Церковный календарь

3 сентября. Память апостола от 70-ти Фаддея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 сентября. Память апостола от 70-ти Фаддея

13-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 21 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола от 70-ти Фаддея (ок. 44). Мученицы Вассы и чад ее, мучеников Феогния, Агапия и Писта (305–311). Преподобного Аврамия Смоленского (XIII). Преподобной Марфы Дивеевской (1829).

Преподобного Аврамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII–XIII). Преподобномученика Рафаила (1941) (Серб.).

Священномученика Александра Елоховского пресвитера (1918); священномученика Павла Ягодинского пресвитера (1937); преподобномученика Игнатия Даланова (1942).

Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (1903).

Апостол от 70-ти Фаддей

Первые десятилетия существования христианской Церкви часто называют апостольским веком. Согласно преданию, в течение первых 12-ти лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь. Среди них был и святой Фаддей. После Вознесения Иисуса Христа он прошел с проповедью Сирию и Месопотамию. Дойдя до Эдессы, апостол обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов, основав там Церковь. Князь предлагал ему великие дары, но Фаддей отказался и отправился благовестить в другие города. В финикийском городе Вирит (современный Бейрут), святой учредил еще одну Церковь. Много потрудившись на благо торжества истинной веры, апостол Фаддей мирно отошел к Господу в 44-ом году.

Мученица Васса

Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием и Пистом жила в г. Едессе Македонской. Во время правления имп. Максимиана Галерия (305–311 гг.) ее муж донес правителю на нее и детей. Все они, несмотря на угрозы, отказались принести жертву идолам. Тогда на глазах у матери стали истязать детей. Саму св. Вассу заключили в тюрьму и морили голодом. После биения палками ей отсекли голову. Известно, что около 450 года в Халкидоне уже существовала церковь во имя святой мученицы Вассы.

Преподобный Авраамий Смоленский

Преподобный Авраамий принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы под Смоленском. Неся послушания, инок усердно переписывал книги, черпая из них духовное богатство. Лишь спустя 30 лет он принял сан пресвитера. Каждый день преподобный совершал Божественную литургию и исполнял послушание духовника. Святой был строг и к себе, и к духовным чадам. По навету городской знати он был обвинен в ереси и отстранен от служения. В наказание за неправедный суд на Смоленск обрушилась засуха, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему служить, начался дождь. Святитель поставил преподобного Авраамия настоятелем нового монастыря в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы.

Священное Писание

2 Кор., 190 зач., X, 7-18

7 На личность ли смо́трите? || Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.

9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.

10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна, - 11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.

12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.

13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.

14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.

15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, 16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.

17 Хвалящийся хвались о Господе.

18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.

Мк., 14 зач., III, 28-35

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; 29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 10, 7-18; Мк. 3, 28-35

«Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек». Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень не долго; ибо вот какие этого рода грехи: «многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей» (Правосл. испов. ч. З, вопр. 38). Вот сколько путей! Зайди в который-нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесет тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбужденными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, они заведут к неверию и упорству в нем. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь — говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе: так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов, а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придет человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: «вящая вина моя, еже оставитися мне». Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия и не попадешь в эту бездну.

Оглашение в древней Церкви

Вера и покаяние являются условиями принятия Таинства Крещения. Поэтому в Церкви с апостольских времён существует традиция утверждения в вере и христианской нравственности желающих креститься — процесс, получивший название катехизации, или оглашения. В первые годы существования Церкви оглашение сводилось к краткой проповеди о Христе, итогом которой должна была стать вера крещаемого во Христа. По свидетельству Тертуллиана, оглашаемые готовились ко Крещению «частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов». Впоследствии процесс оглашения становится продолжительнее, ибо не все желающие креститься имели твёрдую веру, а после обращения святого императора Константина святое Крещение стало массовым и потребовалось институализировать процесс катехизации.

