Церковный календарь

20 июня. Память мученика Феодота Анкирского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 июня. Память мученика Феодота Анкирского

2-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 7 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Феодота Анкирского (303). Праведного Павла Таганрогского (прославление 1999).

Священномученика Маркеллина, папы Римского, и мучеников Клавдия, Кирина и Антонина (304). Священномученика Маркелла, папы Римского, мучеников Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мучениц Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304–310). Мучениц Валерии (Калерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (284–305). Собор святых Ивановской митрополии.

Священномучеников Андроника, архиепископа Пермского, Александра Осетрова, Валентина Белова, Вениамина Луканина, Виктора Никифорова, Александра Махетова, Владимира Белозерова, Игнатия Якимова, Михаила Денисова, Николая Онянова, Павла Соколова, Александра Преображенского, Николая Рождественского, Николая Конюхова пресвитеров и мч. Александра Зуева (1918); священномученика Петра Кузнецова пресвитера (1919).

Мученик Феодот Анкирский

Святой мученик Феодот жил в Анкире Галатийской в III веке. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284–305) святой Феодот, отличавшийся особенной добротой и отзывчивостью, снабжал христиан всем необходимым, прятал в своём доме и помогал проводить тайные богослужения. Святой посещал верующих в темницах, выкупал их, а если не мог спасти, то заботился о христианском погребении тел мучеников. Однажды он вытащил из воды и похоронил тела семи утопленных мучениц. Об этом донесли правителю, и тот велел схватить святого Феодота. За отказ принести жертву идолам и исповедание веры в Господа Иисуса Христа святого подвергли мучениям и усекли мечом в 303 году. Тело святого Феодота хотели сжечь, но поднявшаяся буря помешала это исполнить. Христиане забрали тело святого и достойно погребли.

Священномученик Маркеллин, папа Римский

Маркеллин стал римским папой при императоре Диоклетиане, гонителе христиан. На допросе Маркеллин устрашился жестоких пыток, которым подвергались его братья по вере, и принес жертвы языческим богам. За это он был награжден драгоценными одеждами. Но, едва выйдя на свободу, Маркеллин раскаялся. Он отправился на церковный собор и исповедался перед архиереями в том, что испугался мучений. Отцы решили, что он сам должен назначить себе наказание. Маркеллин сложил с себя сан и завещал после смерти не погребать свое тело. Затем он пришел во дворец, осудил языческих богов и бросил перед императором подаренные одежды. За это он был казнен, но христиане не решались предавать тело мученика земле до тех пор, пока преемнику Маркеллина не явился апостол Петр с приказом похоронить честные мощи.

Священное Писание

Рим., 84 зач., III, 19-26

19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, 20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.

21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 23 потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Мф., 20 зач., VII, 1-8

1 Не суди́те, да не судимы будете, 2 ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?

5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7 Проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. З, 19-26; Мф. 7, 1-8

«Не судите, да не судимы будете». Что за болезнь — пересуды и осуждение! Все знают, что это грех, а между тем ничего нет обычнее в речах наших, как осуждение. Иной скажет: «не поставь Господи в осуждение», а все-таки осуждение свое доведет до конца. Иной оправдывает себя тем, что разумному человеку надо же иметь свой взгляд на текущее, и в пересудах пытается быть хладнокровно рассуждающим; но и простое ухо не может не различать в речах его высящегося и злорадствующего осуждения. Между тем, приговор Господа за этот грех строг и решителен. Кто осуждает других, тому нет оправдания. Как же быть? Как миновать беды? Решительное средство против осуждения состоит вот в чем: считать самого себя осужденным. Кто возчувствует себя таким, тому некогда будет судить других. Только и речей у него будет: «Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Болезненно воспринимая всякое указание на свои собственные грехи, исходящее как со стороны, так и от самих себя, мы с легкостью осуждаем других. По слову Евангельскому, мы видим сучок в глазу брата своего (см. Мф. 7, 3–5); более того, осуждение ближнего влечет за собой некое чувство удовлетворения. Отчего это? Оттого, что, обличая и осуждая другого, мы превозносим себя. Ведь за осуждением всегда таится мысль: «Он это делает, но я-то не делаю! Он говорит плохо, но я-то этого не говорю!» Именно поэтому порок осуждения такой распространенный – мы тешим самих себя, осуждая других.

Душа человека

Душа человека бессмертна. Выделяют три главные силы души — ум, чувства и волю. В идеале они должны находиться в строгой иерархии – ум должен быть послушен Богу и управлять чувствами и волей. Наряду с душой у человека выделяют и дух, как силу, влекущую к Богу, отличающую нас от животных.

Душа человека не существует до зачатия. «Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одно творилось прежде, а другое после» (5-й Вселенский Собор). Вопрос же о происхождении человеческой души (индивидуальное творение Богом или рождение от родителей) Богом нам не открыт и относится к области богословских мнений.

Теория реинкарнации опровергается Божественным Откровением и является человеческим измышлением, ибо «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27).

О традиции творить милостыню в память об усопших

Поминовение усопших, кроме молитвы, включает в себя и совершение в их память милостыни, которая «избавляет от смерти и не допускает сойти во тьму» (Тов. 4:10). Синаксарь субботы мясопустной говорит, что святые отцы, «зная, что памяти за усопших, то есть милостыни и богослужения, приносят им великую пользу и облегчение, повелевают Церкви совершать это и особо за каждого, и за всех вообще, приняв такое повеление от апостолов». Святитель Иоанн Златоуст говорит о пользе милостыни: «Помыслим и о пользе для отшедших ко Господу, подадим соответственное вспоможение (милостыню и приношения), ибо дело это приносит им несомненную прибыль и помощь». Ещё в Ветхом Завете было принято творить милостыню в память усопших. Праведный Товит говорил сыну: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» (Тов. 4:17). Новозаветные святые допускают милостыни и за грешников. Преподобный Федор Студит советует творить милостыню за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц.

Молитвословия

Тропарь священномученика Феодота

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Феодоте,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Теги:
Мученик Феодот Анкирский
священномученик Маркеллин Римский
православный календарь

Все публикации