22 августа. Память преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской

5266
Фото

Седмица 9-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых.

Святителя Филарета, архиепископа Черниговского (1866). Мученика Антония Александрийского. Преподобного Псоя Египетского (IV). Мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730).

Преподобномученицы Маргариты (Гунаронуло), игумении Мензелинской (1918).

Апостол Матфий

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина. С раннего детства он изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий, уверовав в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним. По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского. После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме, Малой Азии и Македонии. Смерть за Христа и венец мученика апостол воспринял около 63 года. В службе святой Матфий особо прославляется как восполнивший лик апостольский: «Матфие апостоле, лик божественный наполнил, из негоже Иуда испаде». Канон святому апостолу Матфию написал преподобный Феофан Начéртанный.

Преподобномученица Маргарита, игумения Мензелинская

Игумения Маргарита (в миру Мария Гунаронуло) до принятия иночества жила в Киеве. Восемнадцатого января 1917 года монахиню Маргариту назначили настоятельницей Мензелинского Ильинского женского монастыря, с возведением ее в сан игумении. Монастырь был одной из крупнейших женских обителей Уфимской епархии. Во время Гражданской войны Мензелинск неоднократно переходил из рук в руки, и игуменья Маргарита решила уйти с белыми. Она уже была на пристани, когда ей явился святитель Николай и произнес: «Зачем ты бежишь от своего венца?» Вскоре после этого, по воспоминаниям, красноармейцы «игумению Маргариту как якобы “контрреволюционерку” арестовали прямо во время службы, вывели на паперть соборного храма и, не дав ей приобщиться Святых Таин… расстреляли». Это случилось 22 августа 1918 года.

Евангелие дня

Что является одним из ключевых условий личностного и общественного развития? Очевидно, это конкуренция. Нередко именно стремление быть выше, быстрее, сильнее своего оппонента побуждает нас улучшать свои профессиональные навыки, освоить те области, которые ещё закрыты для окружающих. В основе множества полезных изобретений и открытий лежит именно азарт соревнования. Однако, когда речь идёт о христианстве, то часто можно слышать, что ему чужд дух соперничества. Так ли это? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 20-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 20.

17И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:

18вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;

19и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

20Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

21Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.

22Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.

23И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.

24Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

25Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;

26но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

27и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

28так как Сын Человеческий не длятого пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Если мы внимательно будем читать Евангелие, то увидим, что ученики Христовы постоянно соревнуются между собой. Каждый из них стремится занять место поближе к Учителю. При этом мотивы их вполне себе земные. В их представлении Мессия — великий царь. Он будет править в Иерусалиме. И окружать его будут вельможи. Понятно, что все они, верные соратники Иисуса, войдут в этот круг. Однако кто-то окажется ближе всех к телу государя. «Почему бы не я», — думает каждый из них. Очевидно, что и методы соревнования у апостолов были вполне обычные. По крайней мере мы знаем, что они спорили друг с другом, а также пытались всячески повлиять на Спасителя. Вспомните ревность апостола Петра, который накануне взятия Иисуса под стражу очень самоуверенно заявляет, что если все от Него отрекутся, то он никогда Его не оставит.

Вот и сегодня мы видим, как братья Иаков и Иоанн пытаются обойти конкурентов своими методами. Они предпринимают попытку воздействовать на Христа с помощью матери. Нам неизвестно доподлинно, кто из троих был инициатором этого разговора. Однако план хорош. Мать лично просит за детей. Отказать таким просьбам бывает весьма сложно. Тем более если принять во внимание уважение Христа к Богородице.

Реакция Спасителя примечательна. Он не ругает апостолов. Не упрекает их в корысти и хитрости. Как, впрочем, не обвиняет Он и других Своих учеников, которые также периодически обращаются к Нему с подобными просьбами. Ведь Господь прекрасно знает законы человеческого существа. Он знает, что желание быть первым укоренено в нас так же глубоко, как и инстинкт самосохранения и продолжения рода. В основе этого желания лежит стремление человека к совершенству, наша врождённая жажда быть рядом с Богом, быть похожим на Него.

