Церковный календарь

1 сентября. Празднование в честь Донской иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
1 сентября. Празднование в честь Донской иконы Божией Матери

Cедмица 12-я по Пятидесятнице
Поста нет.. 19 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников (284–305).

Святителя Питирима, епископа Великопермского (1455). Мучеников Тимофея, Агапия и Феклы (ок. 304). 

Святителя Николая Лебедева исповедника, пресвитера (1933).

Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татарского нашествия в 1591 г.).

Мученик Андрей Стратилат

Мученик Андрей был начальником отряда римских войск, воевавших с персами. Когда отряд столкнулся с численно превосходившим его противником, святой Андрей, склонявшийся к христианству, приказал солдатам призывать на помощь Бога христиан и победил. Святого арестовали за проповедь, но цезарь Максимиан побоялся предать смерти прославленного воина и решил тайно убить Андрея и его воинов, предварительно освободив их. После освобождения святой Андрей вместе со своими 2593 подчинёнными отправился в город Тарс к епископу Петру, где все они приняли святое Крещение, и удалились в Киликию. Командующий римскими войсками этой области Селевк получил повеление догнать и уничтожить отряд святого. Святой Андрей с дружиной могли легко отразить натиск Селевка, но предпочли добровольно предаться в руки убийц.

Святитель Питирим, епископ Великопермский

Святитель Питирим, епископ Великопермский, был избран на Пермскую кафедру в середине XV века, после мученической кончины святителя Герасима Пермского. Святитель Питирим проповедовал среди языческого населения, кочевавшего по притокам реки Печоры. Он обратил в христианство многих кочевниковвогулов, чем возбудил гнев их предводителя Асыки. Когда святой совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды, коварный язычник убил кроткого миссионера. Святитель Питирим весьма почитал святителя Алексия, митрополита Московского, и написал ему канон. Основная тема канона — обретение мощей святителя Алексия в 1438 году, свидетелем которого был и сам Пермский святитель. Некоторые песни канона имеют троичны, то есть тропари в честь Святой Троицы, что редко встречается в русских службах.

Донская икона Божией Матери

В 1591 году «скверный пёс, крымский царь Казы-Гирей, собрал громадные силы, призвав воинов не только своего, но и разных других племён, и двинулись эти безумные рати, помчались, словно хищные волки, собираясь растерзать христоименитое стадо разумных овец, похваляясь и кичась и хулу изрекая на Бога нашего, намереваясь захватить отеческое наследие благочестивого царя Феодора Иоанновича». Казы-Гирей подошёл к Москве и расположился на Воробьёвых горах. Тогда царь Феодор Иоаннович предложил Патриарху Иову отслужить молебен перед Донской иконой Божией Матери, крестным ходом обнести её вокруг Кремля, а затем поставить в походную церковь Преподобного Сергия Радонежского, находящуюся в русском лагере. Перед иконой совершались непрестанные молебствия с участием царя и предводителей русского воинства. После первого сражения хан неожиданно отступил от московских пределов. В память о заступничестве Пресвятой Богородицы на месте походной церкви основали Донской монастырь.

Священное Писание

2 Кор., 183 зач., VII, 1-10

1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, || очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.

3 Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить.

4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.

5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи.

6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, 7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.

8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то́ опечалило вас, впрочем на время.

9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.

10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

Мк., 5 зач., I, 29-35

29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.

30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.

31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.

32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.

33 И весь город собрался к дверям.

34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.

35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 7, 1-10; Мк. 1, 29-35

 «Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать на молитву, в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух; потому сама собою просится, чтоб пустили ее туда, где вся ее отрада, перед лицо Отца небесного, в сообщество ангелов и святых. В это время удобнее ей это делать, чем после, когда уж налягут на нее заботы дня. Все Господь устраивает. Надо от Него принять благословение на дела, вразумление нужное и подкрепление необходимое. И спеши пораньше, пока ничто не мешает, наедине вознестись к Господу умом и сердцем и исповедать Ему нужды свои, намерения свои, и испросить Его помощь. Настроившись молитвою и богомыслием, с первых минут дня, целый день потом проведешь в благоговеинстве и страхе Божием, с мыслями собранными. Отсюда — осмотрительность, степенность и стройность в делах и взаимных отношениях. Это награда за труд, на который понудишь себя в утреннем уединении. Это и для житейских людей, стало быть, мера благоразумия, а не что-либо чуждое их целям.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В труде учителя есть два важнейших элемента. Во-первых, это пример, неотделимый от нравственного авторитета. Во всем без исключения педагог должен стараться быть образцом для своих учеников. Во-вторых, учитель призван относиться к воспитанникам с любовью. Только при этом условии в юных сердцах зародятся тяга к знаниям и желание следовать примеру учителя. Мне доводилось говорить с людьми уже немолодыми, состоявшимися в жизни, которые с огромным уважением и благодарностью вспоминали своих школьных учителей. Личность настоящего учителя оставляет добрый след, который остается с учениками навсегда. Поэтому так важно, чтобы учитель не останавливался на достигнутом, пребывал в непрестанном процессе духовного, профессионального и интеллектуального роста.

