17 августа. Память семи отроков Ефесских

4471
Фото

Седмица 11-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250). Обретение мощей праведного Алексия Бортсурманского (2000).

Преподобномученицы Евдокии (362—364). Мученика Елевферия (IV). Обретение мощей святителя Арсения Элассонского1.

Преподобномученика Михаила Жука, мучеников Симеона Воробьева и Димитрия Воробьева (1937).

Пензенской-Казанской иконы Божией Матери (1717).

Семь отроков Ефесских

Юноши Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин жили в III веке и состояли на военной службе. Во время гонений на христиан они исповедали перед императором Декием свою веру, но тот отпустил их, полагая, что выходцы из знатных семей одумаются. Юноши удалились в пещеру и стали готовиться к мученичеству. Тогда Декий повелел замуровать их там заживо. И вот Бог навел на отроков чудесный двухвековой сон. Они очнулись, когда владелец участка земли, где находилась гора с пещерой, разобрал вход в нее. Один из юношей отправился за хлебом и был задержан за то, что расплатился древней монетой. Император Феодосий, получив отчет о дознании, сам приехал к пещере и беседовал с отроками. Это нанесло удар по распространившейся тогда ереси, что отрицала воскресение мертвых. Прямо во время беседы юноши заснули вновь — уже до дня всеобщего воскресения.

Преподобномученица Евдокия

Преподобномученица Евдокия (её персидское имя — Ия; IV век) происходила из Анатолии. Она была захвачена в плен персами и проповедовала христианство среди других пленников, а также среди персидских женщин, многих из которых она смогла обратить ко Христу. За это святую арестовали и подвергли бичеванию. В темнице святая провела два месяца, затем предстала на суде и исповедовала веру во Христа, за что подверглась жестоким пыткам: её били палками с шипами, так что от тела отрывались куски мяса. После этого святую снова бросили в темницу и через шесть месяцев опять подвергли мучениям. На этот раз к обнажённому телу мученицы туго привязали тростник, впившийся в её тело. Затем Евдокию подвесили, переломали ей кости и, наконец, обезглавили. Позднее мощи святой Евдокии были перенесены в Константинополь.

Пензенская-Казанская икона Божией Матери

Пензенская-Казанская икона Божией Матери была пожалована царем Алексеем Михайловичем городу Пензе при его основании в 1666 году. В 1717 году икона прославилась чудесным спасением Пензы от нашествия кочевников. В то время Орда совершала рейд вглубь России и, подойдя к Пензе, взяла город в осаду. Когда уже не оставалось надежд на спасение, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали. Ныне чудотворный образ пребывает в пензенском Митрофаниевском храме.

Священное Писание

Первые христиане не собирались надолго задерживаться в этом мире — они ждали Второго Христова Пришествия буквально с минуты на минуту. Если же Второе Пришествие будет очень скоро, то нет никакой необходимости в обустройстве Церкви на земле, по этой причине мы не найдём информации о строительстве храмов первыми христианами и вообще о той деятельности, которой занимается современная нам Церковь: первые христиане не только ничего не строили, они не организовывали и никаких церковных институтов, все это пришло позже, тогда, когда стало понятным, что Второе Христово Пришествие произойдёт в тот момент, который сочтёт уместным Бог, а не в тот, который кажется подходящим и логичным человеку. Но тем не менее, ожидание Второго Пришествия никуда не ушло, мы по-прежнему его ждём, правда, интенсивность этого ожидания существенным образом снизилась. Более того, многие наши современники в своих ожиданиях делают акцент не Христовом Пришествии, а на его предвестнике — антихристе. И это довольно странно, потому как Сам Христос в Своих речах о Втором Пришествии большее внимание обращал на Себя Самого, а не кого бы то ни было другого. В качестве примера можно вспомнить 24-ю главу Евангелия от Матфея, отрывок из которой сегодня звучит в храмах за богослужением.

Глава 24.

13 претерпевший же до конца спасется.

14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,-

16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;

17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;

18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

20 Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,

21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.

24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

25 Вот, Я наперед сказал вам.

26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходи́те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте;

27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;

28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Апостол Матфей сгруппировал пророческие речи Христа в единый блок вне зависимости от того, по какому поводу была произнесена та или иная речь. По этой причине складывается ощущение, что Спаситель перескакивает с одной темы на другую, чего, конечно же, не было. Так и с этим евангельским отрывом, в нем смешано то, что Христос говорил относительно конечной судьбы мира, и то, что относится исключительно к Иерусалиму. Иерусалимские пророчества давно исполнились — город был разрушен в первом веке по Рождестве Христовом, а вот словам о конце мира ещё предстоит осуществиться.

В этих словах обращают на себя внимание два момента: во-первых, то, что «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной», а во-вторых, — «лжехристы и лжепророки», которые «дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». По всей видимости первое означает то, что возможность услышать Евангелие и обратиться ко Христу будет предоставлена Богом всем народам, так, чтобы никто не мог сослаться на недостаточную информированность. Это, как мы понимаем, пока что не произошло, и есть масса людей даже в традиционно христианских странах, которые ничего не слышали о Евангелии, а если и слышали, то лишь фрагменты и не могли уловить суть евангельского благовестия, следовательно, не могли и выразить своё к нему отношение.

