Церковный календарь

18 июня. Память святителя Константина, митрополита Киевского и всея России, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 июня. Память святителя Константина, митрополита Киевского и всея России, чудотворца

2-я седмица по Пятидесятнице.
День постный, разрешается рыба. 5 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Дорофея, епископа Тирского (ок. 362).

Перенесение мощей благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1150). Блаженного Константина, митрополита Киевского и всея России (1159). Благоверного князя Феодора Ярославича (брата святого Александра Невского), Новгородского (1233). Обретение мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких, чудотворцев (1599). Мучеников Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (305–311). Преподобного Феодора чудотворца (ок. VI). Преподобного Анувия, пустынника Египетского (IV). Преподобного Дорофея, из обители аввы Серида (VI).

Священномученика Михаила Вотякова пресвитера (1931); священномученика Николая Рюрикова пресвитера (1943).

Игоревской иконы Божией Матери (1147).

Святитель Константин, митрополит Киевский и всея России, чудотворец

Святитель Константин, византийский богослов, был поставлен на Киевскую митрополию в 1155 году. Перед своей кончиной в 1159 году он тяжело заболел. Святитель составил духовную грамоту и завещал Черниговскому епископу Антонию распечатать её после его смерти и исполнить то, что там написано. Когда завещание открыли, то обнаружили, что смиренный святитель, не считая себя достойным христианского погребения, велел выволочь своё тело за стены города и бросить на растерзание псам. Это распоряжение привело всех в замешательство, но епископ Антоний повелел в точности исполнить волю почившего митрополита. Тело святителя лежало за городскими воротами три дня. После этого по распоряжению князя Святослава святые мощи, к которым никто за эти дни не прикоснулся, с великой честью были внесены в Чернигов.

Священномученик Михаил (Вотяков), пресвитер

Протоиерей Михаил Вотяков родился в 1881 году в деревне Вотяково Казанской губернии в крестьянской семье. В 33 года рукоположен во священника. Служил в сельских храмах. В 1929 году его обвинили в агитации против хлебозаготовок, арестовали, но вскоре отпустили. Через год батюшку направили служить в Троицкий храм села Чистопольские Выселки. Вскоре его обвинили в антисоветской работе и агитации против колхозов. На Страстную Пятницу 1931 года протоиерей Михаил получил во сне откровение, что примет мученическую смерть за Христа. Он отслужил Светлую Седмицу, и его арестовали. Через 2 месяца батюшку расстреляли на Архангельском кладбище Казани вместе с несколькими крестьянами. В последнем своем слове священник призвал односельчан простить палачей-гонителей, как и он сам простил их.

Священное Писание

Рим., 89 зач., V, 10-16

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.

13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.

14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.

15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.

16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.

Мф., 27 зач., VIII, 23-27

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 5, 10-16; Мф. 8, 23-27

Переправлялись на ту сторону моря. Господь спал. Поднялась буря и все пришли в ужас, а о том, что Господь с ними и что, следовательно, с Ним нечего бояться, и забыли. Так бывает и в порядках жизни, житейских и духовных. Подымется буря бед или страстей, мы обыкновенно встревоживаемся до расслабления, думаем, что это и в порядке вещей: а Господь шлет нам урок: «маловеры!» И справедливо! Нельзя, чтоб не обратить внимание на происшедшее; но можно всегда сохранить разумное спокойствие. Прежде всего посмотри, чего хочет от тебя Господь, и покорись смиренно под крепкую руку Его. Не мятись, не полошись. Затем воздвигни веру свою, что Господь с тобою и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: «погибаю!», а с преданностью взывай: «Господи! если хочешь — можешь. Однако не моя, но Твоя воля да будет». Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В перспективе вечной жизни нет места несправедливости и неправде, омрачавшим земной путь человека. Это здесь, в нашей временной жизни, можно было обмануть, ввести в заблуждение, представить дела и события так или иначе. Не редкость ситуация, когда некий человек, будучи по сути своей грешным, злым и нечестным, пользуется расположением доверчивых и добрых людей, лицемерно представляя себя не тем, чем он являлся на самом деле. И порой требуются годы для того, чтобы обман наконец рассеялся и сделался очевидным. Мир иной, ожидающий всех нас, не знает подобного: человек недобрый и грешный наследует в вечности то, что соответствует подлинному состоянию его души. Он отходит в обиталища зла с их огнем попаляющим и неизбывным мучительным страданием, а добросердечный и незлобивый человек наследует райские обители, перенося благодать своей души в вечность и становясь соучастником бессмертной жизни на лоне Авраамовом.

Иосиф Исихаст о разных характерах

Люди сильно отличаются друг от друга, и монахи также. Есть души с мягким характером, которые подчиняются с большой легкостью. Есть и души с жестким характером, которые не подчиняются легко. Они отличаются друг от друга, как вата от железа. Вата требует только помазания словом. А железо требует огня и печи искушений для обработки. И таковому нужно потерпеть в искушениях, чтобы произошло очищение. Когда терпения нет, он — фонарь без елея: быстро гаснет и пропадает… Человек никогда не бывает совершенно плохим. В нем есть и хорошее, и плохое. Так что, вспоминая его хорошее, молишься, волнуешься за него, просишь о нем Бога. А в его плохом виноват не он, а наш враг диавол. Поэтому не печалься и не вспоминай прошлого. На мою голову свалились еще большие беды, так что твой поступок показался мне благоуханием. С тех пор я молюсь о тебе еще больше. Не печалься. Мы люди и чада преступления, имеющие в основе своей грех прародителей. Поэтому Господь окажет нам снисхождение и при покаянии все это простит.

Молитвословия

Тропарь священномученика Дорофея

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник, апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход;/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Дорофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дорофея

глас 5

Добродетельми сияя, и Божественными учении паче солнца,/ и страдании, блаженнее, облистал еси,/ просветил еси землю, Дорофее, отгнав мглу многобожия и лютыя ереси.// Сего ради память твою светло празднуем.

Тропарь блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского

глас 4

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря,/ созывающая люди в пречестный храм Спасов,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множество/ молитвенно празднуют святую память твою,/ и с верою взывают ти:/ молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом/ в мире и благоденствии спастися.

Кондак блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского

глас 6

Изменил еси земнаго княжения славу/ во иночества образ смиренный/ и страдальчески земное житие скончав,/ ныне на Небесех радуешися,/ усердие моляся/ о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Теги:
Святитель Константин Киевский
православный календарь

Все публикации