Церковный календарь

29 сентября. Память святителя Киприана, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
29 сентября. Память святителя Киприана, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца

Неделя 15-я по пятидесятнице
Поста нет. 16 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученицы Евфимии всехвальной (304). Перенесение мощей праведного Алексия Московского (2001).

Святителя Киприана, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1406). Святителя Фотия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431)1. Преподобного Кукши Одесского, исповедника (1964). Мученицы Севастианы (86–96). Мученицы Мелитины (138–161). Мучеников Виктора и Сосфена (ок. 304). Преподобного Дорофея, пустынника Египетского (IV). Мученицы Людмилы, княгини Чешской (927). Преподобного Прокопия, игумена Сазавского (1053). Мучеников братьев Исаака и Иосифа (808) (Груз.).

Священномученика Григория Раевского пресвитера (1937); священномученика Сергия Лосева пресвитера (1942).

Иконы Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (1420).

Великомученица Евфимия Всехвальная

В начале IV века правитель города Халкидон по имени Приск приказал всем жителям явиться на языческий праздник. Но сорок девять христиан не пришли поклоняться идолам. Среди них была и Евфимия. Когда об этом узнал Приск, он в гневе отправил всех к императору Диоклетиану — на пытки. Осталась только Евфимия, которую правитель надеялся заставить отречься от Христа. Исповедницу привязывали к колесу с острыми ножами, затем бросили в раскаленную печь. Но всякий раз она оставалась невредимой. Наконец, Евфимию бросили на растерзание зверям и от легкого ранения святая мирно отошла к Господу. Позже на месте захоронения мученицы был построен величественный храм, в котором проходил IV Вселенский Собор.

Святитель Киприан, митрополит Киевский

Святитель Киприан в юности подвизался монахом на Афоне. В 1375 году он был посвящён в митрополита Киевского, но только через 15 лет был окончательно принят великим князем Василием I в Мос кве. Святитель Киприан явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения. Святитель Киприан рассылал по епархиям различные церковные чинопоследования и уставы, иногда написанные собственноручно, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, перевёл с греческого языка служебник и писал наставления, касающиеся богослужебной практики. По словам летописи, он был «всякаго любомудрия и разума исполнен, и вельми книжен, и духовен зело, и книг своею рукою писаше, и в молитвах часто упражняшесь, и в почитании Божественных Писаний».

Мученица Людмила, княгиня Чешская

Мудрая правительница, благочестивая жена и христианка. Так характеризует княгиню Чешскую, святую мученицу Людмилу, неизвестный автор ее жития. Приняв крещение от просветителя славян — святителя Мефодия, — праведница всю свою жизнь посвятила утверждению истинной веры в Чехии. После ранней смерти мужа княгиня помогала править своему сыну Вратиславу. Особенно много времени она уделяла своему внуку — наследнику чешского престола князю Вячеславу. Но сторонники язычества играли в княжестве еще довольно значительную роль. Поэтому в городе Течин княгиня приняла мученическую смерть от рук язычников. Впоследствии князь Вячеслав перенес тело святой Людмилы в Прагу и положил его в церкви святого Георгия.

Священное Писание

2 Кор., 176 зач., IV, 6-15

6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

Мф., 92 зач., XXII, 35-46

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; 40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мф. 22, 35-46

Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним, и тотчас дополнил ее учением Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического — самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В каком-то смысле дарованная Крестом свобода и основанная на этой свободе способность человека выбирать между добром и злом сопровождает всю нашу жизнь. Мы не выбираем родителей, но мы выбираем, как нам учиться, сколько времени тратить на подготовку к урокам, приобретать те или иные знания — или все это отвергнуть. Когда мы входим в возраст, мы свободны выбрать спутника или спутницу жизни — и опять-таки от этого выбора зависит очень многое. Если человек не разглядел, что скрывается порой под привлекательной внешностью, какова подлинная сущность человека, то он может сделать выбор в пользу зла и сделаться очень несчастным. Мы делаем свободный выбор и тогда, когда избираем профессию, ведь профессия может приносить несомненное добро, а может нести зло и духовную погибель, разрушая нравственное чувство.

О событиях в мире. Из жизни Силуана Афонского

Духовник рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к старцу Силуану, спросил: «А вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу?» — «Я, батюшка, не люблю газет и газетных новостей, потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться». — «Странно. По-моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пустыне, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молитва от этого слабеет… Я когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молиться. Тогда служу ли я Литургию, молюсь ли у себя в келлии, я от души прошу Бога за людей и за мир». — «Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она и какие нужды есть у людей, и жалеет их». — «Как может душа знать от себя, что творится в мире?» — спросил духовник. — «Газеты пишут не о людях, а о событиях; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все».

Молитвословия

Тропарь святителя Киприана, митрополита Московского

глас 4

Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен/ и благими нравы украшен,/ Духом Святым просвещен,/ совершив святыню в страсе Божий,/ сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа,/ пасый Церковь Божию Русския митрополии,/ постом вся поборая, волнение претерпе,/ гонение преминув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая,/ и сего помощника имея,/ и того стопам последуя./ Служитель благоприятный,/ заповеди Божия соблюдая,/ Духом Божиим наставляемь,/ просвещая верныя люди учением словес твоих,/ пощением украси житие свое,/ ярем Господень измлада восприим,/ и паче всех Христа возлюби./ Того ради и архиерейским седалищем почтен,/ и, яко светозарное солнце, от Сербския земли происшед,/ и по вся концы русский земли добродетелию просияв,/ светило явися мирови,/ и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой,/ великий архиерею Божий, Киприане митрополите,/ учителю и наставниче Русския земли,/ всегда предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех,/ да спасет тебе ради души наша.

Кондак святителя Киприана, митрополита Московского

глас 2

Необорим столп Православия,/ вере Христове утверждение,/ церквам украситель, премудрый учитель,/ сербское воспитание, русское процветение,/ Господнею любовию распалаемь,/ Духу Пресвятому дом явися/ и душу, яко жертву непорочну, Господеви принесе,/ досточудне и всечестне Киприане, святителю Христов,/ сего ради вселися в широту райскую,/ предстоя Христу в лице святых,/ Емуже молися и спасай град и люди от поганых нахождения,/ яко да зовем ти:/ радуйся, отче Киприане,/ учителю премудрый.

Тропарь великомученицы Евфимии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и Тебе ищущи страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак великомученицы Евфимии

глас 4

Во страдальчестве твоем добре подвизалася еси/ и по смерти ны освящаеши чудес точеньми, всехвальная./ Темже твое успение святое поем,/ верою притекающе/ в божественный храм твой,/ да избавимся недугов душевных// и чудес благодать почерпем.

Тропарь мученице Людмиле, княгине Чешской

глас 4

Оставльша тьму идолослужения / и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, / явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, / и светом святости твоея / истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Теги:
Великомученица Евфимия Всехвальная
святитель Киприан Московский
мученица Людмила Чешская
православный календарь

Все публикации