Церковный календарь

23 июля. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 июля. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

6-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 10 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Мучеников 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менеи, Вирилада и прочих (ок. 319). Преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073).

Преподобного Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мученика Аполлония (III). Мучеников Вианора и Силуана (IV). Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Преподобных Евмения (1920) и Парфения (1905) Гортинских.

Священномучеников Александра Попова, Василия Победоносцева, Петра Зефирова и Стефана Луканина пресвитеров, Георгия Бегмы и Нестора Гудзовского диаконов (1918).

Коневской иконы Божией Матери.

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве 

До начала XVII века Риза Господня пребывала в Грузии. В 1616–1617 годах Грузию завоевал персидский шах Аббас I, и святыня оказалась у него. Русский царь взял под защиту грузинского царя Теймураза, и в ходе начавшихся переговоров между персами, русскими и грузинами шах сказал, что хотел бы подарить русскому царю захваченную в Грузии святыню. В марте 1625 года персидский посол Урусамбек привёз Честную Ризу в Москву в дар русскому царю и Патриарху Филарету (Романову) от шаха Аббаса. Хотя царь имел подтверждение от представителей других Церквей, что эта святыня подлинная, он был смущён получением её от иноверца, поэтому объявил в Москве семидневный пост и просил всех молиться, чтобы Господь открыл Свою волю. Святыню носили по улицам с пением и молебном, и было зафиксировано 14 случаев исцелений в эти дни. 27 марта Риза Господня была торжественно положена в Успенском соборе. 10 июля, в канун возведения на царство Михаила Феодоровича, было установлено празднование Положения Честной Ризы Господней в Москве. Службу празднику составил митрополит Крутицкий Киприан.

Преподобного Антония Печерского

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний (в миру Антипа) родился в Любече, вблизи Чернигова. С юности его влекло к духовной жизни, и по промыслу Божиему он решился идти на Афон. Приняв постриг в одной из обителей Святой Горы, он подвизался в пещере, пока игумен не призвал его вернуться на Русь и насаждать там иноческую жизнь по образцу афонской. Вернувшись в Киев, Антоний, как и на Афоне, поселился в пещере (ее выкопал пресвитер Иларион, ставший позднее митрополитом Киевским). Строгая аскетическая жизнь подвижника скоро прославила его, к нему стали стекаться искатели Царства Божиего. Киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на ней был выстроен большой храм и келлии, хотя сам святой продолжал подвиги в пещере, уже выкопанной им самим. Святой Антоний дожил до 90 лет, став отцом русской монашеской традиции, основанной на афонском духовном опыте.

Священное Писание

Рим., 100 зач., IX, 1-5

1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, 2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: 3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.

Мф., 32 зач., IX, 18-26

18 Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.

19 И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.

20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, 21ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.

22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.

23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, 24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.

25 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.

26 И разнесся слух о сем по всей земле той.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 9, 1-5; Мф. 9, 18-26

Говорила кровоточивая: «если только прикоснусь к одежде Его» (Господа), «выздоровею», — и получила по вере своей. Для нас, чувственных, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную силу. Господь так и устроил. Церковь Его святая имеет видимое устроение. Разнообразные части ее обнимают нас, и мы соприкасаемся им. Сила Божия, находящаяся внутри Церкви, приемлется через такое прикосновение, у кого есть приемник — вера, говорящая: «если только прикоснусь — выздоровею». Церковь — тело и риза Господня. Виднейшие части, к которым прикасаемся мы, божественные таинства, и особенно, по крещении и миропомазании, таинство Тела и Крови Господней, в союзе с таинством покаяния. Но и во всех других частях соприкосновение с верою может привлекать необходимую силу от Господа, Который везде есть и всякого так действующего видит и в сердце его говорит ему: дерзай, чадо! Вольнодумцы, неблаговолители к внешнему чину Церкви, сами себя лишают, таким образом, возможности войти в соприкосновение и с внутреннею, божественною, всеоживляющею силою. Потому остаются больными и течением суетных мыслей и чувств истощаются, сохнут духовно и замирают.

Чудо святого Кербония, епископа Популенского

Современником святителя Григория Двоеслова был Кербоний, епископ Популенский, отличавшийся святостью жизни и любовью к гостеприимству. Однажды он укрыл у себя воинов во время нашествия готфов. Когда об этом укрывательстве узнал готфский царь Тотила, то велел привести епископа в свой стан в Мерулу, чтобы бросить Кербония на растерзание медведям. Множество народа стеклось на зрелище, присутствовал и сам нечестивый царь, чтобы насладиться смертью архиерея. Для растерзания епископа выпустили самого свирепого медведя. Жестокий Тотила, всегда с особенным удовольствием смотревший на такие казни, с нетерпением ждал зрелища. Выпущенный из клетки медведь ринулся на епископа, но вдруг, забыв свою лютость, начал лизать святому ноги, «давая знать всякому, что по отношению к угоднику Божию сердца зверей изменились в сердца человеческие, а сердца людей, наоборот, в звериные», как говорит святитель Григорий. Не только народ, но и царь, наученный кротостью зверя, почувствовал благоговение к святому.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Жизнь человека должна сопровождаться реальными свершениями. Все, что мы делаем, будь то наша профессиональная карьера, семейная или личная жизнь, – все обязано приносить плод, который будет востребован людьми, который призван улучшить жизнь и служить накоплению духовного потенциала личности и всего человечества. Плод этот должен иметь смысл и в перспективе вечной жизни. Если же мы, сохраняя внешнюю приверженность вере и благочестию, не делаем ничего, что имеет ценность в очах Божиих, если жизнь наша проходит в суете, то мы, несомненно, уподобляемся той пышной смоковнице, которая имела замечательную листву, но не давала полезных плодов.

