Церковный календарь

10 июля. Память преподобного Сампсона странноприимца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 июля. Память преподобного Сампсона странноприимца

3-я седмица по Пятидесятнице
День постный, разрешается рыба. 27 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Сампсона странноприимца (ок. 530). Праведной Иоанны мироносицы (I). Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского (1998).

Преподобного Серапиона Кожеезерского (1611). Преподобного Севира пресвитера (VI). Преподобного Георгия Иверского, Святогорца (1065) (Груз.). Преподобного Мартина Туровского (после 1146).

Священномучеников Александра Сидорова и Владимира Сергеева пресвитеров (1918); священномученика Петра Остроумова пресвитера (1939).

Преподобный Сампсон странноприимец

Сампсон происходил из богатой и знатной римской семьи. В молодости глубоко изучив медицину, он стал безвозмездно лечить больных, а после смерти родителей начал готовиться к пустынножительству, раздал наследство и отпустил на волю своих рабов. Однако Господь указал ему путь иного служения, и святой, поселившись в Константинополе, продолжил лечить недужных не только силой врачебного таланта, но и чудотворения, как носитель Божией благодати. Патриарх посвятил его во пресвитера. Исцелив самого императора Юстиниана одним прикосновением, святой Сампсон отказался от награды и лишь попросил правителя построить странноприимный дом и больницу, в которой он подвизался до глубокой старости. Святой и после кончины не оставил свою странноприимницу, оберегая ее от пожаров и являясь нерадивому управляющему, дабы вразумить его.

Праведная Иоанна Мироносица

Праведная мироносица Иоанна упоминается в Евангелии от Луки в числе учениц Христа, следовавших за ним в Галилее и служивших Ему своим имением. Должность мужа Иоанны была очень высокой, и она занимала значительное положение при дворе Ирода. По-видимому, обладая большим состоянием, она оказывала большую помощь Христу и Его ученикам, и евангелист называет её по имени, чтобы подчеркнуть значимость её служения. Некоторые библеисты полагают, что исцелённый Христом в Кане сын царедворца, о котором упоминает евангелист Иоанн, был сыном Иоанны и, поэтому, уверовав, она стала следовать за Ним. Праведная Иоанна упоминается в числе женщин, пришедших ко Гробу Господню помазать миром тело Иисуса, и стала свидетельницей явления Ангелов, возвестивших о Его Воскресении. Известно, что она мирно скончалась. По преданию, когда после казни Иоанна Крестителя Иродиада, боясь его воскресения, спрятала отрубленную голову Предтечи в тайном месте своего дворца, праведная Иоанна узнала об этом и, тайно взяв ночью святыню, положила её в скудельный сосуд и погребла на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

Преподобного Мартин Туровский

Преподобный Мартин Туровский подвизался в XII веке, служа поваром при Туровских епископах Симеоне, Игнатии, Иоакиме и Геор гии в их резиденции — Борисоглебском монастыре. Когда он по старости и болезни не смог исполнять свои обязанности, его уволили, и, приняв монашество, святой остался в обители. Никто за ним не смотрел, так что бывший повар часто страдал от недуга. Однажды он так занемог, что не смог подняться. Мучаясь от боли и жажды, он стал молиться святым мученикам Борису и Глебу. На третий день к нему явились святые князья, подали ковш воды и исцелили. «Тяжким недугом страждущий и людьми забытый, молил еси жажду утолити, преподобне Мартине, темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба тебе послужити и недуг исцелити», — говорится об этом чуде в тропаре святому Мартину.

Священное Писание

Рим., 85 зач., III, 28 — IV, 3

28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, 30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.

31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.

Глава 4

1 Что́ же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?

2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

3 Ибо что́ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Мф., 24 зач., VII, 24 — VIII, 4

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; 25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; 27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, 29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Глава 8

1 Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.

2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. З, 28-4, З; Мф. 7, 24-8, 4

Нынешнее Евангелие говорит о том, что слушающий слова Господни и исполняющий их подобен строящему дом на камне, а слушающий и не исполняющий - подобен строящему дом на песке. Заучи это всякий и почаще повторяй; истина же в нем содержащаяся, всякому понятна и ясна наглядно. И собственных опытов всякий имеет под руками в этом роде множество. Мысли, например, пока еще думаешь о чем, бывают неустойчивы и мятутся; когда же изложишь их на бумаге, они получают окреплость и неподвижность; предприятие какое-нибудь все еще бывает неверно и меняется в частностях, пока не начато, а когда пустишь его в ход, всем пополнительным соображениям конец. Так и нравственные правила пока не исполнены, они как будто чужие, вне нас и непрочны, а когда исполняешь их, они входят внутрь, оседают в сердце и полагают там основу характеру - доброму или злому. «Итак блюдите, как опасно ходите»!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святые отцы предлагают средство борьбы с тщеславием. Ничто не разрушает тщеславие так, как тайная добродетель и частая молитва. И если кто-то, разобравшись в сердце своем, чувствует, что те или иные поступки происходят не потому, что мы движимы доброй волей или стремлением угодить Господу и исполнить Его заповеди, а эти поступки определяются нашим тщеславием, тогда такому человеку следует начать втайне творить добрые дела, чтобы ни одна душа не знала об этом. И тогда все станет ясно. Если эти добрые дела будут делаться с легкостью, с радостью, значит человек стал на путь исправления. Если невыносимо мучительно будет скрывать эмоции, если будет горячее желание с кем-то поделиться, кому-то сказать, где-то написать, запустить что-то в информационное пространство, значит тщеславие проросло через душу человека настолько, что превратилось в опасную злокачественную опухоль.