О содержании Символа веры

Кого из лиц Святой Троицы можно именовать Вседержителем? Символ веры: Отец – Вседержитель, Сын – Вседержитель, Дух Святой – Вседержитель; впрочем, не Три Вседержителя, но Един Вседержитель. Вспомним вечернее молитвенное правило: Вседержителю, Слово Отчее…

Как понять: седяща одесную (справа от) Отца? У Бога нет ни левой, ни правой стороны, Он наполняет всё Собою, потому что мир видимый пространственно ограничен, а Бог предела не имеет.  Это выражение следует понимать так, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом (как Бог) и имеет высочайшее достоинство, как Человек.

Почему седяща, а не стояща (как в Деян.7:56, где подчёркивается поддержка первомученика Стефана Христом)? В Символе веры подчёркивается, что Христос уже совершил наше спасение (искупление).

Что значит Господа животворящего? Самобытного – имеющего причину бытия в Самом Себе (Он – Сама Жизнь), являющегося источником бытия для всего сотворенного Им. Самобытность Христа, как Бога, отмечается на иконах греческим словом ὁ ὤν, вписанным в Его нимб.

Кто из людей упоминается в Символе веры? Дева Мария и Понтий Пилат. Префект упоминается для того, чтобы подчеркнуть историчность казни Спасителя.

Говорит ли Символ веры о том, сколько раз можно принимать Таинство Крещения? Да, единожды. Едино Крещение переводится как единственное. Даже, если Таинство Крещения совершено не полным погружением, оно считается совершённым.

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Донской

глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая,/ Пречистая Богородице Дево!/ Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим,/ да, якоже древле от него заступление Твое/ граду Москве даровала еси,/ тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави// и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Донской

глас 8

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Донской

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

Тропарь мученика Андрея Стратилата

глас 5

Земнаго сана славу оставив,/ Небесное Царство наследовал еси,/ кровными каплями, яко пречудным камением,/ нетленныя венцы украсил еси/ и ко Христу привел еси собор страстотерпец./ С лики ангельскими в невечернем свете/ незаходимаго Солнца Христа обрел еси,/ святе Андрее Стратилате,/ Егоже моли с пострадавшими с тобою присно,// да спасет души наша.

Кондак мученика Андрея Стратилата

глас 4

В молитвах Господеви предстоя,/ якоже звезда солнцу предтекий,/ и желаемое сокровище Царствия узрел еси,/ радости неизреченныя исполняяся./ Безсмертному Царю в безконечныя веки,/ от Ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате,// с нимиже молися непрестанно о всех нас.

Тропарь святителя Питирима, епископа Великопермского

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и милости сокровище,/ архиереев украшение,/ людей зырянских наставниче,/ святителю Питириме,/ душу свою за Христа положивый,/ моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех/ любовию чтущих память твою.

Кондак святителя Питирима, епископа Великопермского

глас 3

Монашескими добродетельми/ во обители святителя Алексия первее украсився/ и прославлению того послужив,/ пастырь явился еси людем зырянским/ и, яко агнец чист, принеслся еси Слову Началопастырю,/ мученик быв, Питириме святителю всехвальне./ Темже торжествуем вси любовию/ Божественную память твою.

Тропарь Собора Московских святых

глас 4

Днесь пророчество святителя Петра/ пред очами нашими сбывается,/ сердце бо России град Москва/ свыше славу велию приемлет,/ украшаем, яко бисером честным,/ многим сонмом Божиих угодников;/ к нимже мы любовию возопиим:/ о, пречуднии святителие,/ исповедницы и мученицы новии,/ благовернии князие, преподобнии отцы,/ и премудрии юродивии,/ и вси святии, знаемии и незнаемии,/ яко благочестия столпи,/ молите Христа Бога/ стране нашей в мире спастися.

Кондак Собора Московских святых

глас 3

Возвеличися ныне, граде Москво,/ велиих даров духовных сподобляющися,/ яко сокровищница пречестная/ святыням и мощем угодник Божиих/ и отечество возлюбленное многим святым,/ к их же помощи усердно прибегаем:/ о святых Московских дивный сонме,/ вашими ученьми и деяньми/ вкупе и страданьми за Христа,/ души наша просветите/ и спасения нам присно будите ходатаи.

Теги:
Мученик Андрей Стратилат
священномученик Питирим Великопермский
православный календарь

Все публикации