Церковный календарь

23 июня. Память священномученика Тимофея, епископа Прусского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 июня. Память священномученика Тимофея, епископа Прусского

3-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 10 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Тимофея, епископа Прусского (361–363). Обретение мощей святителя Василия, епископа Рязанского (1609). Собор Рязанских святых. Святителя Иоанна, митрополита Тобольского (1715). Собор Сибирских святых. Священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих (1900). Преподобной Фамари Марджановой, исповедницы (1936) (Груз.).

Преподобного Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мучеников Александра и Антонины девы (ок. 313). Преподобного Феофана Антиохийского (363). Святителя Вассиана, епископа Лавдийского (409).

Священномученика Тимофея Ульянова пресвитера (1940).

Священномученик Тимофей, епископ Прусского

Священномученик Тимофей, епископ города Пруссы в Вифинии, за чистоту и святость жизни получил от Господа дар чудотворения, исцелил многих недужных, в том числе и Ариту, одного из местных правителей, и многих язычников обратил к вере Христовой. Император Юлиан Отступник (361–363), восстановивший в Византийской империи языческие культы, услышав о святом Тимофее, заключил его в темницу, но и там святитель продолжал евангельскую проповедь. Юлиан вновь запретил ему учить об Имени Иисуса Христа, но святой безбоязненно продолжал распространять христианскую веру. Тогда император приказал обезглавить святого. После кончины священномученика верующие взяли его святое тело и с честью похоронили его. От его гроба подавалось множество чудесных исцелений. Позже мощи епископа были перенесены в Константинополь.

Просвещение Сибири

Христианское просвещение Сибири начинается во второй половине XVI века. Пастыри шли вместе с землепроходцами, устраивали в острогах и городах храмы. Центром сибирской миссии долгое время оставался Тобольск. Именно там возник Знаменский монастырь — первый в Сибири. Расцвет миссии приходится на XVIII век, когда на сибирских кафедрах трудилась плеяда выдающихся святителей — Филофей (Лещинский), Иоанн (Максимóвич), Иннокентий (Кульчицкий) и другие. Сибирские миссионеры сталкивались со многими трудностями: обширность региона, нехватка клириков, многообразие национальных и религиозных групп, обилие раскольников и сектантов, традиционно отправляемых на поселение в Сибирь, активная проповедь ислама среди ханты и манси, приверженность коренного населения (особенно самоедов) язычеству.

Священное Писание

Рим., 95 зач., VII, 14 — VIII, 2

14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.

15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.

19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.

20 Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.

22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?

25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.

Глава 8.

1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

Мф., 35 зач., X, 9-15

9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 7, 14-8,2; Мф. 10, 9-15

Говорил еще Господь апостолам, что если какой город не примет их, и слов их слушать не станет, то «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому». А что будет нам за неслушание слов Божественного Откровения? Нашей безотрадности и меры не будет. После стольких осязательных доказательств не верить истине Божией есть то же, что впадать в хулу на Духа Святого, в богохульство. И однако же, мы не робеем. Одного спириты утешают: «Какой суд! Только родиться лишний раз придется». Другому книжники натолковывают: «Кого судить? Все атомы: разлетятся и всему конец». Но придет, други, час смерти; разлетятся мечты эти, как призраки, и существенность предстанет во всей своей неумолимости. Что тогда?.. Бедное время наше! Ухитрился враг губить души наши. Знает, что страх смерти и суда самое сильное средство к отрезвлению души, — и заботится всячески разогнать его, и успевает. Но погасни этот страх, отойдет страх Божий; а без страха Божия совесть становится безгласною. И стала душа пуста, стала облаком безводным, носимым всяким ветром учений и всякими порывами страстей.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы знаем из Священного Писания, что для некоторых людей пост становился известным духовным соблазном, что при определенных условиях пощение содействовало не возрастанию человека в духе и истине, не стяжанию святости, но его погибели. Именно такого рода воздержание осуждал Господь, обличая лицемерие фарисеев, для которых пост не был выражением смирения пред Богом и готовности принять волю Божию, не был проявлением глубочайшей веры в Господа. Для фарисеев пост сделался внешним обстоятельством их существования, благодаря которому они лукаво стремились не по заслугам возвыситься во мнении ближних, стяжать их уважение, послушание, а может быть, даже и преклонение. Как метко сказано у В. И. Даля: «Постное едим, да скоромное отрыгаем»! Другими словами, пост, как он практиковался среди фарисеев, не был делом богоугодным.

О смысле человеческой жизни

Не должно видеть главным смыслом жизни — вырастить сына, построить дом и посадить дерево. Сын в своё время умрёт, дом снесут, а дерево засохнет.

«Что пользы, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит?» — говорит Христос. От состояния нашего духовного внутреннего мира зависит и образ нашей участи в вечности. Что посеет человек, то и пожнет. «Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, пожнет жизнь вечную», — свидетельствует ап. Павел.

Прав. Иоанн Кронштадтский сравнивал человека с цыплёнком. Цыплёнок рождается дважды. Вначале курица рождает яйцо. Но рождённое — еще не цыплёнок. Теперь его нужно высидеть и прогреть, только после этого из-под мёртвой скорлупы проклёвывается жизнь. Человек тоже должен родиться дважды. Сначала физически. Потом — духовно. Не родившийся, не развившийся духовно, так и останется в эмбриональном состоянии в самом главном качестве.

Цель творения Богом людей и ангелов — любовь, желание их соучастия в блаженстве Святой Троицы. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16). Человек был создан Всеблаженным Богом для того, чтобы быть счастливым, и этим счастьем наслаждался целую вечность. Некоторым подобием является рождение нами детей. Таким образом, цель человеческой жизни — войти в божественную жизнь, стать причастным жизни Святой Троицы.