Никодим Святогорец о хранении чувств

Блюди все свои чувства, поскольку они подобны дверцам, через которые в душу входит или смерть, или жизнь: жизнь входит, когда мы ими хорошо управляем и не позволяем пробраться привычным страстям; смерть — когда они впускают смертоносные и душевредные страсти. Позаботься очистить свою душу от той скверны, какую вносят чувства извне вовнутрь. Ведь подобно тому как бурные потоки, выходя из берегов во время дождей, сметают на своем пути камни, деревья и все прочее, так и чувства, лишь останутся без надзора ума, тотчас бросаются на все чувственное и воспринимают всякое пошлое зрелище, всякое сквернословие — короче говоря, всякую грязь похотей, а затем привносят все это в несчастную душу, делая ее вертепом разбойников. Подвизайся удерживать свои чувства, поскольку они ведут ко злу, оскверняя душу через нечистые пожелания… и поскольку диавол непрестанно наблюдает за нами и, как только мы открываем одно из чувств, входит в душу и убивает ее, как говорит о том преподобный Исаак Сирин.

Сколько лет Иисусу Христу?

Поскольку Господь Иисус Христос является Совершенным Богом и вместе Совершенным Человеком, постольку и ответ на вопрос о возрасте Христа должен рассматриваться с двух сторон.

По Божескому естеству Вочеловичившийся Сын Божий вечен, пребывает вне времени. И хотя в формате символического языка о Боге говорится: «Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр.1:12), в действительности, как Вечный, Он не обусловлен временем, течением лет, подобно тому, как обусловлены им мы. Промышляя о мире, Господь проявляет Себя в условиях времени, однако совершенно от них не зависит. Нельзя сказать, что сегодня Бог старше, чем вчера, а завтра будет старше, чем сегодня. По Божескому естеству Спаситель не только «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), Он в принципе — вне рамок хронологически измеряемого возраста.

Другое дело, когда мы говорим о Христе по человеческому естеству. Как Человек Он был зачат и родился в определенный исторический момент. Сперва Он был Младенцем, затем пришёл в отроческий возраст, потом достиг возраста мужа, был убит и воскрес. Таким образом, по человеческому естеству Христу более 2000 лет.

У каждого своя истина?

«У каждого своя истина» — фраза, которая кажется понятной и милосердной, и, наверное, в определенном смысле мы можем её употреблять. Люди видят ситуацию (особенно ситуацию конфликтную) с разных сторон, возможно, иногда нам стоит прислушаться к другому человеку и увидеть за ним хотя бы частичную правоту. Но часто она употребляется в отношении к вере — «каждая вера по своему истинна», «Православие — это истина для вас, а буддизм — это истина для меня» и так далее.

И тут нам стоит заметить, что в этом контексте она становится просто абсурдной.

Есть врачи, которые считают, что рак нужно лечить химиотерапией. Есть знахари, которые полагают, что его отлично вылечит алтайский мед и отвары из душистых трав. Скажем ли мы в этом случае, что «у каждого своя истина», особенно, когда речь будет идти о жизни и здоровье того, кто нам дорог?

Нет? Почему? Потому что мы понимаем, что речь идет о важных вещах. Это вопрос жизни и смерти. Тут очень важно знать, а что же является истиной — не истиной «для меня» или «для вас», а истиной на самом деле.

Вопросы веры и вечного спасения — это ещё более важные вопросы. От них никак не получится отделаться вежливой фразой «у каждого своя истина».

Молитвословия

Тропарь преподобного Сампсона

глас 8

В терпении твоем стяжал еси мзду твою, отче преподобне,/ в молитвах непрестанно терпевый,/ нищия возлюбивый и сия удовливый,/ но молися Христу Богу, Сампсоне милостиве блаженне,// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Сампсона

глас 8

Яко врача всеизрядна и молитвенника благоприятна,/ к раце твоей Божественней притекающе, Сампсоне богомудре преподобне,/ сошедшеся любовию, псалмы и песньми, радующеся, Христа прославляем,// таковую тебе благодать подавающа исцелений.

Молитва преподобному Сампсону

О теплый молитвинниче, благостный отче, преподобне Сампсоне! Моли Бога о мне, грешнем, и низпосли от Всеблагаго Владыки помощь ми и избавление, привременна бо есть жизнь моя и исполнена труда, скорбей и болезней. Укрепи сердце мое, да возмогу понести тяготу мою, и не попусти, да превозмогут искушения многая, моя малыя силы, но споспешествуй мне заступлением твоим и посреде обстояний и бед управи путь мой в Царство Небесное, да славлю прославльшагося в тебе Господа во веки. Аминь.

Тропарь преподобного Амвросия Оптинского

глас 5

Яко к целебному источнику,/ притекаем к тебе, Амвросие, отче наш,/ ты бо на путь спасения нас верно наставляеши,/ молитвами от бед и напастей охраняеши,/ в телесных и душевных скорбех утешаеши,/ паче же смирению, терпению и любви научаеши;/ моли человеколюбца Христа/ и Заступницу усердную// спастися душам нашим.

Кондак преподобного Амвросия Оптинского

глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив,/ старчества благодать наследовал еси,/ болезнуя сердцем о всех, с верою притекающих к тебе./ Темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти:/ отче святый Амвросие,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Мартина Туровского

глас 1

Тяжким недугом страждущий и людьми забытый,/ молил еси жажду утолити, преподобне Мартине,/ темже Христос посла с Небесе благоверных Бориса и Глеба/ тебе послужити и недуг исцелити.

Теги:
Преподобный Сампсонон странноприимец
преподобный Мартин Туровский
православный календарь

Все публикации