Седмица 13-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Пророка Самуила (XI в. до Р. Х.).
Мучеников Севира и Мемнона и с ними 37-ми мучеников (304).
Священномучеников Александра Малиновского, Льва Ершова, Владимира Четверина пресвитеров (1918); священномученика Николая Бирюкова пресвитера (1919). Обретение мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского (2005).
Пророк Самуил
Мать пророка Самуила долгое время не имела детей и дала обет, в случае рождения сына, посвятить его служению Богу. С трех лет мальчик воспитывался в храме священником Илией, возрастал духом, и благодать Божия умножалась в нем. В 12 лет он получил откровение от Бога о наказании рода Илии за нечестивое поведение его сыновей. Пророчество исполнилось не только над домом священника: филистимляне напали на Израиль, поработили народ и захватили Ковчег Завета. Вскоре святыня была возвращена, но сами израильтяне еще долго оставались под властью врагов, пока не услышали проповедь пророка Самуила и не обратились к покаянию. Самуил духовно возродил свой народ, отвратил его от идолопоклонства и вернул к исполнению заповедей Божиих.
Обретение мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского
Епископ Тобольский Гермоген (Долганев) — один из первых архиереев Русской Церкви, пострадавших от безбожной власти. Его утопили с камнем на шее в июне 1918 года в реке Тура под Тобольском. Несмотря на двухпудовый камень, тело епископа вынесло на берег. Местные жители нашли его и захоронили рядом с местом обнаружения. В могилу опустили и камень. В августе того же года честные мощи перенесли в Тобольск и погребли в склепе под Успенским собором. Владыка был канонизирован в 2000 году. А через 5 лет, при ремонте собора, его святые мощи были обретены, и ныне они почивают в Покровском кафедральном соборе Тобольска. Удивительно переплетение судьбы священномученика Гермогена с судьбами его современников. Именно он, будучи ректором Тифлисской семинарии, в 1899 году исключил из нее Иосифа Джугашвили. Владыка проклял Григория Распутина и, оказавшись в опале, был удален на Тобольскую кафедру. И он же, там, в Тобольске, подал последнее архиерейское благословение царской семье незадолго перед их и своей смертью.
Евангелие дня
В чём опасность лукавства и лживости для духовной жизни человека? Ответ на этот вопрос звучит в том отрывке из 22-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 22.
15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20 И говорит им: чье это изображение и надпись?
21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Характерная черта фарисеев, о которой нам постоянно говорит Евангелие, — это лукавство. Лукавство — это хитрость, коварство, лживость. Ситуация, описанная сегодня, — яркая иллюстрация этого недуга религиозных лидеров иудеев. Они пытаются поставить Спасителя в безвыходное положение. Если скажет, что можно давать подать — Он враг отеческой веры. Если скажет, что нельзя — он враг Рима и мятежник. Как ни крути, везде тупик. Однако Господь мудро решает эту сложную задачу, подчёркивая Своим ответом, что фарисеи мыслят слишком по земному, их преставления о духовной реальности абсолютно несостоятельны.
Важно понимать здесь одну вещь. Фарисеи не были сказочными злодеями. Для них самих то лукавство, которое они используют против Спасителя, — это вынужденная мера. Они боялись, что люди поверят Христу, пойдут за Ним, поднимут бунт против Рима и прольётся невинная кровь. И в своей системе координат они были правы. Они видели в себе спасителей народа от расправы и хранителей традиций веры от лжеучения. Поэтому их подлинное лукавство не столько в том, что они задают Христу коварные вопросы, а, скорее, в том, что они не видели, как далеко отошли от Бога. Как глубоко погрузились в ту иллюзию духовной жизни, которую сами нарисовали в своём сознании. Их ложь — это в первую очередь ложь самим себе. Невидение своего подлинного духовного состояния. Непонимание того, что они живут в вымышленном мирке. Поэтому лжецами они были с точки зрения вечности. Для окружающих и для самих себя они были честными и благородными людьми, т.к. стремились очень тщательно исполнять религиозный и гражданский закон.
Подобное лукавое состояние души — опасность, которая подстерегает всякого человека. Говорят, самая страшная ложь — это та, в которую искренне верит сам лжец. В христианской аскетической традиции подобную лживость нередко называют прелестью. Человек становится заложником иллюзий о самом себе. Он не воспринимает критику. Он считает, что его версия реальности самая верная. У него есть чёткие ответы на все вопросы. Он отказывается видеть себя со стороны. Отказывается пересматриваться свои взгляды, подвергать сомнению свои установки. Он перестаёт задавать самому себе неудобные вопросы, которые могут вывести его за пределы собственного мира. Он искренне убеждён, что его воззрения не противоречат ни традиции веры отцов, ни Священному Писанию. Формально это может быть и так. Но противоречие здесь в главном. Самой по себе вере в Бога чужд дух самоуверенности и непогрешимости. Подлинная вера — это постоянное развитие, а, следовательно, пересмотр собственных убеждений и представлений о взаимоотношениях с Богом и о том, как именно Бог действует в моей судьбе, судьбе моих близких и судьбах этого мира. Прекрасно здесь подходит сократовская аналогия: чем больше расширяется сфера моего знания, тем шире границы моего незнания. Поэтому философ и говорил, что чем больше я знаю, тем меньше я знаю. И в итоге он всегда предпочитал молчание: ведь единственное, что я могу знать на сто процентов, так это то, что ничего не знаю окончательно. Так же и в духовной жизни. Чем ближе человек к источнику вечности, чем глубже он погружается в этот Океан, тем большая бездна непознаваемости Бога и Его таинственного Промысла открывается перед ним. Тем больше он предпочитает молчание о Боге и о себе.
