Церковный календарь

9 сентября. Память преподобного Пимена Великого

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
9 сентября. Память преподобного Пимена Великого

Седмица 13-я по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 27 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Пимена Великого (ок. 450).

Преподобных священномученика Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (после 1114). Святителя Осии исповедника, епископа Кордувийского (359). Святителя Ливерия исповедника, папы Римского (366). Преподобного Пимена Палестинского (ок. 602). Мученицы Анфисы. Преподобного Саввы.

Священномученика Михаила Воскресенского пресвитера и с ним 28-ми мучеников (1918); священномученика Стефана Немкова пресвитера и с ним 18-ти мучеников (1918); священномученика Павла Фокина пресвитера (1918); священномучеников Иоанна Лебедева, Иоанна Смирнова пресвитеров и преподобномученика Мефодия Иванова (1937); священномученика Александра Цицерова пресвитера (1939); священномученика Владимира Соколова пресвитера (1940); святого Димитрия Крючкова исповедника, пресвитера (1952).

Преподобный Пимен Великий

Юношей святой Пимен удалился в Скитскую пустыню в Египте и подвизался там в одной из обителей. Пимен был весьма суров в том, что касалось отношений с людьми, считая, что монах должен умереть для всех земных привязанностей. Он не допустил к себе в келлию родную мать и не пошел заступиться за племянника, которого правитель той области нарочно арестовал, надеясь, что таким образом ему удастся побеседовать со святым. С другой стороны, Пимен призывал к умеренности в аскетических подвигах и говорил: «Мы учились убивать не наши тела, но наши страсти». Для многих авва был духовным наставником и мудрым руководителем. Всем, ищущим путь ко спасению, он советовал поступать так, чтобы вся жизнь была служением Богу, а для этого соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям.

Святитель Осия, епископ Кордувийский

Святой Осия исповедник более 60 лет был епископом в городе Кордове (Испания) в IV веке. Он настоял, чтобы имп. Константин созвал I Вселенский Собор в Никее в 325 году и первый подписался под определениями этого Собора. В 347 году св. Осия председательствовал на Сардикийском Соборе. Защищал свт. Афанасия Александрийского от арианина имп. Констанция (337–361 гг.). За это его сослали в заточение в Сирмий. По возвращении в Кордову святитель Осия скончался в 359 году.

Священное Писание

2 Кор., 192 зач., XI, 5-21

5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов: 6хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.

7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?

8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал, 9ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость. 

10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.

11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать, 12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.

13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.

14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, 15а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.

17 Что́ скажу, то́ скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.

18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.

19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: 20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.

21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. || А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.

Мк., 15 зач., IV, 1-9

1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 лушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́.

5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.

7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 11, 5-21; Мк. 4, 1-9

«Вот, вышел сеятель сеять». С тех пор, как вышел этот сеятель на сеяние, он не перестает сеять. Сначала сам лично сеял, потом через апостолов, а наконец через Божественные писания и богомудрых учителей. И доселе всюду сеется слово истины Божией. Будь только готов явить себя благою землею, непременно засеменишься; засеменное же Бог возрастит. Как же представить из себя благую землю? Вниманием и изучением слова Божия, сочувствием и любовью к нему и готовностью тотчас приводить в дело то, что узнаешь. При таком настроении, ни одно слово не ляжет поверх души, а всякое войдет внутрь. Сочетавшись там с родными ему стихиями духа, оно пустит корни и даст росток. Питаясь потом — свыше наитиями духовными, а снизу желаниями благими и трудами, оно возрастет в древо, даст цвет и плод. Сам Бог устроил так вокруг нас, и потому нельзя не удивляться нашему бесплодию. А все от невнимания и нерадения.

Святитель Иоанн Златоуст о богослужебном пении

Для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и, желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает её от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать всё житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь. Духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским, а иногда и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказалось общество многих стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть сомнению фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали, пересмотр которых грозит огромными опасностями для человеческого общества, потому что в результате границы между добром и злом размываются, а понятие справедливости, по укорененности в нравственной природе человека являющееся универсальным, интерпретируется в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками.

Третья заповедь Ветхого Завета: Не поминай имени Господа Бога твоего всуе (напрасно)

Эта заповедь дана, чтобы мы благоговейно относились к Отцу Небесному. «Не поминай всуе», значит, не призывай Бога понапрасну, не профанируй имя Божье, не твори псевдомолитву.  Ведь, поминая Бога, мы призываем Его, т. е. молимся. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают «Слушаю».

Грехами против 3-ей заповеди являются: Употребление имени Божьего «для красного словца», связки слов или божбы. Божба — легкомысленное употребление имени Бога в клятве. Библия даёт нам примеры неразумных клятв Иеффая (Суд.11:30), Ирода Антипы (Мк.6:17-28), апостола Петра (Ин.13:5-10). Если человек не чувствует, чем плохо употребление имени Божьего всуе, то можно объяснить это на примере того, что никто не хочет использовать, как слово-паразит, имя собственной матери.

Нарушением этой заповеди может считаться молитва о наказании кого-либо, угрозы именем Божьим (особенно детям, мы не должны ужасать детей Богом); кощунство — анекдоты, шутки обо всём, что свято для христиан; ропот на Бога за свою судьбу. Мы хотим, чтобы менялись обстоятельства, а Бог хочет, чтобы менялись мы. См. фильм: Литургия. Фильм для тех, кто жалуется на жизнь.

У этой заповеди есть как бы обратная сторона — под запрет сей заповеди попадает чертыханье, сквернословие. Мат — это молитва дьяволу или язык ада. Необязательно материться вслух, многие успешно делают это на своих страницах в соцсетях, при перепостинге непристойных высказываний или картинок.

Молитвословия

Тропарь преподобного Пимена Великого

глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене, отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Пимена Великого

глас 4

Светлых подвиг твоих, преподобне отче,/ наста днесь святая память твоя,/ души благочестивых веселящи,/ Пимене богомудре,// отче наш преподобне.

Тропарь преподобных священномученика Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах

глас 3

Мученическою кровию, священне Кукше,/ в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся,/ и Пимене, в постничестве светозарно просиявый,/ в един день и час внидосте в свет незаходимый,/ идеже молитеся Господеви,/ да подаст нам велию милость.

Кондак преподобных священномученика Кукши, ученика его Никона и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах

глас 4

Светила разумная, сошедшеся, хвалами воспоем, людие,/ просияли бо суть в мире сем:/ Пимен многими подвиги,/ Кукша же со учеником Никоном проповедию Слова,/ и сии трие, единоумно предстояще Святей Троице,/ яко солнце сияют и просвещают/ любовию память их восхваляющих.

Теги:
Преподобный Пимен Великий
святитель Осия Кордувийский
православный календарь

Все публикации