
Седмица 7-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Святителя Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326).
Преподобного Мефодия, игумена Пешношского (1392). Мучеников Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мученика Конкордия (ок. 175). Священномученика Астия, епископа Диррахийского (II). Преподобного Зосимы, епископа Вавилона Египетского (VI). Священномученика Георгия пресвитера (1941); священномученика Иоанникия, митрополита Черногорско-Приморского (1945) (Серб.).
Священномученика Петра Беляева пресвитера (1918). Обретение мощей священномученика Петра, архиепископа Воронежского (1999).
Святитель Митрофан, патриарх Константинопольский
Святитель Митрофан был современником святого императора Константина Великого. Отец святителя — Дометий — был родным братом римского императора Проба (276—282). Уверовав во Христа, Дометий вместе с сыновьями удалился в маленький городок Византий, где изучал Закон Божий и был рукоположен во пресвитеры, а затем стал епископом. Сыновья Дометия — Проб и Митрофан — также были поставлены во епископы. Однажды в Византий прибыл император Константин и был восхищён красотой и стратегически удачным расположением города. Когда в 325 году для низложения арианства в городе Никея собрался I Вселенский Собор, император исходатайствовал у отцов собора для святителя Митрофана, первого епископа новой столицы империи, титул Святейшего Патриарха. Святитель Митрофан мирно почил о Христе в 326 году в возрасте 117 лет.
Преподобный Мефодий Пешношский
Преподобный Мефодий Пешношский (†1392) — один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Неизвестно, откуда он был родом, но он стал одним из самых ревностных подражателей подвигов преподобного Сергия. От него Мефодий, искавший уединения, и получил благословение поселиться в лесу за рекой Яхромой. Вскоре в округе распространилась молва о подвижнике, и к нему начали стекаться ученики. Так в 1361 году возник Николо-Пешношский монастырь. Для его строительства преподобный Мефодий сам, на себе, носил стволы через реку, которая получила название Пешноша (пешая ноша). Преподобный Сергий Радонежский не раз навещал своего ученика: у них было особое место для встреч за две версты от обители, отчего вся местность получила историческое название «Беседа». И преподобный Мефодий также посещал Троицкую обитель своего учителя, где в 1380 году он вместе с преподобным Сергием молился о победе русского войска на Куликовом поле. Преподобный Мефодий был игуменом Пешношского монастыря более 30 лет.
Священное Писание
Как управлять своими чувствами и эмоциями? Какие стоит развивать, а от каких необходимо избавляться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й и 15-й глав Евангелия от Иоанна, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
27Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. || Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
28Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
29И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
30Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.
31Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда.
Глава 15.
01Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
02Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
03Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
04Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
05Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
06Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
07Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
Начиная с первых же строк только что прозвучавшего отрывка мы узнаём о том бесценном даре, который оставил нам Христос. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», — говорит Он своим ученикам. Не свод новых правил и законов, не пышный богослужебный ритуал, не детально разработанный устав благочестивой жизни, не продуманную философско-богословскую систему, а мир. Эти слова Спасителя указывают на нечто неуловимое. Нечто, что нельзя окончательно заключить ни в какие материальные формы. Ни в мысль, ни в эмоцию, ни в слово, ни в действие, ни, тем более, в предметы и вещи. Иначе говоря, Господь оставил нам Свой Дух. Свою неповторимую атмосферу покоя, безмятежности, тихой радости, умиротворения, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, любви.
Примечательно то, что речь идёт даже не об эмоциях и чувствах. Скорее речь об особом глубинном состоянии, которое окрашивает наши чувства и эмоции, а вместе с ними мысли, слова и поступки в определённые тона. Это состояние мира сообщает нашим внутренним переживаниям и всему тому, что мы говорим и делаем, дополнительный объём. Как говорил об этом опыте апостол Павел в своём послании к Ефессянам, те люди, кто укоренен в любви Божией, постигают, что такое «широта и долгота, и глубина и высота».
Если в моём сердце открывается это пространство, то даже самые тяжёлые переживания, причиной которых бывают или другие люди, или я сам, такие, как, например, горе, печаль, обида, покинутость, одиночество, злоба и раздражение, я начинаю проживать иначе. Словно всё происходит на фоне ощущения присутствия чего-то безмерного и бесконечного. На фоне Небесного Отца, любовь Которого всё смягчает и покрывает. Если же этого пространства нет, я предоставлен сам себе. Даже то, что я называю радостью, весельем, счастьем, ликованием, становится в итоге плоским, лубочным, скучным. А потому порой я и одержим в своей жизни чем-то новым. Я меняю людей, вещи, места в поисках новых впечатлений. И ничто не может меня утешить и наполнить. Всё со временем начинает горчить и раздражать.