Именно поэтому христианская традиция делает такой акцент на внутренней работе. Духовная жизнь — это непрестанное разоблачение себя лукавого. Себя, который постоянно создаёт в собственной голове ложные преставления о собственном «я». И вместе с этим это поиск себя настоящего при помощи исполнения Евангельских заповедей. Это поиск того себя, кто живёт не по собственной правде, которая есть ни что иное, как одна из версий реальности. Это поиск того себя, кто живёт Истиной. Истиной с большой буквы. Истиной, которая есть Христос Бог. Бог вечный, неизреченный и непознаваемый в Своём Божестве. О Котором меньше подобает говорить, но больше молчать.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Паисий Святогорец о богатстве
Добрые люди не держат в своем сердце зла, но и доброту свою они не держат для самих себя. Поэтому у них нет красивых вещей, и их не волнует мирская красота. Нет умнее человека милостивого, который отдает земные, тленные вещи и покупает нетленные, небесные. И нет неразумнее лихоимца, который постоянно собирает и постоянно лишается, пока, наконец, на все собранное им состояние не купит себе ада. Те, которые теряют себя ради материальных предметов, совершенно потеряли рассудок, потому что теряют Христа. Кем обладают материальные предметы, тем всегда обладают смущение и душевное беспокойство, потому что иногда он боится, чтобы у него не забрали его вещей, а иногда — чтобы не взяли души. Скупой, повредивший свои руки сжиманием богатства, сжал свое сердце и сделал его каменным. Чтобы исцелиться, ему нужно посетить несчастных людей, почувствовать сострадание, и тогда он постепенно разожмет свои руки, а его каменное сердце смягчится и станет человеческим. И так для него отверзутся врата рая.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Мы знаем, что голос совести работает в каждом — в одном сильнее, в другом слабее. Мы знаем, что голос совести заглушить можно, потому что он уж больно травмирует, он больно мешает жить, исчезает комфорт, покой. Если совершил человек что-то злое, Божий голос внутри него — голос совести — мешает ему быть спокойным. Современные люди научились этот голос тушить, у них есть свой «огнетушитель» — либо пьянство, либо наркотики, либо самовнушение, в основе которого сравнение себя с другими людьми: я что, хуже других, что ли?! <…> Если так легко заглушить голос совести, то что может помочь его сохранить? И здесь мы говорим: вера православная, наша вера. Она помогает сохранить понимание закона Божиего, потому что он не только там, в душе, написан, он еще и буквами написан. Откроешь Евангелие, прочитаешь — и соприкоснешься с этими обжигающими словами…
Заповеди Божии
Бог даёт нам жизнь и образ жизни. Заповеди Божии — внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему у человека вследствие грехопадения внутреннему ориентиру — совести.
Цель христианской жизни состоит в обретении совершенной любви. Бог выразил Свою любовь к нам через самопожертвование. Как же нам выразить свою веру (верность) и ответную любовь к Богу? Бог ответил нам на этот вопрос так: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15). И обещает таковым: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин.15:10).
Синонимом слова грех является слово беззаконие, например, «И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие моё…» (Пс.50), ап. Иоанн — «Грех есть беззаконие!» (1Ин.3:4). Беззаконие — нарушение божественного закона, заповедей.
Считать себя христианином и не знать заповедей — самообман. Апостол Иоанн это выразил так: Что мы познали Бога, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины. Естественно, чтобы их соблюдать, нужно их знать. Не зная Правил дорожного движения, невозможно ездить безаварийно.
Действенность заповедей (духовных законов) не ограничивается тем, согласен с ними человек или нет. Они «работают», как и законы физического мира.
Молитвословия
Тропарь пророка Самуила
глас 2
Дар многочестен дан бысть неплодней утробе/ и принесен в жертву, яко всесожжение благоприятно, Господеви своему,/ послужив Тому в преподобии и правде,/ тем тя почитаем, пророче Божий Самуиле,// яко молитвенника о душах наших.
Кондак пророка Самуила
глас 8
Яко многочестный дар, прежде зачатия вдан Богу,/ и из млада Тому, яко Ангел, послужил еси, всеблаженне,/ и сподобился еси предбудущая вещати./ Темже вопием ти:// радуйся, пророче Божий Самуиле, архиерею великий.