Церковный календарь

19 июня. Троицкая родительская суббота

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
19 июня. Троицкая родительская суббота

7-я седмица по Пасхе
Поста нет. 6 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Троицкая родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших.

Преподобного Виссариона Египетского, чудотворца (IV–V). Преподобного Илариона Нового (845). Преподобного Варлаама Хутынского (1192)

Святителя Ионы, епископа Великопермского (1470). Преподобного Паисия Угличского (1504). Преподобного Ионы Климецкого (1534). Преподобномучениц дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293).

Преподобного Рафаила Шейченко исп. (1957).

Табынской, Пименовской (принесена в Москву в 1387 г.) икон Божией Матери.

Преподобный Иларион Новый

Иларион родился в Константинополе в семье вельможи. Принял иночество в 20 лет. Через три года перешел в Далматский монастырь, где много лет исполнял послушание садовника. Узнав, что братия собирается избрать его игуменом, удалился на гору Олимп Вифинский и только после обращения иноков к Патриарху принял руководство обителью. Когда император Феофил потребовал от него отказаться от почитания икон, Иларион назвал правителя нечестивым обманщиком, за что получил 117 ударов палками, несмотря на преклонный возраст (около 60 лет), и был сослан на маленький скалистый остров Афусия. Здесь святой выкопал себе тесную келлию, рядом с которой по его молитве забил источник пресной воды. Восемь лет прожив на острове в молчании, Иларион вернулся в свою обитель после смерти последнего императора-иконоборца.

Преподобный Паисий Угличский

Преподобный Паисий Угличский был племянником преподобного Макария Калязинского. В 11-летнем возрасте он принял постриг в Троицком Калязинском монастыре. С юных лет он научился подвигам послушания, поста и молитвы. В 1476 году по желанию князя Андрея Васильевича преподобный Паисий основал в трех верстах от Углича Покровский монастырь, в котором был избран игуменом. Он был примером для братии во всех самых трудных послушаниях. Однажды, когда он копал землю, мимо обители проезжал верхом молодой боярин и, увидев старца, посмеялся над ним. Внезапно лошадь сбросила седока, и он потерял сознание. Преподобный привел его в чувство и кротко сказал ему: «Не осуждай иноков». Скончался преподобный Паисий на 107-м году жизни.

Преподобномученицы девы Архелая, Фекла и Сосанна

Преподобномученицы Архелая, Фекла и Сусанна жили в небольшом монастыре неподалёку от Рима. Когда император Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, святые девы удалились в Кампанию, где переоделись в мужские одежды и поселились в пустынном месте. За свою чистоту подвижницы получили от Бога дар исцелений, и вскоре слава о них распространилась по всей Кампании. Тогда начальник области Леонтий схватил преподобных жён, обвинил в волховании и подверг страшным мучениям старшую из них, Архелаю. Когда она осталась невредима, Леонтий повелел отрубить мученицам головы. Воины, исполняющие приговор, увидели Ангелов, готовящихся принять души мучениц, пришли в ужас и отказались казнить святых, но девы сказали: «Если не исполните приказания, не будете иметь части с нами», и воины отсекли страдалицам головы.

Священное Писание

Деян., 51 зач., XXVIII, 1-31

1 Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.

2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.

3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.

4 Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек ― убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.

5 Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.

6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.

7 Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.

8 Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.

9 После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы, 10 и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.

11 Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове, 12 и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.

13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол, 14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.

15 Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.

16 Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.

17 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.

18 Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти; 19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.

20 По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.

21 Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.

22 Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.

23 И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.

24 Одни убеждались словами его, а другие не верили.

25 Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: 26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.

27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

28 Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.

29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.

30 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, 31проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.

Ин., 67 зач., XXI, 15-25

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.

19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?

21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.

23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? - 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 28; 1-31; Ин. 21, 15-25

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью ― тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышет, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Будучи народом Божиим, будучи новым поколением людей, ведущим свое начало не от ветхого Адама, а от Адама нового, мы обретаем духовную силу сопротивления злу, искушениям диавола, силу жизни по закону Божиему. Господь, предлагая нам быть Его народом, не превращает нас в автоматов, запрограммированных на то, чтобы делать добро. Мы остаемся людьми – со всеми своими слабостями, сомнениями, со всей своей внутренней борьбой. Но Бог – с нами в этой борьбе, Он дает нам средство очищения, освобождения от греха, средство и силы безграничного совершенствования. Мы обретаем все это через действие на нас благодати Божией. А потому и знания становятся неопасными, и сила, которую обретает человек, становится нестрашной, и оружие в руках такого человека никогда не принесет зла другим, но будет лишь грозным мечом, останавливающим безумцев.

Ефрем Катунакский о благодати

Божественная благодать — одна, но дается каждому в его меру. Ах, как трепещет все внутри, когда чувствуешь эту неизреченную радость! Существует много такого, что человек, встречая на своем жизненном пути, не понимает. Часто я недоумевал, почему святые отцы, когда молились, воздевали руки вверх. Тогда я не мог этого понять, а пришел черед — и понял. Не можешь сдержать себя, когда посещает благодать! Но я никогда не поднимал рук вверх, к небу, а в душе воздевал много раз — как сын к Отцу. Да, когда переполняет благодать, ты теряешься, а ослабевает — тебя охватывает дрожь. Куда я попал! Такие состояния не ты вызываешь — они сами по себе приходят. Одно дело, когда ты планируешь, изучаешь, пишешь, и совсем другое — когда они сами по себе приходят. Однажды делал поклоны и пришел помысел: «В том месте, где ты делаешь поклоны, — там прошел Христос». Падаю и лобызаю, обнимаю землю, где ступал Христос. Сами по себе приходят эти состояния, не ты их вызываешь. Благодать это, брат мой.

