Церковный календарь

3 сентября. Память апостола от 70-ти Фаддея

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 сентября. Память апостола от 70-ти Фаддея

12-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 21 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола от 70-ти Фаддея (ок. 44). Мученицы Вассы и чад ее, мучеников Феогния, Агапия и Писта (305–311). Преподобного Аврамия Смоленского (XIII). Преподобной Марфы Дивеевской (1829).

Преподобного Аврамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах (XII–XIII). Преподобномученика Рафаила (1941) (Серб.).

Священномученика Александра Елоховского пресвитера (1918); священномученика Павла Ягодинского пресвитера (1937); преподобномученика Игнатия Даланова (1942).

Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (1903).

Апостол от 70-ти Фаддей

Первые десятилетия существования христианской Церкви часто называют апостольским веком. Согласно преданию, в течение первых 12-ти лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь. Среди них был и святой Фаддей. После Вознесения Иисуса Христа он прошел с проповедью Сирию и Месопотамию. Дойдя до Эдессы, апостол обратил ко Христу князя Авгаря, народ и жрецов, основав там Церковь. Князь предлагал ему великие дары, но Фаддей отказался и отправился благовестить в другие города. В финикийском городе Вирит (современный Бейрут), святой учредил еще одну Церковь. Много потрудившись на благо торжества истинной веры, апостол Фаддей мирно отошел к Господу в 44-ом году.

Мученица Васса

Мученица Васса с сыновьями Феогнием, Агапием и Пистом жила в г. Едессе Македонской. Во время правления имп. Максимиана Галерия (305–311 гг.) ее муж донес правителю на нее и детей. Все они, несмотря на угрозы, отказались принести жертву идолам. Тогда на глазах у матери стали истязать детей. Саму св. Вассу заключили в тюрьму и морили голодом. После биения палками ей отсекли голову. Известно, что около 450 года в Халкидоне уже существовала церковь во имя святой мученицы Вассы.

Преподобный Авраамий Смоленский

Преподобный Авраамий принял постриг в монастыре Пресвятой Богородицы под Смоленском. Неся послушания, инок усердно переписывал книги, черпая из них духовное богатство. Лишь спустя 30 лет он принял сан пресвитера. Каждый день преподобный совершал Божественную литургию и исполнял послушание духовника. Святой был строг и к себе, и к духовным чадам. По навету городской знати он был обвинен в ереси и отстранен от служения. В наказание за неправедный суд на Смоленск обрушилась засуха, и лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного Авраамия и разрешил ему служить, начался дождь. Святитель поставил преподобного Авраамия настоятелем нового монастыря в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы.

Священное Писание

2 Кор., 180 зач., V, 15-21

15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.

17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.

18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, 19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.

20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.

21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

Мк., 3 зач., I, 16-22

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы.

17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков.

18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.

19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; 20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.

21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22 И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 5, 15-21; Мк. 1, 16-22

Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: «ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники». Эта власть - не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать. Это дар Божий, стяжаемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы, и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Жизнь - в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни.

Оглашение в древней Церкви

Вера и покаяние являются условиями принятия Таинства Крещения. Поэтому в Церкви с апостольских времён существует традиция утверждения в вере и христианской нравственности желающих креститься – процесс, получивший название катехизации, или оглашения. В первые годы существования Церкви оглашение сводилось к краткой проповеди о Христе, итогом которой должна была стать вера крещаемого во Христа. По свидетельству Тертуллиана, оглашаемые готовились ко Крещению «частыми молитвами, постом, коленопреклонениями, бдением и исповеданием всех прошлых своих грехов». Впоследствии процесс оглашения становится продолжительнее, ибо не все желающие креститься имели твёрдую веру, а после обращения святого императора Константина святое Крещение стало массовым и потребовалось институализировать процесс катехизации.

Оглашение могло длиться несколько лет и состояло из трёх этапов. На первом этапе оглашаемых учили главным образом Ветхому Завету и христианской нравственности. Те, кто желал перейти ко второму этапу, приходили к епископу вместе со своими соседями, для того чтобы они засвидетельствовали их добрую нравственность. Епископ задавал «отдельно вопросы соседям имеющего принять Крещение, расспрашивая: “Ведёт ли он добрую жизнь? Почитает ли родителей? Не пьяница ли он, не лжец ли?” И когда человек бывает признан безупречен во всём, то епископ записывает имя кандидата. Если же кто-нибудь найдётся в чём-то виновным, то епископ велит ему уйти, говоря: “Пусть он исправит сперва свою жизнь, и тогда только приступает к Таинству Крещения”». На втором этапе оглашаемые узнавали основы христианского вероучения. Второй этап заканчивался отречением от сатаны и обещанием верности Христу. Затем следовало Крещение, после которого на заключительном этапе оглашения неофитам рассказывали о смысле церковных Таинств.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня хранить православную веру означает не терять способность прилагать Божественные критерии к тому, что происходит в наше время. Почему многие западные христиане так подвержены влиянию внешних сил? Стоит парламенту принять закон о допустимости однополых союзов, как протестантские общины немедленно принимают это как часть своей внутренней жизни и начинают благословлять такие «браки». Почему так происходит? Потому что в этих общинах нет того, что есть в Православной Церкви. Священное Предание, которое содержит в себе всю полноту нашей веры, является одновременно великим критерием, позволяющим отличить истину от лжи, святость от греха. Сегодня хранение веры означает способность для всех нас налагать критерий нашей веры на все, что приходит к нам извне. А что только не приходит! Каждый день новости, связанные с развитием научно-технического прогресса, – с тем, чтобы человеку было легче что-то делать, чтобы ему нужно было меньше думать, чтобы нажатием кнопки перед ним открывался весь мир, чтобы он чувствовал свое всемогущество. Но пред лицом всех этих новаций у Церкви должна оставаться способность давать мудрые и спасительные комментарии, в духе веры православной. Это и будет хранение православной веры, а лучше сказать, актуализация нашего Священного Предания по отношению к проблемам, задачам, или, как теперь говорят, вызовам современности.

Молитвословия

Тропарь преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского

глас 8

Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце,/ светозарно лучами озаряющая мир/ и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./ Днесь Небесныя силы святых Ангел/ и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./ Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/ отче преподобне Авраамие,/ Христа Бога моли непрестанно/ спасти град и люди, любезно тебе почитающия.

Кондак преподобного Авраамия, чудотворца Смоленского

глас 3

Возсия, Господи, граду Твоему/ память Твоего угодника,/ яко светлое солнце,/ радостно всех, яко лучами, озаряющи,/ паче же молитвы Пречистыя Твоей Матере/ от всех бед избавляют нас/ и упраждняют варварская шатания./ Тем мы, людие Твои и град наш, вельми хвалимся/ и спасаемся молитвами/ Твоего угодника Авраамия, преподобнаго отца.

Тропарь апостола Фаддея

глас 2

Днесь Едес град веселится,/ прием тобою Крещения баню,/ и Авгарь, страстей пременен, твою память славит./ С нимиже поем и мы:/ веселия духовнаго исполни живот наш/ и страсти исцели,/ Фаддее апостоле, молитвами твоими.

Кондак апостола Фаддея

глас 4

Яко звезду пресветлую/ Церковь тя стяжа,/ апостоле Фаддее,/ чудесы твоими всегда просвещаема,// спаси верою чтущия память твою.

Теги:
Апостол от 70-ти Фаддей
мученица Васса Алонская
преподобный Авраамий Смоленский
православный календарь

Все публикации