Церковный календарь

6 августа. Память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 августа. Память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба

7-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 24 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученицы Христины (ок. 300). Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1015).

Преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского (1182). Святителя Георгия, архиепископа Могилевского (1795). Обретение мощей преподобного Далмата Исетского (1994).

Священномученика Алфея Корбанского диакона (1937); святителей Николая Понгильского (1942) и Иоанна Калинина (1951) исповедников, пресвитеров.

Мученики благоверные князья Борис и Глеб

Первые русские святые, младшие сыновья равноапостольного князя Владимира, Борис и Глеб (в Крещении — Роман и Давид) озарили историю Руси подвигом смирения, жертвенности и братолюбия. Незадолго до кончины князь Владимир призвал сына Бориса в Киев и отправил его с войском на печенегов. Однако старший сын князя Святополк после смерти отца занял киевский престол и решил расправиться с братом. Не желая междоусобной распри, Борис по возвращении распустил войско и принял смерть от подосланных убийц, которые пронзили его копьями, когда он молился в шатре за утреней. Глеба постигла та же участь. Зная о гибели Бориса, он предпочел смерть войне с братом. Сам Святополк, прозванный Окаянным, был разбит Ярославом Мудрым и кончил дни в бесславном изгнании. Святые же братья стали небесными защитниками Руси.

Почитание святых князей Бориса и Глеба началось вскоре после их кончины. Древнейший корпус литургических песнопений, посвященных страстотерпцам, складывался в XI — начале XII веков. Службу святым братьям составил митрополит Киевский Иоанн I (1008–1035). Наиболее важными в древней службе святым Борису и Глебу являются паремийные чтения, которые не заимствованы из текстов Ветхого или Нового Заветов, а представляют собой отрывки из жития святых страстотерпцев. Заголовки чтений, несмотря на содержание, библейские: («От Бытия чтение» или «От Притч чтение»). 1-я паремия содержит поучение о любви и ненависти между братьями, 2-я и 3-я описывают историю убийства святых Бориса и Глеба и войны Ярослава со Святополком. В тексте есть аллюзии на ветхозаветные отрывки, использующиеся в паремиях, что свидетельствует о желании составителей уподобить эти паремии библейским. Таким образом, христиане Древней Руси воспринимали историю своей Церкви как непосредственное продолжение библейской Священной истории.

Мученица Христина

Мученица Христина была дочерью Урвана, языческого правителя Тира. В 11 лет она отличалась красотой, и многие хотели на ней жениться, но отец желал видеть её жрицей. Он поместил дочь в дом со множеством идолов и велел ей воскуривать фимиам. Находясь в уединении, Христина задумывалась об устройстве мира и, следуя путём естественного богопознания, наблюдая красоту творения, пришла к вере во Единого Творца. Христина молилась и просила Бога открыть ей Себя. Ответом стало явление Ангела, открывшего ей Христа. Ангел нарёк Христину невестой Христовой и предсказал ей мученичество. После этого девушка разбила идолов в доме, чем вызвала ярость отца. Узнав, что она исповедует себя христианкой, Урван предал дочь бичеванию и отправил её в тюрьму. Святую подвергли жестоким истязаниям, но Ангел каждый раз исцелял страшные раны. Во время пребывания святой в тюрьме её тайно посетило множество людей; так обратилось ко Христу около 3 тысяч человек. При новом городском правителе Юлиане святую Христину зарубили мечом.

Священное Писание

 1 Кор., 139 зач., VII, 35 - VIII, 7

35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.

37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.

38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.

39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.

40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

ГЛАВА 8.

1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.

2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.

3 Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.

4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.

5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,- 6но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.

7 Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.

Мф., 63 зач., XV, 29-31

29 Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.

30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; 31так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 7, 35-8, 7; Мф. 15, 29-31

Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Не осуждайте зло, а исправляйте»

Не все совершающие преступления — это убийцы и злодеи. Эти люди лишены «защитного барьера», они не борются с собой, не исповедуются, не причащаются, не молятся, не пытаются исправиться. У них добрые души, но они живут, как говорят в просторечье, «как на постоялом дворе». Зло улавливает их в свои сети и толкает их на убийство и другие преступления. Однако очень скоро они раскаиваются, мучаются, чувствуют себя как в аду. Наша цель — не осудить зло, а исправить его. Если человека осудить, то он может прийти в полное расстройство, а если проявить понимание и поддержать его, то он спасется. Грешника нужно встречать с любовью и с уважением относиться к его свободе. Когда в семье кто-то роняет вазу со стола, и она разбивается, нас обычно охватывает гнев. Но если в эту критическую минуту мы, проявив понимание и прощение, станем выше всего, что произошло, то приобретем и свою душу, и душу нашего брата.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Господь не открывается людям гордым и надменным, которые кичатся своим благочестием, чистотой веры, а в сердце не имеют любви. Ведь точно так же поступали фарисеи, которые были благочестивыми людьми: исполняли все предписания, читали, говоря нашим языком, все правила, каноны и молитвы. Они делали всё, что требовалось, — а Господь осудил их страшными словами, и недаром именно они стали противниками Бога и распинателями Сына Божия. Поэтому в смирении стяжите души ваши (ср. Лк. 21, 19), чтобы никакой духовной надменности, высокомерия, гордыни, сознания своей непременной правоты не возникало в сердце. Помните пример старца Амвросия, который говорил тихим голосом, который всегда исповедовал свое несовершенство, являясь при этом совершеннейшим образцом святости и монашеской жизни.

