Церковный календарь

19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)

14-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 6 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мучеников Евдоксия, Зинона и Макария (311–312).

Преподобного Архиппа (IV). Мучеников Ромила и с ним многих других (107–115). Священномученика Кирилла, епископа Гортинского (III–IV). Мучеников Фавста пресвитера, Авива диакона и с ними 11-ти мучеников: Кириака и иных (ок. 250). Преподобного Давида (VI).

Священномученика Димитрия Спасского пресвитера (1918); священномучеников Иоанна Павловского и Всеволода Потеминского пресвитеров (1937).

Киево-Братской (1654) и Арапетской икон Божией Матери.

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех

В IV веке во Фригии, недалеко от города Иераполя, находился целебный источник, у которого один из жителей Лаодикии построил храм, посвящённый Архангелу Михаилу, в благодарность за исцеление своей немой дочери водами источника. В этом храме 60 лет служил пономарём Архип Херотопский. Язычники, видя, что богоугодная жизнь Архипа и исцеления от источника многих обращают ко Христу, решили уничтожить и источник, и храм, и Архипа. Для этого они соединили две горные реки в один поток и направили его на храм. Архипу, молящемуся о спасении святого места от потопления, явился Архангел Михаил, который, ударив жезлом по горе и открыв в ней широкую расселину, повелел водам потока устремиться в неё. Храм остался невредим, а место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).

Преподобный Давид Ермопольский

Преподобный Давид был в юности предводителем шайки разбойников. Достигнув старости, он задумался над своей жизнью и ужаснулся своим делам. Раскаявшийся преступник пришёл в монастырь и попросил игумена принять его в число братии. Игумен засомневался, что он выдержит суровый устав обители. Тогда бывший разбойник открылся игумену и пообещал разорить монастырь и перебить всех иноков, если ему откажут. Став монахом, преподобный Давид своими суровыми подвигами превзошёл всю братию. Через некоторое время к нему был послан Архангел Гавриил с извещением о прощении грехов. Но преподобный Давид не мог поверить, что такому великому грешнику Господь так скоро даровал прощение. Тогда Архангел возвестил, что за маловерие преподобный Давид будет немым, открывая свои уста только для молитвы и участия в церковных службах.

Мученик Ромил

Мученик Ромил жил в царствование имп. Траяна и был приближенным к царю сановником — военачальником. Во время своего пребывания на Востоке император обнаружил в войсках до 11 000 христиан, которых и сослал в Армению. Ромил укорил Траяна в безрассудстве за то, что во время войны он уменьшил число своего войска. Разгневанный император обезглавил Ромила. Посланные в ссылку воины-христиане были также умерщвлены различными видами казней.  

Священное Писание

Гал., 198 зач., I, 1-10, 20 — II, 5

1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, 2 и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским: 3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; 5 Ему слава во веки веков. Аминь.

6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.

9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.

10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. [...]

20 А в том, что́ пишу вам, пред Богом, не лгу.

21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.

22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, 23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, - 24 и прославляли за меня Бога.

Глава 2

1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.

2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.

Мк., 19 зач., V, 1-20

1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, 3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, 4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; 6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.

12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.

15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

20 И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гал. 1, 1-10. 20-2, 5; Мк. 5, 1-20

«Легион имя мне, потому что нас много». Духи не телесны, потому места собою не наполняют и не занимают, подобно телам. Этим объясняется физическая возможность пребывания многих духов в одном человеке. Возможность нравственная со стороны духов понятна из их безнравственности или отсутствия всяких нравственных начал, а со стороны человека — из многостороннего соприкосновения душевным строем своим к мрачной области нечистых сил. Но этим объясняется только возможность; действительность же вселения бесов подлежит условиям, которых определить не имеем возможности. Можем только сказать, что вселение духов не всегда бывает видимым, не всегда обнаруживается известными действиями бесноватых. Есть вселение духов необнаруживаемое, скрытное; есть также власть духов над умами, помимо тела, когда они водят их, как хотят, через страсти, в них действующие; люди же думают, что они все сами действуют, будучи посмешищем нечистых сил. Как же быть? Будь настоящим христианином, и никакая вражеская сила не одолеет тебя.

Святой Алексий Мечёв о Таинстве покаяния

Святой Алексий считал, что исповедь должна быть частной и лучше устной: «Прочёл все грехи по записке и конец — ничего и не получилось. Надо так себя подготовить, чтобы всё внутри перегорело: вспомнить грех, подойти к нему со всех сторон, привести на память все подробности его, чтобы грех опротивел, и тогда, подходя к исповеди, будете каяться Самому Богу, и будет всё равно — есть ли кто-нибудь подле тебя или нет. Глубоко надо почувствовать, что “грешен я, виноват”. Исповедь помогает сильнее осознать свою вину и возненавидеть грех. После такой исповеди мы уже не скоро вернёмся к этому греху, а может быть, и совсем его оставим». О записке с грехами: «Если что болит, того не забудешь. Где мне больно, тут я и покажу». Также подвижник был противником общей исповеди: «Многие думают, что они исповедались, а в действительности — нет», — указывал он. Ссылки на практику святого Иоанна Кронштадтского старец считал необоснованными: «То был отец великой духовной силы, и мы с ним себя сравнивать не можем».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Многие люди считают, что самая великая сила человека — это сила разума. Некоторые считают, что это физическая сила. Третьи делают акцент на силе воли. Но ни одна из человеческих сил не способна вырваться за пределы пространства и времени и соединиться с Богом, Который вне времени и пространства, вне земной реальности. Мы знаем: чтобы ракета разогналась и вышла за пределы земного притяжения, нужно развить так называемую космическую скорость. Иначе от этого притяжения не оторваться никакими силами. Можно создавать прекрасные чертежи и модели, но пока не заработает этот мощный двигатель, ракета земное притяжение не преодолеет. Вот то же самое — и человек в его стремлении быть ближе к Богу. Никакие силы не соединят человека с Богом и к Нему не приблизят — только сила веры. А мы знаем, что именно близость к Богу помогает человеку преодолевать трудности и невзгоды, вставать, если упал, получать исцеление, когда сильно, иногда даже безысходно, заболел. Господь творит с нами чудеса, и это знает каждый верующий. Бог воздействует на нас Своей энергией, Своей благодатью в ответ на нашу веру. 

Молитвословия

Тропарь священномученика Кирилла, епископа Гортинского

глас 3

Гласом божественным от темницы изведен,/ в Риме братию в божественней вере утвердил еси,/ и, от Ангела глаголы приим о святительстей пастве,/ во страдании своем паки гласу с Небесе сподобися,/ богоповеленный святителю и страдальче Кирилле,/ моли за души наша.

Кондак священномученика Кирилла, епископа Гортинского

глас 3

Видев себе ради темничныя двери отверсты в полунощи/ и идолы сокрушены,/ и Гортинскую паству святительскую,/ от Бога повеленную, добре упас,/ и по Христе надеждно пострадав,/ священномучениче Кирилле,/ молися за чтущия тя.

Тропарь Архангела Михаила

глас 4

Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.

Кондак Архангела Михаила

глас 2

Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.

Теги:
Архистратиг Михаил
православный календарь

Все публикации