24 июля. Память равноапостольной Ольги, великой княгини Российской

5324
Фото

Седмица 7-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Воспоминание чуда великомученицы Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися (451). Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены (969). Обретение мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского (1998).

Мученика Киндея пресвитера (III—IV).

Ржевской, или Оковецкой (1539), и Борколабовской икон Божией Матери.

Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская

Ольга (в Крещении Елена), занявшая престол после гибели мужа, князя Игоря, была первым христианским правителем Руси. Ее долгая жизнь стала водоразделом между Русью языческой и христианской. Тогда договоры на Руси уже скреплялись по обоим обычаям, языческому и христианскому, в Киеве стоял соборный храм пророка Илии. Сын Ольги Святослав, будучи формальным правителем, остался убежденным язычником. Оставив Русь на попечение матери, он провел всю жизнь в походах и, что символично, как и князь Игорь, тоже язычник, погиб в стороне от родной земли. Ольга правила деятельно, укрепила Русь — и принятие ею Святого Крещения в Константинополе нельзя объяснить лишь политической выгодой, ведь в ту пору Византия вела коварную политику против Руси. Ольга прозрела православное будущее России — и внук ее Владимир, молитвами матери, направил страну Христовым путем.

Чудо великомученицы Евфимии всехвальной

В 451 году в Халкидоне в храме Великомученицы Евфимии проходили заседания IV Вселенского Собора, созванного императором Маркианом для того, чтобы осудить ересь монофизитов. После долгих прений еретики заявили о том, что могут подтвердить свою правоту чудом. Тогда Патриарх Анатолий Константинопольский предложил собору прибегнуть к заступничеству святой Евфимии. Была открыта рака с мощами, и на грудь святой положили свитки с православным и монофизитским исповеданиями веры. Раку закрыли и опечатали. Три дня участники собора постились и усиленно молились. Затем раку открыли и увидели, что свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а еретический свиток лежал у её ног. Как живая, святая подняла руку и подала свиток Патриарху. Это чудо вошло в церковный месяцеслов.

Священномученик Иларион, архиепископ Верейский

По благословению Владимира, митрополита Санкт-Петербургского 24 июля 1998 года, на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге сос тоялось обретение мощей священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Священномученик Иларион — один из немногих новомучеников, чьё место захоронения было известно. Мощи торжественным крестным ходом перенесли в Казанский храм монастыря, где они и оставались до 9 мая 1999 года, когда их передали Сретенскому монастырю Мос квы, настоятелем которого священномученик был до ареста в ноябре 1923 года. Патриарх Алексий II совершил в обители чин прославления священномученика Илариона как местночтимого святого. Архиерейский Собор Русской Церкви 2000 го да принял решение об общецерковном почитании подвижника. Позднее была составлена служба святому.

Евангелие дня

Иностранное слово «банкрот» уже давно стало частью русского языка. И используется не только в отношении бизнеса, но и для описания более отвлечённых вещей. Например, люди художественного склада, утратив вдохновение, горюют — ах, я самый настоящий творческий банкрот. В отрывке из двенадцатой главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения, тоже речь идёт о банкротстве. Только духовном.

Глава 12.

38Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

43Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

44тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

45тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Несмотря на широкий диапазон смысловых значений, понятие «банкрот» всё же изначально относится к области бизнеса. Произошло данное понятие от итальянского выражения «банка ротта». В переводе на русский язык — «сломанная лавка». В середине прошлого тысячелетия эмоциональные итальянцы довольно сурово разбирались с разорившимися торговцами и кредиторами. Их лавки — то есть магазины и конторы — громили, а самих незадачливых предпринимателей гоняли по городу, требуя денежной компенсации.

Сегодня такого, конечно, не увидишь. Но даже без каких-то внешних воздействий и физических наказаний банкротство — вещь очень неприятная. Ведь кому хочется остаться без средств к существованию? А если говорить о банкротстве в расширительном значении, как об отсутствии идей, вдохновения, смысла, то всё выглядит ещё более печально. Потраченные впустую деньги (не без труда), но можно вернуть, а вот испарившееся стремление творить, созидать, попробуй найди.

Прозвучавшее евангельское чтение, как уже было отмечено выше, тоже посвящено теме банкротства — банкротства духовного. Именно такой диагноз ставит Христос Своим противникам. Те изо всех сил старались уличить Спасителя в богохульстве, ереси, а затем — в служении захватчикам и безнравственном поведении. Но все сплетни, заговоры и интриги оказались разрушены Божественной мудростью Спасителя.

И вот теперь Христос, смотря на репутационное поражение вождей израильских, которое они сами себе и организовали, говорит им — вы уже несколько раз просили от Меня знамения, то есть доказательства, что Я и есть обещанный ещё прародителям Спаситель-Мессия? Так вот, не получите вы ничего, кроме знамения Ионы пророка. Слова Спасителя сначала вводят Его лукавых критиков в полнейшее недоумение, но затем приходит осознание, а вместе с ним и холодная испарина страха на лбах. Страха от того, что Христос выявил абсолютную религиозную несостоятельность Своих оппонентов. И продемонстрировал всем собравшимся, что перед ними самые настоящие духовные банкроты.

