Седмица 4-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобного Афанасия Афонского (1000). Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422).
Мучениц Анны и Кириллы (304). Преподобного Лампада Иринопольского (X).
Священномученика Геннадия Здоровцева пресвитера, преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары Яковлевой (1918); преподобного Агапита Таубе исповедника (1936).
Иконы Божией Матери, именуемой «Экономисса».
Обретение честных мощей преподобного Сергия Радонежского
Мощи Преподобного Сергия Радонежского были обретены 5 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне. Перед началом строительства нового храма в честь Живоначальной Троицы на месте деревянного, Преподобный Сергий явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумена и братию: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора мощи Преподобного Сергия Радонежского были перенесены в него, где и пребывают доныне.
Преподобный Афанасий Афонский
Основатель Великой Лавры на Афоне преподобный Афанасий учился в Константинополе, где встретился со своим духовным наставником преподобным Михаилом и военачальником Никифором. Михаил постриг Афанасия в монахи, а Никифор стал его другом. Он открыл Афанасию свое желание также принять иночество и уговорил его начать постройку обители на Афоне. В разгар строительства Афанасий узнал, что Никифор провозглашен византийским императором, и понял, что он не исполнит намерения стать монахом. Афанасий не хотел завершать начатое, но царь вновь убедил его вернуться к трудам. Вскоре лавра стала великой обителью. Однажды Афанасий осматривал купол новой церкви, и внезапно свод обрушился. Пять монахов погибли на месте. Когда откапывали Афанасия, то слышали, как он славит Бога из-под груды камней. Нашли его уже мертвым.
Преподобномученица великая княгиня Елисавета
Великая княгиня Елисавета родилась в 1864 году в семье герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV, была родной сестрой императрицы Александры Феодоровны, супруги царя-страстотерпца Николая II. В 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III. В 1891 году приняла Православие. Во время Русско-японской и Первой мировой войн помогала раненым. В 1905 году, после убийства супруга, посвятила себя делам милосердия и благотворительности. В 1909 году основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия и стала ее настоятельницей. Она сочетала самоотверженное и безвозмездное лечение бедных с духовно-аскетическими подвигами: спала не более трех часов, молилась по ночам, строго постилась.
Незадолго до своей мученической кончины великая княгиня Елисавета Феодоровна писала: «Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы должны устремить свои мысли к Небесному Царствию и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя»». В 1918 году её арестовали и отправили в Алапаевск, где в заключении, вместе с великими князьями и верной келейницей инокиней Варварой, она провела последние месяцы жизни. 5 (18) июля 1918 года узников отвезли на заброшенный рудник. Там их избили прикладами винтовок и сбросили в шахту. Во время казни великая княгиня молилась за палачей. Свидетели убийства слышали из глубины шахты пение Херувимской. Мощи преподобномученицы Елисаветы обрели после освобождения Алапаевска белой армией и перенесли в Иерусалим, согласно предсмертной воле княгини.
Священное Писание
Что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу как можно ближе? С чего необходимо начать свой путь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 11-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 11.
27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
Какой труд самый изнурительный и тяжёлый? В древнегреческой мифологии есть примечательная история о строителе города Коринф по имени Сизиф. Сизиф прогневал богов. А потому, когда он умер, они приговорили его к «каторжным работам». В тёмной бездне под названием Тартар была высокая гора. Каждый день Сизиф должен был закатывать на её вершину тяжёлый камень. Но как только он это делал, булыжник скатывался вниз. И бедолаге приходилось начинать всё заново. Вот и ответ. Самый изнурительный и тяжёлый труд — это бессмысленная работа.
И в Евангелии Господь не раз образно говорит о такой работе. Вспомним, например, притчу о человеке, который построил свой дом на песке. Без прочного фундамента. Как только настал сезон дождей, постройку смыло. Или притчу о человеке, который всю жизнь в поте лица копил богатства, а когда решил, что насобирал уже достаточно, и настало время покоя, радости и веселья, к нему пришла смерть. Этими образами Господь ясно даёт понять, что любая деятельность человека, которая имеет в своей основе цель как можно комфортней и безопасней устроиться в этой жизни, в конечном счете тот же самый сизифов труд.
