2-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 10 июня по ст. ст.
В этот день совершается память:
Священномученика Тимофея, епископа Прусского (361—363). Обретение мощей святителя Василия, епископа Рязанского (1609). Собор Рязанских святых. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского (1715). Собор Сибирских святых. Священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900). Преподобной Фамари Марджановой, исповедницы (1936) (Груз.).
Преподобного Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Мучеников Александра и Антонины девы (ок. 313). Преподобного Феофана Антиохийского (363). Святителя Вассиана, епископа Лавдийского (409).
Священномученика Тимофея Ульянова пресвитера (1940).
Священномученик Тимофей, епископ Прусского
Священномученик Тимофей, епископ города Пруссы в Вифинии, за чистоту и святость жизни получил от Господа дар чудотворения, исцелил многих недужных, в том числе и Ариту, одного из местных правителей, и многих язычников обратил к вере Христовой. Император Юлиан Отступник (361—363), восстановивший в Византийской империи языческие культы, услышав о святом Тимофее, заключил его в темницу, но и там святитель продолжал евангельскую проповедь. Юлиан вновь запретил ему учить об Имени Иисуса Христа, но святой безбоязненно продолжал распространять христианскую веру. Тогда император приказал обезглавить святого. После кончины священномученика верующие взяли его святое тело и с честью похоронили его. От его гроба подавалось множество чудесных исцелений. Позже мощи епископа были перенесены в Константинополь.
Просвещение Сибири
Христианское просвещение Сибири начинается во второй половине XVI века. Пастыри шли вместе с землепроходцами, устраивали в острогах и городах храмы. Центром сибирской миссии долгое время оставался Тобольск. Именно там возник Знаменский монастырь — первый в Сибири. Расцвет миссии приходится на XVIII век, когда на сибирских кафедрах трудилась плеяда выдающихся святителей — Филофей (Лещинский), Иоанн (Максимóвич), Иннокентий (Кульчицкий) и другие. Сибирские миссионеры сталкивались со многими трудностями: обширность региона, нехватка клириков, многообразие национальных и религиозных групп, обилие раскольников и сектантов, традиционно отправляемых на поселение в Сибирь, активная проповедь ислама среди ханты и манси, приверженность коренного населения (особенно самоедов) язычеству.
Священное Писание
Сегодня Православная Церковь совершает празднование в честь Святой Троицы, есть у нынешнего торжества и ещё одно наименование: день Святой Пятидесятницы. Сегодня мы вспоминаем Сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло на пятидесятый день после Христова Воскресения. Церковный устав предписывает прочитывать во время литургии отрывок из 7-й и 8-й глав Евангелия от Иоанна, этот отрывок повествует о реакции Христовых современников на Его слова о Духе Святом.
Глава 7.
37В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43Итак произошла о Нем распря в народе.
44Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
Глава 8.
12Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Древний Израиль испытывал постоянную нехватку питьевой воды, по этой причине в Ветхом Завете мы регулярно читаем о значимых природных источниках воды, да и сами события ветхозаветной истории зачастую разворачиваются рядом с колодцами. Евангелие вынужденно продолжило эту библейскую традицию, а потому и в Евангелии мы также находим множество историй о воде, колодцах и купальнях, более того, образ воды используется для метафорического описания духовных процессов, вода же выступает в речи Христа прообразом действия веры в человеке: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38).
Мы можем попытаться понять, каким образом воспринимали эти слова непосредственные слушатели Спасителя: вера во Христа обещает сделать человека источником чего-то чрезвычайно ценного, того, обладание чем даёт жизнь так, как даёт жизнь источник чистой воды в пустыне, и если за источники воды люди Древнего Ближнего Востока отчаянно конфликтовали между собой, то и вера должна быть вожделенным предметом обладания. Но что по своей ценности для жизни может сравниться с водой в пустыне? Без чего человек не может жить даже при наличии необходимых для жизни материальных условий? Ответ кажется очевидным: без обладания мудростью мы способны прийти в жизненный тупик даже при наличии самых благоприятных внешних условий. Без мудрости мы перестаём осознавать самые простые вещи, и это способно погубить. Конечно, мудрость далеко не единственное нематериальное основание для благополучной жизни, к таким основаниям мы можем отнести и все те дарования, которые пророк Исайя указал как сообщаемые человеку Духом Святым: «Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия» (Ис. 11:2). Всё это и скрывается под таинственными «реками воды живой», текущими из чрева верующих во Христа людей.
