Церковный календарь

22 августа. Память преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
22 августа. Память преподобномученицы Маргариты, игумении Мензелинской

Неделя 9-я по Пятидесятнице
День постный. 9 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостола Матфия (ок. 63). Собор Соловецких святых.

Святителя Филарета, архиепископа Черниговского (1866). Мученика Антония АлександрийскогоПреподобного Псоя Египетского (IV). Мучеников Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии и других (730).

Преподобномученицы Маргариты (Гунаронуло), игумении Мензелинской (1918).

Апостол Матфий

Святой апостол Матфий родился в Вифлееме, происходил из колена Иудина. С раннего детства он изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Когда Господь Иисус Христос явил Себя миру, святой Матфий, уверовав в Него как в Мессию, неотступно следовал за Ним. По Вознесении Спасителя апостол Матфий был избран по жребию в число 12 апостолов вместо отпадшего Иуды Искариотского. После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме, Малой Азии и Македонии. Смерть за Христа и венец мученика апостол воспринял около 63 года. В службе святой Матфий особо прославляется как восполнивший лик апостольский: «Матфие апостоле, лик божественный наполнил, из негоже Иуда испаде». Канон святому апостолу Матфию написал преподобный Феофан Начéртанный.

Преподобномученица Маргарита, игумения Мензелинская

Игумения Маргарита (в миру Мария Гунаронуло) до принятия иночества жила в Киеве. Восемнадцатого января 1917 года монахиню Маргариту назначили настоятельницей Мензелинского Ильинского женского монастыря, с возведением ее в сан игумении. Монастырь был одной из крупнейших женских обителей Уфимской епархии. Во время Гражданской войны Мензелинск неоднократно переходил из рук в руки, и игуменья Маргарита решила уйти с белыми. Она уже была на пристани, когда ей явился святитель Николай и произнес: «Зачем ты бежишь от своего венца?» Вскоре после этого, по воспоминаниям, красноармейцы «игумению Маргариту как якобы “контрреволюционерку” арестовали прямо во время службы, вывели на паперть соборного храма и, не дав ей приобщиться Святых Таин… расстреляли». Это случилось 22 августа 1918 года.

Священное Писание

1 Кор., 128 зач., III, 9-17

9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.

11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - 13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.

16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.

Мф., 59 зач., XIV, 22-34

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. З, 9-17; Мф. 14, 22-34

Св. апостол Петр, с позволения Господня, сходит с корабля и идет по воде; потом уступает движению страха и начинает тонуть. То, что он решился на такое необычайное дело, уповая на Господа, не представляет ничего укорительного, ибо иначе Господь не позволил бы ему того; укорительно то, что он не выдержал первого строя душевного. Его исполнило воодушевленное упование на Господа, что Он все может, и это дало ему дерзновение ввериться волнам. Сделано уже несколько шагов по этому новому пути: надлежало только крепче стать в уповании, взирая на Господа, Который близ, и на опыт хождения Его силою, а он вдался в человеческие помышления: «силен ветер, велики волны, вода не тверда»; это и расшатало и ослабило в нем крепость веры и упования. Оторвался он по этой причине от руки Господа и, оставшись преданным действию законов естества, начал тонуть. Господь укорил его: «маловерный! зачем ты усомнился?», показывая, что в этом вся причина беды. Вот урок всем, которые предпринимают что-либо, великое или малое, в видах угождения Господу! Хранить первый строй веры и упования, от которых рождается великая добродетель — терпение в доброделании, служащее основой жизни богоугодной. Пока хранятся эти расположения, до тех пор воодушевление на труды в начатом пути не отходят, и препятствия, как бы велики они ни были, не замечаются. Когда же они ослабеют, тотчас наполнят душу человеческие соображения о человеческих способах к сохранению жизни и ведению начатых дел. А так как эти последние всегда оказываются бессильными, то в душу входит страх, как быть; отсюда колебания продолжать ли, а наконец и совсем возвращение вспять. Надо так: начал — держись; мысли смущающие гони, а дерзай о Господе, Который близ.

Истоки традиции символического изображения евангелистов

С конца II века для характеристики особенностей четырёх Евангелий используются символические образы четырёх небесных существ, известные по Книге пророка Иезекииля (Иез 1:1–28) и Апокалипсису (Откр. 4:6–8). Впервые эта символика появилась у священномученика Иринея Лионского. Показывая, что единство Евангелий не нарушается различиями между ними, он говорит о них как о едином Евангелии, данном в четырёх видах. Святитель сопоставляет Евангелие от Иоанна со львом, символизирующим «господство и царскую власть» Христа, Евангелие от Луки — с тельцом, поскольку оно означает «священнодейственное и священническое достоинство» Слова, Евангелие от Матфея — с человеком, потому что оно «изображает Его явление как человека», а Евангелие от Марка — с орлом, так как оно указывает «на дар Духа, носящегося над Церковью».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В покаянии мы снова возвращаем Бога на свое место в нашей жизни, мы себя потесняем, уступая место Богу. А если не будем потеснять себя, то никогда не уйдем с этого центрального места, и Бог навсегда уйдет из нашей жизни, как бы мы ни уверяли себя в том, что мы верующие люди. Итак, мы должны помнить, что покаяние – это и есть обращение к Богу. Не может быть обращения без покаяния, а без обращения не может быть и возвращения Бога в нашу жизнь. Отказываясь от своего собственного «я», мы восстанавливаем тот порядок жизни, который Богу и было угодно учредить при творении мира и человека. В покаянии мы как бы воссоздаем Божий замысел о мире и человеке.

Молитвословия

Тропарь апостола Матфия

глас 3

Апостоле святый Матфие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Матфия

глас 4

Светозарное, яко солнце,/ во весь мир изшедшее/ вещание твое/ просвещает языческую Церковь благодатию,// чудоносче Матфие апостоле.

Теги:
Апостол Матфий
преподобномученица Маргарита Мензелинская
православный календарь

Все публикации