Церковный календарь

9 сентября. Память преподобного Пимена Великого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 сентября. Память преподобного Пимена Великого

12-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 27 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Пимена Великого (ок. 450).

Преподобных священномученика Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114). Святителя Осии исповедника, епископа Кордувийского (359). Святителя Ливерия исповедника, папы Римского (366). Преподобного Пимена Палестинского (ок. 602). Мученицы Анфисы. Преподобного Саввы.

Священномученика Михаила Воскресенского пресвитера и с ним 28-ми мучеников (1918); священномученика Стефана Немкова пресвитера и с ним 18-ти мучеников (1918); священномученика Павла Фокина пресвитера (1918); священномучеников Иоанна Лебедева, Иоанна Смирнова пресвитеров и преподобномученика Мефодия Иванова (1937); священномученика Александра Цицерова пресвитера (1939); священномученика Владимира Соколова пресвитера (1940); святого Димитрия Крючкова исповедника, пресвитера (1952).

Преподобный Пимен Великий

Юношей святой Пимен удалился в Скитскую пустыню в Египте и подвизался там в одной из обителей. Пимен был весьма суров в том, что касалось отношений с людьми, считая, что монах должен умереть для всех земных привязанностей. Он не допустил к себе в келлию родную мать и не пошел заступиться за племянника, которого правитель той области нарочно арестовал, надеясь, что таким образом ему удастся побеседовать со святым. С другой стороны, Пимен призывал к умеренности в аскетических подвигах и говорил: «Мы учились убивать не наши тела, но наши страсти». Для многих авва был духовным наставником и мудрым руководителем. Всем, ищущим путь ко спасению, он советовал поступать так, чтобы вся жизнь была служением Богу, а для этого соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям.

Святитель Осия, епископ Кордувийский

Святой Осия исповедник более 60 лет был епископом в городе Кордове (Испания) в IV веке. Он настоял, чтобы имп. Константин созвал I Вселенский Собор в Никее в 325 году и первый подписался под определениями этого Собора. В 347 году св. Осия председательствовал на Сардикийском Соборе. Защищал свт. Афанасия Александрийского от арианина имп. Констанция (337–361 гг.). За это его сослали в заточение в Сирмий. По возвращении в Кордову святитель Осия скончался в 359 году.

Священное Писание

2 Кор., 183 зач., VII, 1-10

1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, || очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.

3 Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить.

4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.

5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи.

6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, 7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.

8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то́ опечалило вас, впрочем на время.

9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.

10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

Мк., 5 зач., I, 29-35

29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.

30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.

31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.

32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.

33 И весь город собрался к дверям.

34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 7, 1-10; Мк. 1, 29-35

 «Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать на молитву, в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух; потому сама собою просится, чтоб пустили ее туда, где вся ее отрада, перед лицо Отца небесного, в сообщество ангелов и святых. В это время удобнее ей это делать, чем после, когда уж налягут на нее заботы дня. Все Господь устраивает. Надо от Него принять благословение на дела, вразумление нужное и подкрепление необходимое. И спеши пораньше, пока ничто не мешает, наедине вознестись к Господу умом и сердцем и исповедать Ему нужды свои, намерения свои, и испросить Его помощь. Настроившись молитвою и богомыслием, с первых минут дня, целый день потом проведешь в благоговеинстве и страхе Божием, с мыслями собранными. Отсюда — осмотрительность, степенность и стройность в делах и взаимных отношениях. Это награда за труд, на который понудишь себя в утреннем уединении. Это и для житейских людей, стало быть, мера благоразумия, а не что-либо чуждое их целям.

Святитель Иоанн Златоуст о богослужебном пении

Для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает её от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать всё житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь. Духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским, а иногда и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказалось общество многих стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть сомнению фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали, пересмотр которых грозит огромными опасностями для человеческого общества, потому что в результате границы между добром и злом размываются, а понятие справедливости, по укорененности в нравственной природе человека являющееся универсальным, интерпретируется в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками.

Третья заповедь Ветхого Завета: Не поминай имени Господа Бога твоего всуе (напрасно)

Эта заповедь дана, чтобы мы благоговейно относились к Отцу Небесному. «Не поминай всуе», значит, не призывай Бога понапрасну, не профанируй имя Божье, не твори псевдомолитву.  Ведь, поминая Бога, мы призываем Его, т. е. молимся. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают «Слушаю».

Грехами против 3-ей заповеди являются: Употребление имени Божьего «для красного словца», связки слов или божбы. Божба — легкомысленное употребление имени Бога в клятве. Библия даёт нам примеры неразумных клятв Иеффая (Суд.11:30), Ирода Антипы (Мк.6:17-28), апостола Петра (Ин.13:5-10). Если человек не чувствует, чем плохо употребление имени Божьего всуе, то можно объяснить это на примере того, что никто не хочет использовать, как слово-паразит, имя собственной матери.

Нарушением этой заповеди может считаться молитва о наказании кого-либо, угрозы именем Божьим (особенно детям, мы не должны ужасать детей Богом); кощунство — анекдоты, шутки обо всём, что свято для христиан; ропот на Бога за свою судьбу. Мы хотим, чтобы менялись обстоятельства, а Бог хочет, чтобы менялись мы. См. фильм: Литургия. Фильм для тех, кто жалуется на жизнь.

У этой заповеди есть как бы обратная сторона — под запрет сей заповеди попадает чертыханье, сквернословие. Мат — это молитва дьяволу или язык ада. Необязательно материться вслух, многие успешно делают это на своих страницах в соцсетях, при перепостинге непристойных высказываний или картинок.

Молитвословия

Тропарь преподобного Пимена Великого

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Пимена Великого

глас 4

Светлых подвиг твоих, преподобне отче,/ наста днесь святая память твоя,/ души благочестивых веселящи,/ Пимене богомудре,// отче наш преподобне.

Тропарь преподобных священномученика Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах

глас 3

Мученическою кровию, священне Кукше,/ в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся,/ и Пимене, в постничестве светозарно просиявый,/ в един день и час внидосте в свет незаходимый,/ идеже молитеся Господеви,/ да подаст нам велию милость.

Кондак преподобных священномученика Кукши, ученика его Никона и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах

глас 4

Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие,/ просияли бо суть в мире сем:/ Пимен многими подвиги,/ Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова,/ и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице,/ яко солнце сияют и просвещают/ любовию память их восхваляющих.

Теги:
Преподобный Пимен Великий
святитель Осия Кордувийский
православный календарь

Все публикации