Церковный календарь

28 июля. Память равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 июля. Память равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия

Неделя 6-я по Пятидесятнице
Поста нет. 15 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Память святых отцов шести Вселенских СоборовМучеников Кирика и Иулитты (ок. 305). Равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия (1015). Собор Киевских святых.

Мученика Авудима (IV).

Священномученика Петра Троицкого диакона (1938).

День Крещения Руси

Крещение Руси совершилось летом 988 года усилиями святого князя Владимира. В начале своего правления князь был сластолюбивым и жестоким язычником, но затем в его душе произошёл неожиданный переворот. Князь разочаровался в язычестве и пригласил в Киев проповедников разных религий: иудеев, мусульман, западных христиан и православных. Философ-грек из Византии укрепил его в выборе истинной веры, и князь принял православное Крещение в Херсонесе. После Крещения Владимир вернулся в Киев, сокрушил идолов и призвал всех креститься: «Если не придёт кто завтра на реку — будет мне врагом». Киевляне с радостью крестились, доверившись его выбору, как дети доверяют отцу: если князь избрал христианство, значит, эта вера лучшая. Крещение Руси стало началом её истории как христианского государства.

Служба святому князю Владимиру

Почитание святого равноапостольного князя Владимира началось вскоре после его преставления в 1015 году. Празднование Крестителю Руси было установлено святым князем Александром Невским после того, как 15 июля 1240 года помощью и заступлением святого Владимира была одержана Невская победа. Древнейший список Минеи, содержащей стихиры и канон святому Владимиру, датируется началом XIV века. В службе явлен образ князя Владимира, который, подобно святому императору Константину, никому, кроме Бога, не был обязан своим обращением. Так, в тексте последования нет упоминания о святых Кирилле и Мефодии. Более того, в древних списках даже княгиня Ольга в ущерб исторической справедливости называется последовательницей внука: «Отчее нечестие отгнал еси и всечестную свою бабу на правоверие воздвигл еси, равноапостольне Христов княже Владимире». Таким образом, подчёркивается важнейшее событие, произошедшее благодаря святому князю: Русь стала православным царством, а христианская вера – государственной религией.

Собор Киевских святых

Праздник Собора Киевских святых установлен в 2011 году. Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил совершать его 28 июля, поскольку в этот день поминается святой князь Владимир, креститель Руси. Число святых Собора велико. Кроме князя Владимира, список возглавляют святая княгиня Ольга, провозвестница христианской веры на Руси, святые мученики Феодор и Иоанн, ещё до Крещения Руси засвидетельствовавшие истинность православной веры своей смертью, преподобные отцы Киево-Печерской Лавры, первой обители Древней Руси. В Собор вошло множество новомучеников, наиболее известный из которых – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский), первый архиерей-новомученик XX века. В 2013 году в Собор Киевских святых добавили имя святого апостола Андрея Первозванного, благовествовавшего в Скифии.

Мученики Кирик и Иулитта

Святые мученики Кирик и Иулитта жили в III веке в Малой Азии, в Иконии Ликаонской, как и мученик Маркиан Иконийский (память 26 июля). Святая Иулитта происходила из знатного рода и была христианкой. Она овдовела, когда сыну Кирику было три года. Во время гонений на христиан Иулитта с сыном скрывалась под видом нищей, но ее узнали и привели на суд правителя Александра. Святая исповедала свою веру во Христа и отказалась принести жертву языческим богам. Ее подвергли пытке, а Кирик плакал, глядя на мучения матери, и рвался к ней. Он тоже исповедовал себя христианином, и тогда правитель Александр убил ребенка, швырнув его на каменные ступени. Святую Иулитту после долгих пыток усекли мечом. Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в IV веке в царствование святого равноапостольного Константина Великого.

Священное Писание

Рим., 110 зач., XII, 6-14

6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.

9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.

14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Мф., 29 зач., IX, 1-8

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 12, 6-14; Мф. 9, 1-8

Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы; но лукавый ум ученых книжников говорит: «сей хулит». Даже когда последовало чудо исцеления расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», - и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно потому что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы. Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностью, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорит: «Мы ум Христов имеем». Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство.

Святитель Иларион Киевский о Крещении Руси

Возгорелся духом и возжелал князь Владимир сердцем стать христианином самому и земле его. И совлёк с себя князь наш вместе с одеждами – ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия – и вошёл в святую купель. И, совершив сие, не остановился он на том в подвиге благочестия и не только тем явил вселившуюся в него любовь к Богу. Но простёрся далее, повелев и всей земле креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы во всех градах ясно и велегласно славиться Святой Троице и всем быть христианами: малым и великим, рабам и свободным, юным и старцам, боярам и простым людям, богатым и убогим. И не было ни одного противящегося благочестивому повелению его, даже если некоторые и крестились не по доброму расположению, но из страха к повелевшему, ибо благочестие его сопряжено было с властью.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

За тысячу лет все переменилось в нашем Отечестве. И государственный строй много раз менялся, и культура во многом поменялась, уж не говоря об экономике, политике, о всех тех делах, которые сегодня большинству людей представляются самыми важными. Все изменилось до неузнаваемости, практически без какого-либо преемства, и только в одном преемство, только одно не изменилось – духовная жизнь нашего народа, его православная вера. А что это означает для каждого последующего поколения? Означает вот что: вместе с православной верой через эти столетия, через десятки поколений переходят ценности Святого Евангелия, те духовные, нравственные ценности, которые и формируют личность. Все остальное вторично, – мы должны ясно запомнить, что личность формируют духовные и нравственные ценности.

Молитвословия

Тропарь равноапостольного великого князя Владимира

глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ на высоте стола седя матере градов,/ богоспасаемаго Киева:/ испытуя же и посылая к Царскому граду/ уведети православную веру,/ обрел еси безценный бисер - Христа,/ избравшаго тя, яко втораго Павла,/ и оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ Темже празднуем твое успение,/ людие твои суще,// моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Тропарь равноапостольного великого князя Владимира

глас 1

Яко начальнику Крещения/ и кореню веры Божественныя,/ идолов разрушителю,/ блаженне княже Василие равноапостольне, вопием ти:/ слава вразумльшему тя Христу Богу,/ слава освятившему тя Крещением Своим,/ слава просветившему тобою всю страну Русскую.

Кондак равноапостольного великого князя Владимира

глас 8

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире,/ вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль,/ яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею,/ и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя,// моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Теги:
Равноапостольный князь Владимир
мученики Кирик и Иулитта
православный календарь

Все публикации