29 сентября. Память великомученицы Евфимии всехвальной

5329
Фото

Седмица 17-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Великомученицы Евфимии всехвальной (304). Перенесение мощей праведного Алексия Московского (2001).

Святителя Киприана, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1406). Святителя Фотия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431)1. Преподобного Кукши Одесского, исповедника (1964). Мученицы Севастианы (86—96). Мученицы Мелитины (138—161). Мучеников Виктора и Сосфена (ок. 304). Преподобного Дорофея, пустынника Египетского (IV). Мученицы Людмилы, княгини Чешской (927). Преподобного Прокопия, игумена Сазавского (1053). Мучеников братьев Исаака и Иосифа (808) (Груз.).

Священномученика Григория Раевского пресвитера (1937); священномученика Сергия Лосева пресвитера (1942).

Иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (1420).

Великомученица Евфимия Всехвальная

В начале IV века правитель города Халкидон по имени Приск приказал всем жителям явиться на языческий праздник. Но сорок девять христиан не пришли поклоняться идолам. Среди них была и Евфимия. Когда об этом узнал Приск, он в гневе отправил всех к императору Диоклетиану — на пытки. Осталась только Евфимия, которую правитель надеялся заставить отречься от Христа. Исповедницу привязывали к колесу с острыми ножами, затем бросили в раскаленную печь. Но всякий раз она оставалась невредимой. Наконец, Евфимию бросили на растерзание зверям и от легкого ранения святая мирно отошла к Господу. Позже на месте захоронения мученицы был построен величественный храм, в котором проходил IV Вселенский Собор.

Святитель Киприан, митрополит Киевский

Святитель Киприан в юности подвизался монахом на Афоне. В 1375 году он был посвящён в митрополита Киевского, но только через 15 лет был окончательно принят великим князем Василием I в Москве. Святитель Киприан явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения. Святитель Киприан рассылал по епархиям различные церковные чинопоследования и уставы, иногда написанные собственноручно, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, перевёл с греческого языка служебник и писал наставления, касающиеся богослужебной практики. По словам летописи, он был «всякаго любомудрия и разума исполнен, и вельми книжен, и духовен зело, и книг своею рукою писаше, и в молитвах часто упражняшесь, и в почитании Божественных Писаний».

Мученица Людмила, княгиня Чешская

Мудрая правительница, благочестивая жена и христианка. Так характеризует княгиню Чешскую, святую мученицу Людмилу, неизвестный автор ее жития. Приняв крещение от просветителя славян — святителя Мефодия, — праведница всю свою жизнь посвятила утверждению истинной веры в Чехии. После ранней смерти мужа княгиня помогала править своему сыну Вратиславу. Особенно много времени она уделяла своему внуку — наследнику чешского престола князю Вячеславу. Но сторонники язычества играли в княжестве еще довольно значительную роль. Поэтому в городе Течин княгиня приняла мученическую смерть от рук язычников. Впоследствии князь Вячеслав перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия.

Евангелие дня

Как сделать семейную жизнь спокойной и наполненной? Как избежать в своих отношениях с близкими злобы, раздора, взаимных обвинений? Тот отрывок из 3-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос.

Глава 3.

19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого,

20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.

21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,

22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

Ирод был царем четвёртой части еврейского царства, поэтому Евангелие называет его четвертовластником. Он вступил в незаконные отношения с Иродиадой, женой своего брата Филиппа, который был таким же царём и правил в своей области. Представьте себе атмосферу этой семьи. В лучшем случае она была напряжённой и нервозной. Несмотря на внешнее благополучие, власть, комфорт, о любви между братьями говорить явно не приходится. Обида, злоба, подозрительность, страх. Именно по этой причине Ирод и заключает Иоанна в темницу. Ведь Иоанн делает его грех публичным. А Ирод хочет его скрыть всякими способами.

Совсем другие отношения между Христом и Иоанном. Их матери, Пресвятая Богородица и Праведная Елисаветы были родственницами. Господь и Предтеча являлись друг другу троюродными братьями. По сути, тоже семья. Однако совсем иная атмосфера. Уважение, забота, предусмотрительность. Никаких интриг, никакой подозрительности, никаких претензий и обид. Всё прозрачно, спокойно, ровно. Господь публично приходит к Иоанну на Иордан, Иоанн прилюдно объявляет спасителя Мессией и крестит Его. Здесь никто ничего не пытается скрыть.

Важный для нас урок содержится в этой ситуации. Бывает, что смотришь на семью и видишь, что это культурные, воспитанные люди. Аристократы, представители интеллигенции. Во всём у них достаток. Окружающие уважают их, говорят друг другу: «Смотрите, как они заботятся о своих родных!» И действительно, кажется, что семья для этих благополучных людей главное. Ведь они так заняты тем, чтобы сделать жизнь своих близких более комфортной и безопасной. Но только жизнь показывает, что если в основе этого благополучия лежит корыстный интерес, если люди зациклены на себе и всегда и во всём поступают по своей воле, финал печален. Даже если всё начинается благополучно, этот союз обречён. Всё заканчивается пустотой в пределах одного или нескольких поколений. Просто вопрос времени.

