Седмица 15-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Преподобного Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блаженного Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).
Святой Фивы диакониссы (I). Мученицы Василиссы Никомидийской (309). Священномученика Аристиона, епископа Александрийского. Святителя Иоанникия II, патриарха Сербского (1354).
Священномучеников Пимена, епископа Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского пресвитеров, преподобномученика Мелетия Голоколосова (1918); священномучеников Василия Красивского, Парфения Красивского пресвитеров (1919); священномучеников Андрея Дальникова, Феофана Соколова пресвитеров (1920); священномучеников Владимира Садовского, Михаила Сушкова пресвитеров (1921); священномученика Николая Сущевского пресвитера (1923); священномученика Евфимия Круговых пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924); священномученика Романа Марченко пресвитера (1929); священномучеников Алексия Зиновьева, Илии Бажанова пресвитеров (1937).
Писидийской иконы Божией Матери (VI).
Священномученик Анфим, епископ Никомидийский
Когда началось Диоклетианово гонение, епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Святой Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима. Воины, которых Максимиан послал на поиски епископа Анфима, случайно встретили его на дороге. Святой Анфим пригласил воинов в дом, накормил обедом, а затем назвал себя. Воины, уверовав во Христа, хотели отпустить святого и сказать императору, что не нашли его. Однако святой Анфим, не терпевший лжи, повелел им исполнить приказание правителя. По приказанию императора Максимиана святой Анфим был подвергнут мучениям и усечён мечом.
Святая Фива диаконисса
Кроме двенадцати и семидесяти апостолов было ещё много святых, подвизавшихся на ниве евангельской. Так, апостол Павел писал, что Иисус Христос по Воскресении Своём явился Кифе, потом двенадцати, потом же явился более чем пятистам братий в одно время (1 Кор. 15:5—6). В другом послании он упоминает, что у него много сотрудников, подвизавшихся вместе с ним в благовествовании Христовом, чьи имена написаны в книге жизни (Флп. 4:3). Однако лишь о некоторых в предании церковном остались сведения. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам достаточно подробно говорит о святой Фиве, жившей близ Коринфа в пристани Кенхрейской (Рим. 16:1—2). Из слов апостола известно, что она была диаконисой Церкви Кенхрейской и помощницей многим, в том числе самому апостолу Павлу. И поэтому апостол посылает её в Рим ради благовестия Христова. Святитель Иоанн Златоуст по поводу этого места послания говорит: «Почему не блаженна прославляемая таким свидетельством Павла, которая могла помочь тому, кто исправлял вселенную».
Святитель Иоанникий II, патриарх Сербский
Вместе со своим учителем Саввой II, архиепископом Сербским, Иоанникий посетил Иерусалим, где был рукоположен во диакона и во пресвитера. Затем они поселились на Святой Горе и долгое время подвизались в пустынничестве и постничестве, претерпевая скорби от пиратов, нападавших тогда на афонские монастыри. Следуя за Саввой, Иоанникий ненадолго уехал в Сербию, но вскоре вновь удалился на Афон. Он поселился в Хиландарской обители, где был назначен экономом, а затем и игуменом. Через некоторое время он вернулся в Сербию и по воле короля Уроша был избран архиепископом. Когда Урош вынужденно покинул престол, Иоанникий в знак преданности королю последовал за ним в область Хум, где скончался и был погребен. Через три года вдова короля перезахоронила его останки в монастыре Сопочани рядом с могилой короля.
Блаженный Иоанн Власатый
Блаженный Иоанн Власатый нес подвиг юродства Христа ради в Ростове во времена царствования Иоанна Грозного. Он имел «власы на главе велики», почему и назывался Власатым. Блаженный был одет по-монашески, всегда носил с собой и читал Псалтирь на латинском языке. Не имея постоянного пристанища, терпел многие скорби и нужды. Блаженный Иоанн духовно окормлял многих людей, в том числе преподобного Иринарха, затворника Ростовского. После кончины он был погребен возле церкви Святого Власия. Многие получили исцеление, молясь у его гроба, и потому его еще прозвали Милостивым. Святые мощи блаженного Иоанна Власатого почивают под спудом в церкви Толгской иконы Божией Матери, а на гробнице лежат его кипарисный крест и пергаментная Псалтирь.
