Церковный календарь

2 сентября. Память пророка Самуила

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 сентября. Память пророка Самуила

13-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 20 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Самуила (XI в. до Р. Х.).

Мучеников Севира и Мемнона и с ними 37-ми мучеников (304).

Священномучеников Александра Малиновского, Льва Ершова, Владимира Четверина пресвитеров (1918); священномученика Николая Бирюкова пресвитера (1919). Обретение мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского (2005).

Пророк Самуил

Мать пророка Самуила долгое время не имела детей и дала обет, в случае рождения сына, посвятить его служению Богу. С трех лет мальчик воспитывался в храме священником Илией, возрастал духом, и благодать Божия умножалась в нем. В 12 лет он получил откровение от Бога о наказании рода Илии за нечестивое поведение его сыновей. Пророчество исполнилось не только над домом священника: филистимляне напали на Израиль, поработили народ и захватили Ковчег Завета. Вскоре святыня была возвращена, но сами израильтяне еще долго оставались под властью врагов, пока не услышали проповедь пророка Самуила и не обратились к покаянию. Самуил духовно возродил свой народ, отвратил его от идолопоклонства и вернул к исполнению заповедей Божиих.

Обретение мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского

Епископ Тобольский Гермоген (Долганев) — один из первых архиереев Русской Церкви, пострадавших от безбожной власти. Его утопили с камнем на шее в июне 1918 года в реке Тура под Тобольском. Несмотря на двухпудовый камень, тело епископа вынесло на берег. Местные жители нашли его и захоронили рядом с местом обнаружения. В могилу опустили и камень. В августе того же года честные мощи перенесли в Тобольск и погребли в склепе под Успенским собором. Владыка был канонизирован в 2000 году. А через 5 лет, при ремонте собора, его святые мощи были обретены, и ныне они почивают в Покровском кафедральном соборе Тобольска. Удивительно переплетение судьбы священномученика Гермогена с судьбами его современников. Именно он, будучи ректором Тифлисской семинарии, в 1899 году исключил из нее Иосифа Джугашвили. Владыка проклял Григория Распутина и, оказавшись в опале, был удален на Тобольскую кафедру. И он же, там, в Тобольске, подал последнее архиерейское благословение царской семье незадолго перед их и своей смертью.

Священное Писание

2 Кор., 189 зач., IX, 12 — X, 7

12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; 13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, 14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.

15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

Глава 10

1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.

2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.

3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.

4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы 5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, 6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.

7 На личность ли смо́трите? || Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

Мк., 13 зач., III, 20-27

20 Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть.

21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.

22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.

23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?

24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́; 25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; 26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.

27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Мк. З, 20-27

«Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то». Пока внутри качествует единомыслие лукавства греховного, крепко бывает в нас царство тьмы и греха; но когда благодать Божия плененную грехом часть духа привлечет к себе, освободив ее из плена, тогда происходит внутри разделение: грех на одной стороне, добро на другой. Коль скоро, вследствие этого возбуждения, сознанием и свободою человек сочетается с добром, грех теряет всякую опору и идет к разложению. Постоянство в принятом добром намерении и терпение в трудах по нему, совсем расстраивают грех и истребляют. Тогда начинается царство добра внутри, и стоит, пока не вкрадется какое-либо злое помышление и, привлекши к себе произволение, не произведет снова разделения. Дай только ход зародившемуся греховному побуждению, сочетайся с ним и произведи его в дело — опять начнет добро слабеть, а зло расти, пока совсем его не истребит. Это почти непрерывная история внутренней жизни у тех, которые слабосерды и не имеют твердого нрава.

Паисий Святогорец о богатстве

Добрые люди не держат в своем сердце зла, но и доброту свою они не держат для самих себя. Поэтому у них нет красивых вещей, и их не волнует мирская красота. Нет умнее человека милостивого, который отдает земные, тленные вещи и покупает нетленные, небесные. И нет неразумнее лихоимца, который постоянно собирает и постоянно лишается, пока, наконец, на все собранное им состояние не купит себе ада. Те, которые теряют себя ради материальных предметов, совершенно потеряли рассудок, потому что теряют Христа. Кем обладают материальные предметы, тем всегда обладают смущение и душевное беспокойство, потому что иногда он боится, чтобы у него не забрали его вещей, а иногда — чтобы не взяли души. Скупой, повредивший свои руки сжиманием богатства, сжал свое сердце и сделал его каменным. Чтобы исцелиться, ему нужно посетить несчастных людей, почувствовать сострадание, и тогда он постепенно разожмет свои руки, а его каменное сердце смягчится и станет человеческим. И так для него отверзутся врата рая.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Никто не может сказать: Я принужден совершать зло. Даже тех, кто живет в условиях диктатуры, в условиях рабства, никто не может принудить творить зло, — всегда должно хватать ума, воли и сил совершать добро. Но ведь чаще всего никто и не принуждает — мы и без того с легкостью поддаемся соблазну. Хотим жить лучше? Трудись, и то, что тебе приносит твой труд, используй во благо. Но этого кажется мало, человеку хочется иметь как можно больше, и он переступает черту и начинает добывать деньги нечестным способом, хотя никакого счастья они не приносят. Или, например, никто не принуждает нас говорить неправду, а мы все равно говорим, опасаясь за свою карьеру или желая понравиться большинству. Мы боимся сказать правду и лжем. Или мы изменяем своим принципам, предаем близкого человека, проявляем коварство — опять-таки свободно, не по принуждению. И хотя мы всегда находим оправдание, мы сами сознаем, что могли поступить иначе.

Заповеди Божии

Бог даёт нам жизнь и образ жизни. Заповеди Божии — внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему у человека вследствие грехопадения внутреннему ориентиру – совести.

Цель христианской жизни состоит в обретении совершенной любви. Бог выразил Свою любовь к нам через самопожертвование. Как же нам выразить свою веру (верность) и ответную любовь к Богу? Бог ответил нам на этот вопрос так: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15). И обещает таковым: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин.15:10).

Синонимом слова грех является слово беззаконие, например, «И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие моё…» (Пс.50), ап. Иоанн — «Грех есть беззаконие!» (1Ин.3:4).  Беззаконие — нарушение божественного закона, заповедей.

Считать себя христианином и не знать заповедей — самообман. Апостол Иоанн это выразил так: Что мы познали Бога, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины. Естественно, чтобы их соблюдать, нужно их знать. Не зная Правил дорожного движения, невозможно ездить безаварийно.

Действенность заповедей (духовных законов) не ограничивается тем, согласен с ними человек или нет. Они «работают», как и законы физического мира.

Молитвословия

Тропарь пророка Самуила

глас 2

Дар многочестен дан бысть неплодней утробе/ и принесен в жертву, яко всесожжение благоприятно, Господеви своему,/ послужив Тому в преподобии и правде,/ тем тя почитаем, пророче Божий Самуиле,// яко молитвенника о душах наших.

Кондак пророка Самуила

глас 8

Яко многочестный дар, прежде зачатия вдан Богу,/ и из млада Тому, яко Ангел, послужил еси, всеблаженне,/ и сподобился еси предбудущая вещати./ Темже вопием ти:// радуйся, пророче Божий Самуиле, архиерею великий.

Теги:
Пророк Самуил
священномученик Гермоген Тобольский
православный календарь

Все публикации