И, напротив. Бывает нет дома достатка во всём. И квартира худая, и машина старенькая. И не всегда сладкое на столе для детишек. Да и сами они учатся не в элитной школе, и успехи в учебе не ахти какие. Но если в семье на первом месте стоит Бог, если родители учат детей во всех своих делах прежде всего искать Его волю, если они демонстрируют своим примером, как её искать, исполняя Евангельские заповеди, то всегда здесь будет полная чаша. Полная не материальных благ, а той неуловимой атмосферы любви и взаимопонимания, которая сглаживает все острые углы, которая даже среди тягот и невзгод этой жизни даёт сердцу крепкую надежду. Надежду на то, что Господь всё устроит наилучшим образом. Ведь если в нашей жизни Бог стоит на первом месте, то всё остальное оказывается на своём.

священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

О чем говорят святые отцы, когда призывают воспитывать тело, умерщвляя плоть? Речь здесь не идет ни о состоянии здоровья, ни о наших мышцах, ни о нервной системе, ни о внутренних органах, ни о кровообращении или других физиологических функциях нашего организма. Все это изначально заданные и постоянные составляющие нашего физического существования, и они не обсуждаются. В данном случае имеются в виду переменные и привходящие факторы нашего земного бытия — изменяющиеся потребности плоти, под которыми понимаются материальные запросы человека. И если потребности плоти становятся основными в нашей жизни, если именно они поставляются человеком во главу угла своего существования, то получается, что такой человек заключает разум не в свое сердце, а в свою плоть. И тогда материальные потребности оказываются в центре человеческой жизни, а их удовлетворение становится главной целью индивидуума. Вот это и есть беснование, бесчинство плоти, унижающей и подавляющей наш дух, ибо человек плотский, то есть сугубо телесный и чувственный, лишенный высших потребностей, о такой категории, как жизнь духа, даже не вспоминает и не помышляет. Все силы его опустевшей души, все его мысли и вся жизненная энергия поглощены стремлением к достижению одних только материальных целей. А плотское начало возрастает в человеке не иначе как за счет умаления начала духовного.

О событиях в мире. Из жизни Силуана Афонского

Духовник рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к старцу Силуану, спросил: «А вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу?» — «Я, батюшка, не люблю газет и газетных новостей, потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться». — «Странно. По-моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пустыне, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молитва от этого слабеет… Я когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молиться. Тогда служу ли я Литургию, молюсь ли у себя в келлии, я от души прошу Бога за людей и за мир». — «Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она и какие нужды есть у людей, и жалеет их». — «Как может душа знать от себя, что творится в мире?» — спросил духовник. — «Газеты пишут не о людях, а о событиях; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все».

Третья заповедь Нового Завета: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Сначала рассмотрим, что значит кротость Бога. Христос учил: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11.29). Под Божественной кротостью понимается желание спасения всех людей, излияние Божественной любви на всех. Вся жизнь Христа — пример кротости, даже на Кресте, в страшных муках, распятый Христос заботился о своих мучителях: Отче! отпусти им, не ведают, что творят... (Лк.23:34). Представим, какую нужно иметь внутреннюю цельность, чтобы, обладая неограниченной силой и властью, терпеть унижения от своих творений. Это можно вынести только по безграничной любви. И эта любовь Христа тут же дала всходы: сотник Лонгин, пронзивший копьём рёбра Спасителя, стал христианским мучеником!

Одно из ярких явлений кротости Божьей — это богоявление пророку Илие: 3 Цар.19:11-12.

Кротость человеческая — беззлобие; способность понять и простить человека, войти в его положение и не осуждать. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: Состояние души, при котором устранены из неё гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение называется: кротость.

Кажется, что в окружающей жизни мы видим победителями совсем не кротких. Либо человек процветает за счёт зла, либо мстит, тому, кто его обидел — сколько фильмов рассказывают о мести, попытке злом решить проблему зла. Страх же способен ограничить зло определёнными рамками, но не способен преобразить человека. Кротость — это не слабохарактерность, а великодушие, способность простить обидчика, не отвечать злом на зло. Кроток тот, кто победил свой эгоизм, страсть гнева, толкающие его к отмщению.

Святыми, в высокой мере, исполнившими эту заповедь, можно считать страстотерпцев, например, благоверный князь Тверской Михаил Ярославович, оклеветанный перед ордынским ханом своим племянником, добровольно поехал в Орду и с крепкой верой принял страдальческий путь.

Какую землю наследуют кроткие? Землю обетованную (обещанную Богом). В наше время уже не как географическую территорию Палестины, захваченную римлянами, а как небесный удел для исполняющих заповеди Божьи — Царство Бога.