Евангелие дня
Как, когда и кому мы можем говорить о Боге? Как начать беседу о вере? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 3 главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 3.
6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.
7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи,
8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.
9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.
10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.
11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.
Только что прозвучавший отрывок в общих чертах описывает главные стороны земного служения Христа. Здесь есть всё: чудеса, почитание Господа простыми людьми, сопротивление Евангельской проповеди со стороны религиозных лидеров иудеев, бессилие нечистых духов перед той силой, которая исходила от Спасителя. Наконец, евангелист описывает, как вёл Себя Христос в этих ситуациях. К людям Он был милостив, никогда не отказывал им в их просьбах. От конфликтов с иудеями, которые могли привести к физической расправе, Он до времени уклонялся, так как чётко видел, что Его час ещё не пришёл. Людям, одержимыми нечистыми духами, которые свидетельствовали о Его божественном происхождении, Он запрещал говорить. Это последняя особенность проповеди Христа больше всего обращает на себя внимание. Выглядит это довольно странно. Ведь именно свидетельство духовного мира — это самое сильное подтверждение и доказательство того, кем на самом деле являлся Иисус. Почему же Он отказывается от этой хоть и косвенной, но всё же поддержки? Почему не использует её в Своих целях? Тут есть несколько причин.
Первая заключается в том, что выражение «сын Божий» в древнем мире не было чем-то необычным. Библия в некоторых местах так именовала или ангелов или праведников. Но вместе с тем среди язычников «сыновьями божьими» нередко называли или особо знатных людей, например, фараонов, императоров и членов их семей, или тех людей, которые обладали сверхъестественными дарованиями, например, исключительной силой или магическими способностями. Жители Галилеи, в которой проходило служение Христа, общались с язычниками очень близко, находились нередко под влиянием их воззрений. А потому и выражение «Сын Божий» могли понимать через призму языческих предрассудков.
Ещё один важный момент. Выражение «Сын Божий» могло ассоциироваться в сознании иудеев с образом Мессии, представления о котором у них были искажённые. Для них Мессия — это победоносный Царь, который одолеет захватчиков-римлян и приведёт Израиль к власти над миром. Поэтому, если бы разнеслись слухи, что пришёл Мессия-Сын Божий, наверняка бы начались мятежи и восстания, что нередко случалось в иудейской истории. То есть выражение «Сын Божий» народ мыслил в категориях иудейского национализма. Однако представления Христа о том, каким должен быть Мессия и что Он должен сделать, радикально отличались от общенародных. Для Спасителя это был путь жертвенного служения и любви вплоть до смерти на кресте. Поэтому перед тем, как во всеуслышание говорить о Своем Богосыновстве, Господь должен был явить истинное значение этого выражения. В противном случае это могло привести к бессмысленному кровопролитию.
Итак, в свидетельстве бесов не было никакой пользы для проповеди Евангелия. Скорее это было антипроповедью. Нечистые духи играли на духовном невежестве людей. Используя сакральное выражение, которое встречается в Библии, они побуждали народ неверно мыслить о том, кто есть Христос. Точно так некогда сатана искушает Самого Господа в пустыне. Он пытается соблазнить Его цитатами из Священного Писания.