Вера даёт возможность схождения на человека Духа Святого с Его дарами, наполняющими нашу жизнь содержанием и высшим смыслом, Дух Святой делает жизнь человека полной и в духовном смысле безопасной, Он вводит человека в Христово Царство и делает причастником вечности ещё здесь — в рамках земной жизни.
Сегодня Церковь Христова совершает торжество в честь дарования человечеству Духа Святого, дай Бог, чтобы ни для кого из нас слова о Духе не были лишь воспроизведением чужого опыта, дай Бог, чтобы общение с Духом Святым и обладание Его дарами стало для нас не менее естественным, чем общение друг с другом!
Священник Димитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Не каждый и не всегда может горячо и в напряжении всех духовных и физических сил молиться, но мы должны помнить: у нас есть это оружие — молитва. Может быть, кто-то приберегает его действительно на тот час, когда другого выхода уже не будет. Но для того чтобы эта молитва воздействовала на течение обстоятельств, мы должны уметь молиться. У нас должен быть навык молитвы, мы должны чувствовать Божие присутствие, мы должны поставлять себя пред лицом Божиим, мы должны исповедовать свои грехи, мы должны причащаться Святых Христовых Таин, мы должны быть православными людьми не по социологическим опросам, а по своим глубоким убеждениям и по образу жизни, как были православными людьми, горячо верующими и любящими Бога, наши благочестивые предки.
О смысле человеческой жизни
Не должно видеть главным смыслом жизни — вырастить сына, построить дом и посадить дерево. Сын в своё время умрёт, дом снесут, а дерево засохнет.
«Что пользы, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит?» — говорит Христос. От состояния нашего духовного внутреннего мира зависит и образ нашей участи в вечности. Что посеет человек, то и пожнет. «Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, пожнет жизнь вечную», — свидетельствует ап. Павел.
Прав. Иоанн Кронштадтский сравнивал человека с цыплёнком. Цыплёнок рождается дважды. Вначале курица рождает яйцо. Но рождённое — еще не цыплёнок. Теперь его нужно высидеть и прогреть, только после этого из-под мёртвой скорлупы проклёвывается жизнь. Человек тоже должен родиться дважды. Сначала физически. Потом — духовно. Не родившийся, не развившийся духовно, так и останется в эмбриональном состоянии в самом главном качестве.
Цель творения Богом людей и ангелов — любовь, желание их соучастия в блаженстве Святой Троицы. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16). Человек был создан Всеблаженным Богом для того, чтобы быть счастливым, и этим счастьем наслаждался целую вечность. Некоторым подобием является рождение нами детей. Таким образом, цель человеческой жизни — войти в божественную жизнь, стать причастным жизни Святой Троицы.
Можем ли мы назвать иной, кроме Бога, источник бесконечного и безграничного счастья?
— деньги (но мы видим, что «богатые тоже плачут»: распадаются семьи, происходят несчастные случаи, даже самоубийства);
— дети (но и дети исчезнут из этого мира в течение максимум нескольких десятков лет; а если детей не будет, то получается, что человек станет бессмысленным существом);
— работа (кто-то пошутил, что это смысл жизни лошади; через служение мы реализуемся в этом мире, однако этот смысл ограничивается земной жизнью, получается, что жизнь пенсионера теряет смысл).
Но если целью является Бог, то всё становится на свои места. Блаженный Августин: Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём. И другая фраза святого: Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.
Единственно, ради чего стоит жить, — ради того, что не уходит со смертью. В человеке изначально заложено стремление к Богу; человек ищущий не насытится, пока не придёт к Отцу Небесному.