Как понять, где истинная Церковь

Один из простых критериев — это преемство веры. Господь говорит: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Основатель Церкви — Христос, и Церковь существует непрерывно со времён Христа. Именно на Церковь Господь возложил миссию свидетельствовать о Его истине: Церковь, которую Он основал, непрерывно, со времен Его земного служения, возвещает истину о Нём, научает Его заповедям и крестит во имя Святой Троицы. Правда, человеческими грехами многие представители Церкви, в некотором отношении, разделены между собой, однако Церковь, как Богочеловеческий организм, как Тело Христово, была, есть и будет едина: едина одной верой, едина в своём свидетельстве об Иисусе Христе, едина святыми, едина святынями, едина целью, едина нравоучением, едина Главой — Господом Иисусом Христом, едина в Духе Святом.

Таким образом, опираясь на слова Самого Христа, мы можем сказать, что критерий — непрерывная преемственность в учении Церкви о Боге и Христе. То есть в I, II, III… XX, XXI веках Церковь неизменно проповедует одно и то же свидетельство о Христе, свидетельство, выраженное во многих исторических документах — от текстов Нового Завета до современных катехизисов. Кроме того, критерием истинности Церкви является преемственность священной иерархии (причем, не исключительно формальная, но благодатная).

Молитвословия

Тропарь святителя Киприана, митрополита Московского

глас 4

Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен/ и благими нравы украшен,/ Духом Святым просвещен,/ совершив святыню в страсе Божий,/ сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа,/ пасый Церковь Божию Русския митрополии,/ постом вся поборая, волнение претерпе,/ гонение преминув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая,/ и сего помощника имея,/ и того стопам последуя./ Служитель благоприятный,/ заповеди Божия соблюдая,/ Духом Божиим наставляемь,/ просвещая верныя люди учением словес твоих,/ пощением украси житие свое,/ ярем Господень измлада восприим,/ и паче всех Христа возлюби./ Того ради и архиерейским седалищем почтен,/ и, яко светозарное солнце, от Сербския земли происшед,/ и по вся концы русский земли добродетелию просияв,/ светило явися мирови,/ и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой,/ великий архиерею Божий, Киприане митрополите,/ учителю и наставниче Русския земли,/ всегда предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех,/ да спасет тебе ради души наша.

Кондак святителя Киприана, митрополита Московского

глас 2

Необорим столп Православия,/ вере Христове утверждение,/ церквам украситель, премудрый учитель,/ сербское воспитание, русское процветение,/ Господнею любовию распалаемь,/ Духу Пресвятому дом явися/ и душу, яко жертву непорочну, Господеви принесе,/ досточудне и всечестне Киприане, святителю Христов,/ сего ради вселися в широту райскую,/ предстоя Христу в лице святых,/ Емуже молися и спасай град и люди от поганых нахождения,/ яко да зовем ти:/ радуйся, отче Киприане,/ учителю премудрый.

Молитва святителю Киприану

О святителю Христов Киприане, от Афона возсиявый и в Царьграде процветый, изволением Божиим на Русь пришедый и на престол святительский поставленный, болгарская отрасле и украшение предивное! Приими ныне молитву нашу, притекших ко гробу твоему российских и болгарских чад твоих, и принеси Богу усердная моления, да сохранит предстательством твоим веру православную, церквей православных единение да укрепит, грады наша и люди от всяких бед и напастей, искушений и скорбей да избавит, да дарует нам неотъемлемый мир, да утвердит любовь христианскую посреде нас и да соберет всех нас в Царствие Свое, идеже прославим пречестное и благословенное Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь великомученицы Евфимии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и Тебе ищущи страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак великомученицы Евфимии

глас 4

Во страдальчестве твоем добре подвизалася еси/ и по смерти ны освящаеши чудес точеньми, всехвальная./ Темже твое успение святое поем,/ верою притекающе/ в божественный храм твой,/ да избавимся недугов душевных// и чудес благодать почерпем.

Тропарь мученице Людмиле, княгине Чешской

глас 4

Оставльша тьму идолослужения / и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, / явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, / и светом святости твоея / истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Новости по теме

В день памяти великомученицы Евфимии митрополит Кирилл совершил литургию в Пещерном храме Казанского собора
В день памяти великомученицы Евфимии митрополит Кирилл совершил литургию в Пещерном храме Казанского собора

29 сентября, в день попразднства Воздвижения Креста Господня, в день памяти великомученицы Евфимии всехвальной, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского собора в столице Татарстана.

В Кизическом монастыре Казани почтили память святой мученицы Людмилы Чешской В Кизическом монастыре Казани почтили память святой мученицы Людмилы Чешской

29 сентября, в день памяти мученицы Людмилы, княгини Чешской, в Свято-Введенском Кизическом мужском монастыре города Казани была совершена праздничная Божественная литургия.

Казанской епархии передана частица мощей благоверной Людмилы Чешской
Казанской епархии передана частица мощей благоверной Людмилы Чешской

3 ноября делегация Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», прибывшая в Казань для участия в Елисаветинских днях, передала Введенскому Кизическому монастырю частицу мощей святой благоверной Людмилы, княгини Чешской.

Митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкой обители Митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкой обители

29 сентября, празднование памяти великомученицы Евфимии всехвальной и мученицы Людмилы, княгини Чешской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме собора Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.