Церковный календарь

28 июля. Память равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
28 июля. Память равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия

8-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 15 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Память святых отцов шести Вселенских СоборовМучеников Кирика и Иулитты (ок. 305). Равноапостольного великого князя Владимира, во Святом Крещении Василия (1015). Собор Киевских святых.

Мученика Авудима (IV).

Священномученика Петра Троицкого диакона (1938).

День Крещения Руси

Крещение Руси совершилось летом 988 года усилиями святого князя Владимира. В начале своего правления князь был сластолюбивым и жестоким язычником, но затем в его душе произошёл неожиданный переворот. Князь разочаровался в язычестве и пригласил в Киев проповедников разных религий: иудеев, мусульман, западных христиан и православных. Философ-грек из Византии укрепил его в выборе истинной веры, и князь принял православное Крещение в Херсонесе. После Крещения Владимир вернулся в Киев, сокрушил идолов и призвал всех креститься: «Если не придёт кто завтра на реку — будет мне врагом». Киевляне с радостью крестились, доверившись его выбору, как дети доверяют отцу: если князь избрал христианство, значит, эта вера лучшая. Крещение Руси стало началом её истории как христианского государства.

Служба святому князю Владимиру

Почитание святого равноапостольного князя Владимира началось вскоре после его преставления в 1015 году. Празднование Крестителю Руси было установлено святым князем Александром Невским после того, как 15 июля 1240 года помощью и заступлением святого Владимира была одержана Невская победа. Древнейший список Минеи, содержащей стихиры и канон святому Владимиру, датируется началом XIV века. В службе явлен образ князя Владимира, который, подобно святому императору Константину, никому, кроме Бога, не был обязан своим обращением. Так, в тексте последования нет упоминания о святых Кирилле и Мефодии. Более того, в древних списках даже княгиня Ольга в ущерб исторической справедливости называется последовательницей внука: «Отчее нечестие отгнал еси и всечестную свою бабу на правоверие воздвигл еси, равноапостольне Христов княже Владимире». Таким образом, подчёркивается важнейшее событие, произошедшее благодаря святому князю: Русь стала православным царством, а христианская вера – государственной религией.

Собор Киевских святых

Праздник Собора Киевских святых установлен в 2011 году. Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил совершать его 28 июля, поскольку в этот день поминается святой князь Владимир, креститель Руси. Число святых Собора велико. Кроме князя Владимира, список возглавляют святая княгиня Ольга, провозвестница христианской веры на Руси, святые мученики Феодор и Иоанн, ещё до Крещения Руси засвидетельствовавшие истинность православной веры своей смертью, преподобные отцы Киево-Печерской Лавры, первой обители Древней Руси. В Собор вошло множество новомучеников, наиболее известный из которых – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский), первый архиерей-новомученик XX века. В 2013 году в Собор Киевских святых добавили имя святого апостола Андрея Первозванного, благовествовавшего в Скифии.

Мученики Кирик и Иулитта

Святые мученики Кирик и Иулитта жили в III веке в Малой Азии, в Иконии Ликаонской, как и мученик Маркиан Иконийский (память 26 июля). Святая Иулитта происходила из знатного рода и была христианкой. Она овдовела, когда сыну Кирику было три года. Во время гонений на христиан Иулитта с сыном скрывалась под видом нищей, но ее узнали и привели на суд правителя Александра. Святая исповедала свою веру во Христа и отказалась принести жертву языческим богам. Ее подвергли пытке, а Кирик плакал, глядя на мучения матери, и рвался к ней. Он тоже исповедовал себя христианином, и тогда правитель Александр убил ребенка, швырнув его на каменные ступени. Святую Иулитту после долгих пыток усекли мечом. Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в IV веке в царствование святого равноапостольного Константина Великого.

Священное Писание

1 Кор., 144 зач., X, 5-12

5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.

6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.

8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.

9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.

10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.

11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.

Мф., 66 зач., XVI, 6-12

6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

7 Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

8 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 10, 5-12; Мф. 16, 6-12

«Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской», сказал Господь. Саддукеи — образец беспечности; фарисеи — представители людей, носящих лицо ревнителей. Те ничего не делают, а эти будто и хлопочут, но на деле у них ничего не выходит. У нас на них походят увлекающиеся идеями гуманности. Послушать, так только и речей что о благе народа, а народу никакого блага от этого не прибывает, ибо только говорят, а не делают. У них гуманность напускная, показывают только вид, что имеют ее, а в сущности это эгоисты. Речи не требуют жертв — ну, они и расточают их, а коснись дело до жертв, они и назад. Нынче почти все лицедеи; одни перед другими рисуются, как ревнители блага и особенно просвещения, и все остаются очень довольны когда успеют засвидетельствовать словом, что они действительно таковы. Оттого у нас коль скоро появится какое-либо благотворительное начинание — толки подымутся повсюду, а дело все-таки не спеется. Жертв от них не жди; им нужды нет до других, лишь бы их дела шли хорошо. Но бывает и так, что не ломая головы над планами облагодетельствования ближних, они жертвуют лишь бы отделаться. То и другое осудил Господь, а велел нам преисполняться искреннею любовью друг к другу, которая не любит рисоваться.

