Церковный календарь

21 августа. Память преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
21 августа. Память преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

11-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 8 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Емилиана исповедника, епископа Кизического (815–820).

Преподобного Григория, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII). Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Второе перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Святителя Мирона чудотворца, епископа Критского (ок. 350). Мучеников Елевферия и Леонида. Преподобного Григория Синаита (XIV).

Преподобномученика Иосифа Баранова (1918); священномученика Николая Шумкова пресвитера (1937); священномученика Никодима, архиепископа Костромского (1938).

Толгской иконы Божией Матери (1314).

Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие

Соловецкими первоначальниками являются преподобные Зосима, Савватий и Герман. В 1428 году святой Герман ступил на Соловки и нашёл эти места подходящими для подвига безмолвия, но побоялся оставаться на острове. Началом подвигов святых на Соловках считается 1429 год. Тогда преподобный Герман познакомился с преподобным Савватием, тайно ушедшим из Валаамской обители, где его почитали как святого. Они прибыли на Соловки и поставили келлии на губе Сосновой. Под горой Секирной, рядом с местом их поселения, случилось чудо: два Ангела изгнали с острова рыбака с женой, которую побили розгами. С тех пор и до 1920 года Соловки были островом иноков и там не было гражданского населения. В 1436 году, после кончины преподобного Савватия, на Соловки прибыл преподобный Зосима и построил здесь первый храм.

Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

С 1862 года святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе Свято-Троицкого собора и находились там до закрытия монастыря. В 1925 году мощи святых были вскрыты и до 1939 года оставались на Соловках в качестве музейных экспонатов. Позднее мощи были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма. В апреле 1989 года мощи благоверного князя Александра Невского и Соловецких чудотворцев были предъявлены комиссии во главе с митрополитом Алексием (позднее — Патриархом Московским и всея Руси). В июне 1990 года мощи преподобных Зосимы, Савватия, а также Германа, который почил и был погребен не на Соловках, передали Церкви, а 20 августа 1992 года их привезли на Соловки. Крестным ходом во главе с Патриархом мощи трех святых были внесены через Святые врата возрожденной обители и установлены в Спасо-Преображенском соборе.

Преподобный Григорий Синаит

Один из основоположников молитвенной традиции исихазма на Афоне, Григорий Синаит родился в богатой семье, жившей неподалеку от города Смирны. В молодости он был взят в плен турками и позднее выкуплен крестьянами, жившими неподалеку от места, где содержали пленников. После освобождения Григорий побывал на Крите, где принял постриг, а затем — на Синайской горе, где принял схиму. Путь его на Афон лежал через обители Палестины, а затем — остров Крит. На Афон святой пришел, уже вобрав в себя глубокие знания священных и отеческих книг. На Святой Горе он, стремившийся к всеобъемлющему духовному знанию, обошел все обители и стал жить в уединенной келлии — в умной молитве и тяжких иноческих трудах. Святой оставил драгоценное духовное наследие, вошедшее, в частности, в состав «Добротолюбия». Среди его прославленных учеников был Григорий Палама.

Толгская икона Божией Матери

В 1314 году Прохор, епископ Ростовский, объезжая свою паству, остановился на ночлег на берегу Волги, напротив впадения в неё Толги. В полночь епископ проснулся и увидел на противоположном берегу светлый столп и мост, ведущий к нему через реку. Взяв свой архиерейский посох, он перешёл по чудесному мосту на другой берег и, приблизившись к светозарному столпу, увидел стоящий на воздухе образ Пресвятой Богородицы. После долгой, слёзной молитвы епископ возвратился обратно, забыв свой посох. Утром, не найдя посоха, он вспомнил о чудесном видении и, будучи не в силах вымолвить ни слова от слёз, указал рукой на противоположный берег. Слуги, переплыв Волгу, обрели икону Пресвятой Богородицы, стоящую на земле между деревьями, и рядом с ней нашли посох своего архипастыря. Переправившись к месту обретения и увидев икону, святитель Прохор узнал в ней образ, виденный им ночью в столпе света. В тот же день для новообретённой иконы была сооружена деревянная церковь, на месте которой вскоре был основан монастырь.

