Седмица 9-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Мученика архидиакона Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа, Римских (258). Блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского (1515). Собор новомучеников и исповедников Соловецких.
Второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998).
Священномученика Вячеслава Закедского пресвитера (1918); священномученика Афанасия Кислова пресвитера (1937).
Мученики архидиакон Лаврентий и папа Сикст
Во время гонения на христиан, устроенного императором Валерианом (253—259), на римскую кафедру был поставлен папа Сикст. Это было время, когда избрание на такое высокое служение означало не столько почёт, сколько неизбежность страданий и смерти. Предыдущий папа Стефан был умучен в 257 году. Папа Сикст вскоре по избрании был посажен под стражу. Когда его архидиакон Лаврентий увидел, как папу ведут в темницу, он воскликнул: «Куда ты, отче, грядёшь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!» Святой Сикст отвечал ему, что через три дня после его смерти начнётся путь страданий и для Лаврентия; а до этого он просит его раздать церковные средства гонимым и нуждающимся христианам.
Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый
Выходец из боярского рода, Лаврентий изображается на иконах с топором в руках. Он сочетал в себе подвиг отречения от мира со служением Отечеству. Прославился он и как целитель — лечил расслабленных, болевших глазами, изгонял бесов. Блаженный обитал в лесной хижине вблизи храма, в который у него был прокопан подземный ход, а иногда жил в доме калужского князя Симеона Иоанновича, который благоволил ему. Когда крымские татары напали на Калугу, блаженный закричал: «Дайте мне мою секиру острую, псы напали на князя Симеона, надо оборонить его!» Он схватил топор, выбежал из княжеского дома и, оказавшись плечом к плечу с князем, ободрил воинов, вскоре победивших врага. После кончины блаженный Лаврентий стал одним из небесных покровителей Калуги, помогал отстаивать южные рубежи Москвы от врагов.
Перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского
Октябрьский переворот 1917 года, страшно изменивший всю жизнь Святой Руси, в полной мере отразился и на судьбе святых мощей преподобного Саввы, Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Они были вскрыты и осквернены уже в мае 1918 года, а затем вывезены из монастыря на Лубянку. Покровитель царской семьи преподобный Савва был ненавистен новой власти. Однако неисповедимыми путями Божиими мощи святого не были уничтожены и несколько десятилетий тайно хранились сотрудником Государственного исторического музея М. М. Успенским, а затем были переданы в Свято-Данилов монастырь. 22 августа 1998 года в связи с 600-летием Саввино-Сторожевского монастыря честные мощи преподобного Саввы были торжественно перенесены в основанный им монастырь. Так в церковном календаре появился ещё один день памяти преподобного Саввы Сторожевского.
Евангелие дня
Какой храм выбрать для посещения, чтобы со всей силой ощутить на себе действие Божественной благодати? В какой церкви наша молитва к Богу будет услышана наверняка? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 21-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 21.
12И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
13и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
14И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
17И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.
18Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
Смоковница или, как её еще называют, инжир — дерево, которое символизирует израильский народ. Проклиная смоковницу, Христос тем самым оглашает приговор всей богоизбранной нации. Он наглядно показывает окружающим, что благодать Божия отошла от Израиля, а причина этого — духовное состояние иудеев.
Их религиозная жизнь внешне напоминает пышную крону дерева, богослужения очень торжественны, ритуал тщательно разработан, формальные правила благочестия исполняются со всей дотошностью. Однако настоящих плодов, которые питали бы душу и сердце человека, под этой кроной нет. Повседневная жизнь людей рассеянна. Они проводят её в суете. О Боге совсем не думают. Ими руководит не желание искать и исполнять волю Творца, но во всех своих делах достигать собственных корыстных целей.
И ситуация в храме — яркий тому пример. Даже религиозную жизнь они ухитрились приспособить для заработка и наживы. В духовном центре государства процветала спекуляция. Священное Писание говорит о том, что Иерусалимский храм — это дом Божий. В нём обитает Господь. И Христос Сам называет его сегодня «Мой дом». Однако Ему так тяжко находиться в этом месте, что он уходит ночевать за стены города в близлежащую деревню под названием Вифания.
