Церковный календарь

2 сентября. Память пророка Самуила

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 сентября. Память пророка Самуила

Седмица 12-я по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 20 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Пророка Самуила (XI в. до Р. Х.).

Мучеников Севира и Мемнона и с ними 37-ми мучеников (304).

Священномучеников Александра Малиновского, Льва Ершова, Владимира Четверина пресвитеров (1918); священномученика Николая Бирюкова пресвитера (1919). Обретение мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского (2005).

Пророк Самуил

Мать пророка Самуила долгое время не имела детей и дала обет, в случае рождения сына, посвятить его служению Богу. С трех лет мальчик воспитывался в храме священником Илией, возрастал духом, и благодать Божия умножалась в нем. В 12 лет он получил откровение от Бога о наказании рода Илии за нечестивое поведение его сыновей. Пророчество исполнилось не только над домом священника: филистимляне напали на Израиль, поработили народ и захватили Ковчег Завета. Вскоре святыня была возвращена, но сами израильтяне еще долго оставались под властью врагов, пока не услышали проповедь пророка Самуила и не обратились к покаянию. Самуил духовно возродил свой народ, отвратил его от идолопоклонства и вернул к исполнению заповедей Божиих.

Обретение мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского

Епископ Тобольский Гермоген (Долганев) — один из первых архиереев Русской Церкви, пострадавших от безбожной власти. Его утопили с камнем на шее в июне 1918 года в реке Тура под Тобольском. Несмотря на двухпудовый камень, тело епископа вынесло на берег. Местные жители нашли его и захоронили рядом с местом обнаружения. В могилу опустили и камень. В августе того же года честные мощи перенесли в Тобольск и погребли в склепе под Успенским собором. Владыка был канонизирован в 2000 году. А через 5 лет, при ремонте собора, его святые мощи были обретены, и ныне они почивают в Покровском кафедральном соборе Тобольска. Удивительно переплетение судьбы священномученика Гермогена с судьбами его современников. Именно он, будучи ректором Тифлисской семинарии, в 1899 году исключил из нее Иосифа Джугашвили. Владыка проклял Григория Распутина и, оказавшись в опале, был удален на Тобольскую кафедру. И он же, там, в Тобольске, подал последнее архиерейское благословение царской семье незадолго перед их и своей смертью.

Священное Писание

2 Кор., 184 зач., VII, 10-16

10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.

12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.

13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.

14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною; 15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.

16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.

Мк., 9 зач., II, 18-22

18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, 20 но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 1, 26-29; Мф. 20, 29-34

Два слепца Иерихонские вопиют, и Господь возвращает им зрение. Но разве только эти одни слепцы были в местах тех? Конечно, нет. Отчего же эти получили прозрение, а другие нет? Оттого, что не вопияли: а не вопияли оттого, что не имели упования; упования же не имели оттого, что не угождали Богу; Богу не угождали оттого, что мало веровали. К кому придет настоящая вера, тот в ту же минуту начнет угождать Богу; а с угождением Богу начнет входить и упование; а от всего этого - молитва, вынуждающая всякую помощь свыше. Таким уж отказа не бывает. Да они и просить умеют, и верно знают, что просить должно, и меру прошения понимают, и неотступность терпеливую в молитве держат. Все это непременно надо, чтобы иметь успех; сама по себе молитва слабокрыла.

Паисий Святогорец о богатстве

Добрые люди не держат в своем сердце зла, но и доброту свою они не держат для самих себя. Поэтому у них нет красивых вещей, и их не волнует мирская красота. Нет умнее человека милостивого, который отдает земные, тленные вещи и покупает нетленные, небесные. И нет неразумнее лихоимца, который постоянно собирает и постоянно лишается, пока, наконец, на все собранное им состояние не купит себе ада. Те, которые теряют себя ради материальных предметов, совершенно потеряли рассудок, потому что теряют Христа. Кем обладают материальные предметы, тем всегда обладают смущение и душевное беспокойство, потому что иногда он боится, чтобы у него не забрали его вещей, а иногда — чтобы не взяли души. Скупой, повредивший свои руки сжиманием богатства, сжал свое сердце и сделал его каменным. Чтобы исцелиться, ему нужно посетить несчастных людей, почувствовать сострадание, и тогда он постепенно разожмет свои руки, а его каменное сердце смягчится и станет человеческим. И так для него отверзутся врата рая.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем, что голос совести работает в каждом – в одном сильнее, в другом слабее. Мы знаем, что голос совести заглушить можно, потому что он уж больно травмирует, он больно мешает жить, исчезает комфорт, покой. Если совершил человек что-то злое, Божий голос внутри него – голос совести – мешает ему быть спокойным. Современные люди научились этот голос тушить, у них есть свой «огнетушитель» – либо пьянство, либо наркотики, либо самовнушение, в основе которого сравнение себя с другими людьми: я что, хуже других, что ли?! <…> Если так легко заглушить голос совести, то что может помочь его сохранить? И здесь мы говорим: вера православная, наша вера. Она помогает сохранить понимание закона Божиего, потому что он не только там, в душе, написан, он еще и буквами написан. Откроешь Евангелие, прочитаешь – и соприкоснешься с этими обжигающими словами…

Заповеди Божии

Бог даёт нам жизнь и образ жизни. Заповеди Божии — внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему у человека вследствие грехопадения внутреннему ориентиру – совести.

Цель христианской жизни состоит в обретении совершенной любви. Бог выразил Свою любовь к нам через самопожертвование. Как же нам выразить свою веру (верность) и ответную любовь к Богу? Бог ответил нам на этот вопрос так: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15). И обещает таковым: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин.15:10).

Синонимом слова грех является слово беззаконие, например, «И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие моё…» (Пс.50), ап. Иоанн — «Грех есть беззаконие!» (1Ин.3:4).  Беззаконие — нарушение божественного закона, заповедей.

Считать себя христианином и не знать заповедей — самообман. Апостол Иоанн это выразил так: Что мы познали Бога, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины. Естественно, чтобы их соблюдать, нужно их знать. Не зная Правил дорожного движения, невозможно ездить безаварийно.

Действенность заповедей (духовных законов) не ограничивается тем, согласен с ними человек или нет. Они «работают», как и законы физического мира.

Молитвословия

Тропарь пророка Самуила

глас 2

Дар многочестен дан бысть неплодней утробе/ и принесен в жертву, яко всесожжение благоприятно, Господеви своему,/ послужив Тому в преподобии и правде,/ тем тя почитаем, пророче Божий Самуиле,// яко молитвенника о душах наших.

Кондак пророка Самуила

глас 8

Яко многочестный дар, прежде зачатия вдан Богу,/ и из млада Тому, яко Ангел, послужил еси, всеблаженне,/ и сподобился еси предбудущая вещати./ Темже вопием ти:// радуйся, пророче Божий Самуиле, архиерею великий.

Теги:
Пророк Самуил
священномученик Гермоген Тобольский
православный календарь

Все публикации