17 июня. Память преподобного Мефодия, игумена Пешношского

5415
Фото

Седмица 7-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Святителя Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326).

Преподобного Мефодия, игумена Пешношского (1392). Мучеников Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мученика Конкордия (ок. 175). Священномученика Астия, епископа Диррахийского (II). Преподобного Зосимы, епископа Вавилона Египетского (VI). Священномученика Георгия пресвитера (1941); священномученика Иоанникия, митрополита Черногорско-Приморского (1945) (Серб.).

Священномученика Петра Беляева пресвитера (1918). Обретение мощей священномученика Петра, архиепископа Воронежского (1999).

Святитель Митрофан, патриарх Константинопольский

Святитель Митрофан был современником святого императора Константина Великого. Отец святителя — Дометий — был родным братом римского императора Проба (276—282). Уверовав во Христа, Дометий вместе с сыновьями удалился в маленький городок Византий, где изучал Закон Божий и был рукоположен во пресвитеры, а затем стал епископом. Сыновья Дометия — Проб и Митрофан — также были поставлены во епископы. Однажды в Византий прибыл император Константин и был восхищён красотой и стратегически удачным расположением города. Когда в 325 году для низложения арианства в городе Никея собрался I Вселенский Собор, император исходатайствовал у отцов собора для святителя Митрофана, первого епископа новой столицы империи, титул Святейшего Патриарха. Святитель Митрофан мирно почил о Христе в 326 году в возрасте 117 лет.

Преподобный Мефодий Пешношский

Преподобный Мефодий Пешношский (†1392) — один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Неизвестно, откуда он был родом, но он стал одним из самых ревностных подражателей подвигов преподобного Сергия. От него Мефодий, искавший уединения, и получил благословение поселиться в лесу за рекой Яхромой. Вскоре в округе распространилась молва о подвижнике, и к нему начали стекаться ученики. Так в 1361 году возник Николо-Пешношский монастырь. Для его строительства преподобный Мефодий сам, на себе, носил стволы через реку, которая получила название Пешноша (пешая ноша). Преподобный Сергий Радонежский не раз навещал своего ученика: у них было особое место для встреч за две версты от обители, отчего вся местность получила историческое название «Беседа». И преподобный Мефодий также посещал Троицкую обитель своего учителя, где в 1380 году он вместе с преподобным Сергием молился о победе русского войска на Куликовом поле. Преподобный Мефодий был игуменом Пешношского монастыря более 30 лет.

Священное Писание

Как управлять своими чувствами и эмоциями? Какие стоит развивать, а от каких необходимо избавляться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й и 15-й глав Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 14.

27Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. || Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

28Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.

29И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.

30Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.

31Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.

Глава 15.

01Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.

02Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

03Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

04Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

05Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

06Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

07Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

Начиная с первых же строк только что прозвучавшего отрывка мы узнаём о том бесценном даре, который оставил нам Христос. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», — говорит Он своим ученикам. Не свод новых правил и законов, не пышный богослужебный ритуал, не детально разработанный устав благочестивой жизни, не продуманную философско-богословскую систему, а мир. Эти слова Спасителя указывают на нечто неуловимое. Нечто, что нельзя окончательно заключить ни в какие материальные формы. Ни в мысль, ни в эмоцию, ни в слово, ни в действие, ни, тем более, в предметы и вещи. Иначе говоря, Господь оставил нам Свой Дух. Свою неповторимую атмосферу покоя, безмятежности, тихой радости, умиротворения, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, любви.

Примечательно то, что речь идёт даже не об эмоциях и чувствах. Скорее речь об особом глубинном состоянии, которое окрашивает наши чувства и эмоции, а вместе с ними мысли, слова и поступки в определённые тона. Это состояние мира сообщает нашим внутренним переживаниям и всему тому, что мы говорим и делаем, дополнительный объём. Как говорил об этом опыте апостол Павел в своём послании к Ефессянам, те люди, кто укоренен в любви Божией, постигают, что такое «широта и долгота, и глубина и высота».

Если в моём сердце открывается это пространство, то даже самые тяжёлые переживания, причиной которых бывают или другие люди, или я сам, такие, как, например, горе, печаль, обида, покинутость, одиночество, злоба и раздражение, я начинаю проживать иначе. Словно всё происходит на фоне ощущения присутствия чего-то безмерного и бесконечного. На фоне Небесного Отца, любовь Которого всё смягчает и покрывает. Если же этого пространства нет, я предоставлен сам себе. Даже то, что я называю радостью, весельем, счастьем, ликованием, становится в итоге плоским, лубочным, скучным. А потому порой я и одержим в своей жизни чем-то новым. Я меняю людей, вещи, места в поисках новых впечатлений. И ничто не может меня утешить и наполнить. Всё со временем начинает горчить и раздражать.

