Церковный календарь

12 сентября. Память перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 сентября. Память перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского

14-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 30 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителей Александра (340), Иоанна (595) и Павла Нового (784), патриархов Константинопольских. Преподобного Александра Свирского (1533). Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского (1652). Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского (1724).

Преподобного Христофора Римлянина (VI). Преподобного Фантина чудотворца, в Солуни (IX–X). Святителей Сербских: Саввы I (1237), Арсения I (1266), Саввы II (1271), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила (1338), архиепископов; Иоанникия II (1354), Ефрема II (после 1395), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (1659), патриархов, и Григория епископа. Святителя Варлаама, митрополита Молдавского (1657) (Румын.).

Священномученика Петра Решетникова пресвитера (1918); преподобномученика Аполлинария Мосалитинова (1918); священномученика Павла Малиновского пресвитера, преподобномученицы Елисаветы Ярыгиной и мученика Феодора Иванова (1937); преподобномученика Игнатия Лебедева (1938); святого Петра Чельцова исповедника, пресвитера (1972).

Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского

Этот день 1724 года светлой страницей вошел в историю России. Три года как закончилась Северная война. В ознаменование этого события было принято решение перенести мощи покровителя русского воинства — благоверного князя Александра Невского, с города Владимир в новую русскую столицу — Санкт-Петербург. В 1723-м году святыню доставили в Шлиссельбург, где она находилась в течение года. А в следующем, 1724 году, мощи святого князя были торжественно установлены в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Не угасает с годами слава великого русского князя. В его честь построено немало храмов не только на территории Руси, которую любил и защищал святой Александр Невский, но и далеко за ее пределами.

Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского

Святой князь Даниил Московский тяжело заболел и незадолго до смерти принял великую схиму. Он мирно почил о Господе в 1303 г. и заповедал похоронить себя на общем кладбище в основанном им Даниловом монастыре. Во времена царя Иоанна Грозного при его гробе исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возродил закрытый Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды. Через 300 лет мощи благоверного князя были обретены нетленными.

Преподобного Александра Свирского

Святой Александр Свирский родился в Новгородской земле. Будучи еще отроком, вкушал лишь раз в день немного хлеба, а ночью молился, почти не смыкая глаз. В 26 лет принял постриг на острове Валаам, что на Ладожском озере, а затем ушел на берег Рощинского озера, где у реки Свирь построил себе хижину и стал подвизаться пустынножителем. Вскоре к святому начали приходить люди, желающие подражать его житию; постепенно число братии росло. Однажды во время молитвы Александру было явление Святой Троицы, после чего он построил храм, основал монастырь и принял священнический сан. Управляя обителью, святой служил для всех примером добродетели: носил подрясник из грубой ткани, помогал на послушаниях, не гнушаясь тяжелой работой. Перед кончиной Александр завещал братии хранить между собой любовь и быть снисходительными друг к другу.

Священное Писание

1 Кор., 130 зач., IV, 1-5

1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.

2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.

3 Для меня очень мало значит, ка́к судите обо мне вы или ка́к судят другие люди; я и сам не сужу о себе.

4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

5 Посему не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.

Мф., 93 зач., XXIII, 1-12

1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;  3итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.

11 Больший из вас да будет вам слуга: 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 4, 1-5; Мф. 23, 1-12

«Больший из вас да будет вам слуга». Большество измеряется, по слову Господа, не родом, не властью, не мерою способностей и способов, а умением устраивать благо для других. Кто неутомимее и шире действует в этом роде, тот и больший. Как в семье набольший, становясь набольшим, берет к сердцу заботу о всем семействе и в том честь и преимущество свое поставляет, чтоб всех упокоить, сделать так, чтоб всем было хорошо: так и в обществе христианском, хотящий быть набольшим должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том круге, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он себе избрал. Лучше же: брось всякую мысль о большестве, а прими сердечную заботу о том, чтобы сколько можно более послужить во благо окружающих тебя, и будешь больший перед очами Божиими, а может быть, и в сознании людей. Когда бы все набольшие сделали этот закон Христов законом своей совести, какое пошло бы тотчас благоденствие и довольство среди нас! Но то горе, что большество скоро у нас обращается на служение себе и своим интересам и сопровождается всегда почти требованием услуг себе, вместо служения другим; совесть же успокаивается исправностью ведения официальных дел. Оттого много набольших, а благо не спеется среди нас, и все добрые учреждения не приносят того добра, какое от них ожидается.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что же совершил святой Даниил, что мы прославляем его как преподобного и благоверного князя? А совершил он очень многое: он осуществил духовный идеал христианства в той области и в таких условиях, в каких этот идеал осуществить почти невозможно. Действительно, в его время на просторах Руси, оккупированной Ордой, вспыхивают постоянно междоусобные брани. Русские князья, сознавая, что у них нет сил освободиться от татаро-монгольского нашествия, начинают друг за счет друга завоевывать пространства жизненные и обогащать свою казну. И кровные братья — почти все находились в родстве — вступают в кромешную тьму кровавых междоусобных браней. Чаще всего эти князья, опираясь на силу хана, боролись со своими братьями, преумножая свою местную власть и богатство. Святой Даниил отказался от такого образа жизни и от таких действий. Он никогда первым ни на кого не нападал, и даже когда на него нападали, делал все для того, чтобы примириться. С точки зрения тогдашних средневековых нравов он совершал невероятные шаги самоуничижения. Но именно эти шаги и привели к тому, что, будучи князем, он стал святым.