Важный урок для нас. Порой нам кажется, что храм — то место, где можно почерпнуть духовную силу, очиститься от повседневной суеты, наполниться благодатью и святостью, чтобы жить дальше. Отчасти это так. Ведь Дух Божий влияет на нас в храме особым образом. Но есть здесь и обратная закономерность. То духовное состояние, в котором мы находимся за стенами святыни, напрямую влияет на храмовую атмосферу. Прямо об этом говорит святитель Феофан Затворник: «пребывание в храме — отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берёт своё». Из слов святителя Феофана можно сделать следующий вывод. Если в миру я сам даю волю своей корысти, похоти, зависти, злобе, ревности, обидам, претензиям, оправдываю и поддерживаю другие одержимости, то надеяться на то, что посещения храма меня преобразят и сделают чище, весьма опрометчиво. Наш Бог — Бог кроткий. Он даёт Себя почувствовать всякому человеку. Но если видит, что сами мы ничего не хотим менять, а просто приходим к Нему домой словно подзарядить батарейки, будто на сеанс духовного диализа, Он не будет нам Себя навязывать. Без нашего участия Он не будет ничего менять.
Задумаемся об этом. Подлинная духовная жизнь начинается вне стен церковной постройки. Это то усилие воли, которое мы предпринимаем каждый день, чтобы исполнить заповеди Евангелия на работе, дома, с окружающими нас людьми. Это предельная и постоянная сосредоточенность на воле Бога. Поиск и исполнение того, чего хочет Он. Воспитание в себе навыка жить так, будто во всякое мгновение я хожу перед лицом Творца. Если я веду такую внимательную жизнь, та благодать, которая предлагается мне в церковных таинствах во время храмовых богослужений принесёт мне максимальную пользу. Моя душа перестанет напоминать решето, через которое уходит живительная влага благодати сразу, как я выйду за порог церкви. Постепенно душа сама становится домом Божиим и храмом Его Всесвятого Духа.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Иосиф Исихаст о борьбе с возношением
Знаешь ли ты, каково, когда ты не искушаешь — а тебя искушают? Ты не крадешь — а у тебя крадут? Ты благословляешь — а тебя проклинают? Ты милуешь — а тебя обижают? Ты хвалишь — а тебя осуждают? Когда приходят без причины, чтобы тебя обличать, постоянно кричат, что ты прельщенный, кричат до конца жизни? А ты знаешь, что это не так, как они говорят. И видишь искушение, которое ими движет. И ты каешься и плачешь, как виновный, что ты такой и есть. Это — самое тяжелое. Поскольку воюют с тобой и они, и ты воюешь сам с собой, чтобы убедить себя, что так и есть, как говорят люди, хотя это не так. Когда видишь, что ты абсолютно прав, и убеждаешь себя, что ты не прав. Это искусство из искусств и наука из наук… чтобы окончательно исчезло возношение, чтобы стал ты безумным при полном разуме. Чтобы видеть всех, когда тебя никто не видит нисколько. Ибо тот, кто станет духовным, всех обличает, не обличаемый никем (1 Кор. 14:24—25). Все видит. Имеет глаза свыше, а его не видит никто.
Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН)
После закрытия Соловецкого монастыря на его месте в 1923 году постановлением Совнаркома учредили Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), количество заключённых в нём стремительно росло. Через СЛОН прошли сотни священнослужителей, одних только православных архиереев там одновременно могло находиться более двадцати. Их авторитет в Церкви был особенно высок. Летом 1926 года они, возглавляемые будущими священномучениками архиепископами Евгением (Зерновым) и Иларионом (Троицким), составили обращение к правительству СССР, в котором изложили принципы отношения Церкви к государству. Признавая невозможность идейного примирения Православия с коммунизмом, соловецкие епископы обещали власти от лица Церкви полное устранение от вмешательства в политическую борьбу при одновременном отказе от надзора за политической благонадёжностью своих членов. Почивших непосредственно в Соловецком лагере священномучеников относительно немного, возглавляет их сонм архиепископ Воронежский Пётр (Зверев).
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Когда мы живем во внешне благополучных обстоятельствах, когда никто не бросает нам вызов — быть со Христом или быть против Него, когда никто не пугает нас насилием, притеснением, гонением и смертью, тогда вроде бы все со Христом в большей или меньшей степени. А как же измерить ту самую величайшую ценность, как измерить нашу любовь ко Христу? Как измерить нашу любовь к Богу? Именно гонение и страдание и ненависть извне помогают измерить каждому из нас нашу верность Господу, нашу любовь к Нему.
Таинство Елеосвящения
Елеосвящение — это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные. Оно также называется соборованием, потому что в идеале его должен совершать «собор» из семи священников (или в продолжение семи дней подряд).
