Церковный календарь

12 августа. Память мученика Иоанна Воина

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 августа. Память мученика Иоанна Воина

10-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 30 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника (I). Мученика Иоанна Воина (IV). Преподобного Анатолия Оптинского, Младшего (1922).

Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого (1484). Мучеников Полихрония, епископа Вавилонского, Пармения, Елимы и Хрисотеля пресвитеров, Луки и Муко диаконов, Авдона и Сенниса, князей Персидских, и мучеников Олимпия и Максима (ок. 251). Священномученика Валентина (Уалентина) епископа и трех учеников его мучеников Прокула, Ефива и Аполлония и праведного Авундия (ок. 273). Собор Самарских святых. Преподобной Ангелины, деспотисы Сербской (ок. 1520)1.

Священномученика Иоанна Плотникова диакона (1918).

Апостолы от 70-ти

Господь, перед тем как идти в Иерусалим на претерпение Страстей, послал перед Собой 70 учеников — по двое в те города, которые Сам хотел посетить. Часть имён семидесяти апостолов известна из Писания, часть — из устного предания. Далеко не все семьдесят учеников, избранных Христом, сохранили Ему верность. По преданию, некоторые апостолы от семидесяти позднее отошли от Христа, смутившись Его страданиями. Святитель Димитрий Ростовский говорит, что «близ вольного страдания Господня умалишася зело ученицы Его, и едва кто от Седмидесяти остался при Нем». Господь же так устроил, что лик Семидесяти был восполнен в течение апостольского века. Среди семидесяти теперь есть те, кто был обращён благодаря проповедническим трудам двенадцати апостолов и апостола Павла — например, апостол Лука, апостол Тимофей, апостол Сила и другие.

Мученик Иоанн Воин

Иоанн, славянин по происхождению, служил в войске римского императора Юлиана Отступника, поклонявшегося языческим богам и объявившего христиан вне закона. Отряд Иоанна был послан преследовать и казнить их. Обладая даром рассудительности, Иоанн решил не открываться, а, по мере сил, спасать единоверцев. Он предупреждал их об облавах, способствовал побегам заключенных, посещал христиан в темницах. Однако император прознал о действиях святого, приказал бросить его в темницу и после суда казнить. Скорая и бесславная гибель самого Юлиана Отступника в сражении стала благом для всех христиан, а Иоанн был освобожден из-под стражи. Посвятив жизнь служению ближним, Иоанн дожил до глубокой старости. В Православной Церкви Иоанн Воин чтится как великий помощник в скорбях и обстояниях.

Преподобный Анатолий Младший

Преподобный Анатолий Младший (в миру Александр Потапов) родился 15 февраля 1855 года в Москве в купеческой семье. В 30 лет поступил в Оптину пустынь и был определен в скит келейником преподобного Амвросия. В 1895 году пострижен в мантию. К нему обращались за советами как к старцу. После закрытия монастыря отец Анатолий был арестован. По дороге в тюрьму он заболел, и ему остригли волосы и бороду. Вернулся он в обитель измученным. Одиннадцатого августа 1922 года в Оптину приехали чекисты. Старца долго допрашивали и хотели увезти. Батюшка попросил отсрочить арест на день, чтобы приготовиться в путь. Чекисты согласились. После этого святой уединился в келлии и в молитве предал свою душу Богу. Утром приехала комиссия. Спросили келейника: «Старец готов?» — «Да, — ответил он, — готов».

Священное Писание

1 Кор., 165 зач., XVI, 4-12

4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.

5 Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию.

6 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.

7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.

8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, 9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.

10 Если же придет к вам Тимофей, смотри́те, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я.

11 Посему никто не пренебрегай его, но проводи́те его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.

12 А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно.

Мф., 86 зач., XXI, 28-32

28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 16, 4-12; Мф. 21, 28-32

В притче о двух сынах, второй из них проворно сказал: «иду», и не пошел. Это образ всех скороспелых благонамерений, которые привести в исполнение не достает потом постоянства, воли и терпения. Сердце легкое тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах. Эта немощь встречается почти у всех. Как же избегнуть такой несостоятельности перед самим собой и перед другими? А вот как: не начинай ничего не обдумавши и не рассчитавши, что на предпринимаемое достанет сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по сказанию тех же приточных внушений Господа, чтоб вооружиться наперед самоотвержением и терпением. Посмотри есть ли у тебя эти подпоры всех тружеников в добре, и если есть, начинай дело, а если нет, то наперед запасись ими. Если запасешься, то что ни встретится на пути к намеренному, все перетерпишь и преодолеешь, и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что коль скоро трудновато дело — брось, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобою никогда того, чтобы ты сказал — иду, а потом не пошел.