Священное Писание

2 Кор., 177 зач., IV, 13-18

13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

17 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, 18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Мф., 100 зач., XXIV, 27-33, 42-51

27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. [...]

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45 Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - 50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 16, 4-12; Мф. 21, 28-32

В притче о двух сынах, второй из них проворно сказал: «иду», и не пошел. Это образ всех скороспелых благонамерений, которые привести в исполнение не достает потом постоянства, воли и терпения. Сердце легкое тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах. Эта немощь встречается почти у всех. Как же избегнуть такой несостоятельности перед самим собой и перед другими? А вот как: не начинай ничего не обдумавши и не рассчитавши, что на предпринимаемое достанет сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по сказанию тех же приточных внушений Господа, чтоб вооружиться наперед самоотвержением и терпением. Посмотри есть ли у тебя эти подпоры всех тружеников в добре, и если есть, начинай дело, а если нет, то наперед запасись ими. Если запасешься, то что ни встретится на пути к намеренному, все перетерпишь и преодолеешь, и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что коль скоро трудновато дело — брось, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобою никогда того, чтобы ты сказал — иду, а потом не пошел.

Преподобный Паисий Святогорец о смысле индивидуальности

Однажды старцу Паисию сказали о неком юноше, который исчез, оставив своим родителям записку, что хочет покончить с собой, потому что он некрасив, а виноваты в этом они… «Люди не постигли еще глубочайшего смысла жизни, — отвечал старец. — Они не верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого. «Я несправедливо обижен, — говорит человек, — другие радуются, а я нет». Люди недовольны тем, что имеют, они мучаются. Бог любит всех людей. Каждому человеку Он дал то, что ему полезно: рост ли, отвагу ли, красоту или что-то еще. Он дал человеку то, что может помочь ему спастись, если он употребит это с пользой. Однако мир терзается: «Почему я такой, а он такой?» Один Христа ради юродивый, подвизавшийся на Святой Горе, рассказал кому-то из терзавших себя подобными помыслами такую историю: «Увидела лягушка буйвола и сказала: «Я тоже хочу стать буйволом!» Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом». Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Всякий раз, когда мы совершаем литургическое воспоминание о преподобных отцах, читается небольшой отрывок из Послания апостола Павла к Галатам , в котором говорится: если кто-то из ваших ближних согрешает, исправляйте такового духом кротости и наблюдайте за самими собой, чтобы не впасть в искушение (см. Гал. 5, 22 — 6, 2). Эти слова должны быть в сознании и памяти каждого, кто живет в монастыре. Почему? А потому что в монастырь как в место святое стекаются люди. Они видят перед собой монахов и понимают, что монахи — это не совсем такие люди, как они. Ведь монахи — это те, кто отказался от земных благ, кто ушел из мира, кто словно пребывает в ином бытии. Люди понимают, что главным деланием монаха являются молитва и личный подвиг. Чтобы прикоснуться к личному духовному подвигу монашествующих, приложиться к святыням, помолиться вместе с монашеской общиной, и стекаются в наши монастыри многие и многие паломники. Поэтому, обращаясь к вам, братия, прошу осознать всю ответственность за души человеческие, за души тех, кто притекает сюда. Осознать ответственность и за свое собственное спасение, потому что вы спасаетесь послушанием, смирением и молитвой; и никогда не относите эти дела на периферию, чтобы ничто человеческое не искажало систему ваших духовных координат.

Таинство Святого Причащения (Евхаристия)

Причастие (или Евхаристия) есть Таинство, в котором специально приготовленные хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, а затем верующие потребляют (при-чащаются) Тело и Кровь Христовы (под видом хлеба и вина) во оставление грехов и в жизнь вечную. В этом Таинстве мы приобщаемся к Богочеловеку, соединяемся с Ним. 