Эта работа ложится на нас же самих тяжким бременем. Ведь нам постоянно приходится бороться, чтобы реализовать свои планы. Бороться с обстоятельствами, которые разворачиваются порой совершенно непредсказуемо. С другими людьми, у которых своё видение того, как всё должно быть устроено. С самими собой, ведь порой у нас недостаточно ресурса, чтобы осуществить свои желания. Наконец, бороться с Богом, у Которого о каждом из нас есть Свой замысел, не имеющий ничего общего с нашими иллюзиями и фантазиями. Так и получается, что вся наша жизнь — это изнурительное сопротивление всему, чему только можно сопротивляться. А в итоге оказывается, что смысла в этой войне не было никакого. Всю жизнь я строил дом на песке. Гонялся за призраками. И даже если я приобрёл весь мир, то уж точно повредил своей душе.
Поэтому первое, что необходимо сделать, чтобы приблизиться к Богу — увидеть это своё состояние. Увидеть, что я и есть то самый труждающийся и обременённый. Лишь в этом случае, как говорит святитель Феофан Затворник, в нашей душе «родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему». Тогда у человека открывается духовное зрение, и он видит бессмысленность и суетность всех своих прежних усилий. Это не означает, что мы отказываемся от работы и заботы о хлебе насущном. Просто теперь у нас появляются новые приоритеты. Возникает новая иерархия ценностей. Мы начинаем тратить энергию на достижение иных целей — на исполнение во всех своих делах Евангельских заповедей. Это тоже непростой труд. Но, как говорит сегодня Христос, это благодатное иго, это лёгкое бремя. Благодатное и лёгкое потому, что никогда не бывает впустую. Лишь эта работа уже здесь на земле даёт нашим душам мир, покой и радость вечного Небесного Царства.
священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Служение Литургии преподобным Сергием Радонежским
Служение Преподобного Сергия Радонежского было проникнуто удивительным смирением. Он долго отказывался от принятия священного сана, а получив его, совершал литургию в простых богослужебных одеяниях. Между тем Бог прославлял Своего угодника чудесными явлениями. Один из учеников святого, преподобный Симон, удостоился такого видения: когда игумен служил литургию, Симон видел огонь, «ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошёл в святой потир, и им Преподобный причастился». Более того, ученики Преподобного Сергия были свидетелями того, как ему сослужил Ангел Господень. Смиренный подвижник запрещал своим ученикам рассказывать об этих чудесах до его кончины.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Мы совершаем сегодня память святого преподобного Сергия Радонежского. Если сейчас поставить преподобного Сергия среди нас, в обычной одежде, в которой мы ходим, — никто бы на него внимания не обратил. Он не был великим, он не был славным, он не был богатым, у него не было власти. Он был одним из многих, и, будучи человеком малоприметным в обществе, он уходит от людей, он скрывается в дремучем лесу. Он становится одиноким, но через этот уход из мира он приближается к Богу настолько, что Господь дает ему великую духовную силу, великую мудрость, великую благодать. И этот смиренный, обычный, казалось бы, человек становится не только центром обители — он становится центром Руси, вокруг него объединяются княжества, он мобилизует народ наш на защиту Отечества.
Молитвословия
Тропарь преподобнаго Сергия Радонежского
глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Тропарь преподобного Сергия Радонежского
глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак преподобного Сергия Радонежского
глас 8
Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.
Молитва преподобному Сергию Радонежскому
О священная главо, преподобне и Богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою, и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преуспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Аминь.
Тропарь преподобного Афанасия Афонского
глас 3
Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Афанасия Афонского
глас 8
Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие.
Тропарь общий преподобным Сергию и Никону
глас 8
Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша.