Церковный календарь

3 августа. Память пророка Иезекииля

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
3 августа. Память пророка Иезекииля

8-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 21 июля по ст. ст.

В этот день совершается память:

Пророка Иезекииля (VI в. до Р. Х.). Преподобных Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его (ок. 590).

Преподобных Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах (XII—XIII). Мученика Виктора Марсельского (ок. 290).

Священномученика Петра Голубева пресвитера (1938). Обретение мощей святого Романа Медведя исповедника, пресвитера (1999).

Пророк Иезекииль

Пророк Иезекииль (имя переводится с еврейского «Бог да укрепит») совершал своё служение среди иудейских переселенцев в период вавилонского плена в 593—571 годах до Рождества Христова. В состав Священного Писания входит Книга пророка Иезекииля, содержащая его пророчества. Святой Климент Александрийский ссылается на предание, согласно которому отец Иезекииля тоже был пророком. Кроме того, Иезекииль был священником. Пророк попал в плен и был переселён в Вавилон после первого взятия Иерусалима (597 год до Р. Х.). До этого он символическими действиями предсказывал осаду и взятие города вавилонянами. Как и пророк Иеремия, он призывал иудеев принять плен как волю Божию и не поднимать восстания, но покаяться. После взятия Иерусалима пророк утешал иудеев, предсказывая конец изгнания, возвращение на родину и построение нового храма.

Преподобных Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его

Преподобные Симеон, Христа ради юродивый, и спостник его Иоанн были друзьями с детства и вместе решили принять монашеский постриг, поселившись в сирийской пустыне. Симеон и Иоанн прожили в пустыне 29 лет, достигли полного бесстрастия и высокой степени духовности. Затем преподобный Симеон вернулся к людям и избрал для себя тяжелый подвиг юродства. Он изгонял бесов, исцелял болезни, избавлял от скоропостижной смерти, неверующих приводил к вере, а грешников — к покаянию. Когда Симеон отошел к Господу, вслед за ним в пустыне скончался и преподобный Иоанн. Незадолго до кончины святому Симеону было дано увидеть венец над головой своего духовного брата с надписью: «За пустынническое терпение».

Евангелие дня

Что греха таить, все мы друг друга оцениваем. Параметры, очевидно, могут быть самыми разными: внешний вид, душевные качества, социальное положение и многое другое. Всё бы ничего, но мы не только оцениваем, но и формируем своё отношение, что кажется вполне естественным. Но как на самом деле надо поступать? Об этом прикровенно говорит Иисус Христос в отрывке из 20 главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 20.

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли.

5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же.

6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно?

7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите.

8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11 и, получив, стали роптать на хозяина дома

12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе;

15 разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Сегодняшняя причта, как это обычно бывало в беседах Христа с учениками, рассказана по конкретному поводу. В главе, которая предшествует той, что сейчас мы услышали, евангелист рассказывает историю богатого юноши, который спросил Спасителя, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. При этом нельзя забывать, что с точки зрения иудеев того времени, богатый и благочестивый человек и так благословлён Богом. Собственно, вполне возможно, что юноша подошёл не столько за указанием, сколько за одобрением своего пути, но услышал в ответ: ты молодец, но, если хочешь быть совершенным, раздай всё и иди за мной. И, если, услышав такой ответ, юноша отошёл опечаленным, потому что богатство его было велико, то апостолы были просто поражены, потому что они уже оставили всё и пошли за Христом, но в глубине души надеялись, что все эти лишения приведут их к процветанию и богатству. Услышав слова Спасителя, они в недоумении спросили: так кто же может спастись?

Отвечая на их вопрос, Иисус говорит, что Бог как Царь небесный подобен хозяину дома, нанимающему работников, чтобы те поработали в его винограднике. Рано утром он вышел из дома, нанял несколько человек, договорившись об оплате по динарию. После этого в третий, шестой и одиннадцатый час он выходил из дома и работникам, стоящим без дела, предлагал поработать там же. Причём с ними он уже не договаривался про цену, но только говорил, что заплатит им справедливо. Особенно примечателен разговор с работниками, которых он нанял последними. Выйдя под вечер, хозяин увидел работников, которых спросил, почему они весь день стоят без дела. Уточнение про день приводит к мысли о том, что на прежние его призывы они не отвечали. По лени или потому что хотели большей платы, мы не знаем. Однако, рискуя остаться без всего, они были готовы к любой работе и плате. В итоге, мы слышали, что хозяин оказался щедрым ко всем.