О невозможности для нас выразить все аспекты Искупления

Итак, мы рассмотрели основные следствия Искупления (победа над смертью, дьяволом и адом, прославление человеческого естества, демонстрация идеального образца поведения Человека). В полной мере знание всех следствий доступно лишь Богу. Вот, что по этому поводу свидетельствовал свт. Афанасий Великий: «...Заслуги Спасителя, совершенные чрез вочеловечение Его, столь велики и многочисленны, что пожелать изобразить их — значило бы уподобиться человеку, который устремил взор на морскую пучину и хочет перечесть ее волны. Как невозможно объять глазами всех волн, потому что чувству покусившегося на это представляются непрестанно новые и новые волны; так и намеревающемуся объять умом все заслуги, совершенные Христом в теле, невозможно даже вместить их в помысле; потому что вновь представляющиеся мыслям его — гораздо многочисленнее тех, которые, как думает он, объял уже мыслию. Посему лучше не отваживаться говорить о всех вообще заслугах Христовых, когда и части их изобразить невозможно...» (Слово о воплощении Бога-Слова).

Молитвословия

Тропарь 45-ти мученикам в Никополе Армянском

глас 1

Единоумне душею связани бывше,/ четыредесять с пятьми страдальцы святии,/ на врага ополчистеся,/ победителие же явльшеся,/ прилете венцы от Христа Бога/ и вечное мучений ваших воздаяние,/ тыя и нам улучити молите,/ благочестно песньми вас величающим.

Кондак 45-ти мученикам в Никополе Армянском

глас 8

Христа ради, мученицы, многия муки подъясте,/ и многобожие низложисте все идольское,/ и разрушисте безбожие всякия прелести,/ Христовою силою сия поправите,/ нас всех верно научаете вопити яве: аллилуйя.

Тропарь преподобного Антония Печерского

глас 4

От мирскаго мятежа изшед,/ отвержением же мира евангельски Христу последовал еси/ и, равноангельное житие пожив,/ в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси,/ отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед/ и тамо трудолюбно жизнь совершив,/ Отечество твое просветил еси/ и, множеству монашествующих стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав,/ Христу сия привел еси,/ Егоже моли, Антоние преподобне,// да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония Печерского

глас 8

Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне,/ Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во чтоже вменив, в земли пещеру соделал еси/ и, в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався,/ яко светозарное солнце, во вся концы земли возсиял еси,/ отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, Антоние, отче наш.

Молитва преподобному Антонию, игумену Киево-Печеpскому

О добрый наш пастырю наставниче, приснопоминаемый иноков российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси пребываеши, мы низу на земли, удалении суще от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею; обаче памятуя отеческую любовь твою к людем, ти сродным, припадаем и молимтися с умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойным быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедротодательныя Его десницы, но во славу имени Его святаго и во спасение наше. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами российския грады, обитель твою и всю страну православно­российскую невредимы от всякаго зла, и вся люди, жительствующия в обители твоей и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех утешение, избавление и исцеление им подаждь, да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благодетельствующаго нам, Безначального Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Коневской

глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии,/ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно/ всех, выну приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Арсением сию давшему нам,/ слава возвратившему от Новаграда,/ слава Действующему тою всем исцеления.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Коневской

глас 8

Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас/ Своего образа пришествием от Новаграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашел радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа

глас 4

Днесь притецем, вернии,/ к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,/ благоизволившаго сию плотию носити/ и на Кресте святую Свою Кровь излияти,/ еюже искупи нас от работы вражия./ Тем благодаряще вопием Ему:/ спаси Отечество наше,/ и архиереев, и град, и вся люди,/ честною Твоею ризою защити/ и спаси души наша,// яко Человеколюбец.

Кондак Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа

глас 4

Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси,/ Твое Божественное сокровище — честную ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего/ одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще, светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодетелю воспевающе,/ зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и вся люди,// по велицей Твоей милости.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем вси/ Божественныя ризы Твоея// честное положение.

Молитва ко Господу

Благодарим Тя, Владыко Человеколюбие, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду человеческому. Даруй и нам, рабом Твоим, мир ризою Твоею честною, вкорени во всех страх Твой и друг ко другу любовь утверди, угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Теги:
Положение ризы Господа в Москве
преподобный Антоний Печерский
православный календарь

Все публикации