Как же принять этот Дух и этот мир? Христос сегодня намекает на это: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Именно слово Евангелия указывает нам на эту перспективу. Оно даёт нам почувствовать, каков этот мир на вкус. Однако одного этого мало. Как говорит сегодня Господь: «Пребудьте во Мне, и Я в вас». Необходимо на каждодневной основе сверять свой образ мысли, чувств, слов и поступков с заповедями Евангелия, чтобы удержать мир Христов. Чтобы наша жизнь была подобна не плоской картинке, жидкой игре теней на стене, но во всём ощущался бы простор, полнота и глубокое удовлетворение.
священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Величайшую мудрость жизни заключает в себе бессмертная евангельская истина: Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Не многим из наших современников открывается глубокий смысл этих слов Спасителя. А означают они только то, что никакая злоба мира сего не имеет права торжествовать победу над христианином, осквернять его духовный мир, ибо в противном случае пришлось бы допустить, что зло сильнее добра, а это не так. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21), — говорит апостол Павел. Не быть побежденным злом — значит воспитывать в себе нечувствительность к оскорблениям и обидам, исходящим от человеков, не принимать чужую злобу в свое сердце и не позволять врагу уязвить его.
Творение видимого мира
Как следует из содержания Священного Писания, видимый мир был сотворен в продолжении шести творческих дней (Быт.1:31). Между тем, оригинальный библейский эквивалент слова «день» — «иом» — переводится не только как «день», но и как «период». Значительная часть святых отцов Церкви полагали, что длительность этих иомов-периодов равнялась длительности нынешних суток, однако так считали не все отцы Церкви. Скажем, блаженный Августин полагал, что какого рода были дни творения, нам с достоверностью неизвестно. В процессе творения мира можно видеть идею восхождения. Так, созданию человека предшествовало создание зверей и скотов (Быт.1:24-25), созданию зверей и скотов — создание рыб, пресмыкающихся, птиц, прежде которых, в свою очередь, была сотворена растительность (Быт.1:11-12). Таким образом, человек был создан последним, как венец творения (видимого мира).
Христианское отношение к страданиям и болезням
Страдания и болезни вошли в жизнь вследствие грехопадения первых людей, Адама и Евы. В свою очередь их потомки приумножили зло на земле, а с приумножением зла на земле приумножились и страдания. Страдания и болезни людей бывают связаны и с грехом, совершаемым в отношении них, и с грехом, совершаемым ими самими.
Иногда связь страданий и/или болезней того или иного человека с его личным грехом бывает настолько очевидной, что не вызывает сомнения. Скажем, алкоголизм и страдания, обусловленные этой болезнью, связаны с такой формой чревоугодия, как пьянство, наркомания.
Страдания и болезни могут ниспосылаться или попускаться Богом с целью вразумления грешника (не секрет, что нередко человек обращается к Богу именно тогда, когда сильно страдает, исчерпав все доступные ему медицинские средства).
Одни и те же страдания, могут быть для человека спасительными или умножать его грехи, это зависит от их восприятия им. Страдания и болезни следует воспринимать смиренно, без ропота на Своего Создателя, что, впрочем, не лишает нас права обращаться за врачующими средствами как к Церкви (посредством Таинства Елеосвящения), так и к медицине.
Молитвословия
Тропарь преподобного Мефодия, игумена Пешношского
глас 8
Божественною любовию от юности распаляемь,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа Единаго возлюбил еси,/ и, сего ради в пустыню вселився,/ в ней обитель сотворил еси,/ и, собрав инок множество,/ приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие,/ и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию,/ с нимже у Христа Бога испроси православным христианом здравие, и спасение,/ и душам нашим велию милость.
Кондак преподобного Мефодия, игумена Песношского
глас 4
Послушания добрый рачитель быв,/ безплотныя враги слезными молитвами твоими крепко посрамил еси/ и явился еси Пресвятыя Троицы жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,/ Богомудре Мефодие преподобне,/ чудес дар от Ней приял еси./ Темже исцелявши с верою приходящих недуги,/ утолявши скорби/ и молишися непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Мефодию, игумену Песношскому
О, священная главо, земный ангеле и небесный человече, преподобне и богоносне отче наш Мефодие! Припадаем к тебе с верою и любовию, и молимся прилежно: яви нам, смиренным и грешным, святое отеческое твое заступление, се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам у благости Его благопотребныя дары душам и телесем нашим — веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, в искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и безмятежное житие, благую христианскую кончину и добрый ответ на Страшном Суде Христове. Не забуди, святче Божий, и обитель твою святую, тобою созданную и присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней, и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Ей, преподобне отче! Не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое отеческое заступление во веки веков. Аминь.
Тропарь святителя Митрофана, патриарха Константинопольского
глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей True,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Митрофане,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак святителя Митрофана, патриарха Константинопольского
глас 2
Веру Христову ясно ты проповедал еси/ и, сию соблюдая,/ во множество воистинну возрастил еси верное твое стадо./ Темже со Ангелы, Митрофане, срадуешися,// Христу моляся непрестанно о всех нас.