Церковный календарь

6 августа. Память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 августа. Память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба

8-я седмица по Пятидесятнице
Поста нет. 24 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученицы Христины (ок. 300). Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1015).

Преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского (1182). Святителя Георгия, архиепископа Могилевского (1795). Обретение мощей преподобного Далмата Исетского (1994).

Священномученика Алфея Корбанского диакона (1937); святителей Николая Понгильского (1942) и Иоанна Калинина (1951) исповедников, пресвитеров.

Мученики благоверные князья Борис и Глеб

Первые русские святые, младшие сыновья равноапостольного князя Владимира, Борис и Глеб (в Крещении — Роман и Давид) озарили историю Руси подвигом смирения, жертвенности и братолюбия. Незадолго до кончины князь Владимир призвал сына Бориса в Киев и отправил его с войском на печенегов. Однако старший сын князя Святополк после смерти отца занял киевский престол и решил расправиться с братом. Не желая междоусобной распри, Борис по возвращении распустил войско и принял смерть от подосланных убийц, которые пронзили его копьями, когда он молился в шатре за утреней. Глеба постигла та же участь. Зная о гибели Бориса, он предпочел смерть войне с братом. Сам Святополк, прозванный Окаянным, был разбит Ярославом Мудрым и кончил дни в бесславном изгнании. Святые же братья стали небесными защитниками Руси.

Почитание святых князей Бориса и Глеба началось вскоре после их кончины. Древнейший корпус литургических песнопений, посвященных страстотерпцам, складывался в XI — начале XII веков. Службу святым братьям составил митрополит Киевский Иоанн I (1008–1035). Наиболее важными в древней службе святым Борису и Глебу являются паремийные чтения, которые не заимствованы из текстов Ветхого или Нового Заветов, а представляют собой отрывки из жития святых страстотерпцев. Заголовки чтений, несмотря на содержание, библейские: («От Бытия чтение» или «От Притч чтение»). 1-я паремия содержит поучение о любви и ненависти между братьями, 2-я и 3-я описывают историю убийства святых Бориса и Глеба и войны Ярослава со Святополком. В тексте есть аллюзии на ветхозаветные отрывки, использующиеся в паремиях, что свидетельствует о желании составителей уподобить эти паремии библейским. Таким образом, христиане Древней Руси воспринимали историю своей Церкви как непосредственное продолжение библейской Священной истории.

Мученица Христина

Мученица Христина была дочерью Урвана, языческого правителя Тира. В 11 лет она отличалась красотой, и многие хотели на ней жениться, но отец желал видеть её жрицей. Он поместил дочь в дом со множеством идолов и велел ей воскуривать фимиам. Находясь в уединении, Христина задумывалась об устройстве мира и, следуя путём естественного богопознания, наблюдая красоту творения, пришла к вере во Единого Творца. Христина молилась и просила Бога открыть ей Себя. Ответом стало явление Ангела, открывшего ей Христа. Ангел нарёк Христину невестой Христовой и предсказал ей мученичество. После этого девушка разбила идолов в доме, чем вызвала ярость отца. Узнав, что она исповедует себя христианкой, Урван предал дочь бичеванию и отправил её в тюрьму. Святую подвергли жестоким истязаниям, но Ангел каждый раз исцелял страшные раны. Во время пребывания святой в тюрьме её тайно посетило множество людей; так обратилось ко Христу около 3 тысяч человек. При новом городском правителе Юлиане святую Христину зарубили мечом.

Священное Писание

1 Кор., 144 зач., X, 5-12

5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.

6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.

8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.

9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.

10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.

11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.

Мф., 66 зач., XVI, 6-12

6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

7 Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

8 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 10, 5-12; Мф. 16, 6-12

«Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской», сказал Господь. Саддукеи — образец беспечности; фарисеи — представители людей, носящих лицо ревнителей. Те ничего не делают, а эти будто и хлопочут, но на деле у них ничего не выходит. У нас на них походят увлекающиеся идеями гуманности. Послушать, так только и речей что о благе народа, а народу никакого блага от этого не прибывает, ибо только говорят, а не делают. У них гуманность напускная, показывают только вид, что имеют ее, а в сущности это эгоисты. Речи не требуют жертв — ну, они и расточают их, а коснись дело до жертв, они и назад. Нынче почти все лицедеи; одни перед другими рисуются, как ревнители блага и особенно просвещения, и все остаются очень довольны когда успеют засвидетельствовать словом, что они действительно таковы. Оттого у нас коль скоро появится какое-либо благотворительное начинание — толки подымутся повсюду, а дело все-таки не спеется. Жертв от них не жди; им нужды нет до других, лишь бы их дела шли хорошо. Но бывает и так, что не ломая головы над планами облагодетельствования ближних, они жертвуют лишь бы отделаться. То и другое осудил Господь, а велел нам преисполняться искреннею любовью друг к другу, которая не любит рисоваться.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Не осуждайте зло, а исправляйте»