Для нас это повод задуматься. Для того, чтобы свидетельствовать о Боге, необходимо прежде всего понимать, с кем, когда и где мы говорим. Готов ли в данной ситуации человек принять наше свидетельство? Или я ещё больше введу его в заблуждение? Как же поймать подходящий момент? Евангелие даёт чёткий ответ: вера в Бога, а также навык каждодневного исполнения Христовых заповедей наполняют сердце человека Духом Святым. Чем больше Он нас наполняет, тем сильнее мы интуитивно ощущаем, когда сказать, когда промолчать. В конечном счёте, свидетельством должна стать вся наша жизнь. Чтобы люди смотрели на нас и спрашивали: откуда это в тебе? Я тоже так хочу. Расскажи, как тебе удалось приобрести такой мир, такой покой, такую милость и снисхождение к окружающим. Вот здесь и начинается настоящая проповедь, когда мои слова перестают быть идеологическими речовками и лозунгами, но подкрепляются безмолвными деяниями, в которых проявляет Себя Господь.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Часто мы слышим от того или иного священника грозное обличение наших грехов, сталкиваемся с совершенно непримиримым, жестким учительством!.. Иногда такое учительство даже порабощает человеческую волю. Где же здесь кротость? Да нет в таком учительстве кротости! А значит, не будет и исправления грехов. Исправить человеческие грехи можно только тем духом, в котором дышит любовь к грешнику. Почему так? Да потому, что кроткий человек, поучая другого, в первую очередь помнит о своих грехах. А если, помня о своих грехах, ты слышишь о чужом грехе, как же ты можешь безоглядно обличать этого несчастного? Подлинное пастырство, учительство и исправление грехов возможны только тогда, когда священнослужитель, пропуская через собственное сердце воздыхание кающегося грешника, отвечает ему, памятуя о своих грехах, — такое слово никогда не будет словом властным, подавляющим чужую волю, оно будет всегда исполнено смирения и любви.
Институт диаконис в древней Церкви
В ранней Церкви (I—II века) не существовало чина диаконис; он появляется лишь в III веке. Судя по письменным памятникам III—IV веков, диаконисы рассматривались как помощницы диаконов по церковному служению. Это служение ввели, чтобы в Церкви были посредницы между мужским клиром и женской частью общины. Диаконисы помогали при Крещении женщин: после помазания священником елеем лба крещаемой остальные части тела помазывала диакониса; она же становилась восприемницей крещаемой. Диаконисы ухаживали за больными христианками; являлись руководительницами вдов и дев. В эпоху императора Юстиниана определённое количество диаконис полагалось при каждом храме. Посвящение они получали через возложение рук, тем самым включаясь в число низших клириков — церковнослужителей, не совершавших Таинств.
Вопрос о восстановлении института диаконис в XX веке
Вопрос о восстановлении древнего чина диаконис остро встал незадолго до революции 1917 года в связи с образованием Марфо-Мариинской обители. Преподобномученица Елисавета Феодоровна пожелала присвоить сёстрам обители звание диаконис, не восстанавливая, однако, существовавшего в древности чина. Святая Елисавета вкладывала в название «диакониса» новое содержание, по её мнению, вполне по смыслу соответствовавшее служению древних диаконис, но в адаптированной для современных ей условий форме. Вопрос обсуждался на заседании Святейшего Синода 9 декабря 1911 года. К единому мнению члены Синода не пришли: большинство поддержало инициативу Елисаветы Феодоровны, но митрополит Петербургский Антоний настоял на том, что «пока не восстановлен чин диаконис в древнем его значении, сёстрам Марфо-Мариинской обители не может быть усвоено наименование диаконис». Вопрос отложили до созыва Поместного Собора, который также не принял по нему никакого решения.
Седьмая заповедь Ветхого Завета: Не прелюбодействуй
Заповедь запрещает все виды грехов пола: блуд — половую связь вне брака, прелюбодеяние — нарушение супружеской верности и половые извращения. Прелюбодеяние — это предательство единства и доверия между супругами. Не случайно пророки, говоря о вере человека, отступление от Бога называли прелюбодеянием или блудом. Прелюбодеяние является более тяжким грехом, чем блуд, т.к. его последствия разрушают семью. Что касается понятия гражданский брак, то это брак, зарегистрированный по законам государства, а иначе — это блудное сожительство (отсюда слово ублюдок).
Этой заповедью запрещаются и блудные желания, мысли (Мф.5:27-28). Обычно этот грех начинается не с факта телесной близости, а гораздо раньше, когда человек даёт себе разрешение на определённые мысли и взгляды. Прелюбодеяние, по заповеди Христа, является единственной законной причиной для развода (Мф.5:32).
Рассматриваемая заповедь — это не запрет на любовь, это запрет на любовь уворованную. Злоупотребление — не повод против использования. Супружеская любовь богоугодна. Заповедь плодитесь и размножайтесь была дана ещё в Раю, до грехопадения. В браке плотские отношения являются дополнением уже имеющихся душевных и духовных связей. Поэтому они — «на своём месте»; вне брака они попирают гармонию отношений мужчины и женщины.
