Церковный календарь

10 июля. Память преподобного Сампсона странноприимца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 июля. Память преподобного Сампсона странноприимца

Неделя 4-я по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 27 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Сампсона странноприимца (ок. 530). Праведной Иоанны мироносицы (I). Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского (1998).

Преподобного Серапиона Кожеезерского (1611). Преподобного Севира пресвитера (VI). Преподобного Георгия Иверского, Святогорца (1065) (Груз.). Преподобного Мартина Туровского (после 1146).

Священномучеников Александра Сидорова и Владимира Сергеева пресвитеров (1918); священномученика Петра Остроумова пресвитера (1939).

Преподобный Сампсон странноприимец

Сампсон происходил из богатой и знатной римской семьи. В молодости глубоко изучив медицину, он стал безвозмездно лечить больных, а после смерти родителей начал готовиться к пустынножительству, раздал наследство и отпустил на волю своих рабов. Однако Господь указал ему путь иного служения, и святой, поселившись в Константинополе, продолжил лечить недужных не только силой врачебного таланта, но и чудотворения, как носитель Божией благодати. Патриарх посвятил его во пресвитера. Исцелив самого императора Юстиниана одним прикосновением, святой Сампсон отказался от награды и лишь попросил правителя построить странноприимный дом и больницу, в которой он подвизался до глубокой старости. Святой и после кончины не оставил свою странноприимницу, оберегая ее от пожаров и являясь нерадивому управляющему, дабы вразумить его.

Праведная Иоанна Мироносица

Праведная мироносица Иоанна упоминается в Евангелии от Луки в числе учениц Христа, следовавших за ним в Галилее и служивших Ему своим имением. Должность мужа Иоанны была очень высокой, и она занимала значительное положение при дворе Ирода. По-видимому, обладая большим состоянием, она оказывала большую помощь Христу и Его ученикам, и евангелист называет её по имени, чтобы подчеркнуть значимость её служения. Некоторые библеисты полагают, что исцелённый Христом в Кане сын царедворца, о котором упоминает евангелист Иоанн, был сыном Иоанны и, поэтому, уверовав, она стала следовать за Ним. Праведная Иоанна упоминается в числе женщин, пришедших ко Гробу Господню помазать миром тело Иисуса, и стала свидетельницей явления Ангелов, возвестивших о Его Воскресении. Известно, что она мирно скончалась. По преданию, когда после казни Иоанна Крестителя Иродиада, боясь его воскресения, спрятала отрубленную голову Предтечи в тайном месте своего дворца, праведная Иоанна узнала об этом и, тайно взяв ночью святыню, положила её в скудельный сосуд и погребла на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

Преподобного Мартин Туровский

Преподобный Мартин Туровский подвизался в XII веке, служа поваром при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Геор гии в их резиденции — Борисоглебском монастыре. Когда он по старости и болезни не смог исполнять свои обязанности, его уволили, и, приняв монашество, святой остался в обители. Никто за ним не смотрел, так что бывший повар часто страдал от недуга. Однажды он так занемог, что не смог подняться. Мучаясь от боли и жажды, он стал молиться святым мученикам Борису и Глебу. На третий день к нему явились святые князья, подали ковш воды и исцелили. «Тяжким недугом страждущий и людьми забытый, молил еси жажду утолити, преподобне Мартине, темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба тебе послужити и недуг исцелити», — говорится об этом чуде в тропаре святому Мартину.

Священное Писание

Рим., 93 зач., VI, 18-23

18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.

21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.

22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.

23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Мф., 25 зач., VIII, 5-13

5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; 9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 6, 18-23; Мф. 8, 5-13

Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы совершаем сегодня память святого преподобного Сергия Радонежского. Если сейчас поставить преподобного Сергия среди нас, в обычной одежде, в которой мы ходим, – никто бы на него внимания не обратил. Он не был великим, он не был славным, он не был богатым, у него не было власти. Он был одним из многих, и, будучи человеком малоприметным в обществе, он уходит от людей, он скрывается в дремучем лесу. Он становится одиноким, но через этот уход из мира он приближается к Богу настолько, что Господь дает ему великую духовную силу, великую мудрость, великую благодать. И этот смиренный, обычный, казалось бы, человек становится не только центром обители – он становится центром Руси, вокруг него объединяются княжества, он мобилизует народ наш на защиту Отечества.

