Церковный календарь

19 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
19 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Неделя 1-я по Пятидесятнице. СОБОР ВСЕХ СВЯТЫХ.
Заговенье на Петров пост. 6 июня по ст. ст.

В этот день совершается память:

Преподобного Виссариона Египетского, чудотворца (IV—;V). Преподобного Илариона Нового (845). Преподобного Варлаама Хутынского (1192)

Святителя Ионы, епископа Великопермского (1470). Преподобного Паисия Угличского (1504). Преподобного Ионы Климецкого (1534). Преподобномучениц дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293).

Преподобного Рафаила Шейченко исп. (1957).

Табынской, Пименовской (принесена в Москву в 1387 г.) икон Божией Матери.

Неделя всех святых

Как пояснял святитель Феофан Затворник, «Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, Святая Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа». В Неделю Всех святых заканчивается пение текстов из Цветной Триоди и начинается отсчёт по неделям от Пятидесятницы. На утрени читается первое воскресное Евангелие от Матфея. С этого времени чтение одиннадцати утренних Евангелий происходит в обычном порядке вплоть до праздника Входа Господня во Иерусалим.

Неделя всех Афонских святых

Однажды Петр Афонский в видении узрел Пресвятую Богородицу, Которая указала ему место обретения покоя: «На Афонской горе… Это место есть Мой жребий, данный Мне Сыном Моим и Богом, чтобы здесь отвергшиеся мирского волнения и взявшие по силе духовные подвиги, с верой и любовью призывая Мое Имя, без печали проводили эту временную жизнь и ради богоугодных своих дел наследовали жизнь вечную. Я очень люблю то место и желаю умножить чин иноков, от которых не отступит никогда милость Сына Моего и Бога, если они будут соблюдать спасительные заповеди. Я распространю иноческие обители на той горе… И иноки будут обладать этой горой от моря и до моря, и имя их прославится по всей вселенной. Я буду защитой тех, которые станут терпеливо подвизаться в посте на Афонской горе». Так было положено начало монашеской жизни на Афоне, где в святости просияло множество подвижников.

Преподобный Иларион Новый

Иларион родился в Константинополе в семье вельможи. Принял иночество в 20 лет. Через три года перешел в Далматский монастырь, где много лет исполнял послушание садовника. Узнав, что братия собирается избрать его игуменом, удалился на гору Олимп Вифинский и только после обращения иноков к Патриарху принял руководство обителью. Когда император Феофил потребовал от него отказаться от почитания икон, Иларион назвал правителя нечестивым обманщиком, за что получил 117 ударов палками, несмотря на преклонный возраст (около 60 лет), и был сослан на маленький скалистый остров Афусия. Здесь святой выкопал себе тесную келлию, рядом с которой по его молитве забил источник пресной воды. Восемь лет прожив на острове в молчании, Иларион вернулся в свою обитель после смерти последнего императора-иконоборца.

Преподобный Паисий Угличский

Преподобный Паисий Угличский был племянником преподобного Макария Калязинского. В 11-летнем возрасте он принял постриг в Троицком Калязинском монастыре. С юных лет он научился подвигам послушания, поста и молитвы. В 1476 году по желанию князя Андрея Васильевича преподобный Паисий основал в трех верстах от Углича Покровский монастырь, в котором был избран игуменом. Он был примером для братии во всех самых трудных послушаниях. Однажды, когда он копал землю, мимо обители проезжал верхом молодой боярин и, увидев старца, посмеялся над ним. Внезапно лошадь сбросила седока, и он потерял сознание. Преподобный привел его в чувство и кротко сказал ему: «Не осуждай иноков». Скончался преподобный Паисий на 107-м году жизни.