Оглашение могло длиться несколько лет и состояло из трёх этапов. На первом этапе оглашаемых учили главным образом Ветхому Завету и христианской нравственности. Те, кто желал перейти ко второму этапу, приходили к епископу вместе со своими соседями, для того чтобы они засвидетельствовали их добрую нравственность. Епископ задавал «отдельно вопросы соседям имеющего принять Крещение, расспрашивая: “Ведёт ли он добрую жизнь? Почитает ли родителей? Не пьяница ли он, не лжец ли?” И когда человек бывает признан безупречен во всём, то епископ записывает имя кандидата. Если же кто-нибудь найдётся в чём-то виновным, то епископ велит ему уйти, говоря: “Пусть он исправит сперва свою жизнь, и тогда только приступает к Таинству Крещения”». На втором этапе оглашаемые узнавали основы христианского вероучения. Второй этап заканчивался отречением от сатаны и обещанием верности Христу. Затем следовало Крещение, после которого на заключительном этапе оглашения неофитам рассказывали о смысле церковных Таинств.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как донести до старости отблеск детской святости?

В жизни взрослых людей много пороков, много греха и много нечистоты. Но если в человеке сохраняется благоговение перед Богом, если в сердце человека сохраняется любовь к другим, любовь к окружающему миру, значит, в этом человеке сохраняется то, что является самым значительным в детском возрасте; и таковых есть Царствие Божие. А как же современная жизнь, с огромным количеством проблем и со множеством конфликтов, где часто выигрывает более хитрый, более лицемерный, тот, в ком нет никакой детскости? Как же нам не растерять самое лучшее, как донести до старости этот отблеск детской святости? Для этого мы должны помнить, что человек своими силами не убережет себя от влияния греха. Он растеряет святость, данную ему в ранние детские годы. Мы сохраним лучшее, что у нас есть, и приобретем лучшее, что может нам дать окружающий мир, только тогда, когда в центре нашей жизни – Бог. Господь, Его воля, Его закон помогают нам корректировать нашу жизнь, постоянно проверяя, правильно ли мы действуем, правильно ли мыслим, соотносим ли наши мысли со словом Божиим.

Свобода человека и исполнение заповедей

Расхожий стереотип: якобы «жить по заповедям — это жить несвободно, а жить во грехах — это свобода». Это самообман. Апостол свидетельствует:  Делающий грех есть раб греха (Ин.8:34). Вся так называемая «свобода» грешника ограничивается лишь возможностью выбора между разными видами греха. Какая свобода в духовной пустоте, лжи, чревоугодии, злословии, супружеской измене?

Господь даёт своему народу закон не как абстрактную систему правил, а как средство освобождения: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства», сначала даётся освобождение, а затем формулируются правила сохранения свободы, свободы от рабства греху. Вспомним слова Христа: «и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными».

У нас с Богом единая цель, Бог не тиран, не надсмотрщик, Он желает нам счастья, как Отец желает счастья своим детям. Бог — творец и законодатель, кто лучше Него может знать, что нам полезно, а что губительно? Цель Его заповедей — направить человека к счастью. Поэтому их исполнение — условие счастливой, причастной к Богу  жизни. Святой человек, с точки зрения Бога, — не особенный, а нормальный человек.

Грехом называется всякое нарушение Заповедей Божьих, недаром он переводится с греческого как промах. 

Молитвословия

Тропарь преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского

глас 8

Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце,/ светозарно лучами озаряющая мир/ и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./ Днесь Небесныя силы святых Ангел/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./ Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/ отче преподобне Авраамие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, любезно тебе почитающия.

Кондак преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского

глас 3

Возсия, Господи, граду Твоему/ память Твоего угодника,/ яко светлое солнце,/ радостно всех, яко лучами, озаряющи,/ паче же молитвы Пречистыя Твоей Матере/ от всех бед избавляют нас/ и упраждняют варварская шатания./ Тем мы, людие Твои и град наш, вельми хвалимся/ и спасаемся молитвами/ Твоего угодника Авраамия, преподобнаго отца.

Тропарь апостола Фаддея

глас 2

Днесь Едес град веселится,/ прием тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими.

Кондак апостола Фаддея

глас 4

Яко звезду пресветлую/ Церковь тя стяжа,/ апостоле Фаддее,/ чудесы твоими всегда просвещаема,// спаси верою чтущия память твою.

Теги:
Апостол от 70-ти Фаддей
мученица Васса Алонская
преподобный Авраамий Смоленский
православный календарь

Все публикации