Не все совершающие преступления — это убийцы и злодеи. Эти люди лишены «защитного барьера», они не борются с собой, не исповедуются, не причащаются, не молятся, не пытаются исправиться. У них добрые души, но они живут, как говорят в просторечье, «как на постоялом дворе». Зло улавливает их в свои сети и толкает их на убийство и другие преступления. Однако очень скоро они раскаиваются, мучаются, чувствуют себя как в аду. Наша цель — не осудить зло, а исправить его. Если человека осудить, то он может прийти в полное расстройство, а если проявить понимание и поддержать его, то он спасется. Грешника нужно встречать с любовью и с уважением относиться к его свободе. Когда в семье кто-то роняет вазу со стола, и она разбивается, нас обычно охватывает гнев. Но если в эту критическую минуту мы, проявив понимание и прощение, станем выше всего, что произошло, то приобретем и свою душу, и душу нашего брата.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы должны со вниманием относиться к тому, что происходит в нашей душе, в наших мыслях. Мы должны очень внимательно относиться к тому, как мы реагируем на сигналы, которые получаем из внешней среды. Перед тем как впасть в восторг от того или иного фильма, от той или иной постановки, от тех или иных публично произнесенных речей, всегда нужна задать вопрос: а что это с точки зрения слова Божия? Не прилетела ли очередная дьявольская птица, чтобы исторгнуть из моего разума, из моей памяти Божие Слово? Это и есть бдительность человека к самому себе: блюдите, како опасно ходите, сказано в Писании (Еф. 5, 15). Где же мы опасно ходим? Да по этой жизни, потому что нас действительно подстерегают искушения, соблазны и все то, что может повредить нашей душе и внутренней почве, которая, принимая Слово Божие, может либо плодоносить, либо ничего не производить, кроме греха.

Молитвословия

Тропарь благоверных князей Бориса и Глеба

глас 2

Правдивая страстотерпца/ и истинная Евангелия Христова послушателя,/ целомудренный Романе с незлобивым Давидом,/ не сопротив стаста врагу сущу брату,/ убивающему телеса ваша,/ душам же коснутися не могущу./ Да плачется убо злый властолюбец,/ вы же, радующеся с лики Ангельскими,/ предстояще Святей Троице,/ молитеся о державе сродников ваших богоугодней быти// и сыновом Российским спастися.

Кондак благоверных князей Бориса и Глеба

глас 3

Возсия днесь преславная память ваша,/ благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде,/ созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего./ Тем, притекающе к раце мощей ваших,/ исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии:// вы бо божественнии врачеве есте.

Тропарь преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского

глас 4

Тезоименит званию твоему,/ яко многоплодное древо,/ насажден сый во обители Божия Матере,/ многая и чудная тщанием твоим исправления показавый,/ мудре Поликарпе,/ моли Христа Бога о нас,/ яко да и мы, многия плоды добродетелей Ему принесше, спасемся.

Кондак преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского

глас 8

Яко преподобным Печерским совсельника/ и житий их в себе делом и писанием изобразителя неложна,/ вкупе же славы Небесныя с теми общника явльшагося,/ приидите, вернии, песньми священными преподобнаго Поликарпа ублажим, зовуще:/ радуйся, архимандритов Печерских похвало.

Тропарь мученицы Христины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Христина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую/ и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Тропарь мученицы Христины

глас 4

Званием евангельски Христу уневестившися,/ Христино славная,/ славу мира сего и похоть бренную вменила еси ни во что же,/ о самом телеси небрегущи,/ муки претерпела еси доблественно,/ тем твое страдание хвалами почитаем,/ мученице, Христу тезоименитая.

Кондак мученицы Христины

глас 4

Световидная голубица позналася еси, криле имущи злате,/ и к высоте Небесней возлетела еси, Христино честная./ Темже твой славный праздник совершаем,/ верою покланяющеся твоих мощей раце,/ из неяже истекает всем обильно/ исцеление Божественное,// душам же и телом.

Теги:
Благоверные Борис и Глеб
мученица Христина
православный календарь

Все публикации