Святые отцы о приходе праведного Еноха и пророка Илии во времена Антихриста

Согласно Преданию, перед концом мира Бог для вразумления людей пошлёт на землю праведного Еноха и пророка Илию. Эти ветхозаветные праведники не вкусили смерти, Бог взял их живыми на небо (Быт. 5:24 и 4 Цар. 2:11), и теперь им предстоит умереть за Христа. Об их приходе говорят многие святые отцы: мученик Ипполит Римский (II–III века), преподобный Ефрем Сирин (IV век), святитель Андрей Кесарийский (VII век) и другие. В том числе это мнение основывается на пророчестве пророка Малахии: «Вот, пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). Подробнее об этом говорится в Откровении апостола Иоанна Богослова (11:3–12), где указывается, что Бог поставит двух Своих свидетелей, которые будут пророчествовать во время правления антихриста, по окончании проповеди будут им убиты в Иерусалиме и при этом не погребены, но через три с половиной дня Господь их воскресит и вновь возьмёт на небо. Под этими свидетелями и понимаются праведный Енох и пророк Илия.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если человек хочет представить себя благочестивым, или, говоря светским языком, порядочным, честным, на деле таковым не являясь, то такое поведение и есть лицемерие. Ибо в основе лицемерия — ложь, а отец лжи есть диавол (см. Ин. 8, 44). Всякая ложь опасна. Лживые слова могут соблазнить. Но более всего соблазняют ближнего не слова, а дела. И если внешне мы кажемся благочестивыми, добрыми, порядочными, если пытаемся убедить в этом других, таковыми не являясь, то совершаем великий грех, соблазняя другого. А в Евангелии сказано: лучше человеку, который соблазняет, повесить жернов мельничный на шею и потонуть в пучине морской (см. Мф. 18, 6).

О почитании икон

Традиция иконопочитания имеет древнее происхождение. На сегодняшний день известно немало священных христианских изображений, датируемых, по крайней мере, II-III веком. Между тем практика создания богоугодных священных изображений восходит к ещё более ранним временам — к периоду Ветхого Завета. Так, при Моисее, по требованию Божьему, были изготовлены херувимы на крышке ковчега, был изготовлен медный змий — прообразовательная икона Христа (Ин.3:14).

Значение православных икон может рассматриваться с разных сторон. К примеру, иконография раскрывает нам истины исторического, догматического, нравственного, литургического характера. Молясь перед образом Божьим, перед образами Его святых, православный возносит свой ум, своё сердце к Первообразу — Богу, к самим Его святым. Бог же и/или Его святые отвечают на молитвы верующего. В этом отношении икона называется окном в горний мир.

Будучи предметом священным, икона почитается как святыня.

Молитвословия

Тропарь мученика Иоанна Воина

глас 4

Всеблагаго Бога и Царя/ благоверный раб и воин явился еси, Иоанне чудодетелю,/ пострадав бо ради веры мужески,/ блаженно же скончав течение,/ зриши Всетворца Господа в Небесех светлейше./ От Негоже прием дарование чудес,/ страждущим человеком во всяких напастех помогаеши,/ укрепляеши воины в ратех,/ от врагов пленения, ран же и внезапных смертей и от бед лютых изымаеши./ Темже моли Владыку Христа, приснопамятне,/ да во всяком обстоянии сотворит нам милость/ и не введет нас во искушения,// но спасет души наша, яко Человеколюбец.

Кондак мученика Иоанна Воина

глас 6

Благочестиваго воина Христова,/ победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно,/ Иоанна мученика достодолжно песньми восхвалим,/ чудодействуя бо, подает обильная исцеления страждущим людем/ и молится Господу Богу// от всяких бед спасти правоверныя.

Молитва святому Иоанну Воину

О мучениче Христов, Иоанне воине! Храбрый еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем православным христианом. О великий заступниче и угодниче Христов, Иоанне воинственниче! Помилуй нас, грешных и недостоиных, и заступи в бедах и в скорбех, и в печалех и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека, тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны, грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих, буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. О великий поборниче, Иоанне воине! Не забуди нас, всегда молящихся тебе, просящих помощи и неоскудныя милости твоея, и сподоби нас, грешных и недостойных, получити от Бога неизреченная благая, яже уготова любящим Его. Яко подобает Ему всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника

глас 3

Лик пяточисленный апостол Христовых песньми восхвалим,/ Силу, Силуана, Крискента, Андроника со Епенетом,/ сии бо идольскую лесть обличиша/ и, неверныя в веру уловивше,/ молят непрестанно о всех, память их величающих.

Кондак апостолов

глас 4

Лозие явистеся Христова винограда,/ гроздие приносяще, мудрии, в добродетелех,/ вино нам спасения источающе,/ еже приемлюще, веселия исполняемся,/ празднующе всечестную вашу память,/ в нюже молитеся о оставлении грехов наших,// Господни апостоли.

Тропарь преподобного Германа Соловецкого

глас 8

Желанием духовным от юности распаляемь, преподобне Германе,/ Христу тесным жития путем последовал еси/ и, в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився,/ в нем многа лета постнически пожил еси,/ идеже блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси,/ с ними же моли Христа Бога о нас,/ любовию чтущих святую память твою.

Кондак преподобного Германа Соловецкого

глас 4

Вышних желая,/ вся долу влекущая возненавидел еси/ и, отечество свое оставль,/ в поморие пустынное отшел еси,/ таже в морский остров удалився,/ в нем многа лета Господеви поработал еси./ Темже, память твою празднующе,/ любовию вопием ти:/ радуйся, Германе Богомудре, отче наш.

Теги:
Мученик Иоанн Воин
апостолы от 70-ти
православный календарь

Все публикации