Брак отличает нас от животных. Внебрачная связь ставит нас ниже животных, потому, что для нас это грех, а для них — не грех (они не имеют свободы и нравственного чувства, а руководствуются в своих действиях инстинктами). О тяжести этого греха свидетельствует Священное Писание: (Лев.20:10; Деян.15:13; 1Кор.6:9; Евр.13:4; Откр.21:8).
Оправдывать себя тем, что «все так живут» — самообман. Мы знаем, что живём в отпадшем от Бога мире, который стремится сделать грех нормой. Но норма является понятием качественным, а не количественным. По статистике, частота разводов среди тех, кто сожительствовал до свадьбы выше чем у тех, кто сразу пошел под венец. Поэтому аргументы насчёт совместимости и пробы друг друга — нерабочие.
Средства борьбы с этим грехом в христианской аскетике именуются: хранение чувств (зрения, слуха, осязания) и хранение ума. Мы храним желудок от вредных продуктов, не менее важно хранить нашу душу от вредных образов и мыслей.
Существует ли карма?
Нет; карма — представление, первоначально возникшее и впоследствии развитое в буддизме и индуизме, а затем проникшее в западный мир через книги Е. П. Блаватской, — это безличный закон нравственного воздаяния, неотвратимый, как закон всемирного тяготения. Как описывает его сама Блаватская, «[Учение о карме] заставляет человека оставить всякий расчет на «прощение», «искупление», «высшее милосердие» и все подобные усыпительные средства, которые успокаивают грешника».
Евангелие, напротив, есть Благая Весть о спасении человека, чем подразумевается возможность прощения грешников, отпущения им их грехов. Это противопоставление коренится в противоположных взглядах о природе реальности. Карма, как безличный закон, прощать никого не может — чтобы прощать, надо быть личностью и принять решение простить; карму бессмысленно умолять о прощении. Бог Библии — личностен. Он Судия, Который принимает личное решение о нашей участи, и Он предлагает нам прощение в Иисусе Христе.
Разбойник, распятый по правую руку от Иисуса, прожил дурную и преступную жизнь — но как только он обратился к Господу с покаянием и верой, он был прощён и допущен в рай. В рамках представлений о карме, где последствия дурных поступков человека нельзя отменить, это было бы невозможным.
Молитвословия
Тропарь священномученика Анфима
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Анфиме,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Анфима
глас 4
Во священницех благочестно пожив/ и мучения путь скончав,/ идольская угасил еси служения,/ поборник быв твоему стаду, богомудре./ Темже тя и почитает ныне, тайно вопиюще:/ от бед избави нас// твоими молитвами, приснопамятне Анфиме.
Тропарь блаженного Иоанна Власатого
глас 8
Явился еси во граде яко в пустыни,/ в смиренномудрии, чистоте и в трудех, и подвизех, и в терпении мнозе, преблаженне отче Иоанне./ Взем бо Крест Христов последова Ему/ и бе в молитвах и псалмопении день и нощь,/ иноязычнаго речения о спасении всего мира христианскаго рода/ и преселился еси к Невечернему Свету./ Ныне же ко гробу Твоему вернии приходящий,/ моляся Господеви, Богородице и Предтечи, приемлют исцеления молитвами твоими./ Но присно за ны молися, блаженне отче Иоанне, спастися душам нашим.
Кондак блаженного Иоанна Власатого
глас 8
Христовою любовию уязвися, отче Иоанне блаженне,/ вышния красоты желая,/ земная же вся презре и ни во чтоже вмени./ И на земли ангельское житие препроводи,/ в вечный покой достиже,/ идеже глас празднущих,/ с нимиже молися за ны./ И душам нашим прощение,/ и телесем исцеление даруй.
Тропарь преподобного Феоктиста
глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Феоктисте, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Феоктиста
глас 4
В постницех присовокупився великому Евфимию,/ в подвизех яко Ангел на земли явися,/ очищая, преподобне, сердца верных/ Божественными знаменьми повсегда,// сего ради любовию, Феоктисте, тя почитаем.