.jpg)
Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 4
В этот день совершается память:
Апостола от 70-ти Фаддея (ок. 44). Мученицы Вассы и чад ее, мучеников Феогния, Агапия и Писта (305—311). Преподобного Аврамия Смоленского (XIII). Преподобной Марфы Дивеевской (1829).
Преподобного Аврамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII—XIII). Преподобномученика Рафаила (1941) (Серб.).
Священномученика Александра Елоховского пресвитера (1918); священномученика Павла Ягодинского пресвитера (1937); преподобномученика Игнатия Даланова (1942).
Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (1903).
Апостол от 70-ти Фаддей
Первые десятилетия существования христианской Церкви часто называют апостольским веком. Согласно преданию, в течение первых 12-ти лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь. Среди них был и святой Фаддей. После Вознесения Иисуса Христа он прошел с проповедью Сирию и Месопотамию. Дойдя до Эдессы, апостол обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов, основав там Церковь. Князь предлагал ему великие дары, но Фаддей отказался и отправился благовестить в другие города. В финикийском городе Вирит (современный Бейрут), святой учредил еще одну Церковь. Много потрудившись на благо торжества истинной веры, апостол Фаддей мирно отошел к Господу в 44-ом году.
Мученица Васса
Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием и Пистом жила в г. Едессе Македонской. Во время правления имп. Максимиана Галерия (305—311 гг.) ее муж донес правителю на нее и детей. Все они, несмотря на угрозы, отказались принести жертву идолам. Тогда на глазах у матери стали истязать детей. Саму св. Вассу заключили в тюрьму и морили голодом. После биения палками ей отсекли голову. Известно, что около 450 года в Халкидоне уже существовала церковь во имя святой мученицы Вассы.
Преподобный Авраамий Смоленский
Преподобный Авраамий принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы под Смоленском. Неся послушания, инок усердно переписывал книги, черпая из них духовное богатство. Лишь спустя 30 лет он принял сан пресвитера. Каждый день преподобный совершал Божественную литургию и исполнял послушание духовника. Святой был строг и к себе, и к духовным чадам. По навету городской знати он был обвинен в ереси и отстранен от служения. В наказание за неправедный суд на Смоленск обрушилась засуха, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему служить, начался дождь. Святитель поставил преподобного Авраамия настоятелем нового монастыря в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы.
Евангелие дня
Многим кажется, что физический труд — самый тяжёлый, в то время как учёные говорят, что умственный требует не меньшего напряжения и неменьших энергетических затрат. В религиозной жизни человек тоже может трудиться, и труд этот может быть разным по своему характеру, внешним и внутренним. О том, какой из них важнее, Христос говорит в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 23.
23Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Выбирая на рынке фрукты, мы нередко сталкиваемся с тем, что на дне лотков оказываются плоды не такого же качества и не той же свежести, что мы видим на поверхности. Некоторые продавцы явно стремятся к тому, чтобы картинка была привлекательной и только во вторую очередь думают о качестве того, что внутри. Впрочем, даже не будучи продавцами фруктов, сидя в офисе или дома, многие из нас могут сказать о себе, что живём точно так же: больше трудимся над внешним, чем над внутренним. Почему? Причин можно найти много, но зачастую они такие же, как на рынке, — внешне красивое чаще бросается в глаза и обычно ценится дороже. Не случайно же в обществе принято встречать «по одёжке», вот об этой одёжке мы и заботимся.
Но всякий знает, что, купившись на красивую картинку, в итоге мы сталкиваемся с качеством купленного продукта. Подобным образом и в человеческом общении, обращая внимание на того, кто производит эффектное впечатление, мы в итоге больше радуемся тому, кто умеет мирно жить, чем тому, кто искромётно шутит. Потому что, если человек постоянно конфликтует, гордится и превозносится, с ним будет невыносимо, несмотря на его любовь к юмору.
Что же нам мешает заботиться о внутреннем так же, как о внешнем? Казалось бы, всем от такой заботы было бы только лучше, и нам, и окружающим. Обычно оправдываясь, мы отвечаем, что наши ресурсы ограничены и нам приходится выбирать, на что их потратить. Отчасти это верно, но всё же не вполне. Как фрукты проще красиво уложить, чем все их перебирать, так и нам проще прилично себя вести, вместо того чтобы наводить порядок в собственной душе.
В сегодняшнем евангельском чтении, обращаясь к книжникам и фарисеям, Иисус Христос говорит о пагубности подобного поведения. О тех, к кому Он обращался, нельзя сказать, что они были ленивы, как нельзя этого сказать и сегодня о тех, кто заботится о внешней красоте. И всё же, если мы задумаемся о подобном поведении, мы поймём, что, поступая так, мы идём по пути наименьшего сопротивления. Я имею в виду сопротивление внутреннее. Вот Спаситель упоминает о десятине с аниса и тмина, которую приносят фарисеи. Собрав урожай специй, они скрупулёзно отделяли десятую часть для того, чтобы исполнить закон. Казалось бы, трудная работа, ведь нужно иметь терпение и усидчивость... Но, думаю, многие согласятся с тем, что ухаживать за человеком с деменцией труднее, как труднее с любовью относиться к выходкам строптивого подростка или непослушного младенца.
