Церковный календарь

20 июля. Память преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 июля. Память преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской

7-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 7 июля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Фомы, иже в Малеи (X). Преподобного Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI).

Преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской (1407). Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского (2001). Мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мученика Евангела (III–IV). Мученицы Кириакии (IV).

Священномученика Павла Чернышева пресвитера (1918).

Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).

Преподобный Акакий Синайский

У преподобного Акакия был старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава. Он ежедневно мучил своего ученика не только укоризнами и ругательствами, но и побоями. Прожив у него девять лет, преподобный Акакий отошёл ко Господу. Его наставник сказал об этом одному великому старцу, который, однако, ответил: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом». Тогда нерадивый старец сказал подвижнику: «Поди и сам посмотри». Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного подвижника и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?» Преподобный Акакий ответил ему: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Тогда наставник преподобного Акакия, поражённый страхом, покаялся и провёл остаток жизни добродетельно.

Преподобный Фома Малеин

Святой Фома, живший в Х веке в Византии, прославился как храбрый военачальник. Обладая огромной силой, он бился во многих сражениях, побеждая врагов. Однако в нем росло стремление к иным подвигам, и Фома принял иночество. Святой обошел ряд обителей за наставлениями подвижников и получил благословение на отшельничество. Когда он стал искать пустынное место, перед ним засиял огненный столп, указывавший дорогу. Святому явился и пророк Илия, также показавший путь. Фома пришел в восточную часть Афона, на гору Малея, и стал вести жизнь в посте и молитве, ведя непрестанную брань теперь уже не с плотскими врагами, а с духами злобы. Святой получил дары чудотворения и исцеления от недугов, молитвами изгонял бесов из одержимых. После кончины преподобного его мощи прославились многочисленными чудесами.

Преподобная Евфросиния Московская

Почитание великой княгини Евфросинии Московской началось ещё при её жизни. После кончины святой у её мощей, положенных в основанном ей Вознесенском монастыре, служились панихиды. В 1822 году святитель Филарет Московский поднял вопрос о совершении служб преподобной Ефросинии, но лишь в 1869 году, после исцеления болящего отрока Адриана у гробницы святой, ей начали служить молебны. В 1880 году издали службу и акафист святой. Акафист читался в обители после воскресной литургии. Праздничным богослужением отмечались день её пострига — 30 мая и день смерти — 20 июля. После уничтожения Вознесенского монастыря в 1929 году мощи святой перенесли в подклет Архангельского собора Кремля, где в 2002 году состоялось их обретение. 28 мая 2008 года святые мощи торжественно перенесли в придел мученика Уара.

Влахернская икона Божией Матери

Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «Одигитрии», то есть «Путеводительницы». По преданию, именно с этой иконой с молебнами патриарх Сергий обходил в 626 году стены Константинополя при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. Преподнесенная в дар древняя святыня находилась в Успенском соборе Кремля. Сейчас святыня хранится в музее Московского Кремля.

Священное Писание

1 Кор., 134 зач., V, 9 — VI, 11

9 Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; 10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. 11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

12 Ибо что́ мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?

13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Глава 6

1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?

2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?

4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.

5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?

6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?

8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Мф., 56 зач., XIII, 54-58

54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?

55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58 И не совершил там многих чудес по неверию их.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Кор. 5, 9-6, 11; Мф. 13, 54-58

Назареяне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них, Он не имел во внешнем Своем положении светлости привлекающей и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем кто Он, говорили они; быть не может, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное. Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность; но и Сам Он все время оставался крайне прост по внешности, и апостолы потом также держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были таковы же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такой внешней светлости, которая бы вполне соответствовала свету жизни о Христе Иисусе. И признано — лучше держать внешность самой последней цены, чтоб она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи смотри прямо на это последнее, не останавливая внимания своего на первой. Св. ап. Павел выразился так: «сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4, 7). Если бы посмотреть каковы были по наружности лица, перед которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах — глазам мы своим не поверили бы: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает что такое жизнь о Христе Иисусе, бросает внешность и весь обращается внутрь. Оттого само собою первая падает, а последнее возвышается и растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно-хорошего, пока оно может повредить ему.

