Церковный календарь

16 августа. Память преподобного Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 августа. Память преподобного Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца

Неделя 10-я по Пятидесятнице.
День постный. 3 августа по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста (IV–V). Преподобного Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца (1147).

Святого Раждена Перса, первомученика Грузинского (457) (Груз.). Преподобного Космы отшельника (VI).

Священномученика Вячеслава Луканина диакона (1918); священномученика Николая Померанцева пресвитера (1938).

Преподобный Антоний Римлянин

Русский святой Антоний появился в Новгороде благодаря чуду. Родившись в Риме вскоре после разделения Церквей, он стал православным монахом и испытал на себе гонение со стороны латинян. Удалившись на берег моря, он целый год прожил на большом камне, подвизаясь в посте и молитве. Страшный ураган осени 1105 года сорвал камень вместе с Антонием в море. Однако камень не утонул, а меньше чем через месяц прибился к берегу Волхова, вблизи Новгорода, что было засвидетельствовано в летописях. А на другой год рыбаки выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную им в море много лет назад, еще до пострижения в монахи. На эти средства Антоний основал в Новгороде обитель и оказывал помощь многим нищим, сиротам и вдовам. Сохранился собор Рождества Богородицы, построенный при жизни святого.

 Преподобный Косма отшельник

Преподобный Косма отшельник жил в VI веке в Фаранской пустыне (Палестина). Он был истинным монахом и твёрдым ревнителем Православия. Святой был сведущ в Священном Писании и творениях святых отцов и учителей Церкви. В святоотеческом наследии преподобный особенно выделял святителя Афанасия Александрийского (295–393). В беседе с иноком Василием, как-то пришедшим в Лавру Фаран, преподобный сказал: «Если ты встретишь слово святого Афанасия и не будешь иметь при себе бумаги, запиши его на своей одежде». Отцы Лавры заметили, что у преподобного Космы был обычай так чтить день Господень: еженедельно ночь под воскресенье он проводил стоя, пел псалмы и читал в келлии и в храме, не садясь, с восходом же солнца, окончив молитвенное правило, садился и читал Святое Евангелие — до начала часов и Божественной литургии.

Святой Ражден Перс, первомученик Грузинский

Святой Ражден, почитаемый как первомученик Грузинской Церкви, по происхождению был иранцем знатного рода. Когда царь Иберии святой Вахтанг Горгасал женился на дочери иранского царя Хормизда III — Балундухт, царица взяла с собой Раждена. В Картли святой Ражден принял христианство. Царь Вахтанг назначил его своим советником и полководцем. Во время войны с персами святой попал в плен. Персидский царь Пероз не смог убедить Раждена вернуться к прежней вере и бросил мученика в темницу, но затем, по просьбе грузин, отпустил в Картли, взяв клятву, что он обязательно вернётся. Святой Ражден попрощался с семьёй и, несмотря на уговоры близких и друзей, возвратился в Персию. После безуспешных попыток заставить мученика отречься от Христа персы распяли его на кресте и расстреляли из лука.

Священное Писание

1 Кор., 131 зач., IV, 9-16

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Мф., 72 зач., XVII, 14-23

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, 23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 4, 9-16; Мф. 17, 14-23

«Сей род изгоняется только молитвою и постом». Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост — всестороннее воздержание, молитва — всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост — и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост.

Паисий Святогорец о том, как просить помощи в молитвах

Прося Бога о различных нуждах, я говорю: «Боже мой, пусть Твоя помощь будет заметна, чтобы люди получили от этого и духовную пользу. Если же она не будет заметна, то не нужно нам помогать». Многие даже и не понимают, от каких бурь избавляет нас Бог, совершенно не думают об этом и не славословят Его. Допустим, кто-то оступается на лесах, но Бог устраивает так, что он цепляется там, где зацепиться было не за что, и остается в живых. Или кто-то падает и не получает увечий, попадает в автомобильную аварию и остается невредим. Во всех этих случаях надо помолиться, чтобы человек понял, что он спасся потому, что Бог помог ему и, поняв это, получил духовную пользу. Один мой знакомый упал с моста в реку и остался жив. Святые держат нас на руках. Одному юноше я дал в благословение крестик. Он мчался на мотоцикле и перелетел вместе с ним через такси, перевернулся в воздухе и помчался дальше по дороге — не получил ни царапины. От верной гибели спасаются многие, но немногие это осознают и исправляют себя.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Есть замечательное духовное достижение, связанное с правильным прохождением святого поста, — это молитва. В молитве человек предстоит Богу; в молитве разум, освобождаемый от плена плоти, просвещается Божественной истиной. Достаточно вслушаться и вдуматься в замечательные слова псалмов и молитв, погрузиться в стихию богослужения, и как будто отступает все то, что окружает нас и будоражит сознание, что привносит в душу стихии мира сего. Молитва реально соединяет нас с Господом, и только через молитву мы способны почувствовать Божественное присутствие в нашей жизни.

Церковные Таинства

Церковные Таинства — священнодействия, посредством которых верующим сообщается спасительная сила Божья, невидимая Божественная благодать (особые дары Святого Духа). 

Таинства — благодатные средства, способствующие спасению человека. Их совершают епископы и священники (в исключительных случаях одно из Таинств, Крещение, могут совершать миряне).

Таинства, необходимые для всех спасаемых: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение. Необязательные для всех: Брак, Священство, Елеосвящение. Формально таинств семь, хотя к ним можно отнести, например, и монашеский постриг (а, скажем, чин освящения храма нельзя — таинство совершают над человеком).

Понятие «Таинства» не следует путать с понятием «обряды». Слово «обряд» происходит от слова «обряжать». Обряды — это внешние формы богослужения и богопочитания. Обряды можно условно поделить на несколько групп, например: 1) богослужебные (великое освящение воды, освящение плодов, чин посвящения в чтеца, помазание елеем на Утрени, вынос св. плащаницы в Великую Пятницу, освящение артоса и др.); 2) обряды, связанные с частными нуждами верующих (освящение домов и помещений; поминовение усопших; освящение пищи и вообще всякой вещи; благословение на учение или путешествие и др.). Что касается такой группы обрядов как «символические», к ней можно причислить обряды как первого типа, так и второго (крестное знамение, каждение и пр.).

Молитвословия

Тропарь преподобного Антония Римлянина, Новгородского

глас 4

Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония Римлянина, Новгородского

глас 8

Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.

Молитва преподобному Антонию Римлянину

Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою , еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь.

Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобных Исаакия, Далмата и Фавста

глас 2

Пощением возсиявшия, яко светила,/ и ереси развратившия верою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ яко Христовы угодники,// Того молящия о всех нас.

Теги:
Преподобный Антоний Римлянин
православный календарь

Все публикации