3 сентября. Память апостола от 70-ти Фаддея

4301
Фото

Седмица 11-я по Пятидесятнице. Глас 4

В этот день совершается память:

Апостола от 70-ти Фаддея (ок. 44). Мученицы Вассы и чад ее, мучеников Феогния, Агапия и Писта (305—311). Преподобного Аврамия Смоленского (XIII). Преподобной Марфы Дивеевской (1829).

Преподобного Аврамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII—XIII). Преподобномученика Рафаила (1941) (Серб.).

Священномученика Александра Елоховского пресвитера (1918); священномученика Павла Ягодинского пресвитера (1937); преподобномученика Игнатия Даланова (1942).

Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (1903).

Апостол от 70-ти Фаддей

Первые десятилетия существования христианской Церкви часто называют апостольским веком. Согласно преданию, в течение первых 12-ти лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь. Среди них был и святой Фаддей. После Вознесения Иисуса Христа он прошел с проповедью Сирию и Месопотамию. Дойдя до Эдессы, апостол обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов, основав там Церковь. Князь предлагал ему великие дары, но Фаддей отказался и отправился благовестить в другие города. В финикийском городе Вирит (современный Бейрут), святой учредил еще одну Церковь. Много потрудившись на благо торжества истинной веры, апостол Фаддей мирно отошел к Господу в 44-ом году.

Мученица Васса

Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием и Пистом жила в г. Едессе Македонской. Во время правления имп. Максимиана Галерия (305—311 гг.) ее муж донес правителю на нее и детей. Все они, несмотря на угрозы, отказались принести жертву идолам. Тогда на глазах у матери стали истязать детей. Саму св. Вассу заключили в тюрьму и морили голодом. После биения палками ей отсекли голову. Известно, что около 450 года в Халкидоне уже существовала церковь во имя святой мученицы Вассы.

Преподобный Авраамий Смоленский

Преподобный Авраамий принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы под Смоленском. Неся послушания, инок усердно переписывал книги, черпая из них духовное богатство. Лишь спустя 30 лет он принял сан пресвитера. Каждый день преподобный совершал Божественную литургию и исполнял послушание духовника. Святой был строг и к себе, и к духовным чадам. По навету городской знати он был обвинен в ереси и отстранен от служения. В наказание за неправедный суд на Смоленск обрушилась засуха, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему служить, начался дождь. Святитель поставил преподобного Авраамия настоятелем нового монастыря в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы.

Евангелие дня

Многим кажется, что физический труд — самый тяжёлый, в то время как учёные говорят, что умственный требует не меньшего напряжения и неменьших энергетических затрат. В религиозной жизни человек тоже может трудиться, и труд этот может быть разным по своему характеру, внешним и внутренним. О том, какой из них важнее, Христос говорит в отрывке из 23-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 23.

23Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

Выбирая на рынке фрукты, мы нередко сталкиваемся с тем, что на дне лотков оказываются плоды не такого же качества и не той же свежести, что мы видим на поверхности. Некоторые продавцы явно стремятся к тому, чтобы картинка была привлекательной и только во вторую очередь думают о качестве того, что внутри. Впрочем, даже не будучи продавцами фруктов, сидя в офисе или дома, многие из нас могут сказать о себе, что живём точно так же: больше трудимся над внешним, чем над внутренним. Почему? Причин можно найти много, но зачастую они такие же, как на рынке, — внешне красивое чаще бросается в глаза и обычно ценится дороже. Не случайно же в обществе принято встречать «по одёжке», вот об этой одёжке мы и заботимся.

Но всякий знает, что, купившись на красивую картинку, в итоге мы сталкиваемся с качеством купленного продукта. Подобным образом и в человеческом общении, обращая внимание на того, кто производит эффектное впечатление, мы в итоге больше радуемся тому, кто умеет мирно жить, чем тому, кто искромётно шутит. Потому что, если человек постоянно конфликтует, гордится и превозносится, с ним будет невыносимо, несмотря на его любовь к юмору.

Что же нам мешает заботиться о внутреннем так же, как о внешнем? Казалось бы, всем от такой заботы было бы только лучше, и нам, и окружающим. Обычно оправдываясь, мы отвечаем, что наши ресурсы ограничены и нам приходится выбирать, на что их потратить. Отчасти это верно, но всё же не вполне. Как фрукты проще красиво уложить, чем все их перебирать, так и нам проще прилично себя вести, вместо того чтобы наводить порядок в собственной душе.

В сегодняшнем евангельском чтении, обращаясь к книжникам и фарисеям, Иисус Христос говорит о пагубности подобного поведения. О тех, к кому Он обращался, нельзя сказать, что они были ленивы, как нельзя этого сказать и сегодня о тех, кто заботится о внешней красоте. И всё же, если мы задумаемся о подобном поведении, мы поймём, что, поступая так, мы идём по пути наименьшего сопротивления. Я имею в виду сопротивление внутреннее. Вот Спаситель упоминает о десятине с аниса и тмина, которую приносят фарисеи. Собрав урожай специй, они скрупулёзно отделяли десятую часть для того, чтобы исполнить закон. Казалось бы, трудная работа, ведь нужно иметь терпение и усидчивость... Но, думаю, многие согласятся с тем, что ухаживать за человеком с деменцией труднее, как труднее с любовью относиться к выходкам строптивого подростка или непослушного младенца.

