25 августа. Память священномученика Александра, епископа Команского

112
Фото

Седмица 12-я по Пятидесятнице
Успенский пост.

В этот день совершается память:

Мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними (305—306).

Священномученика Александра, епископа Команского (III). Мучеников Памфила и Капитона.

Преподобномучеников Белогорских: Варлаама Коноплева, Антония Арапова, Сергия Вершинина, Илии Попова, Вячеслава Косожилина, Иоасафа Сабанцева, Иоанна Новоселова, Виссариона Окулова, Михея Подкорытова, Матфея Банникова, Евфимия Короткова, Варнавы Надеждина, Гермогена Боярышнева, Аркадия Носкова, Евфимия Шаршилова, Маркелла Шаврина, Иоанна Ротнова, Сергия Саматова, Димитрия Созинова, Саввы Колмогорова, Иакова Старцева, Петра Рочева, Иакова Данилова, Александра Арапова, Феодора Белкина, Алексия Короткова и Петра (1918); священномученика Василия Инфантьева пресвитера (1918); священномученика Леонида Бирюковича, Иоанна Никольского и Николая Доброумова пресвитеров (1937).

Память епископа Симбирского и Сызранского Варсонофия (Охотина). Выпускник Казанской духовной академии (1854), ее почетный член (1892). Монашество и священный сан принял в Казани. Преподаватель, инспектор (1855-1864) и ректор (1864-1876) Казанской духовной семинарии. Настоятель Кизического (1861-1864) и Иоанно-Предтеченского (1864-1871) монастырей, управляющий Зилантовым (1865) и Спасо-Преображенским (1867-1868) монастырями г. Казани. Скончался в Симбирске 12 августа 1895 г.

Память епископа Рашско-Призренского Михаила (Шиляка) (Сербская Православная Церковь). Выпускник Казанской духовной академии (1899). Скончался в Призрене (Королевство сербов, хорватов и словенцев) 25 августа 1928 г.

Мученики Фотий и Аникита

Среди жертв Великого гонения при императоре Диоклетиане (284—305) — святые мученики Фотий и Аникита. Аникита был членом Сената, а юноша Фотий был племянником Аникиты. Когда от жителей Никомидии потребовали совершить жертвоприношение римским богам, святые Аникита и Фотий отказались. На суде Аникита свидетельствовал, что только Христос является истинным Богом и что от Него получают свою власть все правители. За исповедание христианской веры святые Аникита и Фотий были преданы всевозможным казням, но Господь для утверждения многих хранил святых невредимыми. Их пытались сжечь в котле, но котёл развалился. Тогда мучеников подвергли огню, положив на решётки. Святые отдали души Богу, но их тела остались невредимыми и были сокрыты единоверцами.

Священномученик Александр, епископ Команский

В древности в избрании епископов участвовал народ. В III веке для устройства епископской кафедры жители города Команы призвали святителя Григория Неокесарийского. Они предлагали много знатных и видных кандидатов, однако святитель Григорий не находил среди них достойного. Он указал собравшимся, что епископа необходимо выбирать не по внешним достоинствам, а по сердечному устроению. Это было неприятно горожанам, и один из них со смехом указал на одетого в лохмотья и чёрного от угольной пыли угольщика Александра, которого тут же привели в храм. Но святитель Григорий духовным взором познал, что Александр обладает всеми достоинствами епископа, которые по смирению скрывал от людей. Угольщик Александр был поставлен во епископа Команского и впоследствии засвидетельствовал свою веру мученичеством.

Евангелие дня

«Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу». Если писать историю болезни современного человека, то эти слова великого Данте вполне могут стать ёмким и афористичным описанием главного симптома заболевания. Нередко от внешне состоявшегося человека можно услышать: «Я потерял себя». Всё, что раньше имело хоть какое-то значение, стало бессмысленным. Тоска, уныние, разочарование. В чём же искать причины этого состояния? Свой ответ на этот вопрос нам предлагает отрывок из 1-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 1.

09И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

10И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

11И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

12Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

13И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

14После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия

15и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как Иисус начал Своё служение. В связи с этим евангелист Марк целых два раза упоминает о Святом Духе. Дух Божий сошёл на Спасителя во время крещения на Иордане. А затем Тот же Дух повёл Его в пустыню, где Господь постом и молитвой готовил Себя к выходу на общественное служение. Наконец, хотя напрямую евангелист и не говорит об этом сегодня, Тот же Дух сопровождает Христа во всё время Его проповеди. Он проявляет Себя во всех словах и делах Спасителя.

Таким образом, в сегодняшнем евангельском чтении подчёркивается очень важная идея. Всё, что Христос совершал, Он совершал не автономно. Не самовольно. Но, как бы мы сказали, в тесном союзе и сотрудничестве с Богом. А если выражаться догматически точно, Он действовал от лица всей Святой Троицы. Исполнял волю Небесного Отца при содействии и непосредственном участии Духа Святого. Поэтому и говорит Он Своим ученикам, которые просят Его показать им Бога-Отца: «Видевший Меня видел Отца». А потому и миссия, ради которой Христос стал человеком, увенчалась грандиозным успехом — победой над смертью и воскресением.

