Церковный календарь

16 июня. Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 июня. Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия

1-я седмица по Пятидесятнице. Седмица сплошная
Поста нет. 3 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мученицы Павлы девы (270–275).

Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Священномучеников Лукиана епископа, Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81–96).

Преподобномученика Киприана Нелидова (1934); священномученика Михаила Маркова пресвитера (1938).

Югской иконы Божией Матери (1615).

Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия

В мае 1606 года, после первого этапа Смуты, в Углич прибыла делегация духовенства для обследования останков убиенного царевича Димитрия и перенесения мощей в Москву. За 15 лет со времени гибели царевича от мощей было совершено множество чудес. При открытии гробницы Спасский собор наполнился благоуханием, сами же мощи были найдены нетленными: «власы целы черны, и на костех плоть цела». По принесении мощей в Москву их торжественно встретил царь Василий Шуйский у Сретенского монастыря. Перенесение мощей было устроено, чтобы сделать очевидным самозванство Лжедмитрия I и тех, кто вслед за ним решит объявить себя спасшимся царевичем: «Уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже от убийственных дланей». Мощи были положены в кремлёвском Архангельском соборе.

Священное Писание

Рим., 81 зач., I, 28 — II, 9

28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, 29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

Глава 2.

1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же.

2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?

4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,— жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,— ярость и гнев.

9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

Мф., 13 зач., V, 27-32

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 8, 2-13; Мф. 10, 16-22

«Всякий, кто смотрит на женщину. . . уже прелюбодействовал с нею». Как же быть, если живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть - смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без всяких дурных мыслей. Женщин и любить должно, ибо в заповеди о любви к ближним не исключаются и они, - но любовью чистою, в которой имеется в мысли душа и духовное средство, помимо всего прочего. . . В христианстве, как перед Богом, нет мужеского пола, ни женского, так и во взаимных отношениях христиан. Всячески, скажешь, трудно. Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нехотение худа; нехотение же милостивым Господом вменяется в чистоту.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин сказал: «Одержимый гордыней лишается благодати». Тот, кто ставит себя на место Бога, кто отвергает Бога, кто опирается на свою силу, кто чувствует ненужность Бога для самого себя, тот лишается благодати. И мы знаем, как в одночасье богатые становятся бедными, здоровые становятся больными, как жизнь молодых, полных сил людей пресекается преступными деяниями и пороками. Знаем также, в каком тяжелейшем состоянии находится весь мир, вся небольшая человеческая семья, живущая на одной планете, – сколько войн, сколько несправедливости, сколько страданий, сколько горя! Но на этом взгляд гордого человека не задерживается – он по-прежнему упивается своей властью, лишаясь Божией благодати.

Падение в ангельском мире

Бог сотворил в первую очередь духовный, ангельский мир. Бог создал ангельский мир для того, чтобы ангелы участвовали в Божественной любви. Но любовь невозможна без свободы, насильно мил не будешь. Свобода предполагает и возможность отказаться от любви (и пожинать плоды этого отказа). Три ключевых, взаимосвязанных понятия в отношениях между Богом и человеком: Любовь ― свобода ― ответственность.

Бог создал всех ангелов добрыми. Между тем, все они обладали способностью свободного нравственного выбора. Это значит, что при желании они могли отступить от Бога и выбрать богопротивный путь. Часть из них восстали против Бога и выпали из гармонии мироздания. Поднял восстание один из высших ангелов по имени Денница (лат. Люцифер ― светоносный). Он сделал гибельный выбор, злоупотребив свободой, совершенством и могуществом (Ис.14:12-15). Взбунтовавшись против Бога, Денница увлек за собой множество прочих ангелов. Все они, в результате, были низвержены с Неба.

Восставшие ангелы называются падшими ангелами (нечистыми, злыми духами, бесами), а их предводитель ― сатаной (евр. противник) или дьяволом (греч. клеветник), это синонимы.

Сила сатаны бесконечно меньше, чем Бога, ведь он лишь творение, а не Творец. Бог лишь попускает ему в определённых пределах творить зло на краткое время до Страшного Суда.  

Почему же Бог не уничтожит дьявола?

― Потому, что Бог создал ангелов бессмертными.

― Потому, что дьявол никого не заставляет следовать своей воле: он искушает, подталкивает, предлагает, ― люди либо соглашаются, либо  нет.

― Кроме того, Бог попускает дьяволу искушать нас, чтобы мы могли лично убедиться насколько отвратительно зло, использует его в качестве пугала от зла.

В духовной жизни нет середины, мы исполняем волю либо Бога, либо сатаны. Когда мы делаем зло, мы добровольно поступаем на службу сатане, уподобляемся ему, укореняемся во зле.  По словам апостола Иоанна, «Кто делает грех, тот от диавола» (1Ин.3:8).

Любовь как христианская добродетель

Любовь — высочайшая христианская добродетель. Согласно Писанию, она «покрывает множество грехов» (1Пет.4:8). К любви к Богу и ближнему Господь свел весь «закон» и «пророков» (ветхозаветные заповеди). Но в принципе, только на более глубоком и возвышенном уровне, эти заповеди составляют ядро нравоучения, преподанного Христом.

Образцом любви является для нас любовь Господа Иисуса Христа. Его любовь к людям проявилась неоднократно во время осуществления Им общественного (земного) служения: в частности, она обнаруживалась, когда Он проповедовал, когда помогал страждущим и больным. Но наиболее ярко она проявилась в том, что «Он положил за нас душу Свою» (1Ин.3:16).

Взирая на Его жертвенную любовь, и мы должны любить своих ближних, «и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16). Не имея любви к Богу, невозможно Его познать: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Но и без любви к ближнему нельзя сделаться подлинным боголюбцем: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4:12).

Молитвословия

Тропарь благоверного царевича Димитрия

глас 3

Днесь вельми хвалится царствующий град Москва,/ имея в себе праведныя твоя мощи,/ благоверне царевиче Димитрие,/ яко цвети благоуханнии,/ пребываеми во святем храме,/ просвещение подают душам и телом нашим./ Тем радостно тя восхваляем,/ и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя:/ моли Христа Бога// даровати нам велию милость.

Кондак благоверного царевича Димитрия

глас 4

Яко пресветлая звезда,/ явился еси днесь в царствующем граде Москве,/ благоверне царевиче Димитрие,/ сияя праведными своими мощми./ К нимже притекающе, исцеления дар приемлем и глаголем:/ радуйся, всекрасне душею,/ благородне Димитрие,/ яко приял еси от Бога велий сей дар// и венец нетленный.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Югской

глас 4

Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе/ всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего/ величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианский/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся/ Его Божественному и Твоему Пречистому образу,/ Дево Неискусобрачная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Югской

глас 8

Притецем, людие, к Деве и Богородице Царице,/ благодаряще Христа, Бога нашего,/ и, к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе,/ припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве страну нашу и вся Христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:/ радуйся, Дево, миру спасение.

Теги:
православный календарь
благоверный царевич Димитрий

Все публикации