Церковный календарь

21 июня. День Святого Духа

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
21 июня. День Святого Духа

1-я седмица по Пятидесятнице. Седмица сплошная. ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА.
Поста нет. 8 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

День Святого Духа.

Великомученика Феодора Стратилата (319).

Святителя Феодора, епископа Суздальского (1023). Обретение мощей благоверных князей Василия и Константина Ярославских (1501). Преподобного Ефрема, патриарха Антиохийского (545). Преподобного Зосимы Финикийского (VI). Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице).

Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821) икон Божией Матери.

День Святого Духа

В понедельник, следующий за Пятидесятницей, празднуется День Святого Духа, или Духов день. Как говорится в синаксаре этого праздника, «ради чести Святого Духа божественные отцы, всё превосходно устроившие, назначили празднование Ему и отдельно, и в самую Пятидесятницу». Этот праздник «Самому Всесвятому, Животворящему и Всемогущему Духу, Одному из Троицы Богу, Который равночестен и единосущен Отцу и Сыну и с Ними вместе прославляется» был установлен Церковью не только ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, но и в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность Его с Богом Отцом и Богом Сыном. Седмица по Пятидесятнице, как и Светлая, — сплошная (нет поста в среду и пятницу), в честь Святого Духа, пришествие Которого праздновалось в течение двух дней.

О чудесах Святого Духа

Когда пророк Моисей спустился с горы, где он принял от Бога закон, то лицо его источало такое сияние, что евреи не могли на него смотреть. Это было не что иное, как присутствие Святого Духа. Чудо Святого Духа, пронизывающего самое существо человека, в полной мере явилось в Преображении Господнем и схождении огненных языков на апостолов в Пятидесятницу. Серафим Саровский, великий святой всего православного мира, показал своему ученику Мотовилову свет благодати, извещающей о присутствии Святого Духа. Старец Ефрем Катунакский рассказывал, как однажды во время молитвы его келлия наполнилась светом вдвое ярче света солнца. И спросил он: «Господи, что это?» — и тотчас услышал с небес голос, поющий гимн. И это снова был Дух Святой. Тот, Которого мир сегодня игнорирует, не добивается Его и не желает добиваться. Но ведь только так личность человеческая становится целостной — через постоянное и непрерывное общение со Святым Духом. Прежде всего, человек — это духовная сущность.

Афонские подвижники в истории России

Более 150 афонских подвижников просияли в святости со времен первых монахов Святой Горы. Святые Афона неразрывными узами связаны с историей России. Достаточно вспомнить святителя Киприана, насельника Святой Горы, ставшего митрополитом Московским и всея Руси после святителя Алексия Московского и поддержанного преподобным Сергием Радонежским, несмотря на противление со стороны великого князя Московского Димитрия Донского. Постриженником Афона был и один из ближайших учеников преподобного Сергия, Сергий Обнорский. Большую роль в становлении духовной учености на Руси сыграл Максим Грек. Он немало пострадал как заступник простого народа перед государем. Среди русских подвижников, глубоко принявших в сердце афонскую духовную традицию, были преподобный Нил Сорский, долгое время проведший на Святой Горе, преподобный Иннокентий Комельский, а в ХХ веке — преподобный Силуан Афонский, бывший родом из тамбовского села. Неоценимый вклад в развитие традиции исихазма среди российского монашества внес преподобный Паисий Величковский, основавший на Афоне скит Святого Илии.

Великомученик Феодор Стратилат

Великомученик Феодор Стратилат пострадал за веру во Христа в 319 году в городе Гераклея, где служил воеводой. Это случилось во время гонений на христиан, устроенных правителем Ликинием. Слово «стратилат» переводится с греческого как «воин, воевода». Святого так называют за то, что он, будучи воеводой земного царя, показал себя «предобрым воеводой Царя Небесного». Его почитание началось сразу после кончины. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) рассказывает о чуде, которое произошло от фрески великомученика Феодора в храме, освящённом в его память, в местечке Карсата под Дамаском. Этот храм сарацины превратили в жилище. Один из них пустил стрелу в изображение великомученика. Из плеча святого, там, где стрела вонзилась в стену, истекла кровь. В скором времени сарацины, жившие в храме, погибли один за другим.

