Христос. Святость и полная безгрешность — это не одно и то же. Святые Отцы остаются людьми, у которых могут быть личные несовершенства, но они показывают нам пример жизни, преображённой Божьей благодатью.

Молитвословия

Тропарь Иоанна Предтечи

глас 4

Первее нераждающая неплоды, возвеселися,/ се бо зачала еси Солнца светильника яве,/ просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую./ Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением:// пророк Вышняго есть хотяй родитися.

Кондак Иоанна Предтечи

глас 1

Веселится светло Захария великий/ со всеславною Елисаветию сопружницею,/ достойно зачинающе Иоанна Предтечу,/ егоже Архангел благовести, радуяся,/ и человецы достодолжно почтим,// яко таинника благодати.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Тропарь святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 1

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/ яко приемшия слово твое,/ ихже боголепно научил еси,/ неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак святителя Иннокентия, митрополита Московского

глас 4

Истинный и наложный учитель был еси:/ заповеданная бо Господам сам сотворив,/ имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/ неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/ просвещая их святым Крещением./ Сего ради со апостолы радуешися,/ приемля почесть благовестника Христова.

Молитва святителю Иннокентию

О пастырю добрый и учителю премудрый, образе благонравия всем, благочестно жити хотящим, святителю отче наш Иннокентие! К тебе, яко чада ко отцу, прибегаем и молимся, поминая твою любовь к людем: буди щит несокрушим Святей Церкви Православней и отечеству нашему, архиереи благолепием святительства и премудростию украси, пастырем в служении ревность даруй, монашест­вующия к подвигом добраго течения в послушании утверди, православ­ным христианом веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири. Теплый наш молитвенниче, всероссийский светильниче, просветителю Сибири и Америки, осени горним благословением нас, в скорбех сущих, и подаждь утешение и избавление от болезней душевных и телесных; испроси нам свыше дух кротости, целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, да прочее время жития нашего в вере и покаянии поживем и в жизни вечней благодарне восхвалим прославльшаго тя Господа — Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Теги:
Иоанн Предтеча
святитель Иннокентий Московский
православный календарь

Все публикации