Седмица 4-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобного Фомы, иже в Малеи (X). Преподобного Акакия, о котором повествуется в Лествице (VI).
Преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской (1407). Обретение мощей преподобного Герасима Болдинского (2001). Мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа (II). Преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха (290). Мученика Евангела (III—IV). Мученицы Кириакии (IV).
Священномученика Павла Чернышева пресвитера (1918).
Влахернской иконы Божией Матери (принесена в Россию в 1654 г.).
Преподобная Евфросиния Московская
Почитание великой княгини Евфросинии Московской началось ещё при её жизни. После кончины святой у её мощей, положенных в основанном ей Вознесенском монастыре, служились панихиды. В 1822 году святитель Филарет Московский поднял вопрос о совершении служб преподобной Ефросинии, но лишь в 1869 году, после исцеления болящего отрока Адриана у гробницы святой, ей начали служить молебны. В 1880 году издали службу и акафист святой. Акафист читался в обители после воскресной литургии. Праздничным богослужением отмечались день её пострига — 30 мая и день смерти — 20 июля. После уничтожения Вознесенского монастыря в 1929 году мощи святой перенесли в подклет Архангельского собора Кремля, где в 2002 году состоялось их обретение. 28 мая 2008 года святые мощи торжественно перенесли в придел мученика Уара.
Преподобный Акакий Синайский
У преподобного Акакия был старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава. Он ежедневно мучил своего ученика не только укоризнами и ругательствами, но и побоями. Прожив у него девять лет, преподобный Акакий отошёл ко Господу. Его наставник сказал об этом одному великому старцу, который, однако, ответил: «Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом». Тогда нерадивый старец сказал подвижнику: «Поди и сам посмотри». Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного подвижника и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?» Преподобный Акакий ответил ему: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Тогда наставник преподобного Акакия, поражённый страхом, покаялся и провёл остаток жизни добродетельно.
Преподобный Фома Малеин
Святой Фома, живший в Х веке в Византии, прославился как храбрый военачальник. Обладая огромной силой, он бился во многих сражениях, побеждая врагов. Однако в нем росло стремление к иным подвигам, и Фома принял иночество. Святой обошел ряд обителей за наставлениями подвижников и получил благословение на отшельничество. Когда он стал искать пустынное место, перед ним засиял огненный столп, указывавший дорогу. Святому явился и пророк Илия, также показавший путь. Фома пришел в восточную часть Афона, на гору Малея, и стал вести жизнь в посте и молитве, ведя непрестанную брань теперь уже не с плотскими врагами, а с духами злобы. Святой получил дары чудотворения и исцеления от недугов, молитвами изгонял бесов из одержимых. После кончины преподобного его мощи прославились многочисленными чудесами.
Влахернская икона Божией Матери
Эта икона из Влахернского храма Константинополя положила начало иконографии «Одигитрии», то есть «Путеводительницы». По преданию, именно с этой иконой с молебнами патриарх Сергий обходил в 626 году стены Константинополя при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). В 1654 году Влахернская икона была привезена в Москву в дар царю Алексею Михайловичу. Преподнесенная в дар древняя святыня находилась в Успенском соборе Кремля. Сейчас святыня хранится в музее Московского Кремля.
Евангелие дня
Как обрести в этой жизни стабильность и комфорт, и при этом сохранить верность Богу и Его заповедям? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 8-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 8.
14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.
16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.
18 Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.
19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
У английского писателя Оскара Уайлда есть такая притча. Однажды Христос пришёл в один город. Проходя по улицам, Он увидел юношу, который, будучи пьян, был не в силах стоять на ногах. «Зачем ты в пьянстве расточаешь свои душевные силы?» — спросил его Господь. На это юноша ответил: «Я страдал проказой, но Ты исцелил меня. Чем же ещё мне теперь заняться?» Проходя дальше по улице, Христос увидел ещё одного молодого человека, который выходил из публичного дома. «Зачем ты тратишь своё здоровье и время на разврат?» — спросил его Спаситель. На это Он получил ответ: «Я был слеп, но Ты исцелил меня. Чем же ещё мне теперь заняться?» Наконец, в центре города Христос увидел старика, который в слезах корчился на земле. И когда Спаситель спросил его, почему он так горько плачет, старик ответил: «Я был мёртв, Господи, и Ты вернул меня к жизни. Сил молодости у меня больше нет. Что же теперь мне ещё остаётся делать?»
Идея этой притчи на поверхности. Если мы за свою жизнь так и не научились использовать те дары, которыми так щедро всякого из нас наградил Господь, то единственное, что в итоге нам останется, — закончить свои дни в тоске и печали по ушедшей молодости. При этом, чтобы прийти к такому финалу, не обязательно в юности быть пьяницей или развратником. Достаточно просто жить в заботе, как говорит сегодня Господь, о своих мертвецах. То есть быть всецело сосредоточенным на достижении комфортной, стабильной жизни. Игнорировать своё духовное призвание, которое порой побуждает нас радикально изменить приоритеты и своё поведение. Или, что происходит намного чаще, отодвигать этот внутренний позыв на задний план, оправдывая себя заботой об исполнении важных бытовых и профессиональных обязанностей.
Что же теперь? Бросить всё и пойти всей семьей скитаться по белу свету? Совсем нет. Хотя некоторые святые Церкви выбирали и такой путь. Брали на себя подвиг юродства и странничества. Буквально повторяли путь Христа, Который не имел места, «где приклонить голову». Для большинства же из нас сегодняшнее Евангелие указывает на образ тёщи Петра. Господь исцелил её от тяжёлой болезни. И первое, что она сделала — встала и начала служить Ему и апостолам. Она делала то, что делала всегда, но теперь с мыслью отблагодарить Спасителя и Его учеников.
