Церковный календарь

18 июня. Память святителя Константина, митрополита Киевского и всея России, чудотворца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 июня. Память святителя Константина, митрополита Киевского и всея России, чудотворца

Вторник Пятидесятницы
Поста нет. 5 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Дорофея, епископа Тирского (ок. 362). Перенесение мощей благоверного великого князя Игоря (во святом Крещении Георгия) Черниговского и Киевского (1150). Святителя Константина, митрополита Киевского и всея России, чудотворца (1159). Мучеников Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (ок. 305–311). Преподобного Анувия, пустынника Египетского (IV). Преподобного Феодора чудотворца (VI). Преподобного аввы Дорофея, из обители аввы Серида (ок. 620). Благоверного князя Феодора Ярославича (брата святого Александра Невского), Новгородского (1233). Священномученика Михаила (Вотякова) пресвитера (1931). Игоревской иконы Божией Матери.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Святитель Константин, митрополит Киевский и всея России, чудотворец

Святитель Константин, византийский богослов, был поставлен на Киевскую митрополию в 1155 году. Перед своей кончиной в 1159 году он тяжело заболел. Святитель составил духовную грамоту и завещал Черниговскому епископу Антонию распечатать её после его смерти и исполнить то, что там написано. Когда завещание открыли, то обнаружили, что смиренный святитель, не считая себя достойным христианского погребения, велел выволочь своё тело за стены города и бросить на растерзание псам. Это распоряжение привело всех в замешательство, но епископ Антоний повелел в точности исполнить волю почившего митрополита. Тело святителя лежало за городскими воротами три дня. После этого по распоряжению князя Святослава святые мощи, к которым никто за эти дни не прикоснулся, с великой честью были внесены в Чернигов.

Священномученик Михаил (Вотяков), пресвитер

Протоиерей Михаил Вотяков родился в 1881 году в деревне Вотяково Казанской губернии в крестьянской семье. В 33 года рукоположен во священника. Служил в сельских храмах. В 1929 году его обвинили в агитации против хлебозаготовок, арестовали, но вскоре отпустили. Через год батюшку направили служить в Троицкий храм села Чистопольские Выселки. Вскоре его обвинили в антисоветской работе и агитации против колхозов. На Страстную Пятницу 1931 года протоиерей Михаил получил во сне откровение, что примет мученическую смерть за Христа. Он отслужил Светлую Седмицу, и его арестовали. Через 2 месяца батюшку расстреляли на Архангельском кладбище Казани вместе с несколькими крестьянами. В последнем своем слове священник призвал односельчан простить палачей-гонителей, как и он сам простил их.

Священное Писание

Рим., 79 зач., I, 1-7, 13-17

1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти 4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, 5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, - 7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, 10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам, 11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, 12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался прийти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.

14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.

15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.

16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Мф., 10 зач., IV, 25 — V, 13

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Молитвословия

Тропарь священномученика Дорофея

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник, апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход;/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Дорофее,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Дорофея

глас 5

Добродетельми сияя, и Божественными учении паче солнца,/ и страдании, блаженнее, облистал еси,/ просветил еси землю, Дорофее, отгнав мглу многобожия и лютыя ереси.// Сего ради память твою светло празднуем.

Тропарь блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского

глас 4

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря,/ созывающая люди в пречестный храм Спасов,/ идеже радостно сошедшеся благочестивых множество/ молитвенно празднуют святую память твою,/ и с верою взывают ти:/ молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом/ в мире и благоденствии спастися.

Кондак блаженного Игоря, великого князя Черниговского и Кмевского

глас 6

Изменил еси земнаго княжения славу/ во иночества образ смиренный/ и страдальчески земное житие скончав,/ ныне на Небесех радуешися,/ усердие моляся/ о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 1, 1-7, 13-17; Мф. 4, 25-5, 13

По крещении Господа, когда на Него сошел Дух в виде голубине, Он низводится в пустыню искуситься. Таков и общий всем путь. Св. Исаак Сирианин замечает в одном месте, что коль скоро вкусишь благодатное утешение или получишь от Господа какой дар — жди искушения. Искушения прикрывают светлость благодати от собственных глаз человека, которые обычно съедают всякое добро самомнением и самовозношением. Искушения эти бывают и внешние — скорби, унижения, и внутренние — страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько, поэтому, нужно внимать себе и строго разбирать бывающее с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает.

Иосиф Исихаст о разных характерах

Люди сильно отличаются друг от друга, и монахи также. Есть души с мягким характером, которые подчиняются с большой легкостью. Есть и души с жестким характером, которые не подчиняются легко. Они отличаются друг от друга, как вата от железа. Вата требует только помазания словом. А железо требует огня и печи искушений для обработки. И таковому нужно потерпеть в искушениях, чтобы произошло очищение. Когда терпения нет, он — фонарь без елея: быстро гаснет и пропадает… Человек никогда не бывает совершенно плохим. В нем есть и хорошее, и плохое. Так что, вспоминая его хорошее, молишься, волнуешься за него, просишь о нем Бога. А в его плохом виноват не он, а наш враг диавол. Поэтому не печалься и не вспоминай прошлого. На мою голову свалились еще большие беды, так что твой поступок показался мне благоуханием. С тех пор я молюсь о тебе еще больше. Не печалься. Мы люди и чада преступления, имеющие в основе своей грех прародителей. Поэтому Господь окажет нам снисхождение и при покаянии все это простит.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда Господь Иисус Христос призвал Своих учеников, Он сказал им: Вы — соль земли (Мф. 5, 13). Что такое соль? Это вещество, небольшое количество которого определяет вкус большого количества пищи или предохраняет ее от разложения. Количество соли и количество продукта, вкусовые качества которого соль изменяет к лучшему, несоизмеримы. Соль — это всегда меньшинство, но без этого меньшинства большинство погибает. Потому Господь и сказал: Вы должны быть солью земли. <…> И что произошло? Эти молодые люди стали на путь поразительного свидетельства о всем том, что они слышали от своего Учителя, и они изменили мир.

Теги:
Святитель Константин Киевский
православный календарь

Все публикации