А потому Своим ответом братьям Зеведеевым и их матери Спаситель вносит существенную корректировку в их стремление. Первым станет не тот, кто пройдёт по головам окружающих и добьётся своей корыстной цели, но тот, кто откажется от своего первенства. То есть кто смыслом своей жизни сделает не исполнение собственной воли, а поиск и исполнение воли Небесного Отца. Кто все свои силы направит на служение окружающим людям. Так Господь, с одной стороны, пытается нас уберечь от духа противления окружающим. От духа надменности и превозношения, который неизбежно сеет между конкурентами обособленность, злобу и вражду. С другой, поощряет наше желание расти, развиваться, становиться выше, быстрее, сильнее. Подлинное развитие возможно лишь тогда, когда целью наших стремлений является Господь и следование Его Евангелию. Эта цель преображает любое соревнование, наполняет его духом любви и братолюбия, а нашему сердцу дарит глубокое удовлетворение.

протоиерей Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Истоки традиции символического изображения евангелистов

С конца II века для характеристики особенностей четырёх Евангелий используются символические образы четырёх небесных существ, известные по Книге пророка Иезекииля (Иез 1:1—28) и Апокалипсису (Откр. 4:6—8). Впервые эта символика появилась у священномученика Иринея Лионского. Показывая, что единство Евангелий не нарушается различиями между ними, он говорит о них как о едином Евангелии, данном в четырёх видах. Святитель сопоставляет Евангелие от Иоанна со львом, символизирующим «господство и царскую власть» Христа, Евангелие от Луки — с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Слова, Евангелие от Матфея — с человеком, потому что оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка — с орлом, так как оно указывает «на дар Духа, носящегося над Церковью».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В покаянии мы снова возвращаем Бога на свое место в нашей жизни, мы себя потесняем, уступая место Богу. А если не будем потеснять себя, то никогда не уйдем с этого центрального места, и Бог навсегда уйдет из нашей жизни, как бы мы ни уверяли себя в том, что мы верующие люди. Итак, мы должны помнить, что покаяние — это и есть обращение к Богу. Не может быть обращения без покаяния, а без обращения не может быть и возвращения Бога в нашу жизнь. Отказываясь от своего собственного «я», мы восстанавливаем тот порядок жизни, который Богу и было угодно учредить при творении мира и человека. В покаянии мы как бы воссоздаем Божий замысел о мире и человеке.

Молитвословия

Тропарь апостола Матфия

глас 3

Апостоле святый Матфие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Матфия

глас 4

Светозарное, яко солнце,/ во весь мир изшедшее/ вещание твое/ просвещает языческую Церковь благодатию,// чудоносче Матфие апостоле.

Новости по теме

В Татарстанской митрополии молитвенно почтили память преподобномученицы Маргариты Мензелинской
В Татарстанской митрополии молитвенно почтили память преподобномученицы Маргариты Мензелинской

22 августа, в день памяти преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской, в храмах Татарстанской митрополии были совершены праздничные богослужения.

В Татарстанской митрополии молитвенно почтили память преподобномученицы Маргариты Мензелинской
В Татарстанской митрополии молитвенно почтили память преподобномученицы Маргариты Мензелинской

22 августа, в день памяти преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской, в храмах Татарстанской митрополии были совершены праздничные богослужения.

Чтобы согревать других своей любовью
Публикации 22 августа 2023
Чтобы согревать других своей любовью

Игумения Маргарита (Гунаронуло Мария Михайловна) – по происхождению гречанка, родилась примерно в 1865-1866 гг. До принятия иночества Мария Михайловна проживала в Киеве.

В Татарстанской митрополии молитвенно почтили память преподобномученицы Маргариты Мензелинской В Татарстанской митрополии молитвенно почтили память преподобномученицы Маргариты Мензелинской

22 августа 2022 года, в день памяти преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской, в храмах Татарстанской митрополии прошли праздничные богослужения.