Молитвословия
Тропарь святителя Василия, епископа Рязанского
глас 4
Первее в Муроме святительством почтен был еси,/ из негоже неправедно изгоняемь,/ на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси,/ на немже паче естества, яко безплотен,/ по водам шествие творя,/ промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемъ/ богоспасаемого града Рязани достигл еси /и в нем, архиерейства престол восприим,/ богоданную паству рязанскую добре упасл еси,/ святителю отче наш Василие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Василия, епископа Рязанского
глас 8
Яко многосветлая звезда, от града Мурома возсиял еси,/ святителю Василие,/ по водам же дошед до града нашего Рязани,/ Церковь Божию добре упасл еси,/ просвещая люди учением и житием твоим./ Поминай и ныне чада твоя, молим тя,/ наставниче наш добрый,/ и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися,/ да благодарною душею зовем ти:/ радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.
Молитва святителю Василию Рязанскому
Святителю отче Василие! Дивным шествием твоим по водам и нетлением честных мощей твоих уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога, с верою и надеждою к тебе прибегаем и умиленно молим тя: моли о нас Христа Бога нашего, сохранившаго тя, якоже Петра, от потопления в волнах речных и от истления в сердце земли, да благодать Его спасительная сопутствует нам на всех путех жизни сея, сохраняющи ны невредимы от всякаго злаго обстояния, всякий противный ветр напастей и бурю страстей утоляющи, тихое же и безмятежное плавание в житейстем сем мори нам дарующи. Да простит нам Милосердый Господь всякое прегрешение, вольное и невольное, немощь естества нашего благостию Своею покрывая, да утвердит нас во святей Своей Православней вере и благочестии, исполняя сердца наша любве и ревности о соблюдении заповедей Его ко спасению душ наших. Церкви Православно-Российстей да дарует мир и благоденствие, да возглаголет в сердце правителей наших благая о ней и о всех людех, да низпослет земли нашей времена мирна, благорастворены воздухи, земли плодоносие и вся на пользу настоящаго жития потребная и да избавит вся грады и веси отечества нашего и всю землю Русскую от глада, губительнаго огня, смертоносныя язвы и от всякаго зла, да тако в мире, благоденствии и преспеянии в добродетелех путь жизни сея прешедше, внидем в вечное царство, уготованное святым Его. О всехвальный святителю наш и угодниче Христов Василие! Веруем и уповаем, яко можеши молитвами твоими устроити вся благая душам и телесем нашим, имея Помощницу Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу, Еяже честною и чудотворною иконою сохраняемь, шествие по водам, яко по суху, совершив, богоспасаемаго града Рязани достигл еси. Сего ради прилежно молим тя: не отвержи нас от заступления твоего, потщися на помощь нашу и умоли за ны Господа и Бога нашего Иисуса Христа, избавльшаго тя от злокозненных сетей лукаваго и клеветы человеческия, да, призрев на ны милостивно, избавит нас от всякия беды, скорби и болезни душевныя и телесныя и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего молитвами Пресвятыя Матере Своея и твоим теплым за ны предстательством, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь святителя Иоанна митрополита Тобольского
глас 8
Наставниче благочестия,/ сиротствующих питателю,/ скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный,/ душею страждущих скорый помощниче,/ теплый молитвенниче о всех ко Господу,/ святителю отче Иоанне,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Иоанна митрополита Тобольского
глас 2
Явился еси во тьме неведения пребывающим просветитель,/ вдов и сирот утешитель,/ дивный врач немощствующих,/ младенцев и отроков наставник,/ родителем же пресветлое радование,/ святителю отче Иоанне,/ моли Христа Бога/ подати стране нашей в вере утверждение,/ воинству нашему на враги победу и одоление,// людем же своим велию милость.
Тропарь преподобного Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах
глас 3
Многаго ти ради воздержания и безмернаго пощения/ приемый свыше благодать чудотворения/ и к Богу велие дерзновение стяжавый,/ постником удобрение, Силуане,/ Тому молися,/ да подаст нам мир и велию милость.
Кондак преподобного Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах
глас 8
В бденном и трезвенном молении/ и крепком всегдашнем пребывая пощении,/ тело свое умерщвлял еси, Силуане преподобне,/ и многих учением твоим в тыяжде добродетели наставляя,/ привел еси Христови./ Емуже в веселии днесь предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою.
Тропарь Собора Сибирских святых
глас 3
Церкве Христовы светильницы,/ всея России украшение,/ святии вси, в земли Сибирстей просиявши,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.