Церковный календарь

17 августа. Память семи отроков Ефесских

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 августа. Память семи отроков Ефесских

11-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 4 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250). Обретение мощей праведного Алексия Бортсурманского (2000).

Преподобномученицы Евдокии (362–364). Мученика Елевферия (IV). Обретение мощей святителя Арсения Элассонского1.

Преподобномученика Михаила Жука, мучеников Симеона Воробьева и Димитрия Воробьева (1937).

Пензенской-Казанской иконы Божией Матери (1717).

Семь отроков Ефесских

Юноши Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин жили в III веке и состояли на военной службе. Во время гонений на христиан они исповедали перед императором Декием свою веру, но тот отпустил их, полагая, что выходцы из знатных семей одумаются. Юноши удалились в пещеру и стали готовиться к мученичеству. Тогда Декий повелел замуровать их там заживо. И вот Бог навел на отроков чудесный двухвековой сон. Они очнулись, когда владелец участка земли, где находилась гора с пещерой, разобрал вход в нее. Один из юношей отправился за хлебом и был задержан за то, что расплатился древней монетой. Император Феодосий, получив отчет о дознании, сам приехал к пещере и беседовал с отроками. Это нанесло удар по распространившейся тогда ереси, что отрицала воскресение мертвых. Прямо во время беседы юноши заснули вновь — уже до дня всеобщего воскресения.

Преподобномученица Евдокия

Преподобномученица Евдокия (её персидское имя — Ия; IV век) происходила из Анатолии. Она была захвачена в плен персами и проповедовала христианство среди других пленников, а также среди персидских женщин, многих из которых она смогла обратить ко Христу. За это святую арестовали и подвергли бичеванию. В темнице святая провела два месяца, затем предстала на суде и исповедовала веру во Христа, за что подверглась жестоким пыткам: её били палками с шипами, так что от тела отрывались куски мяса. После этого святую снова бросили в темницу и через шесть месяцев опять подвергли мучениям. На этот раз к обнажённому телу мученицы туго привязали тростник, впившийся в её тело. Затем Евдокию подвесили, переломали ей кости и, наконец, обезглавили. Позднее мощи святой Евдокии были перенесены в Константинополь.

Пензенская-Казанская икона Божией Матери

Пензенская-Казанская икона Божией Матери была пожалована царем Алексеем Михайловичем городу Пензе при его основании в 1666 году. В 1717 году икона прославилась чудесным спасением Пензы от нашествия кочевников. В то время Орда совершала рейд вглубь России и, подойдя к Пензе, взяла город в осаду. Когда уже не оставалось надежд на спасение, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали. Ныне чудотворный образ пребывает в пензенском Митрофаниевском храме.

Священное Писание

2 Кор., 171 зач., II, 3-15

3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что || моя радость есть радость и для всех вас.

4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

5 Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью,- чтобы не сказать много,- и всех вас.

6 Для такого довольно сего наказания от многих, 7 так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.

8 И потому прошу вас оказать ему любовь.

9 Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны.

10 А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, 11 чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.

12 Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, 13 я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию.

14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.

15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: 16 для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?

17 Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе.

Мф., 94 зач., XXIII, 13-22

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Кор. 2, 4-15; Мф. 23, 13-22

«Горе вам, .... что затворяете Царство Небесное человекам». Это сказано архиереям, которые и сами не учат народ спасительному пути и священников не заставляют делать то; сказано и священникам, которые оставляют народ в небрежении, не заботясь толковать им, что нужно для спасения души. От этого народ пребывает в слепоте, и одна часть остается в уверенности, что идет исправно; другая хоть и замечает, что у нее не так дело идет, но нейдет куда следует, потому что не знает как и куда идти. От этого разные нелепые понятия в народе; от этого находят у него прием и раскольники, и молоканы, и хлысты, от этого удобно идет к нему и всякое злое учение. Священник обычно думает, что у него в приходе все исправно, и хватается за дело только тогда, когда это зло уж разрастается и выходит наружу. Но тогда уж ничего не поделаешь. Священник первым делом совести своей должен считать - взрослых усовершать в ведении христианской веры, а юное, народившееся поколение с первых сознательных лет подготовлять, толкуя им что нужно и можно им знать. Школ нечего дожидаться. Это надо делать словесно, собирая детей в церковь и в дом по воскресным вечерам, или когда и как будет удобнее.