Внешняя работа кажется важной, потому что она на виду, и мы думаем, что без неё не обойтись. В кратковременной перспективе это так, но задумываясь о жизни в целом, надо помнить, что внешнее не может быть живым и полноценным без внутреннего. Эта внутренняя нравственная и аскетическая работа трудна, но только тогда, когда она совершается, всё внешнее обретает смысл.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Оглашение в древней Церкви
Вера и покаяние являются условиями принятия Таинства Крещения. Поэтому в Церкви с апостольских времён существует традиция утверждения в вере и христианской нравственности желающих креститься — процесс, получивший название катехизации, или оглашения. В первые годы существования Церкви оглашение сводилось к краткой проповеди о Христе, итогом которой должна была стать вера крещаемого во Христа. По свидетельству Тертуллиана, оглашаемые готовились ко Крещению «частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов». Впоследствии процесс оглашения становится продолжительнее, ибо не все желающие креститься имели твёрдую веру, а после обращения святого императора Константина святое Крещение стало массовым и потребовалось институализировать процесс катехизации.
Оглашение могло длиться несколько лет и состояло из трёх этапов. На первом этапе оглашаемых учили главным образом Ветхому Завету и христианской нравственности. Те, кто желал перейти ко второму этапу, приходили к епископу вместе со своими соседями, для того чтобы они засвидетельствовали их добрую нравственность. Епископ задавал «отдельно вопросы соседям имеющего принять Крещение, расспрашивая: “Ведёт ли он добрую жизнь? Почитает ли родителей? Не пьяница ли он, не лжец ли?” И когда человек бывает признан безупречен во всём, то епископ записывает имя кандидата. Если же кто-нибудь найдётся в чём-то виновным, то епископ велит ему уйти, говоря: “Пусть он исправит сперва свою жизнь, и тогда только приступает к Таинству Крещения”». На втором этапе оглашаемые узнавали основы христианского вероучения. Второй этап заканчивался отречением от сатаны и обещанием верности Христу. Затем следовало Крещение, после которого на заключительном этапе оглашения неофитам рассказывали о смысле церковных Таинств.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что уныние — это тягчайшее из бедствий, что это начало и глава человеческих несчастий. Уныние не следует смешивать с печалью, со скорбью. Скорбь — это естественное чувство человека, которое тоже греховно, но тем не менее является реакцией на трудные обстоятельства, на потерю близких, на болезни. Уныние связано со скорбью, но не всегда. О связи уныния с печалью, со скорбью говорит святой преподобный Макарий Египетский: «Диавол ввергает нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Бога». Значит, уныние — это не сама скорбь, а нечто сопутствующее скорби. Более того, уныние может возникнуть и вообще без всякой видимой причины, потому что действительно является не чем иным, как воздействием на нас темной диавольской силы.
Свобода человека и исполнение заповедей
Расхожий стереотип: якобы «жить по заповедям — это жить несвободно, а жить во грехах — это свобода». Это самообман. Апостол свидетельствует: Делающий грех есть раб греха (Ин.8:34). Вся так называемая «свобода» грешника ограничивается лишь возможностью выбора между разными видами греха. Какая свобода в духовной пустоте, лжи, чревоугодии, злословии, супружеской измене?
Господь даёт своему народу закон не как абстрактную систему правил, а как средство освобождения: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства», сначала даётся освобождение, а затем формулируются правила сохранения свободы, свободы от рабства греху. Вспомним слова Христа: «и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными».
У нас с Богом единая цель, Бог не тиран, не надсмотрщик, Он желает нам счастья, как Отец желает счастья своим детям. Бог — творец и законодатель, кто лучше Него может знать, что нам полезно, а что губительно? Цель Его заповедей — направить человека к счастью. Поэтому их исполнение — условие счастливой, причастной к Богу жизни. Святой человек, с точки зрения Бога, — не особенный, а нормальный человек.
Грехом называется всякое нарушение Заповедей Божьих, недаром он переводится с греческого как промах.
Молитвословия
Тропарь преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского
глас 8
Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце,/ светозарно лучами озаряющая мир/ и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./ Днесь Небесныя силы святых Ангел/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./ Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/ отче преподобне Авраамие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, любезно тебе почитающия.
Кондак преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского
глас 3
Возсия, Господи, граду Твоему/ память Твоего угодника,/ яко светлое солнце,/ радостно всех, яко лучами, озаряющи,/ паче же молитвы Пречистыя Твоей Матере/ от всех бед избавляют нас/ и упраждняют варварская шатания./ Тем мы, людие Твои и град наш, вельми хвалимся/ и спасаемся молитвами/ Твоего угодника Авраамия, преподобнаго отца.
Тропарь апостола Фаддея
глас 2
Днесь Едес град веселится,/ прием тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими.
Кондак апостола Фаддея
глас 4
Яко звезду пресветлую/ Церковь тя стяжа,/ апостоле Фаддее,/ чудесы твоими всегда просвещаема,// спаси верою чтущия память твою.