Старец Порфирий Кавсокаливит о тщетности грубости

Один человек столкнулся с жестким отношением к себе со стороны людей строгих и принципиальных. Он был сильно унижен, и в его характере произошел надлом. Старец успокоил его: «Ты — хороший, чувствительный, тихий. Ты — овечка Божия. Но когда к тебе относятся грубо, ты замыкаешься, внутренне сопротивляешься, и тогда на тебя обижаются и перестают понимать. Когда же с тобой обращаются по-доброму, ты проявляешь такие скрытые таланты, что все поражаются. Люди, которые тебя обидели и ранили, никогда, наверное, не слышали старую сказку о ветре и солнце. Ветер и солнце поспорили, кто из них сильнее. И условились: кому удастся снять тулуп с пастуха, который в это время поднимался в гору, тот и сильнее. Начал ветер дуть, задувать, но пастух лишь замерз и плотнее запахнул свой тулуп. Вышло за ним солнце из-за облаков, рассыпало вокруг тепло и благость, пастух согрелся и снял свой тулуп. Говорит тогда солнце ветру: «Видел, кто из нас двоих сильнее?» Грубостью не обретешь человека, но только добротой».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

История знает страшные эпидемии, которые поражали не только отдельные народы или государства, но и целые континенты. Известна чумная эпидемия в Европе, другие эпидемии, которые поражали жителей той или иной страны и даже всего континента, но никогда за всю человеческую историю не было болезни, которую можно по-настоящему назвать пандемией, то есть тем, что распространяется на весь мир. Мы знаем: все, что происходит, особенно в глобальном масштабе, попускается Господом, а значит Господь попустил, впервые за всю историю, распространение на весь мир смертельно опасного заболевания, и это произошло как бы на пике человеческого могущества. Прогресс, в результате которого невероятные достижения ума сделались орудием в руках греховного человека, поставили весь род человеческий в очень опасное положение. И вдруг пандемия, какое-то непонятное заболевание, и никто не может объяснить, откуда оно, почему вдруг заболели люди во всем мире, почему мы бьемся и не можем найти лекарство. А некоторые говорят, что лекарство, даже если оно будет открыто, необязательно будет действовать эффективно, потому что этот «умный» вирус умеет обманывать человека. Он так работает в организме, он так воздействует на его клетки, словно это злое разумное существо. Недавно я беседовал со специалистом, который сказал: «Действительно, будто бес вселился в этот вирус — он хитрит, он смеется над нами, он обманывает нас, он управляет нами». У нас, верующих людей, нет ответа на вопрос, что это за вирус. Это не наше дело, этим пускай ученые занимаются, но мы должны понять, что этот вирус разрушил греховное представление человека о его полном могуществе, о его центральном месте во всей цивилизации. Но если так, какие выводы нужно сделать? Если пандемия обнаружила человеческую слабость, по крайней мере на сегодня, нашу неспособность бороться, то не знак ли это свыше, чтобы мы задумались о жизни? 

Как вести себя в день Причастия?

Святитель Тихон Задонский: «По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии».

День Причащения — это особый день для христианина, когда он таинственным образом соединяется с Христом. После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить Дар достойно и не возвращаться к прежним грехам.

Следует стараться после Причастия не сразу окунаться в дела, а постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Получить бывает легче, чем удержать; святыня может быть оскорблена неблагоговейным поведением, конфликтом, осуждением, невоздержанностью, суетой. В день Причащения следует быть особенно внимательным к хранению мира в своей душе и отношению с окружающими.

Вместо покаянных вечерних молитв в этот может быть полезно прочесть на ночь Акафист Иисусу Сладчайшему.

Молитвословия

Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии

глас 8

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Кондак благоверной княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии

глас 2

Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Молитва благоверной княгине Евфросинии

О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление от нас, недостой­ных, с верою и любовию к тебе припадающих и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людям от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.

Тропарь преподобных Фомы и Акакия

глас 1

Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память.

Тропарь преподобных Фомы и Акакия

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Акакия

глас 2

Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Фомы

глас 4

Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас.

Тропарь мученицы Кириакии

глас 3

Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость.

Теги:
Преподобный Акакий Синайский
преподобный Фома Малеин
преподобная Евфросиния Московская
Влахернская икона Божией Матери

Все публикации