Никодим Святогорец о хранении чувств

Блюди все свои чувства, поскольку они подобны дверцам, через которые в душу входит или смерть, или жизнь: жизнь входит, когда мы ими хорошо управляем и не позволяем пробраться привычным страстям; смерть — когда они впускают смертоносные и душевредные страсти. Позаботься очистить свою душу от той скверны, какую вносят чувства извне вовнутрь. Ведь подобно тому как бурные потоки, выходя из берегов во время дождей, сметают на своем пути камни, деревья и все прочее, так и чувства, лишь останутся без надзора ума, тотчас бросаются на все чувственное и воспринимают всякое пошлое зрелище, всякое сквернословие — короче говоря, всякую грязь похотей, а затем привносят все это в несчастную душу, делая ее вертепом разбойников. Подвизайся удерживать свои чувства, поскольку они ведут ко злу, оскверняя душу через нечистые пожелания… и поскольку диавол непрестанно наблюдает за нами и, как только мы открываем одно из чувств, входит в душу и убивает ее, как говорит о том преподобный Исаак Сирин.

Сколько лет Иисусу Христу?

Поскольку Господь Иисус Христос является Совершенным Богом и вместе Совершенным Человеком, постольку и ответ на вопрос о возрасте Христа должен рассматриваться с двух сторон.

По Божескому естеству Вочеловичившийся Сын Божий вечен, пребывает вне времени. И хотя в формате символического языка о Боге говорится: «Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр.1:12), в действительности, как Вечный, Он не обусловлен временем, течением лет, подобно тому, как обусловлены им мы. Промышляя о мире, Господь проявляет Себя в условиях времени, однако совершенно от них не зависит. Нельзя сказать, что сегодня Бог старше, чем вчера, а завтра будет старше, чем сегодня. По Божескому естеству Спаситель не только «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), Он в принципе — вне рамок хронологически измеряемого возраста.

Другое дело, когда мы говорим о Христе по человеческому естеству. Как Человек Он был зачат и родился в определенный исторический момент. Сперва Он был Младенцем, затем пришёл в отроческий возраст, потом достиг возраста мужа, был убит и воскрес. Таким образом, по человеческому естеству Христу более 2000 лет.

У каждого своя истина?

«У каждого своя истина» — фраза, которая кажется понятной и милосердной, и, наверное, в определенном смысле мы можем её употреблять. Люди видят ситуацию (особенно ситуацию конфликтную) с разных сторон, возможно, иногда нам стоит прислушаться к другому человеку и увидеть за ним хотя бы частичную правоту. Но часто она употребляется в отношении к вере — «каждая вера по своему истинна», «Православие — это истина для вас, а буддизм — это истина для меня» и так далее.

И тут нам стоит заметить, что в этом контексте она становится просто абсурдной.

Есть врачи, которые считают, что рак нужно лечить химиотерапией. Есть знахари, которые полагают, что его отлично вылечит алтайский мед и отвары из душистых трав. Скажем ли мы в этом случае, что «у каждого своя истина», особенно, когда речь будет идти о жизни и здоровье того, кто нам дорог?

Нет? Почему? Потому что мы понимаем, что речь идет о важных вещах. Это вопрос жизни и смерти. Тут очень важно знать, а что же является истиной — не истиной «для меня» или «для вас», а истиной на самом деле.

Вопросы веры и вечного спасения — это ещё более важные вопросы. От них никак не получится отделаться вежливой фразой «у каждого своя истина».

Молитвословия

Тропарь преподобного Сампсона

глас 8

В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне,/ в молитвах непрестанно терпевый,/ нищия возлюбивый и сия удовливый,/ но молися Христу Богу, Сампсоне милостиве блаженне,// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Сампсона

глас 8

Яко врача всеизрядна и молитвенника благоприятна,/ к раце твоей Божественней притекающе, Сампсоне богомудре преподобне,/ сошедшеся любовию, псалмы и песньми, радующеся, Христа прославляем,// таковую тебе благодать подавающа исцелений.

Молитва преподобному Сампсону

О теплый молитвинниче, благостный отче, преподобне Сампсоне! Моли Бога о мне, грешнем, и низпосли от Всеблагаго Владыки помощь ми и избавление, привременна бо есть жизнь моя и исполнена труда, скорбей и болезней. Укрепи сердце мое, да возмогу понести тяготу мою, и не попусти, да превозмогут искушения многая, моя малыя силы, но споспешествуй мне заступлением твоим и посреде обстояний и бед управи путь мой в Царство Небесное, да славлю прославльшагося в тебе Господа во веки. Аминь.

Тропарь преподобного Амвросия Оптинского

глас 5

Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Амвросия Оптинского

глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Мартина Туровского

глас 1

Тяжким недугом страждущий и людьми забытый,/ молил еси жажду утолити, преподобне Мартине,/ темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба/ тебе послужити и недуг исцелити.

Теги:
Преподобный Сампсонон странноприимец
преподобный Мартин Туровский
православный календарь

Все публикации