Знамение Ионы пророка — ярчайший библейский эпизод, который отсылает нас к проповеди этого святого за пределами древнего Израиля. Благодаря Ионе язычники из Ниневии покаялись и получили прощение от Бога. Христос, вспоминая эти ветхозаветные события, фактически говорит законникам — жители Ниневии ничего не знали об истинном Боге, но прислушались к голосу пророка и спаслись. Вы же наизусть знаете священные книги, скрупулёзно соблюдаете обычаи, традиции, предания, но противитесь Сыну Божьему, Который значительно важнее любого из пророков. И получается, что лучше бы вы ничего не знали и не читали. Потому что тогда бы, возможно, пошли путём покаяния жителей Ниневии, а не путём богоборчества и греховного лукавства.

Сегодняшнее евангельское чтение побуждает нас внимательно всмотреться внутрь себя и задать себе один, но очень важный вопрос. А не случилось ли со мной ровно той же печальной метаморфозы, которая произошла с противниками Христа — когда внешнее соблюдалось, а внутри всё было мертво? Не превратился ли я сам в духовного банкрота? Не подлежит ли моя лавка разгрому, потому что вывеска теперь не соответствует содержанию? Господь не терпит показухи и лжи. Его нельзя обмануть или ввести в заблуждение. Постараемся же поступать так, чтобы основой нашей духовной жизни было доброе сердце, чистая совесть, искренняя вера, а всё остальное обязательно приложится и станет выражением нашего желания служить Богу.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Явление великомученицы Евфимии преподобному Паисию Святогорцу

Это событие произошло 27 февраля 1974 года. Преподобный старец Паисий был в своей каливе, когда услышал стук в дверь и женский голос: «Молитвами святых отец наших…» Так как всё происходило на Афоне, он изумился, откуда здесь женщина. Спросил: «Кто там?» — и услышал: «Евфимия». Ощущая в сердце божественную сладость, он, тем не менее, и подумать не мог о небесной гостье, решил, что некая сумасшедшая переоделась в мужскую одежду и пробралась на Святую Гору. После третьего стука дверь открылась, несмотря на засов, и в келлию вошла великомученица Евфимия. Желая убедиться, что залитая светом гостья не от лукавого, старец повёл её в храм и велел поклониться Святой Троице. Святая рассказала старцу о своих мучениях и разрешила один беспокоивший его вопрос. После этого он три дня не мог есть, а только славил Бога.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Способность зреть свои грехи и видеть себя как бы со стороны, замечать свои дурные поступки, ошибки, прегрешения против заповедей Божиих — все это признаки здоровой духовной жизни человека. Действительно, несть человек, иже жив будет и не согрешит. И по собственной слабости своей, и по силе обуревающих нас страстей и искушений мы можем оступаться и впадать во грехи. Но очень важно, созерцая эти свои грехи, близко различая их и осуждая, в искренности сердца сознавать свою вину пред Богом, отнюдь не стараться поскорее забыть содеянного нами, сокрушенно каяться на исповеди, дабы очистить душу свою и неосужденно приступить к Чаше Господней. Ведь Спаситель пришел в этот мир призвать не праведников, но грешников к покаянию, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 9, 13; Мк. 2, 17).

Ветхий и новый человек

Под ветхим человеком подразумевается человек, не принадлежащий к Церкви, или хотя и принадлежащий формально, однако уподобляющийся по своему нравственному состоянию ветхозаветным грешникам. Иногда ветхим человеком называется не сам человек, а совокупность принадлежащих ему греховных задатков, привычек, наклонностей и страстей. Ветхому человеку противостоит новый — ходящий по стопам Христовым (1Пет.2:21), живущий жизнью во Христе. Обновление и преображение человека совершается в лоне Православной Церкви — истинной Церкви Христовой: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17).

Молитвословия

Тропарь равноапостольной Ольги

глас 1

Крилами богоразумия вперивши твой ум,/ возлетела еси превыше видимыя твари,/ взыскавши Бога и Творца всяческих,/ и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/ древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,// Ольго приснославная.

Кондак равноапостольной Ольги

глас 4

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Ольгу богомудрую,/ да молитвами ея/ подаст душам нашим// грехов оставление.

Молитва княгине Ольге равноапостольной

О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице. К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временной жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребывая светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми, и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная в жизни временной и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечнем Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь великомученицы Евфимии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую/ и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак великомученицы Евфимии

глас 6

Подвиги во страдальчестве, подвиги в вере/ положила еси тепле за Христа, Жениха твоего./ Но и ныне якоже ереси и врагов шатание/ под ноги воинству нашему покорити моли Богородицею,/ яже от шестисот тридесяти богоносных отец/ предел приемшая// и хранящая, всехвальная.

Новости по теме

В день памяти великомученицы Евфимии митрополит Кирилл совершил литургию в Пещерном храме Казанского собора
В день памяти великомученицы Евфимии митрополит Кирилл совершил литургию в Пещерном храме Казанского собора

29 сентября, в день попразднства Воздвижения Креста Господня, в день памяти великомученицы Евфимии всехвальной, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского собора в столице Татарстана.

В день памяти равноапостольной княгини Ольги митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе
В день памяти равноапостольной княгини Ольги митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанском кафедральном соборе

24 июля, в день памяти равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Пещерном храме Казанского кафедрального собора.

Митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкой обители Митрополит Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме Казанско-Богородицкой обители

29 сентября, празднование памяти великомученицы Евфимии всехвальной и мученицы Людмилы, княгини Чешской, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Пещерном храме собора Казанской иконы Божией Матери Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Равноапостольная Ольга — духовная матерь русского народа
Публикации 24 июля 2021
Равноапостольная Ольга — духовная матерь русского народа

24 июля отмечается память княгини Ольги — святой равноапостольной, оказавшей значительное влияние на судьбу нашей страны, неотделимой от Православия.