Подходя к Причастию, мы видим образ вина и хлеба и, вкушая, чувствуем их вкус. Тем не менее, Церковь учит, что это не символически, а действительно Тело и Кровь Христовы, и церковная история знает достаточно случаев, когда людей, сомневавшихся в этом, Господь явно уверял в ошибочности их взглядов, и в Святой Чаше они видели человеческие кровь и плоть. Конечно, в таком виде человеку чисто психологически трудно принять Причастие. Поэтому Господь и подает нам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина.

Почему Господь установил именно такой способ соединения людей с Собой? Еда и питье составляют способ, каким человек приобщается к жизни, дарованной Богом. Этим же способом совершилось грехопадение — через вкушение плода от Древа познания добра и зла. Первый человек отделил процесс питания от единения с Богом. В Евхаристии единение с Богом происходит через вкушение, напоминая, что источником нашей жизни является Бог. При этом мы, принимая Тело Христово, не преобразовываем Его в себя, как любую другую пищу, а Оно преобразовывает нас. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Хлеб — символ жизни. Вино — символ избранного народа (из винограда взято лучшее и преобразовано). Чаша — символ единства.
Один из образов Евхаристии — единство матери и младенца в её чреве: они имеют единую кровеносную систему и телесное единство.

Кого из Лиц Святой Троицы мы причащаемся? Всех. Первая молитва ко причащению «соединюся святому Твоему Телу и Крови и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем и Святым Твоим Духом».

Почему Таинство Причащения по-гречески — Благодарение (Евхаристия)? Ведь мы же принимаем Дар от Бога. Но какие ответные дары мы можем принести Богу, если Ему и так весь мир принадлежит и даже мы сами? Вспомним пророческие слова псалмопевца: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115:3-4).

Молитвословия

Кондак святителя Емилиана

глас 3

Добляго тя поборника по Троице явльшася/ Церковь славит, поющи, Емилиане,/ за нюже пострадал еси./ Сего ради почитаем память твою,// языческаго нашествия избави рабы твоя.

Тропарь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

глас 4

Постническое и равноангельское житие ваше, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вселенней познаны сотвори вас чудодеянии различными богоноснии, / просвещайте верою призывающия вы / и чтущия честную память вашу.

Тропарь на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

глас 8

Яко светильницы явистеся всесветлии / во отоце окияна моря, / преподобнии отцы Зосимо и Савватие, / вы бо, крест Христов на рамо вземше, / усердно Тому последовасте / и, чистотою Богови приближившеся, / отонуду силами чудес обогатистеся. / Темже и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: / о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

глас 2

Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/ и Того крест, на рамо вземше, понесли есте,/ божественне вооружившеся на невидимыя враги/ и непрестанный молитвы, яко копие в руках, имуще,/ крепко победили есте бесовская ополчения;/ благодать Господню приемше целити недуги душ и телес/ притекающих к ракам честных мощей ваших,/ чудес лучи испущаете всюду./ Тем зовем вам:/ радуйтеся, преподобнии отцы Зосимо и Савватие,/ монахов удобрение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Толгская

глас 4

Днесь светло сияет на Толге/ образ Твой, Пречистая Дево Богородице,/ и, яко солнце незаходимое,/ всегда верным подадеся,/ Егоже видев на воздусе,/ невидимо Ангелы, яко никим, держима,/ преосвященный епископ града Ростова Трифон/ тече ко явленному светящемуся столпу огненну,/ и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех./ И мы, к Тебе притекающе, зовем:/ Пресвятая Дево Богородице,/ верно Тя славящих спасай,/ страну нашу, архиереев/ и вся Российския народы от всех бед избавляй/ по велицей Твоей милости.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская

глас 8

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево,/ с верою взирающим бывает известное чаяние спасения,/ столпом бо огненным являющи предстательство,/ неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление,/ имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся,/ да радостными усты вопием Ти вси:/ радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Теги:
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
Преподобный Григорий Синаит
Толгская икона Божией Матери
православный календарь

Все публикации