О сугубой ектении

Сугубая ектения придаёт богослужению особую торжественность, поэтому она отсутствует в чине великопостной вечерни. В составе великой вечерни сугубая ектения занимает центральное место и полагается после входа, а в чине вседневной вечерни замыкает её. В одном из прошений сугубой ектении упоминается о «труждаю щихся», под которыми в древности подразумевались служители церковных кладбищ. «Первый чин между клириками есть чин погребателей, которые, по примеру святого Товии, обязаны погребать мёртвых. Посему и об них, как о людях, отделённых от сословий мирян и возведённых на степень церковную и на служение храму Божию, положено особое прошение к сей ектении, и не только на вечерне и утрене, но Василий Великий и Златоуст определили даже и на литургии, поставив притом их выше певцов», — писал блаженный Иероним.

Пятая заповедь Ветхого Завета: Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен

В этой заповеди пересекаются две составляющие христианской нравственности — вертикальная (отношения с Богом) и горизонтальная (отношения между людьми). Богопочитание начинается с почитания родителей, которых можно назвать сотворцами Богу. По словам апостола: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1Тим.5:8). Народ Израиля, который получил эту заповедь, представлял собой, прежде всего религиозное сообщество. А отец и мать в этом сообществе были для человека самыми первыми учителями Божественного Закона (особенно отец). Они первыми рассказывали ему о Боге, о том, как праведно жить перед Ним на земле, учили различать добро и зло. Тот, кто не почитал родителей-учителей, не почитал и сам Закон. Отвергающие же Закон — отвергали и Бога. Такова внутренняя логика этой заповеди, в которой безусловно предполагалось, что отец и мать будут словом, делом и собственным примером наставлять своих детей в праведной жизни.

Почему в этой заповеди говорится о почитании, а не о любви? Любовь — высшая добродетель, поэтому Бог призывает нас хотя бы почитать родителей. В идеале, конечно, любить их. Как любить родственников, которые вызывают неприязнь? Любовь — это не просто чувство, а дела, поэтому следует творить дела любви и к тем, к кому нет расположения.

Как почитать тех родственников, которые разрушают семью? По словам прот. Димитрия Смирнова, «Почитать их лучше всего на расстоянии. Есть же другая заповедь. «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей» (Мф.19:5). Ну и, собственно, наоборот:  жена — к мужу. Это о чем говорит? Отъехала километров за 50 — и почитай. Иначе всё рухнет. Почему эту заповедь видим, а ту нет?».

В какой мере  проявлять послушание родителям? Не в безусловной. В той, что не противоречит воле Божьей в самом широком смысле: отношениях с Богом, миру в семье, не потакании их страстям (гневу, манипулированию, греховным зависимостям).

Многие считают, что чтить родителей — это значит материально заботиться о них. Однако не менее важно быть терпеливыми по отношению к ним, молиться об их здравии и спасении, а когда они преставятся — молиться об упокоении их душ.

Молитвословия

Тропарь благоверного князя Александра Невского

глас 4

Познай свою братию, российский Иосифе,/ не в Египте, но на Небеси царствующий,/ благоверный княже Александре,/ и приими моления их,/ умножая жита людем плодоносием земли твоея,/ грады владычествия твоего ограждая молением// и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Кондак благоверного князя Александра Невского

глас 4

Якоже сродницы твои Борис и Глеб/ явишася тебе с Небесе в помощь,/ подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его,/ тако и ты ныне,/ блаженне Александре,/ прииди в помощь твоим сродником// и побори борющия ны.

