19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

6790
Фото

Седмица 13-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мучеников Евдоксия, Зинона и Макария (311—312).

Преподобного Архиппа (IV). Мучеников Ромила и с ним многих других (107—115). Священномученика Кирилла, епископа Гортинского (III—IV). Мучеников Фавста пресвитера, Авива диакона и с ними 11-ти мучеников: Кириака и иных (ок. 250). Преподобного Давида (VI).

Священномученика Димитрия Спасского пресвитера (1918); священномучеников Иоанна Павловского и Всеволода Потеминского пресвитеров (1937).

Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех

В IV веке во Фригии, недалеко от города Иераполя, находился целебный источник, у которого один из жителей Лаодикии построил храм, посвящённый Архангелу Михаилу, в благодарность за исцеление своей немой дочери водами источника. В этом храме 60 лет служил пономарём Архип Херотопский. Язычники, видя, что богоугодная жизнь Архипа и исцеления от источника многих обращают ко Христу, решили уничтожить и источник, и храм, и Архипа. Для этого они соединили две горные реки в один поток и направили его на храм. Архипу, молящемуся о спасении святого места от потопления, явился Архангел Михаил, который, ударив жезлом по горе и открыв в ней широкую расселину, повелел водам потока устремиться в неё. Храм остался невредим, а место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).

Преподобный Давид Ермопольский

Преподобный Давид был в юности предводителем шайки разбойников. Достигнув старости, он задумался над своей жизнью и ужаснулся своим делам. Раскаявшийся преступник пришёл в монастырь и попросил игумена принять его в число братии. Игумен засомневался, что он выдержит суровый устав обители. Тогда бывший разбойник открылся игумену и пообещал разорить монастырь и перебить всех иноков, если ему откажут. Став монахом, преподобный Давид своими суровыми подвигами превзошёл всю братию. Через некоторое время к нему был послан Архангел Гавриил с извещением о прощении грехов. Но преподобный Давид не мог поверить, что такому великому грешнику Господь так скоро даровал прощение. Тогда Архангел возвестил, что за маловерие преподобный Давид будет немым, открывая свои уста только для молитвы и участия в церковных службах.

Мученик Ромил

Мученик Ромил жил в царствование имп. Траяна и был приближенным к царю сановником — военачальником. Во время своего пребывания на Востоке император обнаружил в войсках до 11 000 христиан, которых и сослал в Армению. Ромил укорил Траяна в безрассудстве за то, что во время войны он уменьшил число своего войска. Разгневанный император обезглавил Ромила. Посланные в ссылку воины-христиане были также умерщвлены различными видами казней.

Евангелие дня

Наверное, мало кто из христиан не мечтал оказаться на месте апостолов Христовых: эти люди имели счастье общения с Господом, они с Ним находились все три года Его земного служения, они ели с Ним и пили, им была дана та благодать, плодом которой стала земная часть Церкви. Но можно и не апостолами, можно, к примеру, помечтать быть сводными братьями Спасителя. Или же просто какими-то Его родственниками, ведь наверняка быть в родственной связи с Христом — это некий залог спасения. Евангелие подтверждает: да, это залог спасения, правда при этом Евангелие переосмысляет само понятие родственных связей. Делает оно это в 3-й главе Евангелия от Марка, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 3.

28Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;

29но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

30Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

31И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

32Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

33И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

35ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Только что прозвучавший евангельский отрывок затрагивает две не связанные между собой темы: первая касается греха сознательной борьбы против действий Духа Святого, а вторая говорит о величии, сообщаемом человеку Богом тогда, когда человек всеми силами старается исполнять волю Божию.

Спаситель всё время Своего земного служения был окружён людьми, мы знаем, что даже во время личной молитвы Он не всегда был в одиночестве. Вполне естественно, что родственники видели Его крайне редко, и вместе с этим они полагали, что у них есть приоритетное право на внимание к ним со стороны Христа. Нельзя сказать, что такие ожидания ошибочны, ведь несколько позже святой апостол Павел скажет об умении быть хорошим сыном, мужем и отцом как об одном из критериев достойного принятия священного сана: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж [...] хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1Тим. 3:2,4). Однако в услышанном нами евангельском отрывке мы сталкиваемся с той реакцией Христа, которая может немного смутить: Он не спешит откликаться на призыв Своей Матери и других родственников, и вместо этого Он использует возникшую ситуацию как повод для назидания по крайне важному вопросу об истинных родственных связях.