Преподобномученицы девы Архелая, Фекла и Сосанна

Преподобномученицы Архелая, Фекла и Сусанна жили в небольшом монастыре неподалёку от Рима. Когда император Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, святые девы удалились в Кампанию, где переоделись в мужские одежды и поселились в пустынном месте. За свою чистоту подвижницы получили от Бога дар исцелений, и вскоре слава о них распространилась по всей Кампании. Тогда начальник области Леонтий схватил преподобных жён, обвинил в волховании и подверг страшным мучениям старшую из них, Архелаю. Когда она осталась невредима, Леонтий повелел отрубить мученицам головы. Воины, исполняющие приговор, увидели Ангелов, готовящихся принять души мучениц, пришли в ужас и отказались казнить святых, но девы сказали: «Если не исполните приказания, не будете иметь части с нами», и воины отсекли страдалицам головы.

Священное Писание

Евр., 330 зач., XI, 33 — XII, 2

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36 И враги человеку — домашние его.

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Евр. 11, 33-12, 2; Мф. 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30

Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать — учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святым становится тот, кто обретает свободу —; в первую очередь свободу от внешних обстоятельств, от порабощения внешней каждодневной суете, от служения маммоне, от служения всему тому, что реально порабощает человека. Быть святым —; значит быть свободным человеком, которым невозможно манипулировать, который не является рабом греха, который, живя простой человеческой жизнью, имея, может быть, и землю, и волов, и жену, и семью, и автомобиль, и работу, и деньги на счету, остается свободным человеком, потому что он подчиняет себя воле Божией, а всё остальное вторично. И самый простой человек обретает способность стать святым, и у него словно вырастают крылья —; только потому, что он в первую очередь преклоняет главу свою пред Богом и принимает Его закон жизни.

Ефрем Катунакский о благодати

Божественная благодать — одна, но дается каждому в его меру. Ах, как трепещет все внутри, когда чувствуешь эту неизреченную радость! Существует много такого, что человек, встречая на своем жизненном пути, не понимает. Часто я недоумевал, почему святые отцы, когда молились, воздевали руки вверх. Тогда я не мог этого понять, а пришел черед — и понял. Не можешь сдержать себя, когда посещает благодать! Но я никогда не поднимал рук вверх, к небу, а в душе воздевал много раз — как сын к Отцу. Да, когда переполняет благодать, ты теряешься, а ослабевает — тебя охватывает дрожь. Куда я попал! Такие состояния не ты вызываешь — они сами по себе приходят. Одно дело, когда ты планируешь, изучаешь, пишешь, и совсем другое — когда они сами по себе приходят. Однажды делал поклоны и пришел помысел: «В том месте, где ты делаешь поклоны, — там прошел Христос». Падаю и лобызаю, обнимаю землю, где ступал Христос. Сами по себе приходят эти состояния, не ты их вызываешь. Благодать это, брат мой.

Творение человека

Как повествует Священное Писание, после сотворения духовного и физического мира Бог создал человека. Человек является венцом и завершением земного творения. Мир видимый создан для человека. Творец определил нам важную роль в мироздании и предназначил для вечного единения с Самим Собою.

Человек объединяет в себе духовное и материальное начала, мы — духовно-телесные существа. Тело — не просто оболочка, а часть человеческой личности. Даже смерть — лишь временное разлучение души и тела до Всеобщего воскресения.

Как на духовно-телесных существ, наряду с физическими законами, на нас оказывают влияние и законы духовные (заповеди Бога). Можно провести параллели:

— Как физические законы влияют на тело, так духовные на душу: огонь обжигает, грязь пачкает — грех ранит душу.

— Как физические законы действуют независимо от того, согласны мы с ними или нет, так и духовные. Можно не признавать закон всемирного тяготения, но прыжок из окна будет от этого не менее губительным. Аналогично действует на душу (и в некоторой степени на тело) грех.

— Духовный потенциал человека несравненно больше, чем физический.

***

Душа человека

Душа человека бессмертна. Выделяют три главные силы души — ум, чувства и волю. В идеале они должны находиться в строгой иерархии —; ум должен быть послушен Богу и управлять чувствами и волей. Наряду с душой у человека выделяют и дух, как силу, влекущую к Богу, отличающую нас от животных.