Все мы, люди, созданы по образу и подобию Божию. А это означает, что все мы связаны с Творцом незримой пуповиной. Эту глубинную часть нашего существа Священное Писание, а вслед за ней и христианская традиция называют сердце или дух. Увы, но в отличие от телесного и чувственного начала, эту грань человеческого «я» мы ощущаем очень смутно. Мы чувствуем её с детства. Она проявляет себя как ощущение собственной уникальности и исключительности. Как предчувствие, что мы призваны к чему-то высокому, важному и глобальному. Кто-то очень Значимый любит нас и держит за руку. Но проблема в том, что, чем старше мы становимся, тем крепче в нас убеждение, что в полноте раскрыть и реализовать этот внутренний потенциал можно лишь в том случае, если всё своё внимание и силы сосредоточить на удовлетворении физических и эмоциональных потребностей. В итоге осознанно или неосознанно главной целью своей повседневной активности взрослый человек делает деньги, собственность, престиж. Нередко нам кажется, что лишь получив всё это, мы сможем твёрдо стоять на ногах. Но беда в том, что в погоне за внешним мы перестаём чувствовать своё сердце. Чем быстрее бежим, тем менее ощущаем внутреннюю точку опоры.

Поэтому сегодняшнее чтение и напоминает, что, если мы хотим добиться подлинного успеха, который выходит за рамки наших весьма ограниченных представлений о счастье, все свои силы необходимо сосредоточить на том, чтобы разбудить дремлющий дух. Эта часть нашего существа должна быть так же активна, как наше тело, наш ум и наши чувства. А для этого необходимо лишь одно — всю свою жизнь посвятить исполнению воли Бога, которая предельно чётко и однозначно сформулирована в заповедях Его Евангелия.

священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Видение Фаворского света афонским старцем Иосифом

Афонский старец Иосиф (Спилайоти), почивший в 1959 году, стяжал дар умной сердечной молитвы и не раз был свидетелем очищающего и чудотворного действия благодати. В одном из писем он говорит: «Однажды случилось у меня много искушений. Весь день я взывал с большой болью. Наконец, на заходе солнца успокоился. Я смотрел на церковь Преображения на вершине и просил Господа, обессиленный и огорчённый. И мне показалось, что оттуда пришло стремительное дуновение. И наполнилась душа моя благоухания. И сразу начало моё сердце, как часы, умно говорить молитву. Я поднялся, полный благодати и радости, и вошёл в пещеру. И как только, склонив свой подбородок к груди, я произнёс несколько раз молитву, как был восхищен в созерцание. И хотя был внутри пещеры, оказался снаружи, на небе, с предельным миром и тишиной в душе. Совершенное упокоение. Только думал: “Боже мой, пусть я не вернусь более в мир, а останусь здесь”. Когда Господь меня упокоил, сколько хотел, я снова пришёл в себя и оказался в пещере».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Исповедание — это не что иное, как свидетельство о Спасителе, связанное с риском для жизни, благополучия, здоровья. Исповедание требует огромной внутренней силы. Именно поэтому подвиг мучеников и исповедников так почитается в нашей Церкви. И вот возникает вопрос: а что же является движущей силой для этих исповедников? Что было такой силой в прошлом? Что остается такой силой для исповедания Христа сегодня? Это, конечно, глубокая вера в Господа и Спасителя, но, более того, это личный опыт общения с Ним в молитве, в таинствах, когда человек чувствует Божие присутствие, когда он видит, слышит, осознает, что его молитва достигает Престола Божиего и он получает просимое. Вот этот опыт реальной жизни с Богом и является той силой, которая дает возможность человеку исповедовать Христа распятого, Сына Божиего и Сына Человеческого, даже до смерти, не боясь ничего.

Таинство Брака

Чинопоследование Таинства Брака состоит из 2-х частей: Обручения и Венчания. Раньше они были разделены во времени. Обручение лишь молитвенно скрепляет взаимное стремление к христианскому браку и является обрядом, а не Таинством.

Церковный брак совершается после гражданской регистрации брака. Вначале совершается брак, а затем он благословляется Господом. Как именно совершается брак постановило общество, как исполняется таинство по его благословению — определяет Церковь. Таинство брака предназначено для тех, кто воцерковлён и само по себе, «магически», без духовной жизни не действенно.

Никаких специальных обетов муж и жена друг другу не дают, поскольку они уже дали обеты Христу при Крещении. Далее они лишь применяют обеты Крещения к новой жизненной ситуации. Венцы символизируют венцы, уготованные супругам в Царстве Небесном и мученические венцы, как взаимное жертвенное служение. Почему новобрачным дарят иконы именно Спасителя и Богородицы? Потому, что христианская семья — малая Церковь и это первые иконы в иконостасе новой семьи.

Брак между православными и нехристианами по церковным канонам безусловно запрещается. Межрелигиозные браки не позволяют создать семью как малую Церковь, а ограничиваются лишь телесным и душевным единством, без самого главного — единства духовного. Брак православных с инославными запрещается. Но он всё же может быть благословлен по снисхождению при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви.

Максимально возможным является 3-ий брак. По словам свт. Григория Богослова: «первый (брак) есть закон, второй — снисхождение, третий — беззаконие. А что сверх этого, то является скотством...». Понятия «церковный развод» не существует, благословить на грех невозможно, существует лишь благословение на новый брак вместо фактически распавшегося.

Молитвословия

Тропарь мучеников Фотия и Аникиты

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников Фотия и Аникиты

глас 2

Божественныя, вернии, и храбрыя/ ублажим супруги Христовы славныя,/ и похвалим, яко твердыя проповедники благочестию/ и суща рачители, Фотия и Аникиту,/ и песньми и хвалами венчаем.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года