Творение человека

Как повествует Священное Писание, после сотворения духовного и физического мира Бог создал человека. Человек является венцом и завершением земного творения. Мир видимый создан для человека. Творец определил нам важную роль в мироздании и предназначил для вечного единения с Самим Собою.

Человек объединяет в себе духовное и материальное начала, мы — духовно-телесные существа. Тело — не просто оболочка, а часть человеческой личности. Даже смерть — лишь временное разлучение души и тела до Всеобщего воскресения. 

Как на духовно-телесных существ, наряду с физическими законами, на нас оказывают влияние и законы духовные (заповеди Бога). Можно провести параллели:

— Как физические законы влияют на тело, так духовные на душу: огонь обжигает, грязь пачкает — грех ранит душу.

— Как физические законы действуют независимо от того, согласны мы с ними или нет, так и духовные. Можно не признавать закон всемирного тяготения, но прыжок из окна будет от этого не менее губительным. Аналогично действует на душу (и в некоторой степени на тело) грех.

— Духовный потенциал человека несравненно больше, чем физический.

***

Душа человека

Душа человека бессмертна. Выделяют три главные силы души — ум, чувства и волю. В идеале они должны находиться в строгой иерархии – ум должен быть послушен Богу и управлять чувствами и волей. Наряду с душой у человека выделяют и дух, как силу, влекущую к Богу, отличающую нас от животных.

Душа человека не существует до зачатия. «Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одно творилось прежде, а другое после» (5-й Вселенский Собор). Вопрос же о происхождении человеческой души (индивидуальное творение Богом или рождение от родителей) Богом нам не открыт и относится к области богословских мнений.

Теория реинкарнации опровергается Божественным Откровением и является человеческим измышлением, ибо «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27).

О традиции творить милостыню в память об усопших

Поминовение усопших, кроме молитвы, включает в себя и совершение в их память милостыни, которая «избавляет от смерти и не допускает сойти во тьму» (Тов. 4:10). Синаксарь субботы мясопустной говорит, что святые отцы, «зная, что памяти за усопших, то есть милостыни и богослужения, приносят им великую пользу и облегчение, повелевают Церкви совершать это и особо за каждого, и за всех вообще, приняв такое повеление от апостолов». Святитель Иоанн Златоуст говорит о пользе милостыни: «Помыслим и о пользе для отшедших ко Господу, подадим соответственное вспоможение (милостыню и приношения), ибо дело это приносит им несомненную прибыль и помощь». Ещё в Ветхом Завете было принято творить милостыню в память усопших. Праведный Товит говорил сыну: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» (Тов. 4:17). Новозаветные святые допускают милостыни и за грешников. Преподобный Федор Студит советует творить милостыню за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц.

Молитвословия

Тропарь преподобных Виссариона и Илариона

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Виссариона

глас 2

Вышних сил подражав, преподобне,/ образом птиц житие пожил еси,/ временная в забытии положив,/ непрестанным желанием влеком к Небесным добротам Христа Царя,/ дондеже Того достигл еси, Висарионе,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Илариона

глас 2

Ограды живоносныя твоея пажити,/ пастырски невредимо стадо соблюл еси/ и явился еси высотою дел велик, новый Иларионе,/ по благочестии многи муки и скорби прием:/ тем во всерадостный живот вселився Горняго Сиона,// моли за ны, преподобне.

Тропарь святителя Ионы, епископа Великопермского

глас 4

Святителю Церкви Великопермстей,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый Православия,/ благочестия учителю,/ Ионо святителю блаженне,/ Владыку всех моли/ мир пастве твоей/ и всей Русстей земли даровати/ и всем нам спастися.

Тропарь преподобного Ионы Климецкого

глас 4

Ангельскому житию поревновав, блаженне Ионо,/ оставил еси отечество твое, великий Новград,/ и, пришед в пределы Олонецкия/ и в пустыню вселився,/ в трудех, молитвах и слезах подвизался еси,/ и, яко мудрый купец, Царствие Небесное наследовал еси./ Темже любовию вопием ти:/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Ионы Климецкого

глас 2

Христовым стопам последователь быв, блаженне Ионо,/ радуяся, вселился еси в пустыню,/ Вышняго Промыслом наставляемь,/ и, не убоявся вражиих приражений,/ якоже столп непоколебим,/ уготовал еси себе в жилище Духу Пресвятому,/ мы же, память твою совершающе, вопием радостно:/ радуйся, яко озарявши нас чудесы твоими;/ радуйся, яко оставил еси временная ради будущих благ./ Радуйся, яко возставляеши ленивых ко спасению./ Моли убо Христа Бога, отче преподобне,/ да спасет души наша в День Судный.

Тропарь преподобного Паисия Угличского

глас 8

Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/ и, ангельскому житию поревновав,/ в пустыню вселился еси,/ в нейже многотрудное житие явил еси/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Теги:
Преподобный Иларион Новый
преподобный Паисий Угличский
православный календарь

Все публикации