Священное Писание

Еф., 229 зач., V, 8-19

8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15 Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21 повинуясь друг другу в страхе Божием.

Мф., 75 зач., XVIII, 10-20

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14 Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.

18 Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 5, 9-19; Мф. 18, 10-20

Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя — Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин — причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько — есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния. и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого — трудолюбная ревность; черта второго — теплота и горение сердца сладкое; черта третьего — чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: "Авва отче"! Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мир, который Бог создал, должен совершенствоваться, и в этом смысле каждый трудник – не слепой исполнитель чьей-то воли, а творец, соучастник в совершенствовании Божиего творения. Все, что ты делаешь профессионально, все, что ты совершаешь в своей личной жизни, есть исполнение Божиего задания, которое нам дано. И как важно помнить, что кроме исполнения прямых своих обязанностей – профессиональных, семейных, общественных – мы должны также совершить самое главное, к чему Господь нас призвал, – принести плод духа. Что же это за плод духа? Это любовь, мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (см. Гал. 5, 22–23); это духовная красота, которую человек должен явить трудом всей своей жизни.

Силуан Афонский о Рае

Может ли кто сказать о рае, как там будет? Слово о рае может сказать лишь тот, кто в Духе Святом познал Господа и Его любовь к нам. Господь так мил и любезен, что от любви Его душа не может вспомнить ни о чем другом. Благодать Святого Духа настолько сладка и так изменяет всего человека, что забудет он даже родителей своих… Благодать Святого Духа влечет душу любить Господа в полноте, и в этой полноте любви Господней душа не прикасается миру, хотя и живет на земле… Мы горделивы умом и потому не можем стоять в этой благодати, и она удаляется от души, и душа тогда скучает по ней и слезно ищет ее снова, и плачет, и рыдает, и зовет ко Господу: «Боже Милостивый, Ты видишь, как печальна душа моя, и как скучаю я по Тебе».

Из книги сербского православного писателя Павле Рак «Приближение к Афону»

Можно много говорить об Афоне… Ни книга, ни даже целая библиотека не сумеют поведать о ней, и мы не сможем исчерпать до конца Святую Гору, даже если будем возвращаться туда снова и снова. Первое впечатление, обычно, — всего лишь неопределенное воодушевление от светлой красы: неба, скал и моря, церквей, ризниц, ясных монашеских лиц. Лишь с каждым новым посещением Святой Горы постепенно открывается, что мы доселе толком ничего не знали о ней, что большинство ее сокровищ оставались спрятанными от нас. И не просто потому, что узнать можно, только пройдя десятки километров по его разнообразным тропинкам, не потому, что многие его ризницы с берегущими их иноками разбросаны посреди глухих лесов, и даже не потому, что многие монахи нарочно скрываются и избегают встреч, — все дело в том, что в логику и смысл святогорской красоты можно врасти лишь постепенно, приближаться к Афону можно лишь по мере взращивания в себе той любви, которая и является целью подвига насельников Святой Горы.

Молитвословия

Тропарь великомученику Феодоpу Стpатилату

глас 4

Воинствословием истинным, стpастотеpпче,/ Небеснаго Цаpя воевода пpедобpый был еси, Феодоpе:/ оpужиями бо веpы ополчился еси мудpенно/ и победил еси демонов полки,/ и победоносный явился еси стpадалец./ Темже тя веpою// пpисно ублажаем.

Кондак великомученика Феодора

глас 2

Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси,/ мучеников превелий Феодоре,// с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Молитва святому Феодору Стратилату

О, преславный и прехвальный великомученниче святый Феодоре, великий Стратилате! Не отрини грешных сия малыя молитвы и приношения, но яко имея дерзновение ко Всемилостивому Владыке, потщися к нам недостойным скорою твоею помощию и явися ходатай за ны теплый у Христа Бога, да не погибнем вси во грехах наших, но да сотворит с нами по великой милости Своей, да умирит мир и сохранит нас от всякаго злаго обстояния, да даст нам тихое и безмятежное житие пожити в чистоте и благочестии, и по исходе душ наших неосужденно предстати судилищу Его и деснаго стояния сподобитися, да выну поем и славим Его Всесвятое имя со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Теги:
Великомученик Феодор Стратилат
православный календарь

Все публикации