Можем ли мы назвать иной, кроме Бога, источник бесконечного и безграничного счастья?

— деньги (но мы видим, что «богатые тоже плачут»: распадаются семьи, происходят несчастные случаи, даже самоубийства);

— дети (но и дети исчезнут из этого мира в течение максимум нескольких десятков лет; а если детей не будет, то получается, что человек станет бессмысленным существом);

— работа (кто-то пошутил, что это смысл жизни лошади; через служение мы реализуемся в этом мире, однако этот смысл ограничивается земной жизнью, получается, что жизнь пенсионера теряет смысл).

Но если целью является Бог, то всё становится на свои места. Блаженный Августин: Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своём. И другая фраза святого: Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.

Единственно, ради чего стоит жить, — ради того, что не уходит со смертью. В человеке изначально заложено стремление к Богу; человек ищущий не насытится, пока не придёт к Отцу Небесному.

Молитвословия

Тропарь святителя Василия, епископа Рязанского

глас 4

Первее в Муроме святительством почтен был еси,/ из негоже неправедно изгоняемь,/ на мантию, яко на легкий корабль, возшел еси,/ на немже паче естества, яко безплотен,/ по водам шествие творя,/ промышлением Вышняго и заступлением Богоматере управляемъ/ богоспасаемого града Рязани достигл еси /и в нем, архиерейства престол восприим,/ богоданную паству рязанскую добре упасл еси,/ святителю отче наш Василие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Василия, епископа Рязанского

глас 8

Яко многосветлая звезда, от града Мурома возсиял еси,/ святителю Василие,/ по водам же дошед до града нашего Рязани,/ Церковь Божию добре упасл еси,/ просвещая люди учением и житием твоим./ Поминай и ныне чада твоя, молим тя,/ наставниче наш добрый,/ и за ны Христу Богу и Пречистей Его Матери молися,/ да благодарною душею зовем ти:/ радуйся, угодниче Христов и теплый к Богу о нас молитвенниче.

Молитва святителю Василию Рязанскому

Святителю отче Василие! Дивным шествием твоим по водам и нетлением честных мощей твоих уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога, с верою и надеждою к тебе прибегаем и умиленно молим тя: моли о нас Христа Бога нашего, сохранившаго тя, якоже Петра, от потопления в волнах речных и от истления в сердце земли, да благодать Его спасительная сопутствует нам на всех путех жизни сея, сохраняющи ны невредимы от всякаго злаго обстояния, всякий противный ветр напастей и бурю страстей утоляющи, тихое же и безмятежное плавание в житейстем сем мори нам дарующи. Да простит нам Милосердый Господь всякое прегрешение, вольное и невольное, немощь естества нашего благостию Своею покрывая, да утвердит нас во святей Своей Православней вере и благочестии, исполняя сердца наша любве и ревности о соблюдении заповедей Его ко спасению душ наших. Церкви Православно-Российстей да дарует мир и благоденствие, да возглаголет в сердце правителей наших благая о ней и о всех людех, да низпослет земли нашей времена мирна, благорастворены воздухи, земли плодоносие и вся на пользу настоящаго жития потребная и да избавит вся грады и веси отечества нашего и всю землю Русскую от глада, губительнаго огня, смертоносныя язвы и от всякаго зла, да тако в мире, благоденствии и преспеянии в добродетелех путь жизни сея прешедше, внидем в вечное царство, уготованное святым Его. О всехвальный святителю наш и угодниче Христов Василие! Веруем и уповаем, яко можеши молитвами твоими устроити вся благая душам и телесем нашим, имея Помощницу Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу, Еяже честною и чудотворною иконою сохраняемь, шествие по водам, яко по суху, совершив, богоспасаемаго града Рязани достигл еси. Сего ради прилежно молим тя: не отвержи нас от заступления твоего, потщися на помощь нашу и умоли за ны Господа и Бога нашего Иисуса Христа, избавльшаго тя от злокозненных сетей лукаваго и клеветы человеческия, да, призрев на ны милостивно, избавит нас от всякия беды, скорби и болезни душевныя и телесныя и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего молитвами Пресвятыя Матере Своея и твоим теплым за ны предстательством, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Иоанна митрополита Тобольского

глас 8

Наставниче благочестия,/ сиротствующих питателю,/ скорбящих утешителю, недугующих врачу безмездный,/ душею страждущих скорый помощниче,/ теплый молитвенниче о всех ко Господу,/ святителю отче Иоанне,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна митрополита Тобольского

глас 2

Явился еси во тьме неведения пребывающим просветитель,/ вдов и сирот утешитель,/ дивный врач немощствующих,/ младенцев и отроков наставник,/ родителем же пресветлое радование,/ святителю отче Иоанне,/ моли Христа Бога/ подати стране нашей в вере утверждение,/ воинству нашему на враги победу и одоление,// людем же своим велию милость.

Тропарь преподобного Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах

глас 3

Многаго ти ради воздержания и безмернаго пощения/ приемый свыше благодать чудотворения/ и к Богу велие дерзновение стяжавый,/ постником удобрение, Силуане,/ Тому молися,/ да подаст нам мир и велию милость.

Кондак преподобного Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах

глас 8

В бденном и трезвенном молении/ и крепком всегдашнем пребывая пощении,/ тело свое умерщвлял еси, Силуане преподобне,/ и многих учением твоим в тыяжде добродетели наставляя,/ привел еси Христови./ Емуже в веселии днесь предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою.

Тропарь Собора Сибирских святых

глас 3

Церкве Христовы светильницы,/ всея России украшение,/ святии вси, в земли Сибирстей просиявши,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Теги:
Священномученик Тимофей Прусский
православный календарь

Все публикации