Церковный календарь

18 июня. Память святителя Константина, митрополита Киевского и всея России, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 июня. Память святителя Константина, митрополита Киевского и всея России, чудотворца

1-я седмица по Пятидесятнице. Седмица сплошная
Поста нет. 5 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Отдание праздника ПятидесятницыСвященномученика Дорофея, епископа Тирского (ок. 362).

Перенесение мощей благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1150). Блаженного Константина, митрополита Киевского и всея России (1159). Благоверного князя Феодора Ярославича (брата святого Александра Невского), Новгородского (1233). Обретение мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких, чудотворцев (1599). Мучеников Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (305–311). Преподобного Феодора чудотворца (ок. VI). Преподобного Анувия, пустынника Египетского (IV). Преподобного Дорофея, из обители аввы Серида (VI).

Священномученика Михаила Вотякова пресвитера (1931); священномученика Николая Рюрикова пресвитера (1943).

Игоревской иконы Божией Матери (1147).

Святитель Константин, митрополит Киевский и всея России, чудотворец

Святитель Константин, византийский богослов, был поставлен на Киевскую митрополию в 1155 году. Перед своей кончиной в 1159 году он тяжело заболел. Святитель составил духовную грамоту и завещал Черниговскому епископу Антонию распечатать её после его смерти и исполнить то, что там написано. Когда завещание открыли, то обнаружили, что смиренный святитель, не считая себя достойным христианского погребения, велел выволочь своё тело за стены города и бросить на растерзание псам. Это распоряжение привело всех в замешательство, но епископ Антоний повелел в точности исполнить волю почившего митрополита. Тело святителя лежало за городскими воротами три дня. После этого по распоряжению князя Святослава святые мощи, к которым никто за эти дни не прикоснулся, с великой честью были внесены в Чернигов.

Священномученик Михаил (Вотяков), пресвитер

Протоиерей Михаил Вотяков родился в 1881 году в деревне Вотяково Казанской губернии в крестьянской семье. В 33 года рукоположен во священника. Служил в сельских храмах. В 1929 году его обвинили в агитации против хлебозаготовок, арестовали, но вскоре отпустили. Через год батюшку направили служить в Троицкий храм села Чистопольские Выселки. Вскоре его обвинили в антисоветской работе и агитации против колхозов. На Страстную Пятницу 1931 года протоиерей Михаил получил во сне откровение, что примет мученическую смерть за Христа. Он отслужил Светлую Седмицу, и его арестовали. Через 2 месяца батюшку расстреляли на Архангельском кладбище Казани вместе с несколькими крестьянами. В последнем своем слове священник призвал односельчан простить палачей-гонителей, как и он сам простил их.

Священномученик Дорофей Тирский

Священномученик Дорофей в конце III века занимал епископскую кафедру города Тир (современный Ливан). Во время гонений императора Диоклетиана подвижник был вынужден скрываться в городе Одесс (современная Варна) вплоть до воцарения Константина Великого. Когда для Церкви настали благоприятные времена, святитель Дорофей вернулся в Тир, а после воцарения Юлиана Отступника, возобновившего гонения на христиан, вновь скрылся в городе Одесс. Слуги императора нашли его и, несмотря на старческую немощь, подвергли жестоким истязаниям. Среди этих страданий, на 107-м году жизни, святитель Дорофей предал свою блаженную душу в руки Господа. По преданию, святой Дорофей в совершенстве знал Священное Писание и владел греческим и латинским языками. Ему принадлежали многочисленные несохранившиеся сочинения на обоих языках, в том числе жития святых апостолов.

Священное Писание

Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12

7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Мф., 15 зач., V, 42-48

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44 А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари***?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 1, 7-12; Мф. 5, 42-48

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Без любви никого нет на свете: любят родителей и родных, любят благодетелей и покровителей. Но чувство любви к родителям, родным, покровителям и благодетелям естественно, и строится само собой в сердце; оттого и цены ей не дает Господь. Настоящая же христианская любовь проверяется отношением к недругам. Не только какая-нибудь легкая и случайная неприятность не должна погашать нашей любви к другим, но даже напасть и гонение, бедствия и лишения, намеренно вражески причиняемые. Мы должны не только благословлять этих людей, но еще благотворить им м молиться за них. Присмотрись, есть ли в тебе такое расположение к недругам твоим, и по тому суди, есть ли в тебе христианская любовь, без которой нет спасения?

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

«Любите врагов ваших», – говорит Господь. Но как эти слова расходятся с человеческим опытом! Ведь это враг – тот, кто хочет тебе зла. Чтобы остановить действие врага, нужно употребить силу: либо силу слова, либо силу человеческих мышц, либо силу тех средств, которыми человек обладает. На этой философии сопротивления силой основана вся философия войны. Именно этими идеями оправдывается пролитие человеческой крови – враг должен быть уничтожен. «Любите врагов ваших» – откуда эти слова, из какого человеческого опыта, из какой человеческой философии, из какого образа жизни? Нет ничего подобного в человеческом мире. «Любите врагов ваших» – это как гром с неба, как явление Божие, как явление иного бытия. И когда пытливый человеческий ум начинает проникать в эти слова, открывается вся бездна Божественной премудрости, потому что любовь есть величайшая сила. Любовь способна изменить человека: из врага сделать друга; чужого, каждого, к кому наша любовь простирается, сделать своим, ближним.

Иосиф Исихаст о разных характерах

Люди сильно отличаются друг от друга, и монахи также. Есть души с мягким характером, которые подчиняются с большой легкостью. Есть и души с жестким характером, которые не подчиняются легко. Они отличаются друг от друга, как вата от железа. Вата требует только помазания словом. А железо требует огня и печи искушений для обработки. И таковому нужно потерпеть в искушениях, чтобы произошло очищение. Когда терпения нет, он — фонарь без елея: быстро гаснет и пропадает… Человек никогда не бывает совершенно плохим. В нем есть и хорошее, и плохое. Так что, вспоминая его хорошее, молишься, волнуешься за него, просишь о нем Бога. А в его плохом виноват не он, а наш враг диавол. Поэтому не печалься и не вспоминай прошлого. На мою голову свалились еще большие беды, так что твой поступок показался мне благоуханием. С тех пор я молюсь о тебе еще больше. Не печалься. Мы люди и чада преступления, имеющие в основе своей грех прародителей. Поэтому Господь окажет нам снисхождение и при покаянии все это простит.

Добродетель веры

Вера является корнем и условием всех добродетелей, как любовь — их вершиной и средоточием. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). С веры начинается путь духовного совершенствования. 

Без веры даже добрые дела ущербны. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божьей тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: Всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30, Лк.11:23). 

Молитвословия

Тропарь священномученика Дорофея

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник, апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход;/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Дорофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дорофея

глас 5

Добродетельми сияя, и Божественными учении паче солнца,/ и страдании, блаженнее, облистал еси,/ просветил еси землю, Дорофее, отгнав мглу многобожия и лютыя ереси.// Сего ради память твою светло празднуем.

Тропарь блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского

глас 4

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря,/ созывающая люди в пречестный храм Спасов,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множество/ молитвенно празднуют святую память твою,/ и с верою взывают ти:/ молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом/ в мире и благоденствии спастися.

Кондак блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского

глас 6

Изменил еси земнаго княжения славу/ во иночества образ смиренный/ и страдальчески земное житие скончав,/ ныне на Небесех радуешися,/ усердие моляся/ о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Теги:
Святитель Константин Киевский
православный календарь

Все публикации