Как же принять этот Дух и этот мир? Христос сегодня намекает на это: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Именно слово Евангелия указывает нам на эту перспективу. Оно даёт нам почувствовать, каков этот мир на вкус. Однако одного этого мало. Как говорит сегодня Господь: «Пребудьте во Мне, и Я в вас». Необходимо на каждодневной основе сверять свой образ мысли, чувств, слов и поступков с заповедями Евангелия, чтобы удержать мир Христов. Чтобы наша жизнь была подобна не плоской картинке, жидкой игре теней на стене, но во всём ощущался бы простор, полнота и глубокое удовлетворение.

священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Величайшую мудрость жизни заключает в себе бессмертная евангельская истина: Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Не многим из наших современников открывается глубокий смысл этих слов Спасителя. А означают они только то, что никакая злоба мира сего не имеет права торжествовать победу над христианином, осквернять его духовный мир, ибо в противном случае пришлось бы допустить, что зло сильнее добра, а это не так. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21), — говорит апостол Павел. Не быть побежденным злом — значит воспитывать в себе нечувствительность к оскорблениям и обидам, исходящим от человеков, не принимать чужую злобу в свое сердце и не позволять врагу уязвить его.

Творение видимого мира

Как следует из содержания Священного Писания, видимый мир был сотворен в продолжении шести творческих дней (Быт.1:31). Между тем, оригинальный библейский эквивалент слова «день» — «иом» — переводится не только как «день», но и как «период». Значительная часть святых отцов Церкви полагали, что длительность этих иомов-периодов равнялась длительности нынешних суток, однако так считали не все отцы Церкви. Скажем, блаженный Августин полагал, что какого рода были дни творения, нам с достоверностью неизвестно. В процессе творения мира можно видеть идею восхождения. Так, созданию человека предшествовало создание зверей и скотов (Быт.1:24-25), созданию зверей и скотов — создание рыб, пресмыкающихся, птиц, прежде которых, в свою очередь, была сотворена растительность (Быт.1:11-12). Таким образом, человек был создан последним, как венец творения (видимого мира).

Христианское отношение к страданиям и болезням

Страдания и болезни вошли в жизнь вследствие грехопадения первых людей, Адама и Евы. В свою очередь их потомки приумножили зло на земле, а с приумножением зла на земле приумножились и страдания. Страдания и болезни людей бывают связаны и с грехом, совершаемым в отношении них, и с грехом, совершаемым ими самими.

Иногда связь страданий и/или болезней того или иного человека с его личным грехом бывает настолько очевидной, что не вызывает сомнения. Скажем, алкоголизм и страдания, обусловленные этой болезнью, связаны с такой формой чревоугодия, как пьянство, наркомания.

Страдания и болезни могут ниспосылаться или попускаться Богом с целью вразумления грешника (не секрет, что нередко человек обращается к Богу именно тогда, когда сильно страдает, исчерпав все доступные ему медицинские средства).

Одни и те же страдания, могут быть для человека спасительными или умножать его грехи, это зависит от их восприятия им. Страдания и болезни следует воспринимать смиренно, без ропота на Своего Создателя, что, впрочем, не лишает нас права обращаться за врачующими средствами как к Церкви (посредством Таинства Елеосвящения), так и к медицине.

Молитвословия

Тропарь преподобного Мефодия, игумена Пешношского

глас 8

Божественною любовию от юности распаляемь,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа Единаго возлюбил еси,/ и, сего ради в пустыню вселився,/ в ней обитель сотворил еси,/ и, собрав инок множество,/ приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие,/ и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию,/ с нимже у Христа Бога испроси православным христианом здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.

Кондак преподобного Мефодия, игумена Песношского

глас 4

Послушания добрый рачитель быв,/ безплотныя враги слезными молитвами твоими крепко посрамил еси/ и явился еси Пресвятыя Троицы жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,/ Богомудре Мефодие преподобне,/ чудес дар от Ней приял еси./ Темже исцелявши с верою приходящих недуги,/ утолявши скорби/ и молишися непрестанно о всех нас.

Молитва преподобному Мефодию, игумену Песношскому

О, священная главо, земный ангеле и небесный человече, преподобне и богоносне отче наш Мефодие! Припадаем к тебе с верою и любовию, и молимся прилежно: яви нам, смиренным и грешным, святое отеческое твое заступление, се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам у благости Его благопотребныя дары душам и телесем нашим — веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, в искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и безмятежное житие, благую христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде Христове. Не забуди, святче Божий, и обитель твою святую, тобою созданную и присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней, и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Ей, преподобне отче! Не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Митрофана, патриарха Константинопольского

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей True,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Митрофане,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителя Митрофана, патриарха Константинопольского

глас 2

Веру Христову ясно ты проповедал еси/ и, сию соблюдая,/ во множество воистинну возрастил еси верное твое стадо./ Темже со Ангелы, Митрофане, срадуешися,// Христу моляся непрестанно о всех нас.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года