Церковный календарь

20 июля. Память преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 июля. Память преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской

6-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 7 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Фомы, иже в Малеи (X). Преподобного Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI).

Преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской (1407). Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского (2001). Мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мученика Евангела (III–IV). Мученицы Кириакии (IV).

Священномученика Павла Чернышева пресвитера (1918).

Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).

Преподобный Акакий Синайский

У преподобного Акакия был старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава. Он ежедневно мучил своего ученика не только укоризнами и ругательствами, но и побоями. Прожив у него девять лет, преподобный Акакий отошёл ко Господу. Его наставник сказал об этом одному великому старцу, который, однако, ответил: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом». Тогда нерадивый старец сказал подвижнику: «Поди и сам посмотри». Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного подвижника и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?» Преподобный Акакий ответил ему: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Тогда наставник преподобного Акакия, поражённый страхом, покаялся и провёл остаток жизни добродетельно.

Преподобный Фома Малеин

Святой Фома, живший в Х веке в Византии, прославился как храбрый военачальник. Обладая огромной силой, он бился во многих сражениях, побеждая врагов. Однако в нем росло стремление к иным подвигам, и Фома принял иночество. Святой обошел ряд обителей за наставлениями подвижников и получил благословение на отшельничество. Когда он стал искать пустынное место, перед ним засиял огненный столп, указывавший дорогу. Святому явился и пророк Илия, также показавший путь. Фома пришел в восточную часть Афона, на гору Малея, и стал вести жизнь в посте и молитве, ведя непрестанную брань теперь уже не с плотскими врагами, а с духами злобы. Святой получил дары чудотворения и исцеления от недугов, молитвами изгонял бесов из одержимых. После кончины преподобного его мощи прославились многочисленными чудесами.

Преподобная Евфросиния Московская

Почитание великой княгини Евфросинии Московской началось ещё при её жизни. После кончины святой у её мощей, положенных в основанном ей Вознесенском монастыре, служились панихиды. В 1822 году святитель Филарет Московский поднял вопрос о совершении служб преподобной Ефросинии, но лишь в 1869 году, после исцеления болящего отрока Адриана у гробницы святой, ей начали служить молебны. В 1880 году издали службу и акафист святой. Акафист читался в обители после воскресной литургии. Праздничным богослужением отмечались день её пострига — 30 мая и день смерти — 20 июля. После уничтожения Вознесенского монастыря в 1929 году мощи святой перенесли в подклет Архангельского собора Кремля, где в 2002 году состоялось их обретение. 28 мая 2008 года святые мощи торжественно перенесли в придел мученика Уара.

Влахернская икона Божией Матери

Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «Одигитрии», то есть «Путеводительницы». По преданию, именно с этой иконой с молебнами патриарх Сергий обходил в 626 году стены Константинополя при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. Преподнесенная в дар древняя святыня находилась в Успенском соборе Кремля. Сейчас святыня хранится в музее Московского Кремля.

Священное Писание

1 Кор., 127 зач., II, 9 — III, 8

9 Но, как написано: || не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.

11 Ибо кто из человеков знает, что́ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та́к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, 13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.

Глава 3

1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?

4 Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?

5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; 7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.

8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.

Мф., 53 зач., XIII, 31-36

31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 2, 9-3, 8; Мф. 13, 31-36

Подобно Царствие зерну горчичному и закваске. Маленькое горчичное зерно разрастается в большой куст; закваска проникает все замешанное тесто и делает его вскисшим. Тут, с одной стороны, образ Церкви, которая сначала только состояла из апостолов и нескольких других лиц, потом разрослась и сделалась многочисленной, проникла все человечество; с другой - образ духовной жизни, раскрывающейся в каждом человеке. Первое зернышко ее - намерение и решимость спасаться через богоугождение по вере в Господа Спасителя. Эта решимость, как бы ни была крепка, похожа на малую точку. Вначале она обнимает только сознание и самодеятельность; из этого развивается потом вся деятельность духовной жизни. Сама в себе она размножается в движениях и силе, и мужает, а в отношении к душе, начинает проникать ее во всех ее силах - в уме, воле, чувстве и иcполняет их собою, делает вскисшими по своему духу, проникает и весь состав естества человеческого и тело, и душу, и дух, в котором зарождается.

Старец Порфирий Кавсокаливит о тщетности грубости

Один человек столкнулся с жестким отношением к себе со стороны людей строгих и принципиальных. Он был сильно унижен, и в его характере произошел надлом. Старец успокоил его: «Ты — хороший, чувствительный, тихий. Ты — овечка Божия. Но когда к тебе относятся грубо, ты замыкаешься, внутренне сопротивляешься, и тогда на тебя обижаются и перестают понимать. Когда же с тобой обращаются по-доброму, ты проявляешь такие скрытые таланты, что все поражаются. Люди, которые тебя обидели и ранили, никогда, наверное, не слышали старую сказку о ветре и солнце. Ветер и солнце поспорили, кто из них сильнее. И условились: кому удастся снять тулуп с пастуха, который в это время поднимался в гору, тот и сильнее. Начал ветер дуть, задувать, но пастух лишь замерз и плотнее запахнул свой тулуп. Вышло за ним солнце из-за облаков, рассыпало вокруг тепло и благость, пастух согрелся и снял свой тулуп. Говорит тогда солнце ветру: «Видел, кто из нас двоих сильнее?» Грубостью не обретешь человека, но только добротой».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Дьявол порой непосредственно воздействует на разум, волю, чувства людей, – хорошо, что в редких случаях, – так что происходит тотальное вторжение темной силы в человеческую личность, и, конечно, та разрушается. Вот таким был и гадаринский бесноватый. Он буйствовал, он был совершенно не способен жить в обществе. Чтобы хоть как-то удержать несчастного, местные жители заковывали его, но он разрывал цепи, убегал и жил в погребальных пещерах. Он был обречен на одиночество, он был лишен всякой свободы, ибо его жизнь была контролируема и направляема темной силой.

Как вести себя в день Причастия?

Святитель Тихон Задонский: «По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии».

День Причащения — это особый день для христианина, когда он таинственным образом соединяется с Христом. После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить Дар достойно и не возвращаться к прежним грехам.

Следует стараться после Причастия не сразу окунаться в дела, а постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Получить бывает легче, чем удержать; святыня может быть оскорблена неблагоговейным поведением, конфликтом, осуждением, невоздержанностью, суетой. В день Причащения следует быть особенно внимательным к хранению мира в своей душе и отношению с окружающими.

Вместо покаянных вечерних молитв в этот может быть полезно прочесть на ночь Акафист Иисусу Сладчайшему.

Молитвословия

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 8

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Кондак благоверной княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии

глас 2

Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Молитва благоверной княгине Евфросинии

О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление от нас, недостой­ных, с верою и любовию к тебе припадающих и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людям от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.

Тропарь преподобных Фомы и Акакия

глас 1

Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память.

Тропарь преподобных Фомы и Акакия

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Акакия

глас 2

Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Фомы

глас 4

Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас.

Тропарь мученицы Кириакии

глас 3

Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость.

Теги:
Преподобный Акакий Синайский
преподобный Фома Малеин
преподобная Евфросиния Московская
Влахернская икона Божией Матери

Все публикации