Церковный календарь

4 сентября. Грузинской иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 сентября. Грузинской иконы Божией Матери

3-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 22 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана и прочих (305–311). Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского (1942). Преподобного Исаакия Оптинского (1894).

Священномученика Афанасия епископа (270–275), преподобного Анфусы (ок. 298) и слуг ее, мучеников Харисима и Неофита (270–275). Мученицы Евлалии девы (ок. 303).

Священномучеников Макария, епископа Орловского, Иоанна Бояршинова и Алексия Наумова пресвитеров (1918); священномучеников Феодора, епископа Пензенского, и с ним Василия Смирнова и Гавриила Архангельского пресвитеров (1937); священномучеников Иоанна, епископа Великолукского, Алексия, архиепископа Омского, Александра Ратьковского, Михаила Люберцева и Феодора Маляровского пресвитеров, прмчч. Илариона Цурикова, Иоанна Лабы и Иерофея Глазкова (1937).

Грузинской иконы Божией Матери (1650).

Преподобный Исаакий Оптинский

Преподобный Исаакий I родился в патриархальной купеческой семье. Уже зрелым человеком он поступил в Оптину пустынь послушником к старцу Макарию. После кончины преподобного Макария и преподобного Моисея отец Исаакий стал настоятелем обители. Под тяжестью этой ноши он, любитель безмолвия и уединения, изнемогал, но смиренно нес этот крест. Уже будучи игуменом, преподобный Исаакий не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. Если кто из братии выражал недовольство тяжестью послушания или роптал на монастырские порядки, преподобный Исаакий обычно отвечал: «Брат! Возьми мои ключи и начальствуй, а я пойду исполнять твое послушание» — и так вразумлял непокорного.

Мученица Евлалия дева

Евлалии исполнилось четырнадцать лет, когда император Диоклетиан поднял жестокое гонение на христиан. В это время в город Барцинона (ныне — Барселона), недалеко от которого жила дева, прибыл правитель Дациан, чтобы мучениями принудить христиан к идолопоклонству. Услышав об этом, Евлалия, желавшая пострадать за Христа, втайне от родителей покинула дом и предстала перед правителем. Она смело обличила безбожие Дациана и исповедала христианскую веру. Разгневанный правитель приказал безжалостно пытать юную деву, затем распять ее на Х-образном кресте и наконец обезглавить. После мученической кончины святой из ее уст выпорхнул голубь, а тело покрыл внезапно выпавший снег. Ныне мощи Евлалии — покровительницы Барселоны, покоятся в кафедральном соборе города.

Грузинская икона Божией Матери

Со средины семнадцатого века эта икона почиталась как чудотворная. Грузинский образ Божьей Матери попал на Русь из Персии. В этой мусульманской стране после завоевания ее шахом Аббасом оказалось немало святынь земли Иверской. Новым местом хранения иконы стал Черногорский монастырь Архангельской епархии. За два десятилетия там собралось столько свидетельств о чудодейственном Грузинском образе, что московский патриарх Никон в 1650-ом году установил ежегодное празднование иконы. При царе Алексея Михайловиче крестные ходы с этим образом достигали даже  сибирской реки Лена. Ныне существует немало почитаемых списков Грузинской иконы Божьей Матери. Один из них пребывает в Раифском Богородицком мужском монастыре под Казанью.

Священное Писание

1 Кор., 123 зач., I, 3-9

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.

9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Мф., 78 зач., XIX, 3-12

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

5 И сказал: посему оставит человек отца и мать иприлепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 1, 3-9; Мф. 19, 3-12

Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: «Кто может вместить, да вместит». Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения – безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

О предначинательном псалме

В чине богослужения предначинательный псалом назван так потому, что с него начинается вечерня и, соответственно, богослужебный день. В качестве предначинательного святые отцы избрали 103-й псалом, в котором воспеваются творение мира и его Создатель, «так как по окончании дня прилично благодарить за всё». Во время всенощного бдения псалом исполняется с особой торжественностью. В начале в полной тишине священнику и диакону при отверстых Царских вратах полагается совершить каждение всего храма (в современной практике в тишине кадится только алтарь). Каждение напоминает о действии Святого Духа, носившегося над водами, когда не было ещё человека, воспевавшего своего Творца. Затем поётся сам псалом (в современной практике зачастую лишь отдельные стихи псалма). Отверстые Царские врата знаменуют, что человеку было уготовано райское состояние и радостное славословие: «Благослови душе моя, Господа». Затем Царские врата закрываются, что символизирует затворение райских врат вследствие грехопадения.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Наша задача заключается в том, чтобы из исторического опыта нашего Отечества сделать правильные выводы. Чтобы ни в коем случае народ наш не оступился, чтобы никакие посулы, никакие призывы порвать с верой, с тем чтобы быть более успешным, более богатым, более благополучным, более свободным, не вскружили голову ни нашей молодежи, ни людям зрелого возраста, потому что кровь предшествующих поколений возопиет к небесам. А Господь Всемилостивый, Всемогущий, но и справедливый, никогда не оставляет без Своего Божественного внимания как духовный рост человека, так и его отступничество от Творца.

Сколько всего заповедей? 

Принято выделять 10 Заповедей Ветхого Завета и 9 Нового Завета (христианских Заповедей). В действительности Заповедей Божьих гораздо больше (заметим, что требования ветхозаветного обрядового закона утратили силу с заключением Нового Завета между Богом и человеком (Деян.15:28-29).

Содержание всех заповедей, как Ветхого, так и Нового Завета, можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей — возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф.22:37-39). Обобщая, можно сказать, что если главная Заповедь Христова — это заповедь о любви, то грехом является всё, что совершается против любви.

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона (Рим.13:8-10).

Иногда ошибочно считают, будто в Ветхом Завете не говорится о любви. Напротив! Во Второзаконии мы читаем: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор.6:5). А в книге Левит читаем заповедь: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). И Спаситель указывает, что «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:40).

Отметим, что в Новом Завете у всех трёх евангелистов, излагающих заповедь о любви к Богу, прибавляется указание о необходимости разумной, осмысленной любви (Мф.22:37).

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

глас 4

Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих/ и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

глас 8

Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери,/ благодарственная пения приносим,/ пришествием честныя Твоей иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Грузинская» →

***

Тропарь мучеников

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Агафоника и иже с ним

глас 1

Звание благое стяжав, богомудре,/ мужей лукавых отвратился еси веры,/ не убоявся мук, Агафониче славне,/ темже благим был еси наследник/ и приял еси со страждущими с тобою// достойныя венцы.

Тропарь святого Горазда, архиепископа Моравского

глас 2

Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша.

Теги:
Грузинская икона Божией Матери
преподобный Исаакий Оптинский
мученица Евлалия Барселонская
православный календарь

Все публикации