Святитель Иларион Киевский о Крещении Руси

Возгорелся духом и возжелал князь Владимир сердцем стать христианином самому и земле его. И совлёк с себя князь наш вместе с одеждами – ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия – и вошёл в святую купель. И, совершив сие, не остановился он на том в подвиге благочестия и не только тем явил вселившуюся в него любовь к Богу. Но простёрся далее, повелев и всей земле креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы во всех градах ясно и велегласно славиться Святой Троице и всем быть христианами: малым и великим, рабам и свободным, юным и старцам, боярам и простым людям, богатым и убогим. И не было ни одного противящегося благочестивому повелению его, даже если некоторые и крестились не по доброму расположению, но из страха к повелевшему, ибо благочестие его сопряжено было с властью.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Князь Владимир – дивный и убедительный пример того, как действенно Евангелие и как оно преображает жизнь человека. До своего обращения он был распущенным, жестоким язычником, приносившим человеческие жертвы идолам. Но вера в истинного Бога преобразила князя Владимира глубоко и полностью. Он стал кротким, миролюбивым и милостивым. Выбор князя преобразил не только его, но и всю страну. Это поразительное преображение целого народа. Возникновение новой православной восточнославянской цивилизации – это удивительное свидетельство действия благодати Божией в истории. И сегодня, прославляя равноапостольного князя, мы в первую очередь благодарим Бога за те щедроты, которые Он даровал народам нашим, за то, что Он был с ними во всех страшных испытаниях, что вел нас Своей любовью и милостью, не давая погибнуть наследию святого князя Владимира.

Каковы существенные свойства Церкви?

Согласно Символу веры, Православная Церковь единая (единственная), святая, соборная, апостольская. Эти прилагательные и обозначают важнейшие свойства Церкви.

Церковь единственна и едина своим Единым Главой, спасительным учением, едиными святыми и святынями, внутренним благодатным единством своих членов с Богом и друг с другом.

Церковь свята своим Главой, свята пребывающей в ней благодатью, свята святыми и святынями, свята учением.

Соборность Церкви, или Кафоличность, указывает на присущую Ей особую полноту (Еф.1:23).  «Церковь Соборною называется потому, что находится по всей Вселенной от концов земли до концов ее, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере: начальников и подчиненных, ученых и простых людей – и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, душой и телом содеваемых...» (Свт. Кирилл Иерусалимский).

Апостольской Церковь именуется потому, что основана благодаря деятельности апостолов, имеет учение, преподанное через апостолов, имеет преемство иерархии от апостолов, наконец, апостолы (наряду, конечно же, с другими святыми) являются нашими ходатаями перед Богом.

Молитвословия

Тропарь равноапостольного великого князя Владимира

глас 4

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ на высоте стола седя матере градов,/ богоспасаемаго Киева:/ испытуя же и посылая к Царскому граду/ уведети православную веру,/ обрел еси безценный бисер - Христа,/ избравшаго тя, яко втораго Павла,/ и оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ Темже празднуем твое успение,/ людие твои суще,// моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Тропарь равноапостольного великого князя Владимира

глас 1

Яко начальнику Крещения/ и кореню веры Божественныя,/ идолов разрушителю,/ блаженне княже Василие равноапостольне, вопием ти:/ слава вразумльшему тя Христу Богу,/ слава освятившему тя Крещением Своим,/ слава просветившему тобою всю страну Русскую.

Кондак равноапостольного великого князя Владимира

глас 8

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире,/ вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль,/ яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею,/ и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя,// моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Молитва святому равноапостольному великому князю Владимиру

О великий и преславный угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире, святое и великодейственное орудие всеблагаго Промысла о спасении народа российскаго! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв святое крещение, просветил еси светом Божественной веры и благочестия страну Российскую. Славяще убо благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим и благодарим тя, великий пастырю и отче наш, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы, тою же верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства, тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования небеснаго блаженства. Ты еси первейший наш вождь к Начальнику и Совершителю нашего вечного спасения, Господу Иисусу Христу, ты еси ближайший предстатель пред Престолом Царя царствующих и теплый молитвенник и ходатай о стране нашей и о всех людех, ты еси первейший виновник благословений и милостей Божиих, почивающих на нас. И что еще речем? Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний твоих, излиянный на нас недостойных. Но, о неразумия и ослепления нашего! Приемше толикая благодеяния, ни во что же вменихом я и отщетихомя спасительных плодов твоих. Омывшеся бо от греха в купели крещения и облекшеся в одежду чистоты и невинности, осквернихом сию благодатную одежду студеными деянии и помышлении нашими. Отрекшеся сатаны и ангелов его, паки порабощаемся ему, служаще идолом страстей наших, миру, плоти и злым обычаем века. Сочетавшеся Христу, выну оскорбляем Его беззаконии нашими, многообразными язвами гордости, зависти, злобы, злословия, невоздержания и презорства ко Святей Церкви. Прилепи­хомся всецело к суетным благом, аки мняще во веки пребывати на земли, не помышляем о небе, о душе, о смерти, о суде, о нескончаемей вечности. Сего ради воздвизаем на ся праведный гнев и осуждение Божие, купно же оскорбляем и преогорчеваем твою отчую любовь и попечение о нас, ты бо просветил еси нас святым крещением, во еже способствовати нам к получению небеснаго блаженства и земнаго благоденствия, мы же неразумнии злым произволением нашим сами себе подвергаем адовым мукам и временным бедствием! Но, о всеблагий отче и просветителю наш, милостив буди к нашим немощем, долготерпелив ко грехом и неправдам нашим, умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, имиже весть судьбами. Да всадит в сердца наша спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы Святыя Церкве. Моли, благосерде, Чело­веколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменников, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней, и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит в судящих и начальствующих правду и милость, да даст духовным пастырем непорочность жития и ревность о спасении пасомых, всем же людем усердие в исполнении своих обязанностей, взаимную любовь и единомыслие, стремление ко благу отечества и Святыя Церкве. Да распространит свет спасительныя веры в стране нашей, во всех концех ея, да обратит к правоверию неверующих, да упразднит вся ереси и расколы, да, тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Теги:
Равноапостольный князь Владимир
мученики Кирик и Иулитта
православный календарь

Все публикации