Церковный календарь

7 августа. Память преподобного Макария Желтоводского, Унженского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
7 августа. Память преподобного Макария Желтоводского, Унженского

8-я седмица по Пятидесятнице
День постный. 25 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Святых жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Преподобного Макария Желтоводского, Унженского (1444).

Память V Вселенского Собора (553).

Священномученика Николая Удинцева пресвитера (1918); священномученика Александра Сахарова пресвитера (1927); святой Ираиды Тихо́вой исповедницы (1967).

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Благословенная Анна была дочерью священника Матфана из колена Левиина, рода Ааронова. По преданию, она скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет. При святом благоверном царе Иустиниане (527–565 гг.) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685–695 гг.; 705–711 гг.) обновил ее храм, в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь.

Преподобного Макария Желтоводского, Унженского

Уроженец Нижнего Новгорода и современник Сергия Радонежского, Макарий прославился просвещением приволжских народов — марийцев, чувашей, татар. В 12 лет он тайно ушел от родителей и принял постриг. Повзрослев, Макарий, как в то время многие искатели Царства Божия, ушел из обители в поисках безмолвия и поселился на Волге, в пещере, вблизи озера Желтые Воды. Твердое воздержание и терпение привлекли к святому других пустынников, и он основал монастырь во имя Святой Троицы. Он обратил многих язычников и мусульман. Казанские татары разорили обитель, пленили святого и его братию. Но хан был так поражен благочестием старца, что отпустил его и с ним до 400 христиан, лишь взял с Макария слово покинуть озеро. Святой ушел с братией в галичскую землю, где основал новую обитель и почил в глубокой старости.

V Вселенский Собор

Пятый Вселенский Собор был созван святым императором Юстинианом в 553 году и заседал с 4 мая по 2 июня в Константинополе. За 10 лет до созыва собора святой Юстиниан издал эдикт в виде трактата из трёх глав, осуждающий епископа Феодора Мопсуестийского и его творения, а также труды епископов Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Причиной осуждения сочинений давно скончавшихся архиереев были их несторианские взгляды. Предыдущий Вселенский Собор 451 года, осудивший монофизитскую и несторианскую ереси, не рассматривал сочинения указанных лиц, что давало повод монофизитам обвинять православных в несторианстве. Эдикт императора о «Трёх Главах» неоднозначно был воспринят епископатом, так как этим указом был осуждён уже скончавшийся архиерей, поэтому возникла необходимость в созыве Вселенского Собора.

Деяния V Вселенского Собора

На V Вселенском Соборе присутствовали 165 архиереев. Римский папа Вигилий, бывший во время созыва собора в Константинополе, отказался в нём участвовать, несмотря на троекратное приглашение. Впоследствии папа согласился с общим мнением отцов и принял соборное определение. Собор ещё раз подтвердил учение о единой Ипостаси Богочеловека: «Если кто не исповедует, что распятый плотью Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и Господь славы и один из Святой Троицы, тот да будет анафема». Кроме того, собор осудил ещё одного учителя древности — Оригена и его учение о всеобщем спасении: «Если кто говорит, что соединяются с Богом Словом все человеки, и диавол, и духи лукавства, и что будет конец Царствия Христова, да будет анафема». На соборе епископ Феодор Мопсуестийский за еретические взгляды был анафематствован. Также были осуждены некоторые сочинения епископов Феодорита и Ивы, так как они успели покаяться до своей кончины.

Священное Писание

1 Кор., 145 зач., X, 12-22

12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.

13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.

16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?

19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?

20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Мф., 68 зач., XVI, 20-24

20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.

21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, 25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 10, 12-22; Мф. 16, 20-24

Когда св. апостолы исповедали Спасителя Сыном Божиим, Он сказал: «должно… пострадать… и быть убиту». Дело созрело, оставалось только завершить его крестною смертью. То же бывает и в ходе нравственного преуспеяния христианина. Пока он в борьбе со страстьми, враг еще надеется как-нибудь искусить его, но когда страсти улягутся, и у врага не достает уже силы возбуждать их, тогда он воздвигает внешние искушения, всякого рода, — напраслины и притом самые чувствительные. Он метит заронить мысль: «ну, из-за чего трудился и боролся? Никакого нет тебе от этого проку». Но когда он заготовляет таким образом войну со вне, Господь труженику Своему ниспосылает дух терпения и, прежде чем враг успеет поднять какую-либо беду, заготовляет в сердце его воодушевленную готовность на всякого рода страдания и неприязни, и кознь врага не удается. Как Господь сказал о Себе: «должно пострадать», так и они испытывают некоторое жаждание прискорбности. И когда они наступают, то с радостью встречают их, пьют их, как жаждущий пьет прохладительную воду.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы рождаемся с разными предрасположенностями, — теперь ученые называют это генетической наследственностью, — так что нам передается как доброе, так и плохое. Но даже при таком понимании наследственности никто не может сказать, что он категорически предрасположен ко злу и не может творить добро или что он абсолютно предрасположен к неверию и не может в Бога поверить. Таких людей, абсолютно предрасположенных к одному, другому, третьему или четвертому выбору, не бывает. А что же бывает? Бывает, что ввиду отсутствия заботы со стороны родителей, учителей у детей в сердце создается каменистая почва. Если дети не видят добра, не понимают, что такое подвиг, что такое жертва, то в их сердце — камень. Даже если ребенок или уже взрослый, имеющий такое сердце, в какой-то момент воспринимает Божественную истину, то эта истина не может прорасти, потому что в сердце — камень. Каким же должен быть наш ответ? Мы должны работать над самими собой, над нашими детьми, чтобы наши души не стали каменными.

Молитвословия

Тропарь преподобного Макария Желтоводского, Унженского

глас 5

Днесь град твой Галич тобою хвалится,/ в концех бо его пресветло,/ яко велие солнце, возсиял еси/ и чудесы твоими, преподобне Макарие, вся озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ и спастися граду твоему от поганскаго наития.

Кондак преподобного Макария Желтоводского, Унженского

глас 2

Вторый Моисей явился еси, преподобне:/ он бо жезлом море раздели,/ ты же страсти, яко Амалика, победил еси/ и непроходную пустыню немятежным умом прошел еси,/ в нейже молитвами твоими велие чудо сотворил еси:/ гладныя люди до изобилия прекормил еси./ И ныне молися Господеви/ подати всем печальным утешение,/ Макарие, отче приснопамятне,/ иже Галичестей стране и всей Российстей земли/ похвала и утверждение.

Тропарь праведной Анны

глас 4

Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.

Кондак праведной Анны

глас 2

Прародителей Христовых память празднуем,/ тех верно просяще помощи,/ избавитися всем от всякия скорби, зовущим:// Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.

Теги:
Преподобный Макарий Желтоводский
православный календарь

Все публикации