Церковный календарь

19 июня. Память преподобного Илариона Нового, игумена

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
19 июня. Память преподобного Илариона Нового, игумена

2-я седмица по Пятидесятнице.
День постный. 6 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Виссариона Египетского, чудотворца (IV–V). Преподобного Илариона Нового (845). Преподобного Варлаама Хутынского (1192) (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста).

Святителя Ионы, епископа Великопермского (1470). Преподобного Паисия Угличского (1504). Преподобного Ионы Климецкого (1534). Преподобномучениц дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293).

Преподобного Рафаила Шейченко исп. (1957).

Табынской, «Знамение» Курской-Коренной (переходящие празднования в 9-ю пятницу по Пасхе) и Пименовской (принесена в Москву в 1387 г.) икон Божией Матери.

Преподобный Иларион Новый

Иларион родился в Константинополе в семье вельможи. Принял иночество в 20 лет. Через три года перешел в Далматский монастырь, где много лет исполнял послушание садовника. Узнав, что братия собирается избрать его игуменом, удалился на гору Олимп Вифинский и только после обращения иноков к Патриарху принял руководство обителью. Когда император Феофил потребовал от него отказаться от почитания икон, Иларион назвал правителя нечестивым обманщиком, за что получил 117 ударов палками, несмотря на преклонный возраст (около 60 лет), и был сослан на маленький скалистый остров Афусия. Здесь святой выкопал себе тесную келлию, рядом с которой по его молитве забил источник пресной воды. Восемь лет прожив на острове в молчании, Иларион вернулся в свою обитель после смерти последнего императора-иконоборца.

Преподобный Паисий Угличский

Преподобный Паисий Угличский был племянником преподобного Макария Калязинского. В 11-летнем возрасте он принял постриг в Троицком Калязинском монастыре. С юных лет он научился подвигам послушания, поста и молитвы. В 1476 году по желанию князя Андрея Васильевича преподобный Паисий основал в трех верстах от Углича Покровский монастырь, в котором был избран игуменом. Он был примером для братии во всех самых трудных послушаниях. Однажды, когда он копал землю, мимо обители проезжал верхом молодой боярин и, увидев старца, посмеялся над ним. Внезапно лошадь сбросила седока, и он потерял сознание. Преподобный привел его в чувство и кротко сказал ему: «Не осуждай иноков». Скончался преподобный Паисий на 107-м году жизни.

Преподобномученицы девы Архелая, Фекла и Сосанна

Преподобномученицы Архелая, Фекла и Сусанна жили в небольшом монастыре неподалёку от Рима. Когда император Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, святые девы удалились в Кампанию, где переоделись в мужские одежды и поселились в пустынном месте. За свою чистоту подвижницы получили от Бога дар исцелений, и вскоре слава о них распространилась по всей Кампании. Тогда начальник области Леонтий схватил преподобных жён, обвинил в волховании и подверг страшным мучениям старшую из них, Архелаю. Когда она осталась невредима, Леонтий повелел отрубить мученицам головы. Воины, исполняющие приговор, увидели Ангелов, готовящихся принять души мучениц, пришли в ужас и отказались казнить святых, но девы сказали: «Если не исполните приказания, не будете иметь части с нами», и воины отсекли страдалицам головы.

Священное Писание

Рим., 90 зач., V, 17 — VI, 2

17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.

19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, 21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.

Глава 6

1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.

2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

Мф., 31 зач., IX, 14-17

14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?

15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 5, 17-6, 2; Мф. 9, 14-17

Спрашивали Господа: почему ученики Его не постятся? Он отвечал: потому что еще не пришло для них время. Потом приточною речью показал, что, вообще, строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Прежде возгрей дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с пользою выдержать их. Если же, не имея этой ревности, возмешься за строгости, увлекаясь или только примером других, или показностью подвижничества, то не на пользу это будет. Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабеешь и бросишь. И будет тебе еще хуже, чем было прежде. Строгость без внутреннего духа — то же что заплата из сырцового полотна на ветхой одежде, или вино новое в старых мехах. Заплата отпадет, и дыра делается еще больше, а вино прорывает мех, и само пропадает и мех делает негожим. Это, впрочем, не значит, что строгости не годны, а внушается только, что надо начинать их в порядке. Надобно сделать, чтобы потребность их шла извнутрь, чтоб они удовлетворяли сердцу, а не теснили только совне, как гнет.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Современным людям свойственно, и по праву свойственно, гордиться результатами своих изобретений и своего труда, но эта гордость должна быть не надменной гордостью язычника, а мудрым христианским отношением, проникнутым упованием на волю Божию. Мы должны восхищаться нашими достижениями, одновременно не умаляя, а усиливая молитву о роде человеческом. Только тогда и будет стабильность — и в мире, и в России, тогда и будет надежда на то, что результаты человеческого труда и человеческого разума не погубят, а помогут людям, если человеческие усилия будут оплодотворяться Божественной благодатью.

