Церковный календарь

1 сентября. Празднование в честь Донской иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
1 сентября. Празднование в честь Донской иконы Божией Матери

Неделя 11-я по Пятидесятнице
Поста нет. 19 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников (284–305).

Святителя Питирима, епископа Великопермского (1455). Мучеников Тимофея, Агапия и Феклы (ок. 304). Собор Московских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 26 августа).

Святителя Николая Лебедева исповедника, пресвитера (1933).

Донской (празднество установлено в память избавления Москвы от татарского нашествия в 1591 г.) и именуемой «Прибавление ума» (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 15 августа) икон Божией Матери.

Мученик Андрей Стратилат

Мученик Андрей был начальником отряда римских войск, воевавших с персами. Когда отряд столкнулся с численно превосходившим его противником, святой Андрей, склонявшийся к христианству, приказал солдатам призывать на помощь Бога христиан и победил. Святого арестовали за проповедь, но цезарь Максимиан побоялся предать смерти прославленного воина и решил тайно убить Андрея и его воинов, предварительно освободив их. После освобождения святой Андрей вместе со своими 2593 подчинёнными отправился в город Тарс к епископу Петру, где все они приняли святое Крещение, и удалились в Киликию. Командующий римскими войсками этой области Селевк получил повеление догнать и уничтожить отряд святого. Святой Андрей с дружиной могли легко отразить натиск Селевка, но предпочли добровольно предаться в руки убийц.

Святитель Питирим, епископ Великопермский

Святитель Питирим, епископ Великопермский, был избран на Пермскую кафедру в середине XV века, после мученической кончины святителя Герасима Пермского. Святитель Питирим проповедовал среди языческого населения, кочевавшего по притокам реки Печоры. Он обратил в христианство многих кочевниковвогулов, чем возбудил гнев их предводителя Асыки. Когда святой совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды, коварный язычник убил кроткого миссионера. Святитель Питирим весьма почитал святителя Алексия, митрополита Московского, и написал ему канон. Основная тема канона — обретение мощей святителя Алексия в 1438 году, свидетелем которого был и сам Пермский святитель. Некоторые песни канона имеют троичны, то есть тропари в честь Святой Троицы, что редко встречается в русских службах.

Донская икона Божией Матери

В 1591 году «скверный пёс, крымский царь Казы-Гирей, собрал громадные силы, призвав воинов не только своего, но и разных других племён, и двинулись эти безумные рати, помчались, словно хищные волки, собираясь растерзать христоименитое стадо разумных овец, похваляясь и кичась и хулу изрекая на Бога нашего, намереваясь захватить отеческое наследие благочестивого царя Феодора Иоанновича». Казы-Гирей подошёл к Москве и расположился на Воробьёвых горах. Тогда царь Феодор Иоаннович предложил Патриарху Иову отслужить молебен перед Донской иконой Божией Матери, крестным ходом обнести её вокруг Кремля, а затем поставить в походную церковь Преподобного Сергия Радонежского, находящуюся в русском лагере. Перед иконой совершались непрестанные молебствия с участием царя и предводителей русского воинства. После первого сражения хан неожиданно отступил от московских пределов. В память о заступничестве Пресвятой Богородицы на месте походной церкви основали Донской монастырь.

Священное Писание

1 Кор., 141 зач., IX, 2-12

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; || ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

3 Вот мое защищение против осуждающих меня.

4 Или мы не имеем власти есть и пить?

5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?

6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?

7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?

9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?

10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.

11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

Мф., 77 зач., XVIII, 23-35

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 9, 2-12; Мф. 18, 23-35

Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!. . Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь — не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, — и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, — и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение — притчу о двух должниках. Притча заканчивается тем, что друзья несчастного, который оказался в долговой тюрьме, пришли к царю и сказали: ты простил, а этот человек отправил в тюрьму того, кто был ему должен совсем небольшую сумму денег. Тогда государь призвал своего должника и отдал его истязателям, с тем чтобы его пытали, пока не отдаст долг. И Господь наш Иисус Христос заключает: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35). Это не человеческие слова, это не какой-нибудь философ написал, — это Сам Бог нам говорит. Если вы хотите обрести счастье, полноту жизни, избежать истязаний в этом мире и в жизни будущего века, умейте прощать людям.

Молитвословия

Тропарь мученика Андрея Стратилата

глас 5

Земнаго сана славу оставив,/ Небесное Царство наследовал еси,/ кровными каплями, яко пречудным камением,/ нетленныя венцы украсил еси/ и ко Христу привел еси собор страстотерпец./ С лики ангельскими в невечернем свете/ незаходимаго Солнца Христа обрел еси,/ святе Андрее Стратилате,/ Егоже моли с пострадавшими с тобою присно,// да спасет души наша.

Кондак мученика Андрея Стратилата

глас 4

В молитвах Господеви предстоя,/ якоже звезда солнцу предтекий,/ и желаемое сокровище Царствия узрел еси,/ радости неизреченныя исполняяся./ Безсмертному Царю в безконечныя веки,/ от Ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате,// с нимиже молися непрестанно о всех нас.

Тропарь святителя Питирима, епископа Великопермского

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и милости сокровище,/ архиереев украшение,/ людей зырянских наставниче,/ святителю Питириме,/ душу свою за Христа положивый,/ моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех/ любовию чтущих память твою.

Кондак святителя Питирима, епископа Великопермского

глас 3

Монашескими добродетельми/ во обители святителя Алексия первее украсився/ и прославлению того послужив,/ пастырь явился еси людем зырянским/ и, яко агнец чист, принеслся еси Слову Началопастырю,/ мученик быв, Питириме святителю всехвальне./ Темже торжествуем вси любовию/ Божественную память твою.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Донской

глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая,/ Пречистая Богородице Дево!/ Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим,/ да, якоже древле от него заступление Твое/ граду Москве даровала еси,/ тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави// и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Донской

глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь Собора Московских святых

глас 4

Днесь пророчество святителя Петра/ пред очами нашими сбывается,/ сердце бо России град Москва/ свыше славу велию приемлет,/ украшаем, яко бисером честным,/ многим сонмом Божиих угодников;/ к нимже мы любовию возопиим:/ о, пречуднии святителие,/ исповедницы и мученицы новии,/ благовернии князие, преподобнии отцы,/ и премудрии юродивии,/ и вси святии, знаемии и незнаемии,/ яко благочестия столпи,/ молите Христа Бога/ стране нашей в мире спастися.

Кондак Собора Московских святых

глас 3

Возвеличися ныне, граде Москво,/ велиих даров духовных сподобляющися,/ яко сокровищница пречестная/ святыням и мощем угодник Божиих/ и отечество возлюбленное многим святым,/ к их же помощи усердно прибегаем:/ о святых Московских дивный сонме,/ вашими ученьми и деяньми/ вкупе и страданьми за Христа,/ души наша просветите/ и спасения нам присно будите ходатаи.

Теги:
Мученик Андрей Стратилат
священномученик Питирим Великопермский
православный календарь

Все публикации