Со вторым дело обстоит несколько сложнее. Если в первохристианские времена «лжехристами и лжепророками» были вполне обычные, но чрезвычайно харизматичные люди, то в наше время никакой человек не способен поразить окружающих своими дарованиями настолько, что они станут его безоговорочно воспринимать как Сына Божия или хотя бы как пророка. Тем более, что мы знаем, сколько подобных людей появлялось за две тысячи лет христианства. Поэтому и остерегаться нам стоит не людей, а чего-то иного, предположить, чего именно, увы, не представляется возможным, можно сказать лишь о том эффекте, который будет оказывать это иное: многие предпочтут отказаться от Христа и пойти не за Ним, а за тем, что будет предложено в качестве альтернативы, причём процесс этот будет носить настолько массовый характер, что не заметить его будет невозможно.

Впрочем, нет никакого смысла сосредотачиваться на размышлении о будущем, нам, как и христианам всех предшествующих поколений, стоит думать лишь о том, как исполнить Христовы заповеди, и если получится это сделать, то никакое зло, способное погубить душу, нас не коснётся.

епископ Переславский и Угличский Феоктист / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Преподобный Силуан Афонский о свободе

Однажды старец беседовал со студентом, много говорившим о свободе. Его представления о ней сводились к исканию политических свобод и возможности действовать вообще по своим желаниям. Старец в ответ изложил ему свои взгляды. «Все хотят свободы, но надо знать, в чем она и как ее найти. Чтобы стать свободным, нужно, прежде всего, себя «связать». Чем больше сам себя будешь связывать, тем бόльшую свободу будет иметь твой дух. Связать в себе нужно страсти, чтобы они не возобладали тобою, чтобы не делать ближнему вреда. Люди обычно ищут свободы, чтобы делать «что хочешь». Но это не есть свобода, а власть греха над тобою. Свобода творить блуд, насиловать и убивать, или другое что в этом роде — совсем не есть свобода, а как Господь сказал: «Всякий, творящий грех, раб есть греха». Надо много молиться, чтобы избавиться от этого рабства. Мы думаем, что истинная свобода в том, чтобы не грешить, чтобы всем сердцем любить Бога и ближнего. Истинная свобода — это постоянное пребывание в Боге».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Особой школой молитвы является храмовая молитва. Нужно воспитывать себя в том, чтобы стремиться понимать то, что произносится в храме. Но если даже мыслью мы отходим от молитвы по немощи своей, то все равно, находясь в храме, в благодатной атмосфере молитвы других людей, находимся под постоянным воздействием Божественной благодати. Вот почему молитва в храме имеет особый смысл, значение и силу, ибо там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Пост и молитва — великие средства возвышения души, преодоления грехов, изменения внутреннего состояния человека. Во время поста особенно надлежит нам использовать эти средства, чтобы помочь самим себе, чтобы изменить свой внутренний мир, чтобы быть ближе к Богу.

Таинство Крещения

Крещение — духовное рождение, вступление в Церковь, важный шаг на пути спасения. Посредством Крещения человек усыновляется Богу, вступает в Его Церковь и приобщается к благодатным спасительным средствам. Как известно, с рождением жизнь не заканчивается, а только начинается. В духовной жизни — аналогично: Крещение само по себе, без дальнейшей духовной жизни, не спасительно. Крещение — необходимое, но недостаточное условие спасения.

Другие плоды Крещения:

1. В Таинстве Крещения происходит освобождение человека от власти первородного греха, человек обретает духовную свободу. В начале чина Крещения совершаются три экзорцистские (запретительные) молитвы — сатана изгоняется из сердца человека. В Ранней Церкви существовало даже особое служение экзорциста. Некрещёный человек, в силу первородного греха, не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.

В 12 веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. «Как же случилось, что вас, магометан, окрестили?» — спросили их. — Они отвечали, что у них, турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и «смердит как собака», пока не получит христианского Крещения». Синод не признал такого крещения, потому что они искали его как некое «телесное лекарство» и чародейство.

2. Человеку прощаются личные грехи, совершённые до Крещения.

3. Человек поручается покровительству особого ангела — Ангела-Хранителя.

Молитвословия

Тропарь семи отроков Ефесских

глас 4

Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак семи отроков Ефесских

глас 4

Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

Новости по теме

Митрополит Казанский Кирилл и митрополит Челябинский Алексий возглавили престольный праздник в Спасо-Евдокиевском храме Казани
Митрополит Казанский Кирилл и митрополит Челябинский Алексий возглавили престольный праздник в Спасо-Евдокиевском храме Казани

14 марта, в день памяти преподобномученицы Евдокии Илиопольской (ок. 160-170), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершили Литургию Преждеосвящённых Даров в Спасо-Евдокиевском храме города Казани.

Архипастыри Татарстанской митрополии освятили два престола Спасо-Евдокиевского храма города Казани
Архипастыри Татарстанской митрополии освятили два престола Спасо-Евдокиевского храма города Казани

29 августа, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий совершили великое освящение двух престолов Спасо-Евдокиевского храма города Казани: главного — в честь Нерукотворённого Образа Спасителя и левого — в честь преподобномученицы Евдокии Илиопольской.

Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Евдокиевском храме города Казани
Митрополит Кирилл возглавил престольный праздник в Евдокиевском храме города Казани

14 марта, в день памяти преподобномученицы Евдокии, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию Преждеосвящённых Даров в Евдокиевском храме города Казани.

В Неделю сыропустную митрополит Кирилл совершил Литургию в Свято-Евдокиевском храме Казани
В Неделю сыропустную митрополит Кирилл совершил Литургию в Свято-Евдокиевском храме Казани

14 марта, в Неделю сыропустную (Прощёное воскресенье), митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в храме святой преподобномученицы Евдокии города Казани.