Кто-нибудь может решить, что эта притча намекает, что можно, не трудясь, получить столько же, сколько и те, кто много работал. Но она не об этом. Она о том, чтобы люди не отчаивались, ссылаясь на то, что до обращения к Богу они вели грешную жизнь. Как работники без нанимателя не знали, что им делать, так мы без Бога не знаем смысла своей жизни. И как Господь смилостивился над ними, Он может смилостивиться над каждым из нас. Поэтому, встречаясь с людьми, не будем их судить и оценивать. Будем идти по пути спасения и весь суд предадим Богу.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Архимандрит Эмилиан Симонопетритский о благодарности Богу (Часть 2)

Непрестанная молитва и благодарность Господу за все, что происходит с нами, — это необходимые условия нормальной жизни. Если человек не благодарит за все на свете Господа, он не способен ни молиться, ни жить в монашеском сообществе. Человек должен быть благодарен за все, что происходит с ним в монастыре, независимо от того, проистекает ли это из его внутреннего мира, от братьев, от врагов или от бесов. Непрестанная молитва и благодарность за все непосредственно связаны и с нашим личным молитвенным правилом. Иными словами, человек может выработать свое правило, когда у него войдет в привычку молиться непрестанно. И может молиться непрестанно лишь тот, кто установил для себя правило. Если вы захотите отделить непрестанную молитву от правила, и то и другое рухнет. Это основа всего, и это необходимо постоянно помнить. Отклонись на два дня от своего правила, и не заметишь, как забудешь даже и раз в день сказать «Слава тебе, Боже!» Таков закон.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В наше время круг общения у каждого человека может быть неограничен. Мы живем в так называемом открытом информационном обществе, на нас распространяется огромный поток информации, и сколько же в этой информации злого, губительного, ядовитого, сколько духовной инфекции! Что же делать? То же самое, что и при подборе друзей: осмотрительно выбирать, что читать, а что не читать, что смотреть, а что не смотреть... И это не слабость, а разумный подход к определению тех, с кем следует общаться, а с кем общаться не следует. Думаю, что пример здорового человека в инфекционной палате может помочь понять логику подобных рассуждений даже тем, кто очень бы не хотел, чтобы верующие люди отказывались потреблять информационный продукт, несущий в себе бациллы неизлечимых духовных болезней.

Церковь как сообщество, собрание

Под Земной Церковью понимается собрание людей, услышавших призыв Божий ко спасению и последовавших за Христом. Христианская Церковь — это собрание людей вокруг Христа, людей верных Ему.

Богу угодно, чтобы люди спасались совместно, а не по одиночке, по словам Христа: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я по­среди них (Мф.18:20). Не «собрались», а «собраны»! Кем? Христом!

Христианство никогда не возвещало в качестве идеала индивидуальное совершенство, личное спасение в отрыве от остальных людей, «сотериологический эгоизм». Мы желаем счастья всем нашим детям, и для Бога все мы — Его дети.

Главная молитва — «Отче наш», а не «Отче мой». И её прошения: «даждь нам», «остави нам», «не введи нас», «избави нас».

Главное Церковное богослужение называется Литургией (греч. общее дело). Священник не должен служить её в одиночестве. Поэтому, если на церковном богослужении нам мешают окружающие люди, значит, мы недостаточно зрелые христиане.

Молитвословия

Тропарь пророка Иезекииля

глас 2

Пророче Божий Иезекииле,/ предзревый затворенная Духом врата/ и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога,/ Того моли, молимся,/ да отверзет дверь милости Своей/ и спасет души благочестно поющих память твою.

Кондак пророка Иезекииля

глас 4

Божий явился еси пророк,/ Иезекииле чудне,/ воплощение Господне всем провозвестил еси,/ Сего Агнца и Зиждителя,// Сына Божия, явльшася во веки.

Тропарь преподобных Симеона и Иоанна

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобных Симеона и Иоанна

глас 2

Во плоти явльшася безплотнаго и добродетельми премирно просиявшаго,/ Симеона равноангельнаго и богоноснаго восхвалим,/ с нимже Иоанна приснопамятнаго, верою и любовию,// яко молящияся Господу непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобных Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах

глас 3

Преблаженнии и Богоноснии отцы наши Онуфрие и Онисиме,/ яко стяжавшии дерзновение ко Господу/ равноангельным своим житием,/ егоже ради обогати Христос нетлением и чудесы мощи ваша,/ молим вас прилежно:/ испросите душам нашим очищение/ и велию и богатую милость.

Кондак преподобных Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах

глас 4

Богатство благодати и сыноположения/ стяжавше многими подвиги и добродетельми,/ ихже ради Христос всели души ваша в Небесная селения Своя,/ даровав благодать нетления и чудес мощем вашим,/ к нимже притекающе, вопием:/ радуйтеся, Онуфрие и Онисиме, отцы наши,/ ликов иночествующих похвало и удобрение.

Теги:
Пророк Иезекииль
православный календарь

Все публикации