Ефрем Катунакский о благодати

Божественная благодать — одна, но дается каждому в его меру. Ах, как трепещет все внутри, когда чувствуешь эту неизреченную радость! Существует много такого, что человек, встречая на своем жизненном пути, не понимает. Часто я недоумевал, почему святые отцы, когда молились, воздевали руки вверх. Тогда я не мог этого понять, а пришел черед — и понял. Не можешь сдержать себя, когда посещает благодать! Но я никогда не поднимал рук вверх, к небу, а в душе воздевал много раз — как сын к Отцу. Да, когда переполняет благодать, ты теряешься, а ослабевает — тебя охватывает дрожь. Куда я попал! Такие состояния не ты вызываешь — они сами по себе приходят. Одно дело, когда ты планируешь, изучаешь, пишешь, и совсем другое — когда они сами по себе приходят. Однажды делал поклоны и пришел помысел: «В том месте, где ты делаешь поклоны, — там прошел Христос». Падаю и лобызаю, обнимаю землю, где ступал Христос. Сами по себе приходят эти состояния, не ты их вызываешь. Благодать это, брат мой.

Творение человека

Как повествует Священное Писание, после сотворения духовного и физического мира Бог создал человека. Человек является венцом и завершением земного творения. Мир видимый создан для человека. Творец определил нам важную роль в мироздании и предназначил для вечного единения с Самим Собою.

Человек объединяет в себе духовное и материальное начала, мы — духовно-телесные существа. Тело — не просто оболочка, а часть человеческой личности. Даже смерть — лишь временное разлучение души и тела до Всеобщего воскресения. 

Как на духовно-телесных существ, наряду с физическими законами, на нас оказывают влияние и законы духовные (заповеди Бога). Можно провести параллели:

— Как физические законы влияют на тело, так духовные на душу: огонь обжигает, грязь пачкает — грех ранит душу.

— Как физические законы действуют независимо от того, согласны мы с ними или нет, так и духовные. Можно не признавать закон всемирного тяготения, но прыжок из окна будет от этого не менее губительным. Аналогично действует на душу (и в некоторой степени на тело) грех.

— Духовный потенциал человека несравненно больше, чем физический.

Молитвословия

Тропарь преподобных Виссариона и Илариона

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Виссариона

глас 2

Вышних сил подражав, преподобне,/ образом птиц житие пожил еси,/ временная в забытии положив,/ непрестанным желанием влеком к Небесным добротам Христа Царя,/ дондеже Того достигл еси, Висарионе,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Илариона

глас 2

Ограды живоносныя твоея пажити,/ пастырски невредимо стадо соблюл еси/ и явился еси высотою дел велик, новый Иларионе,/ по благочестии многи муки и скорби прием:/ тем во всерадостный живот вселився Горняго Сиона,// моли за ны, преподобне.

Тропарь святителя Ионы, епископа Великопермского

глас 4

Святителю Церкви Великопермстей,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый Православия,/ благочестия учителю,/ Ионо святителю блаженне,/ Владыку всех моли/ мир пастве твоей/ и всей Русстей земли даровати/ и всем нам спастися.

Тропарь преподобного Ионы Климецкого

глас 4

Ангельскому житию поревновав, блаженне Ионо,/ оставил еси отечество твое, великий Новград,/ и, пришед в пределы Олонецкия/ и в пустыню вселився,/ в трудех, молитвах и слезах подвизался еси,/ и, яко мудрый купец, Царствие Небесное наследовал еси./ Темже любовию вопием ти:/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Ионы Климецкого

глас 2

Христовым стопам последователь быв, блаженне Ионо,/ радуяся, вселился еси в пустыню,/ Вышняго Промыслом наставляемь,/ и, не убоявся вражиих приражений,/ якоже столп непоколебим,/ уготовал еси себе в жилище Духу Пресвятому,/ мы же, память твою совершающе, вопием радостно:/ радуйся, яко озарявши нас чудесы твоими;/ радуйся, яко оставил еси временная ради будущих благ./ Радуйся, яко возставляеши ленивых ко спасению./ Моли убо Христа Бога, отче преподобне,/ да спасет души наша в День Судный.

Тропарь преподобного Паисия Угличского

глас 8

Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/ и, ангельскому житию поревновав,/ в пустыню вселился еси,/ в нейже многотрудное житие явил еси/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Теги:
Преподобный Иларион Новый
преподобный Паисий Угличский
православный календарь

Все публикации