Согласитесь, для нас это выход. Для того, чтобы не корчится в старости от тоски пустоты, как старик из притчи английского классика, не обязательно уходить в монастырь. Стоит лишь чётко определить цель своей жизни. Для всех нас — это служение Богу и людям. Мы делаем то, что делали обычно, но теперь с мыслью о Христе и ради пользы тем, кто нас окружает. Всякую свою мысль, своё чувство, слово и поступок мы сверяем с Евангелием. Придут ли к нам при этом комфорт, уют и стабильность? Возможно. А, возможно, и нет. Это не так уж и важно. Ведь чем больше мы вовлекаемся в служение, тем меньше нас это интересует. В нас самих постепенно открывается удивительная реальность. То, что церковная традиция именует благодатью Духа Святого, Царством Небесным. В сердце поселяется покой и удовлетворение. Мы с надеждой и без страха смотрим в будущее. Наша внутренняя и внешняя жизнь становится насыщенной, осмысленной. Зло, предательство, ложь и коварство обходят наши души стороной. А любовь, искренность и забота становятся нашим повседневным опытом. Его мы и передаём другим людям, исполняя своё служение Богу.
Священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера — Казань» (95,5FM)
Старец Порфирий Кавсокаливит о тщетности грубости
Один человек столкнулся с жестким отношением к себе со стороны людей строгих и принципиальных. Он был сильно унижен, и в его характере произошел надлом. Старец успокоил его: «Ты — хороший, чувствительный, тихий. Ты — овечка Божия. Но когда к тебе относятся грубо, ты замыкаешься, внутренне сопротивляешься, и тогда на тебя обижаются и перестают понимать. Когда же с тобой обращаются по-доброму, ты проявляешь такие скрытые таланты, что все поражаются. Люди, которые тебя обидели и ранили, никогда, наверное, не слышали старую сказку о ветре и солнце. Ветер и солнце поспорили, кто из них сильнее. И условились: кому удастся снять тулуп с пастуха, который в это время поднимался в гору, тот и сильнее. Начал ветер дуть, задувать, но пастух лишь замерз и плотнее запахнул свой тулуп. Вышло за ним солнце из-за облаков, рассыпало вокруг тепло и благость, пастух согрелся и снял свой тулуп. Говорит тогда солнце ветру: «Видел, кто из нас двоих сильнее?» Грубостью не обретешь человека, но только добротой».
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Дьявол порой непосредственно воздействует на разум, волю, чувства людей, — хорошо, что в редких случаях, — так что происходит тотальное вторжение темной силы в человеческую личность, и, конечно, та разрушается. Вот таким был и гадаринский бесноватый. Он буйствовал, он был совершенно не способен жить в обществе. Чтобы хоть как-то удержать несчастного, местные жители заковывали его, но он разрывал цепи, убегал и жил в погребальных пещерах. Он был обречен на одиночество, он был лишен всякой свободы, ибо его жизнь была контролируема и направляема темной силой.
Как вести себя в день Причастия?
Святитель Тихон Задонский: «По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии».
День Причащения — это особый день для христианина, когда он таинственным образом соединяется с Христом. После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить Дар достойно и не возвращаться к прежним грехам.
Следует стараться после Причастия не сразу окунаться в дела, а постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.
Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Получить бывает легче, чем удержать; святыня может быть оскорблена неблагоговейным поведением, конфликтом, осуждением, невоздержанностью, суетой. В день Причащения следует быть особенно внимательным к хранению мира в своей душе и отношению с окружающими.
Вместо покаянных вечерних молитв в этот может быть полезно прочесть на ночь Акафист Иисусу Сладчайшему.
Молитвословия
Тропарь благоверной княгини Евдокии в инокинях Евфросинии
глас 8
По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.
Кондак благоверной княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии
глас 2
Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/ и тело твое постом и бдением изнуривши,/ непрестанными молитвами Богу угодила еси,/ преподобная Евфросиние,/ и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/ слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси./ Темже радостно взываем, глаголюще:// слава Богу, прославляющему святыя Своя.
Молитва благоверной княгине Евфросинии
О преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление от нас, недостойных, с верою и любовию к тебе припадающих и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людям от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавитися и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.
Тропарь преподобных Фомы и Акакия
глас 1
Светила богосиянная миру/ и иноков одушевленный зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/ возсиясте светло;/ сих, яко имущих дерзновение к Богу,/ молитвами во бранех пособствовати молим,/ да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений/ чтущим их святую память.
Тропарь преподобных Фомы и Акакия
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Кондак преподобного Акакия
глас 2
Мир оставль, Христу последовал еси от младенства,/ премудре Акакие преподобне,/ Того подражая вольное смирение,/ низвергл еси гордостнаго мучителя,// моли непрестанно о всех нас.
Кондак преподобного Фомы
глас 4
Велию победу мужески показал еси,/ отонудуже Божественною любовию разгоревся,/ царя тленнаго и вся красная преобидел еси,/ на горе Малейстей вселение совершив,/ от неяже в Небесная/ возшел еси к Царю царей, Фомо,// моли непрестанно о всех нас.
Тропарь мученицы Кириакии
глас 3
Одолением чудесным/ победила еси вражия силы до конца,/ Недело преславная,/ идоложрения бо тьму/ далече Креста честнаго светлостию прогнала еси./ Мученице всехвальная,/ Христу Богу молися/ даровати нам велию милость.