Церковный календарь

2 сентября. Память пророка Самуила

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 сентября. Память пророка Самуила

12-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 20 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Самуила (XI в. до Р. Х.).

Мучеников Севира и Мемнона и с ними 37-ми мучеников (304).

Священномучеников Александра Малиновского, Льва Ершова, Владимира Четверина пресвитеров (1918); священномученика Николая Бирюкова пресвитера (1919). Обретение мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского (2005).

Пророк Самуил

Мать пророка Самуила долгое время не имела детей и дала обет, в случае рождения сына, посвятить его служению Богу. С трех лет мальчик воспитывался в храме священником Илией, возрастал духом, и благодать Божия умножалась в нем. В 12 лет он получил откровение от Бога о наказании рода Илии за нечестивое поведение его сыновей. Пророчество исполнилось не только над домом священника: филистимляне напали на Израиль, поработили народ и захватили Ковчег Завета. Вскоре святыня была возвращена, но сами израильтяне еще долго оставались под властью врагов, пока не услышали проповедь пророка Самуила и не обратились к покаянию. Самуил духовно возродил свой народ, отвратил его от идолопоклонства и вернул к исполнению заповедей Божиих.

Обретение мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского

Епископ Тобольский Гермоген (Долганев) — один из первых архиереев Русской Церкви, пострадавших от безбожной власти. Его утопили с камнем на шее в июне 1918 года в реке Тура под Тобольском. Несмотря на двухпудовый камень, тело епископа вынесло на берег. Местные жители нашли его и захоронили рядом с местом обнаружения. В могилу опустили и камень. В августе того же года честные мощи перенесли в Тобольск и погребли в склепе под Успенским собором. Владыка был канонизирован в 2000 году. А через 5 лет, при ремонте собора, его святые мощи были обретены, и ныне они почивают в Покровском кафедральном соборе Тобольска. Удивительно переплетение судьбы священномученика Гермогена с судьбами его современников. Именно он, будучи ректором Тифлисской семинарии, в 1899 году исключил из нее Иосифа Джугашвили. Владыка проклял Григория Распутина и, оказавшись в опале, был удален на Тобольскую кафедру. И он же, там, в Тобольске, подал последнее архиерейское благословение царской семье незадолго перед их и своей смертью.

Священное Писание

2 Кор., 179 зач., V, 10-15

10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.

11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.

12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.

13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.

14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.

15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.

Мк., 2 зач., I, 9-15

9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 5, 10-15; Мк. 1, 9-15

Господь начал проповедь Свою так: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не «покайтесь и веруйте», а «исходите на суд». Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века — смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? — и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода.

Паисий Святогорец о богатстве

Добрые люди не держат в своем сердце зла, но и доброту свою они не держат для самих себя. Поэтому у них нет красивых вещей, и их не волнует мирская красота. Нет умнее человека милостивого, который отдает земные, тленные вещи и покупает нетленные, небесные. И нет неразумнее лихоимца, который постоянно собирает и постоянно лишается, пока, наконец, на все собранное им состояние не купит себе ада. Те, которые теряют себя ради материальных предметов, совершенно потеряли рассудок, потому что теряют Христа. Кем обладают материальные предметы, тем всегда обладают смущение и душевное беспокойство, потому что иногда он боится, чтобы у него не забрали его вещей, а иногда — чтобы не взяли души. Скупой, повредивший свои руки сжиманием богатства, сжал свое сердце и сделал его каменным. Чтобы исцелиться, ему нужно посетить несчастных людей, почувствовать сострадание, и тогда он постепенно разожмет свои руки, а его каменное сердце смягчится и станет человеческим. И так для него отверзутся врата рая.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Никто не может сказать: Я принужден совершать зло. Даже тех, кто живет в условиях диктатуры, в условиях рабства, никто не может принудить творить зло, — всегда должно хватать ума, воли и сил совершать добро. Но ведь чаще всего никто и не принуждает — мы и без того с легкостью поддаемся соблазну. Хотим жить лучше? Трудись, и то, что тебе приносит твой труд, используй во благо. Но этого кажется мало, человеку хочется иметь как можно больше, и он переступает черту и начинает добывать деньги нечестным способом, хотя никакого счастья они не приносят. Или, например, никто не принуждает нас говорить неправду, а мы все равно говорим, опасаясь за свою карьеру или желая понравиться большинству. Мы боимся сказать правду и лжем. Или мы изменяем своим принципам, предаем близкого человека, проявляем коварство — опять-таки свободно, не по принуждению. И хотя мы всегда находим оправдание, мы сами сознаем, что могли поступить иначе.

Молитвословия

Тропарь пророка Самуила

глас 2

Дар многочестен дан бысть неплодней утробе/ и принесен в жертву, яко всесожжение благоприятно, Господеви своему,/ послужив Тому в преподобии и правде,/ тем тя почитаем, пророче Божий Самуиле,// яко молитвенника о душах наших.

Кондак пророка Самуила

глас 8

Яко многочестный дар, прежде зачатия вдан Богу,/ и из млада Тому, яко Ангел, послужил еси, всеблаженне,/ и сподобился еси предбудущая вещати./ Темже вопием ти:// радуйся, пророче Божий Самуиле, архиерею великий.

Теги:
Пророк Самуил
священномученик Гермоген Тобольский
православный календарь

Все публикации