9 сентября. Память преподобного Пимена Великого

4808
Фото

Седмица 12-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобного Пимена Великого (ок. 450).

Преподобных священномученика Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114). Святителя Осии исповедника, епископа Кордувийского (359). Святителя Ливерия исповедника, папы Римского (366). Преподобного Пимена Палестинского (ок. 602). Мученицы Анфисы. Преподобного Саввы.

Священномученика Михаила Воскресенского пресвитера и с ним 28-ми мучеников (1918); священномученика Стефана Немкова пресвитера и с ним 18-ти мучеников (1918); священномученика Павла Фокина пресвитера (1918); священномучеников Иоанна Лебедева, Иоанна Смирнова пресвитеров и преподобномученика Мефодия Иванова (1937); священномученика Александра Цицерова пресвитера (1939); священномученика Владимира Соколова пресвитера (1940); святого Димитрия Крючкова исповедника, пресвитера (1952).

Преподобный Пимен Великий

Юношей святой Пимен удалился в Скитскую пустыню в Египте и подвизался там в одной из обителей. Пимен был весьма суров в том, что касалось отношений с людьми, считая, что монах должен умереть для всех земных привязанностей. Он не допустил к себе в келлию родную мать и не пошел заступиться за племянника, которого правитель той области нарочно арестовал, надеясь, что таким образом ему удастся побеседовать со святым. С другой стороны, Пимен призывал к умеренности в аскетических подвигах и говорил: «Мы учились убивать не наши тела, но наши страсти». Для многих авва был духовным наставником и мудрым руководителем. Всем, ищущим путь ко спасению, он советовал поступать так, чтобы вся жизнь была служением Богу, а для этого соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям.

Святитель Осия, епископ Кордувийский

Святой Осия исповедник более 60 лет был епископом в городе Кордове (Испания) в IV веке. Он настоял, чтобы имп. Константин созвал I Вселенский Собор в Никее в 325 году и первый подписался под определениями этого Собора. В 347 году св. Осия председательствовал на Сардикийском Соборе. Защищал свт. Афанасия Александрийского от арианина имп. Констанция (337—361 гг.). За это его сослали в заточение в Сирмий. По возвращении в Кордову святитель Осия скончался в 359 году.

Евангелие дня

«Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу». Если писать историю болезни современного человека, то эти слова великого Данте вполне могут стать ёмким и афористичным описанием главного симптома заболевания. Нередко от внешне состоявшегося человека можно услышать: «Я потерял себя». Всё, что раньше имело хоть какое-то значение, стало бессмысленным. Тоска, уныние, разочарование. В чём же искать причины этого состояния? Свой ответ на этот вопрос нам предлагает отрывок из 1-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 1.

09И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

10И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

11И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

12Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

13И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

14После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия

15и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как Иисус начал Своё служение. В связи с этим евангелист Марк целых два раза упоминает о Святом Духе. Дух Божий сошёл на Спасителя во время крещения на Иордане. А затем Тот же Дух повёл Его в пустыню, где Господь постом и молитвой готовил Себя к выходу на общественное служение. Наконец, хотя напрямую евангелист и не говорит об этом сегодня, Тот же Дух сопровождает Христа во всё время Его проповеди. Он проявляет Себя во всех словах и делах Спасителя.

Таким образом, в сегодняшнем евангельском чтении подчёркивается очень важная идея. Всё, что Христос совершал, Он совершал не автономно. Не самовольно. Но, как бы мы сказали, в тесном союзе и сотрудничестве с Богом. А если выражаться догматически точно, Он действовал от лица всей Святой Троицы. Исполнял волю Небесного Отца при содействии и непосредственном участии Духа Святого. Поэтому и говорит Он Своим ученикам, которые просят Его показать им Бога-Отца: «Видевший Меня видел Отца». А потому и миссия, ради которой Христос стал человеком, увенчалась грандиозным успехом — победой над смертью и воскресением.

