Церковный календарь

17 сентября. Память пророка Боговидца Моисея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 сентября. Память пророка Боговидца Моисея

14-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 4 сентября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Пророка Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1911). Второе обретение (1964) и перенесение (1989) мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского. Собор Воронежских святых. Преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского (1867).

Мученицы Ермионии, дщери апостола Филиппа диакона (ок. 117). Мученика Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Мучеников Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Священномученика Петра, митрополита Дабро-Боснийского (1941) (Серб.).

Священномучеников Григория, епископа Шлиссельбургского, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Александра Никольского, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова пресвитеров, преподобномученика Стефана Кускова, мучеников Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина (1937); мученицы Елены Черновой (1943).

Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680).

Пророк Боговидец Моисей

Воспитанный дочерью фараона, Моисей покинул Египет и ушел в землю Мадиамскую, где, очищая сердце и дух молитвой, готовился спасти свой народ от ига фараона. Десять казней, поразивших Египет, вынудили фараона отпустить евреев. Моисей повел народ в пустыню, чтобы приготовить к благам Земли Обетованной. Господь не оставлял их Своей милостью и долготерпением. На горе Синай Моисей получил от Бога заповеди Священного Закона, предписания о сооружении Скинии и о богослужениях. Несмотря на знамения и чудеса, еврейский народ грешил, чем прогневал Господа. Тогда Бог сказал Моисею, что ни он, ни люди, выведенные из Египта, не войдут в Землю Обетованную. Когда Моисею было 120 лет, Господь показал ему Палестину с горы Нево, где Моисей умер и был похоронен. Для того чтобы евреи не начали чрезмерно почитать Моисея и не обожествили пророка, через которого Бог устроил спасение народа от рабства, точное местонахождение гробницы Моисея было скрыто: «никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6).

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский

Святитель Иоасаф был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры в 1745 году и ревностно выполнял данное ему послушание, требовавшее много сил для восстановления монастыря после пожара. После назначения его епископом Белгородским, святитель Иоасаф строго следил за состоянием храмов, за благочестием и правильностью совершения Богослужения и за нравственностью паствы. Большое внимание святой уделял образованию духовенства, правильному соблюдению устава и церковных традиций. Еще при жизни святитель был наделен даром прозорливости — своему келейнику Василию он предсказал, что тот станет диаконом, сана же священника не достигнет никогда, что впоследствии и исполнилось.

Священное Писание

2 Кор., 196 зач., XII, 20 — XIII, 2

20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, 21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.

Глава 13.

1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.

2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.

Мк., 17 зач., IV, 24-34

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; 32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.

34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Ветхозаветная история свидетельствует, что Бог являлся избранному народу в громе и молнии, Неопалимой Купине, но Бога не видел никто никогда, говорит апостол Иоанн (Ин. 1, 18). У людей не было видимого образа Бога; более того, всякие попытки изобразить Его сурово пресекались, потому что их источником было не Божественное откровение, а человеческая фантазия. С фантастическими изображениями божества, которые именовались идолами, боролись те, кто верил в единого истинного Бога. Богу было угодно, чтобы Его лик стал видим людям. Мы и представить не можем, какое это имеет значение для укрепления религиозного чувства. Нужно обладать действительно огромной внутренней силой, чтобы, обращаясь в никуда, обращаться к Богу.

Старец Симеон Афонский о постижении Бога

Если мы ошибаемся относительно Бога, то мы ошибаемся во всем. Если же наше сердце постигает Бога, то нам уже нет нужды постигать все остальное. Правильнее говорить, что мы существуем в Боге, а не Бог в нас, но нам легче постичь Его, когда мы углубляемся в сокровенные глубины своего сердца. Бог пребывает в нем неподвижно, но когда ум омрачается страстями и помыслами, нам представляется, что Бог уходит от нас. Если ум отвлекается от созерцания Бога, может показаться, что ум также далеко уходит от Него, но на самом деле никто и никогда не может отдалиться от Бога. Бог никуда не движется, но в Нем есть движение. Оно проявляется как энергии, которые нами воспринимаются в виде звука и цвета. Когда мы обращаем к звукам наш ум, он начинает выделять в звуках слова, и в ответ на них в нас рождается радость или страдание. Лишь тот, кто стяжал благодать Святого Духа, постигает в звуках небесную гармонию, а обретший в благодати духовное зрение видит во множестве образов совершенную красоту Божественного творения.

Пророк Моисей и прообразы новозаветных событий

Хотя в истории Ветхого Завета роль пророка, боговидца и законодателя Моисея огромна, в богослужебном календаре день его памяти малозаметен — служба ему даже не имеет праздничного знака. Но это не умаляет значение Моисея в христианском богослужении, так как сюжеты из его жизни, его слова и пророчества, описанные в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие, присутствуют во всех богослужебных книгах и часто составляют важные элементы службы. Так, фрагменты из указанных библейских книг, особенно из Исхода, читаются в качестве паремий на вечерне практически всех двунадесятых праздников (кроме Входа в Иерусалим и Вознесения) и всю Страстную Седмицу. Другой пример — две первые библейские песни канона на утрени, которые также представляют собой слова пророка Моисея (Исх. 15:1–19 и Втор. 32:1–43). Ещё более показательны частые упоминания в богослужебных текстах событий из жизни пророка Моисея в качестве прообразов новозаветных событий. Так, Купина Неопалимая, в огне которой Моисею явился Бог, в Богородичных тропарях толкуется как прообраз Божией Матери. Переход евреев через Красное море понимается и как прообраз Приснодевства Марии, и как прообраз Крещения, при этом движением жезла Моисея при разделении моря прообразуется Крест Господень. Манна, ниспосланная Богом евреям в пустыне (Исх. гл. 16), воспоминается в качестве прообраза Христа (и Евхаристии). Христос также прообразуется камнем, из которого, после удара жезлом Моисея, потекла вода (Исх. 17:6). И сам молящийся Моисей, крестообразно воздев руки во время битвы с амаликитянами (Исх. 17:11–13), прообразовал Христа распятого: как поётся в 1-й песне канона праздника Воздвижения Креста Господня, «образ древле Моисей пречистыя Страсти в себе самом прообрази». Есть и множество других прообразов, связанных с жизнью пророка Моисея.

Молитвословия

Тропарь священномученика Вавилы

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Вавило,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Вавилы

глас 8

Яко благочестия проповедника и страдальцев утверждение,/ Церковь славит тя, Вавило славне, освещаема днесь;/ но, яко имея дерзновение ко Господу,/ в мире совершеннем величающия и восхваляющия тя сохранити// Христу молися, о многострадальне.

Тропарь святителя Иоасафа Белгородского

глас 3

Святителю, Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души наша.

Кондак святителя Иоасафа

глас 8

Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Тропарь святителя Митрофана, епископа Воронежского

глас 4

Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога / стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак святителя Митрофана, епископа Воронежского

глас 8

Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Тропарь пророка Моисея

глас 2

Пророка Твоего Моисея память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.

Кондак пророка Моисея

глас 2

Лик пророческий с Моисеем и Аароном/ веселием днесь веселится,/ яко конец пророчествия их на нас исполнися:/ днесь сияет Крест, имже нас спасл еси;// тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина

глас 4

Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина

глас 8

Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное,/ образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею,/ в нейже Твоего безсеменнаго Рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и Рождшемуся от Тебе Спасу нашему,/ со страхом вопием: радуйся, Владычице, Покрове, и Прибежище, и Спасение душ наших.

Теги:
Пророк Моисей
святитель Иоасаф Белгородский
православный календарь

Все публикации