Самое раннее свидетельство о Таинства Елеосвящения содержится в Послании Апостола Иакова (Иак.5:14-16). Фраза «пусть призовёт» из вышеприведённой цитаты, указывает на то, что болезнь должна быть достаточно тяжёлая, а слово «восставит» (букв. с греч. «поднимет») говорит о том, что болящий лежит. В чинопоследовании Таинства мы встречаем такие обращения и выражения «болящий, страждущий, недугующий, струпы телесные, горькие болезни».
Как опознать болезнь, требующую соборования? Под тяжёлой болезнью следует понимать ту, которая приковывает человека к постели (или скоро это произойдёт) и он уже не имеет сил приходить в храм и участвовать в Богослужениях и Таинствах Церкви. Тем христианам, что ещё могут передвигаться самостоятельно, могут участвовать в храмовом богослужении, уместно в «крепость, исцеле́ние, и здра́вие души́ же и те́ла» участвовать в Евхаристии.
Не стоит верить высказываниям про какое-то магическое прощение забытых грехов при Соборовании. Митрополит Макарий (Булгаков): «В древности Е. совершалось, как доныне совершается, после покаяния и вслед за ним как бы нераздельно». Прощаются не только забытые грехи, а вообще все, если человек участвовал в Таинстве Покаяния. В христианстве нет и не может быть автоматического прощения грехов без покаяния: ни от масла, ни от ледяной воды в проруби…
Оккультизм и его несовместимость с Православием
Оккультизм — это представление о том, что человек может, при помощи определенных манипуляций, использовать в своих целях некие тайные силы. Все мы видели объявления, которые обещают «поставить заговор на удачу в делах», «снять венец безбрачия» и тому подобное. В телевизоре мелькают какие-нибудь «потомственные колдуньи» обложившиеся для маскировки свечками и иконами. Они часто выдают себя за православных — но имеет ли все это какое-то отношение к вере Церкви? Ни в коем случае.
Как говорит священное Писание, «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор.18:10-12).
Молитвословия
Тропарь блаженного Лаврентия
глас 4
Просветився божественною благодатию, Богомудре,/ и весь разум и сердце от суетнаго мира сего/ к Зиждителю неуклонно возложив,/ целомудрием и многим терпением во временней жизни течение добре скончал еси/ и веру соблюл еси непорочну./ Темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ источавши бо чудесем источник неисчерпаемый/ верою притекающим ко святому твоему гробу, Лаврентие всеблаженне,/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак блаженного Лаврентия
глас 8
Избранному и дивному в праведницех,/ инее убо от Христа дар чудес приимшему,/ похвальный ныне принесем глаголы,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре Лаврентие.
Молитва блаженному Лаврентию
О святый и Богопрославленный праведниче и чудотворче Лаврентие, скорый помощниче и усердный заступниче всех с верою и любовию молитвенно к тебе прибегающих! Се и мы, смиреннии и грешнии, обременении игом тяжким многих беззаконий наших, во умилении глубоцем к тебе прибегаем и, припадающе к многоцелебней раце святых мощей твоих, молим и просим тя: помолися за нас ко Господу Богу, да не погубит нас со беззаконии нашими, но обратит нас на стезю покаяния и спасения. Вемы бо, вемы, яко много может пред Ним молитва праведнаго. Тебе же, воистинну праведника суща, на умоление к Нему предлагаем со упованием крепким, яко твоего ради Небеснаго предстательства пред Ним и мы, недостойнии, помиловали будем. Испроси нам у Создателя нашего великия и богатыя дары благости Его: земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, мир во днех наших, благочестия умножение, болящим здравие, скорбящим утешение, унывающим ободрение, сиротствующим призрение, убогим снабдение, подвизающимся преуспеяние, умирающим благую христианскую кончину и всем правоверующим вечное спасение. Страну нашу сохрани святыми молитвами твоими в благоденствии невредиму от всякаго зла, град же твой и святую обитель твою соблюди в мире и благоустроении, яко страж и хранитель их неотступный. Ей, угодниче Божий! Не посрами упования нашего, но яви нам святое твое заступление, да величаем тя немолчно, яко великаго предстателя нашего, и прославляем неизреченное человеколюбие дивнаго во святых Своих Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Тропарь мученика архидиакона Лаврентия
глас 4
Мученик Твой, Господи, Лаврентий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Кондак мученика архидиакона Лаврентия
глас 2
Огнем Божественным распалив сердце твое,/ огнь страстей до конца испепелил еси,/ страдальцев утверждение, богоносе мучениче Лаврентие,/ и в страданиих вопиял еси верно:// ничтоже мя разлучит любве Христовы.