Душа человека не существует до зачатия. «Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одно творилось прежде, а другое после» (5-й Вселенский Собор). Вопрос же о происхождении человеческой души (индивидуальное творение Богом или рождение от родителей) Богом нам не открыт и относится к области богословских мнений.

Теория реинкарнации опровергается Божественным Откровением и является человеческим измышлением, ибо «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27).

О традиции творить милостыню в память об усопших

Поминовение усопших, кроме молитвы, включает в себя и совершение в их память милостыни, которая «избавляет от смерти и не допускает сойти во тьму» (Тов. 4:10). Синаксарь субботы мясопустной говорит, что святые отцы, «зная, что памяти за усопших, то есть милостыни и богослужения, приносят им великую пользу и облегчение, повелевают Церкви совершать это и особо за каждого, и за всех вообще, приняв такое повеление от апостолов». Святитель Иоанн Златоуст говорит о пользе милостыни: «Помыслим и о пользе для отшедших ко Господу, подадим соответственное вспоможение (милостыню и приношения), ибо дело это приносит им несомненную прибыль и помощь». Ещё в Ветхом Завете было принято творить милостыню в память усопших. Праведный Товит говорил сыну: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам» (Тов. 4:17). Новозаветные святые допускают милостыни и за грешников. Преподобный Федор Студит советует творить милостыню за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц.

Молитвословия

Тропарь преподобных Виссариона и Илариона

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Виссариона

глас 2

Вышних сил подражав, преподобне,/ образом птиц житие пожил еси,/ временная в забытии положив,/ непрестанным желанием влеком к Небесным добротам Христа Царя,/ дондеже Того достигл еси, Висарионе,// моли непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Илариона

глас 2

Ограды живоносныя твоея пажити,/ пастырски невредимо стадо соблюл еси/ и явился еси высотою дел велик, новый Иларионе,/ по благочестии многи муки и скорби прием:/ тем во всерадостный живот вселився Горняго Сиона,// моли за ны, преподобне.

Тропарь святителя Ионы, епископа Великопермского

глас 4

Святителю Церкви Великопермстей,/ истинный хранителю апостольских преданий,/ столпе непоколебимый Православия,/ благочестия учителю,/ Ионо святителю блаженне,/ Владыку всех моли/ мир пастве твоей/ и всей Русстей земли даровати/ и всем нам спастися.

Тропарь преподобного Ионы Климецкого

глас 4

Ангельскому житию поревновав, блаженне Ионо,/ оставил еси отечество твое, великий Новград,/ и, пришед в пределы Олонецкия/ и в пустыню вселився,/ в трудех, молитвах и слезах подвизался еси,/ и, яко мудрый купец, Царствие Небесное наследовал еси./ Темже любовию вопием ти:/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак преподобного Ионы Климецкого

глас 2

Христовым стопам последователь быв, блаженне Ионо,/ радуяся, вселился еси в пустыню,/ Вышняго Промыслом наставляемь,/ и, не убоявся вражиих приражений,/ якоже столп непоколебим,/ уготовал еси себе в жилище Духу Пресвятому,/ мы же, память твою совершающе, вопием радостно:/ радуйся, яко озарявши нас чудесы твоими;/ радуйся, яко оставил еси временная ради будущих благ./ Радуйся, яко возставляеши ленивых ко спасению./ Моли убо Христа Бога, отче преподобне,/ да спасет души наша в День Судный.

Тропарь преподобного Паисия Угличского

глас 8

Христовы ради любве отечество и род оставил еси,/ и, ангельскому житию поревновав,/ в пустыню вселился еси,/ в нейже многотрудное житие явил еси/ и чудес дарования от Бога приял еси,/ Паисие преподобне,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Теги:
Преподобный Иларион Новый
преподобный Паисий Угличский
православный календарь

Все публикации