Всё тот же апостол Павел в своё время фактически повторит слова Спасителя и напишет, что истинные израильтяне — это вовсе не те люди, которые имеют генетическую связь с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, а те, кто верует так же, как эти древние праведники. На этой мысли апостола Павла строится самоидентификация христиан как истинных потомков Авраама, как Нового Израиля, центр которого не кровь Авраама, а Кровь Христа, воспринимаемая верой Авраама.

То же самое мы слышим и от Самого Спасителя: Его родственники — это не те, кто имеет одинаковые с Ним гены, а те, кто исполняет волю Божию. Таковой, конечно же, была Его Пречистая Матерь, таковы все угодившие Богу святые, таким может стать каждый человек. Если же мы станем Христовыми родственниками через исполнение заповедей Божиих, то такое родство будет превосходить родство плотское, ведь плотское родство вовсе не обязательно способно привести в Небесное Царство, а то, родство, о котором сказал Спаситель, — это гарант блаженной вечности в Христовом Царстве.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Святой Алексий Мечёв о Таинстве покаяния

Святой Алексий считал, что исповедь должна быть частной и лучше устной: «Прочёл все грехи по записке и конец — ничего и не получилось. Надо так себя подготовить, чтобы всё внутри перегорело: вспомнить грех, подойти к нему со всех сторон, привести на память все подробности его, чтобы грех опротивел, и тогда, подходя к исповеди, будете каяться Самому Богу, и будет всё равно — есть ли кто-нибудь подле тебя или нет. Глубоко надо почувствовать, что “грешен я, виноват”. Исповедь помогает сильнее осознать свою вину и возненавидеть грех. После такой исповеди мы уже не скоро вернёмся к этому греху, а может быть, и совсем его оставим». О записке с грехами: «Если что болит, того не забудешь. Где мне больно, тут я и покажу». Также подвижник был противником общей исповеди: «Многие думают, что они исповедались, а в действительности — нет», — указывал он. Ссылки на практику святого Иоанна Кронштадтского старец считал необоснованными: «То был отец великой духовной силы, и мы с ним себя сравнивать не можем».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В XVII—XVIII веках, в эпоху Просвещения, на Западе стала развиваться так называемая либеральная идея. Само слово «либерализм» происходит от слова «свобода». В основе либеральной идеи лежит идея свободы, освобождения человеческой личности от того, что ее сковывает: то есть все, что человеческую личность сковывает, должно быть разрушено, потому что свобода человека — абсолютная и непререкаемая ценность. Идея освобождения человека, вызревавшая в лоне определенных социальных групп, нередко бывала сопряжена с революционными процессами, с борьбой против государственной власти в странах Западной Европы, а впоследствии и в России. В качестве фундаментальной проблемы постулировалась несвобода человеческой личности, закабаленной структурами и институтами государства, социальным устройством, общественными предрассудками и условностями. Следовательно, индивидуума нужно было освободить, ибо он, индивидуум, и есть абсолютная и конечная ценность. Понятно, что имени Божию в этой картине мира места не осталось. Явился так называемый светский гуманизм, в основу которого была положена атеистическая идея. В центр вселенной был помещен человек, как мера всех вещей. Языческое происхождение этого антропоцентрического комплекса идей, утвердившихся в культуре Западной Европы в эпоху Возрождения, вполне очевидно. Ведь именно авторитетом Ренессанса, как уже было сказано, освящена концепция антропоцентричности мироздания, в которой средоточием бытия и социума полагается индивидуум. Таким образом, вместе с возрождением языческой культуры происходило возвращение к языческой этике и языческому миросозерцанию.

Молитвословия

Тропарь священномученика Кирилла, епископа Гортинского

глас 3

Гласом божественным от темницы изведен,/ в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/ и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/ во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/ богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,/ моли за души наша.

Кондак священномученика Кирилла, епископа Гортинского

глас 3

Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи/ и идолы сокрушены,/ и Гортинскую паству святительскую,/ от Бога повеленную, добре упас,/ и по Христе надеждно пострадав,/ священномучениче Кирилле,/ молися за чтущия тя.

Тропарь Архангела Михаила

глас 4

Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.

Кондак Архангела Михаила

глас 2

Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (4 век)
Жития святых 19 сентября 2016
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (4 век)

Во Фригии, недалеко от г. Иераполя, находился чудесный источник, от которого св. Архангел невидимо подавал верующим исцеление. При этом источнике был храм Архистратига Михаила.