Внешняя работа кажется важной, потому что она на виду, и мы думаем, что без неё не обойтись. В кратковременной перспективе это так, но задумываясь о жизни в целом, надо помнить, что внешнее не может быть живым и полноценным без внутреннего. Эта внутренняя нравственная и аскетическая работа трудна, но только тогда, когда она совершается, всё внешнее обретает смысл.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Оглашение в древней Церкви

Вера и покаяние являются условиями принятия Таинства Крещения. Поэтому в Церкви с апостольских времён существует традиция утверждения в вере и христианской нравственности желающих креститься — процесс, получивший название катехизации, или оглашения. В первые годы существования Церкви оглашение сводилось к краткой проповеди о Христе, итогом которой должна была стать вера крещаемого во Христа. По свидетельству Тертуллиана, оглашаемые готовились ко Крещению «частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов». Впоследствии процесс оглашения становится продолжительнее, ибо не все желающие креститься имели твёрдую веру, а после обращения святого императора Константина святое Крещение стало массовым и потребовалось институализировать процесс катехизации.

Оглашение могло длиться несколько лет и состояло из трёх этапов. На первом этапе оглашаемых учили главным образом Ветхому Завету и христианской нравственности. Те, кто желал перейти ко второму этапу, приходили к епископу вместе со своими соседями, для того чтобы они засвидетельствовали их добрую нравственность. Епископ задавал «отдельно вопросы соседям имеющего принять Крещение, расспрашивая: “Ведёт ли он добрую жизнь? Почитает ли родителей? Не пьяница ли он, не лжец ли?” И когда человек бывает признан безупречен во всём, то епископ записывает имя кандидата. Если же кто-нибудь найдётся в чём-то виновным, то епископ велит ему уйти, говоря: “Пусть он исправит сперва свою жизнь, и тогда только приступает к Таинству Крещения”». На втором этапе оглашаемые узнавали основы христианского вероучения. Второй этап заканчивался отречением от сатаны и обещанием верности Христу. Затем следовало Крещение, после которого на заключительном этапе оглашения неофитам рассказывали о смысле церковных Таинств.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что уныние — это тягчайшее из бедствий, что это начало и глава человеческих несчастий. Уныние не следует смешивать с печалью, со скорбью. Скорбь — это естественное чувство человека, которое тоже греховно, но тем не менее является реакцией на трудные обстоятельства, на потерю близких, на болезни. Уныние связано со скорбью, но не всегда. О связи уныния с печалью, со скорбью говорит святой преподобный Макарий Египетский: «Диавол ввергает нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Бога». Значит, уныние — это не сама скорбь, а нечто сопутствующее скорби. Более того, уныние может возникнуть и вообще без всякой видимой причины, потому что действительно является не чем иным, как воздействием на нас темной диавольской силы.

Свобода человека и исполнение заповедей

Расхожий стереотип: якобы «жить по заповедям — это жить несвободно, а жить во грехах — это свобода». Это самообман. Апостол свидетельствует: Делающий грех есть раб греха (Ин.8:34). Вся так называемая «свобода» грешника ограничивается лишь возможностью выбора между разными видами греха. Какая свобода в духовной пустоте, лжи, чревоугодии, злословии, супружеской измене?

Господь даёт своему народу закон не как абстрактную систему правил, а как средство освобождения: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства», сначала даётся освобождение, а затем формулируются правила сохранения свободы, свободы от рабства греху. Вспомним слова Христа: «и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными».

У нас с Богом единая цель, Бог не тиран, не надсмотрщик, Он желает нам счастья, как Отец желает счастья своим детям. Бог — творец и законодатель, кто лучше Него может знать, что нам полезно, а что губительно? Цель Его заповедей — направить человека к счастью. Поэтому их исполнение — условие счастливой, причастной к Богу жизни. Святой человек, с точки зрения Бога, — не особенный, а нормальный человек.

Грехом называется всякое нарушение Заповедей Божьих, недаром он переводится с греческого как промах.

Молитвословия

Тропарь преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского

глас 8

Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце,/ светозарно лучами озаряющая мир/ и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./ Днесь Небесныя силы святых Ангел/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./ Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/ отче преподобне Авраамие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, любезно тебе почитающия.

Кондак преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского

глас 3

Возсия, Господи, граду Твоему/ память Твоего угодника,/ яко светлое солнце,/ радостно всех, яко лучами, озаряющи,/ паче же молитвы Пречистыя Твоей Матере/ от всех бед избавляют нас/ и упраждняют варварская шатания./ Тем мы, людие Твои и град наш, вельми хвалимся/ и спасаемся молитвами/ Твоего угодника Авраамия, преподобнаго отца.

Тропарь апостола Фаддея

глас 2

Днесь Едес град веселится,/ прием тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими.

Кондак апостола Фаддея

глас 4

Яко звезду пресветлую/ Церковь тя стяжа,/ апостоле Фаддее,/ чудесы твоими всегда просвещаема,// спаси верою чтущия память твою.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года