Все мы, люди, созданы по образу и подобию Божию. А это означает, что все мы связаны с Творцом незримой пуповиной. Эту глубинную часть нашего существа Священное Писание, а вслед за ней и христианская традиция называют сердце или дух. Увы, но в отличие от телесного и чувственного начала, эту грань человеческого «я» мы ощущаем очень смутно. Мы чувствуем её с детства. Она проявляет себя как ощущение собственной уникальности и исключительности. Как предчувствие, что мы призваны к чему-то высокому, важному и глобальному. Кто-то очень Значимый любит нас и держит за руку. Но проблема в том, что, чем старше мы становимся, тем крепче в нас убеждение, что в полноте раскрыть и реализовать этот внутренний потенциал можно лишь в том случае, если всё своё внимание и силы сосредоточить на удовлетворении физических и эмоциональных потребностей. В итоге осознанно или неосознанно главной целью своей повседневной активности взрослый человек делает деньги, собственность, престиж. Нередко нам кажется, что лишь получив всё это, мы сможем твёрдо стоять на ногах. Но беда в том, что в погоне за внешним мы перестаём чувствовать своё сердце. Чем быстрее бежим, тем менее ощущаем внутреннюю точку опоры.

Поэтому сегодняшнее чтение и напоминает, что, если мы хотим добиться подлинного успеха, который выходит за рамки наших весьма ограниченных представлений о счастье, все свои силы необходимо сосредоточить на том, чтобы разбудить дремлющий дух. Эта часть нашего существа должна быть так же активна, как наше тело, наш ум и наши чувства. А для этого необходимо лишь одно — всю свою жизнь посвятить исполнению воли Бога, которая предельно чётко и однозначно сформулирована в заповедях Его Евангелия.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Святитель Иоанн Златоуст о богослужебном пении

Для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает её от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать всё житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь. Духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским, а иногда и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказалось общество многих стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть сомнению фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали, пересмотр которых грозит огромными опасностями для человеческого общества, потому что в результате границы между добром и злом размываются, а понятие справедливости, по укорененности в нравственной природе человека являющееся универсальным, интерпретируется в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками.

Третья заповедь Ветхого Завета: Не поминай имени Господа Бога твоего всуе (напрасно)

Эта заповедь дана, чтобы мы благоговейно относились к Отцу Небесному. «Не поминай всуе», значит, не призывай Бога понапрасну, не профанируй имя Божье, не твори псевдомолитву. Ведь, поминая Бога, мы призываем Его, т. е. молимся. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают «Слушаю».

Грехами против 3-ей заповеди являются: Употребление имени Божьего «для красного словца», связки слов или божбы. Божба — легкомысленное употребление имени Бога в клятве. Библия даёт нам примеры неразумных клятв Иеффая (Суд.11:30), Ирода Антипы (Мк.6:17-28), апостола Петра (Ин.13:5-10). Если человек не чувствует, чем плохо употребление имени Божьего всуе, то можно объяснить это на примере того, что никто не хочет использовать, как слово-паразит, имя собственной матери.

Нарушением этой заповеди может считаться молитва о наказании кого-либо, угрозы именем Божьим (особенно детям, мы не должны ужасать детей Богом); кощунство — анекдоты, шутки обо всём, что свято для христиан; ропот на Бога за свою судьбу. Мы хотим, чтобы менялись обстоятельства, а Бог хочет, чтобы менялись мы. См. фильм: Литургия. Фильм для тех, кто жалуется на жизнь.

У этой заповеди есть как бы обратная сторона — под запрет сей заповеди попадает чертыханье, сквернословие. Мат — это молитва дьяволу или язык ада. Необязательно материться вслух, многие успешно делают это на своих страницах в соцсетях, при перепостинге непристойных высказываний или картинок.

Молитвословия

Тропарь преподобного Пимена Великого

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Пимена Великого

глас 4

Светлых подвиг твоих, преподобне отче,/ наста днесь святая память твоя,/ души благочестивых веселящи,/ Пимене богомудре,// отче наш преподобне.

Тропарь преподобных священномученика Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах

глас 3

Мученическою кровию, священне Кукше,/ в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся,/ и Пимене, в постничестве светозарно просиявый,/ в един день и час внидосте в свет незаходимый,/ идеже молитеся Господеви,/ да подаст нам велию милость.

Кондак преподобных священномученика Кукши, ученика его Никона и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах

глас 4

Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие,/ просияли бо суть в мире сем:/ Пимен многими подвиги,/ Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова,/ и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице,/ яко солнце сияют и просвещают/ любовию память их восхваляющих.

Новости по теме

В день памяти преподобного Пимена Великого в Кизическом монастыре прошли молитвенные торжества
В день памяти преподобного Пимена Великого в Кизическом монастыре прошли молитвенные торжества

9 сентября, в день памяти преподобного Пимена Великого, в храме Девяти мучеников Кизических Введенского мужского монастыря состоялось праздничное соборное богослужение.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.