Земная Церковь — это все христиане

В церкви нет хозяев, кроме Самого Бога. Мы не должны считать и именовать церковью лишь Патриархию или епархиальное управление. Протоиерей Димитрий Смирнов: «Народ в массе своей пока воспринимает Церковь как что-то отдельное от себя. Часто можно слышать, как многие даже крещеные люди говорят: «Ну что же Церковь не реагирует?» И приходится говорить: «Но ты тоже Церковь, давай реагируй».

Мы, миряне, не должны ощущать себя в храме лишь статистами или зрителями. Не нужно бояться обращаться к священникам. Им тоже необходима обратная связь.

В церковной общине можно найти применение своим талантам. При многих храмах организованы братства, сестричества, благотворительные организации. Если в вашем храме их ещё нет, не ждите приглашения, предлагайте сами. В церкви можно петь, стать алтарником, чтецом, проводить беседы, помогать в воскресной школе. Душеспасительно омыть храм после службы, помочь в трапезной.

Истина и терпимость — почему противостоять заблуждениям есть дело любви

Терпимость может означать стремление к поддержанию мира с людьми, которые отличаются от нас в каком-то отношении — выглядят по-другому, говорят на другом языке или придерживаются других обычаев. Такого рода терпимость — это добродетель. Как говорит Апостол, если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12:18).

Но терпимость к людям часто подменяется чем-то совсем другим — готовностью соглашаться с любыми заблуждениями. Людям кажется, что говорить о том, что наша вера истинна, а другие — ошибочны, значить, проявлять нетерпимость.

Но открыто выступать против заблуждений — это долг любви. Врачи не станут проявлять терпимость к убеждению, что рак можно вылечить средствами народной медицины. Ведь от этого зависит жизнь пациентов. От истинной веры зависит нечто гораздо более важное — обретем ли мы жизнь вечную и блаженную. Поэтому стояние в истине и опровержение заблуждений — есть дело любви.

Молитвословия

Тропарь благоверных князей Бориса и Глеба

глас 2

Правдивая страстотерпца/ и истинная Евангелия Христова послушателя,/ целомудренный Романе с незлобивым Давидом,/ не сопротив стаста врагу сущу брату,/ убивающему телеса ваша,/ душам же коснутися не могущу./ Да плачется убо злый властолюбец,/ вы же, радующеся с лики Ангельскими,/ предстояще Святей Троице,/ молитеся о державе сродников ваших богоугодней быти// и сыновом Российским спастися.

Кондак благоверных князей Бориса и Глеба

глас 3

Возсия днесь преславная память ваша,/ благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде,/ созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего./ Тем, притекающе к раце мощей ваших,/ исцеления дар приемлем молитвами вашими, святии:// вы бо божественнии врачеве есте.

Молитва благоверным князьям Борису и Глебу

О двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но, яко тепли заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвигаемую от ближних и чуждих. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением страну нашу и всех, чтуших святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского

глас 4

Тезоименит званию твоему,/ яко многоплодное древо,/ насажден сый во обители Божия Матере,/ многая и чудная тщанием твоим исправления показавый,/ мудре Поликарпе,/ моли Христа Бога о нас,/ яко да и мы, многия плоды добродетелей Ему принесше, спасемся.

Кондак преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского

глас 8

Яко преподобным Печерским совсельника/ и житий их в себе делом и писанием изобразителя неложна,/ вкупе же славы Небесныя с теми общника явльшагося,/ приидите, вернии, песньми священными преподобнаго Поликарпа ублажим, зовуще:/ радуйся, архимандритов Печерских похвало.

Тропарь мученицы Христины

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Христина/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую/ и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Тропарь мученицы Христины

глас 4

Званием евангельски Христу уневестившися,/ Христино славная,/ славу мира сего и похоть бренную вменила еси ни во что же,/ о самом телеси небрегущи,/ муки претерпела еси доблественно,/ тем твое страдание хвалами почитаем,/ мученице, Христу тезоименитая.

Кондак мученицы Христины

глас 4

Световидная голубица позналася еси, криле имущи злате,/ и к высоте Небесней возлетела еси, Христино честная./ Темже твой славный праздник совершаем,/ верою покланяющеся твоих мощей раце,/ из неяже истекает всем обильно/ исцеление Божественное,// душам же и телом.

Теги:
Благоверные Борис и Глеб
мученица Христина
православный календарь

Все публикации