Преподобный Силуан Афонский о свободе

Однажды старец беседовал со студентом, много говорившим о свободе. Его представления о ней сводились к исканию политических свобод и возможности действовать вообще по своим желаниям. Старец в ответ изложил ему свои взгляды. «Все хотят свободы, но надо знать, в чем она и как ее найти. Чтобы стать свободным, нужно, прежде всего, себя «связать». Чем больше сам себя будешь связывать, тем бόльшую свободу будет иметь твой дух. Связать в себе нужно страсти, чтобы они не возобладали тобою, чтобы не делать ближнему вреда. Люди обычно ищут свободы, чтобы делать «что хочешь». Но это не есть свобода, а власть греха над тобою. Свобода творить блуд, насиловать и убивать, или другое что в этом роде – совсем не есть свобода, а как Господь сказал: «Всякий, творящий грех, раб есть греха». Надо много молиться, чтобы избавиться от этого рабства. Мы думаем, что истинная свобода в том, чтобы не грешить, чтобы всем сердцем любить Бога и ближнего. Истинная свобода – это постоянное пребывание в Боге».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что такое празднословие? Это слова пустые, не несущие никакого смысла, это исходящий от человека шум. Как пустота духовная не является нейтральной в нравственном плане, но влечет за собой грех, так и пустословие — не пустая забава, не безобидное времяпровождение. Пустословие — это опасный порок. Наверное, каждый имел опыт общения утомительного, раздражающего, опустошающего. Бывает, люди общаются часами, но ничего полезного не выносят — только тяжесть на сердце, раздражение, осуждение. Пустословие несет слушающим то, что можно назвать отрицательной энергией. Пустое слово обладает отрицательным зарядом, который разрушает внутренний мир человека, причем это происходит исподволь. Если конфликты — это очевидное зло, то пустословие как бы нейтрально с точки зрения нравственности, но на самом деле несет в себе разрушительный заряд, который наносит очень большой вред не только тем, кто слышит пустые слова, но и тем, кто их произносит.

Таинство Крещения

Крещение – духовное рождение, вступление в Церковь, важный шаг на пути спасения. Посредством Крещения человек усыновляется Богу, вступает в Его Церковь и приобщается к благодатным спасительным средствам. Как известно, с рождением жизнь не заканчивается, а только начинается. В духовной жизни – аналогично: Крещение само по себе, без дальнейшей духовной жизни, не спасительно. Крещение – необходимое, но недостаточное условие спасения.

Другие плоды Крещения:

1. В Таинстве Крещения происходит освобождение человека от власти первородного греха, человек обретает духовную свободу. В начале чина Крещения совершаются три экзорцистские (запретительные) молитвы – сатана изгоняется из сердца человека. В Ранней Церкви существовало даже особое служение экзорциста. Некрещёный человек, в силу первородного греха, не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.

В 12 веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. «Как же случилось, что вас, магометан, окрестили?» — спросили их. — Они отвечали, что у них, турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и «смердит как собака», пока не получит христианского Крещения». Синод не признал такого крещения, потому что они искали его как некое «телесное лекарство» и чародейство.

2. Человеку прощаются личные грехи, совершённые до Крещения.

3. Человек поручается покровительству особого ангела — Ангела-Хранителя.

Молитвословия

Тропарь семи отроков Ефесских

глас 4

Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак семи отроков Ефесских

глас 4

Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

Теги:
Семь Ефесских отроков
преподобномученица Евдокия
православный календарь

Все публикации