Молитва святому благоверному Александру Невскому

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утвер­ди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низло­жи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетлен­ным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святы­ми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Александра Свирского

глас 4

От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився,/ единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити,/ темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася,/ како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре,/ победил еси полки страстей воздержанием/ и явился еси равноангелен на земли,/ Александре преподобне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Александра Свирского

глас 8

Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче,/ вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси/ и, Того святое иго на рамо твое взем — честный крест,/ умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния,/ темже вопием ти:/ спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Молитва преподобному Александру Свирскому

О священная главо, Ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, являяй многия милости живущим во святей обители твоей и всем с верою и любовию притекающим к тебе! Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй и предстательством твоим, угодниче Божий, на враги видимыя и невидимыя, да в мире глубоце пребудет Святая Православная Церковь Христова и благостроение зиждется, во всяком благочестии нерушимо. Буди всем нам, чудо­творче святый, помощник скорый во всякой скорби и обстоянии. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствех воздушных власти злобнаго миро­держца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренныя моления наша и предстательству за нас пред Престолом Живоначальныя Троицы, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми мы, недостойнии, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверного князя Даниила Московского

глас 4

Явися, яко звезда пресветлая,/ благоверный и преподобный княже Данииле,/ в богопорученнем твоем граде Москве в жизни временней/ и просветися воздержанием, и всенощным стоянием, и постом,/ и молитвою, и слезами ко Всемилостивому Спасу/ за град свой Москву и за вся страны Российския земли./ И по преставлении твоем честныя твоя мощи/ источают исцеления неоскудно приходящим с верою,/ темже вопием ти:/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Тропарь благоверного князя Даниила Московского

глас 3

Явился еси в стране нашей,/ яко звезда пресветлая,/ благоверный княже Данииле,/ лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою,/ людем православным поборник еси,/ пленным свободитель и нищим защитетель./ Моли Христа Бога/ державе Российстей даровати мир// и спасти души наша.

Кондак благоверного князя Даниила Московского

глас 8

Красоту мира сего, княжение и славу яко временная помышляя,/ и сего ради благочестно в мире пожил еси, блаженне княже Данииле,/ милостию, и молитвами, и иночеством Богу угодив,/ и по преставлении своем чудес дар приим от Христа Бога,/ и светильник явися пресветлый, просвещая своими чудесы,/ приходящим с верою подаеши скорое здравие и от бед избавляеши./ Темже Христова Церковь песньми славит тя, благочестивый княже Данииле,// царствующему твоему граду Москве великое утверждение.

Молитва благоверному князю Даниилу Московскому

Церкве Христовы похвале высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российский Божественное утверждение, преподобне княже Данииле. К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дйвнаго во святых Своих Христа Бога нашего во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Евстафия, архиепископа Сербского

глас 4

Избран от Бога, возлюблен от людей, / архиереов Божественная красото, / отче Евстафие, Ангелов сослужителю, / таин же Божественных проповедатель был еси,/ темже моли Христа Бога со всеми святыми / избавится от всяких зол / молитвами твоими, блаженне, / и спастися нам, / чтущим любовию святую память твою.

Кондак святителя Евстафия, архиепископа Сербского

глас 6. Подобен: Еже о нас:

Свыше благодать прием от Бога, / во святительское подобие облеклся еси/ и от уст твоих благочестно всех научил еси покланятися Троице Единосущней. / Темже память твою чтуще,/ прославляем Бога, прославльшаго тя.

Тропарь святителю Савве, первому архиепископу Сербскому

глас 3

Пути, вводящаго в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил есй/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Тропарь в честь перенесения мощей преподобного Саввы Сербского

глас 3

Пути, вводящего в жизнь,/ наставник, и первопрестольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил еси/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем раи насадил еси всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго

глас 1

Обители Хиландарския священных строителей / и Афона светильники, Сербии похвалу, / Симеона величайшаго, преподобных лепоту, / и род его чудный, святителя, — глаголю,— Савву,/ приидите согласно почтим, глаголя: / молите Христа Бога / о пастве вашей, блаженнии,/ и о еже Церкви свободней быти от обстояний.

Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго

глас 1

Иже теплыя заступники в скорбех и напастех имуще, / Симеона Богоноснаго и Савву первосвятителя,/ припадем к нима с верою,/ яко да молитвами их от напастей избавляеми,/ по долгу благоверно Спаса и Бога прославим, глаголюще: / слава Давшему вам крепость,/ слава Прославльшему вы чудесы,/ слава Избавлыпему нас от скорбей молитвами вашими.

Кондак святителю Савве

глас 8

Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника,/ Церковь прославляет тя людей твоих, преподобне,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти:/ радуйся, отче Савво Богомудре.

Кондак в честь перенесения мощей преподобного Саввы Сербского

глас 6

Заступниче скорбящим,/ в напастех помощниче,/ ко Владыце молебниче,/ не презри нас, смиренных, обремененных грехи,/ но предвари и исхити от мук вечных с верою молящихтися,/ ускори на заступление и потщися на помощь,/ заступи, святителю Христов Савво, поющия тя.

Теги:
Благоверный Александр Невский
благоверный князь Даниил Московский
преподобный Александр Свирский
православный календарь

Все публикации