16 июня. Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия

4168
Фото

Неделя 7-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мученицы Павлы девы (270—275).

Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Священномучеников Лукиана епископа, Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81—96).

Преподобномученика Киприана Нелидова (1934); священномученика Михаила Маркова пресвитера (1938).

Югской иконы Божией Матери (1615).

Перенесение мощей благоверного царевича Димитрия

В мае 1606 года, после первого этапа Смуты, в Углич прибыла делегация духовенства для обследования останков убиенного царевича Димитрия и перенесения мощей в Москву. За 15 лет со времени гибели царевича от мощей было совершено множество чудес. При открытии гробницы Спасский собор наполнился благоуханием, сами же мощи были найдены нетленными: «власы целы черны, и на костех плоть цела». По принесении мощей в Москву их торжественно встретил царь Василий Шуйский у Сретенского монастыря. Перенесение мощей было устроено, чтобы сделать очевидным самозванство Лжедмитрия I и тех, кто вслед за ним решит объявить себя спасшимся царевичем: «Уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже от убийственных дланей». Мощи были положены в кремлёвском Архангельском соборе.

Священное Писание

Где взять силы, чтобы справиться с этой жизнью? Где взять силы, чтобы справиться с самим собой и теми порой деструктивными мыслями, эмоциями и действиями, которые наносят вред мне самому и тем, кто меня окружает? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 17-й главы Евангелия от Иоанна, который мы слышим сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 17.

01После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

02так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

03Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

04Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

05И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

06Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

07Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

08ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

09Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех,которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Отрывок, который только что прозвучал, — часть молитвы Иисуса Христа Богу-Отцу. Практически в самом начале Своей беседы с Небесным Родителем Иисус утверждает, что Бог дал Ему власть. Давайте остановимся на этом подробней и задумаемся, какую же именно власть Отец дал Своему Божественному Сыну.

Очевидно, что это не та власть, которой располагают, например чиновники разных мастей. Одним словом, это не административная власть. Конечно, в каком-то смысле и административная власть была у Спасителя. Ведь Он стоял во главе общины апостолов. Он решал, куда они пойдут, что будут говорить и делать. И апостолы признавали за Ним это право. Однако в полноте эту власть Христос не использовал. В противном случае Он родился бы царём или стал каким-нибудь знатным и влиятельным человеком. Но мы видим из Евангелия, что такой власти Он не придавал особого значения.

Возможно, в молитве Иисуса речь шла про власть повелевать стихиями, изгонять бесов, власть убеждать и побеждать в спорах Своих оппонентов? Конечно, такой властью Христос тоже обладал. Но из Евангелия мы опять же знаем, что Он на неё не уповал. Более того, мы видим, что Господь не всегда мог проявить Свои сверхъестественные силы. Не всегда Он мог изгнать бесов, исцелить от болезни и убедить Своих недругов. В противном случае Его бы не распяли. А потому и не эту власть Он имеет в виду в Своей молитве.

Власть Христа была какого-то иного рода. Парадоксальным образом она не распространялась на внутренний мир людей. Господь никогда никого не подавлял ни Своей мудростью, ни интеллектом, ни даром чудотворения. Он словно Сам Себя ограничивал в проявлениях этой силы. Давал людям возможность самим решать, хотят они уверовать в Иисуса как Сына Божия или нет. Какую же тогда власть во всей полноте проявил Христос?

Сегодня Он отвечает на этот вопрос — это власть давать жизнь тем, кто стал Его учениками. Власть сохранить их от духовной смерти. То есть от внутренней пустоты, одиночества и неприкаянности. Этой властью Господь обладает в полноте. Поэтому и говорит Он, обращаясь ко всем нам: «Придите ко Мне все трудящиеся и обременённые, и Я успокою вас». Иными словами, Христос говорит: только у Меня вы найдёте «покой душам вашим». То есть приходите ко Мне те, кто страдает от бессмысленности и бесцельности этой жизни. Кто изнывает от тяжести своих недостатков, греховных привычек и страстей. Кто устал воевать с ними самостоятельно. Кто устал воевать с самим собой. Приходите ко Мне все те, кто больше не знает, куда идти. Я жду вас. Я наполню вас. Я открою в вашей душе источник жизни вечной. Я подарю вам глубокое сердечное удовлетворение и безмятежность. Потому что лишь у Меня для того, чтобы сделать это, есть вся полнота власти.

священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин сказал: «Одержимый гордыней лишается благодати». Тот, кто ставит себя на место Бога, кто отвергает Бога, кто опирается на свою силу, кто чувствует ненужность Бога для самого себя, тот лишается благодати. И мы знаем, как в одночасье богатые становятся бедными, здоровые становятся больными, как жизнь молодых, полных сил людей пресекается преступными деяниями и пороками. Знаем также, в каком тяжелейшем состоянии находится весь мир, вся небольшая человеческая семья, живущая на одной планете, — сколько войн, сколько несправедливости, сколько страданий, сколько горя! Но на этом взгляд гордого человека не задерживается — он по-прежнему упивается своей властью, лишаясь Божией благодати.

Падение в ангельском мире

Бог сотворил в первую очередь духовный, ангельский мир. Бог создал ангельский мир для того, чтобы ангелы участвовали в Божественной любви. Но любовь невозможна без свободы, насильно мил не будешь. Свобода предполагает и возможность отказаться от любви (и пожинать плоды этого отказа). Три ключевых, взаимосвязанных понятия в отношениях между Богом и человеком: Любовь ― свобода ― ответственность.

Бог создал всех ангелов добрыми. Между тем, все они обладали способностью свободного нравственного выбора. Это значит, что при желании они могли отступить от Бога и выбрать богопротивный путь. Часть из них восстали против Бога и выпали из гармонии мироздания. Поднял восстание один из высших ангелов по имени Денница (лат. Люцифер ― светоносный). Он сделал гибельный выбор, злоупотребив свободой, совершенством и могуществом (Ис.14:12-15). Взбунтовавшись против Бога, Денница увлек за собой множество прочих ангелов. Все они, в результате, были низвержены с Неба.

Восставшие ангелы называются падшими ангелами (нечистыми, злыми духами, бесами), а их предводитель ― сатаной (евр. противник) или дьяволом (греч. клеветник), это синонимы.

Сила сатаны бесконечно меньше, чем Бога, ведь он лишь творение, а не Творец. Бог лишь попускает ему в определённых пределах творить зло на краткое время до Страшного Суда.

Почему же Бог не уничтожит дьявола?

― Потому, что Бог создал ангелов бессмертными.

― Потому, что дьявол никого не заставляет следовать своей воле: он искушает, подталкивает, предлагает, ― люди либо соглашаются, либо нет.

― Кроме того, Бог попускает дьяволу искушать нас, чтобы мы могли лично убедиться насколько отвратительно зло, использует его в качестве пугала от зла.

В духовной жизни нет середины, мы исполняем волю либо Бога, либо сатаны. Когда мы делаем зло, мы добровольно поступаем на службу сатане, уподобляемся ему, укореняемся во зле. По словам апостола Иоанна, «Кто делает грех, тот от диавола» (1Ин.3:8).

Любовь как христианская добродетель

Любовь — высочайшая христианская добродетель. Согласно Писанию, она «покрывает множество грехов» (1Пет.4:8). К любви к Богу и ближнему Господь свел весь «закон» и «пророков» (ветхозаветные заповеди). Но в принципе, только на более глубоком и возвышенном уровне, эти заповеди составляют ядро нравоучения, преподанного Христом.

Образцом любви является для нас любовь Господа Иисуса Христа. Его любовь к людям проявилась неоднократно во время осуществления Им общественного (земного) служения: в частности, она обнаруживалась, когда Он проповедовал, когда помогал страждущим и больным. Но наиболее ярко она проявилась в том, что «Он положил за нас душу Свою» (1Ин.3:16).

Взирая на Его жертвенную любовь, и мы должны любить своих ближних, «и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16). Не имея любви к Богу, невозможно Его познать: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Но и без любви к ближнему нельзя сделаться подлинным боголюбцем: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4:12).

Молитвословия

Тропарь благоверного царевича Димитрия

глас 3

Днесь вельми хвалится царствующий град Москва,/ имея в себе праведныя твоя мощи,/ благоверне царевиче Димитрие,/ яко цвети благоуханнии,/ пребываеми во святем храме,/ просвещение подают душам и телом нашим./ Тем радостно тя восхваляем,/ и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя:/ моли Христа Бога// даровати нам велию милость.

Кондак благоверного царевича Димитрия

глас 4

Яко пресветлая звезда,/ явился еси днесь в царствующем граде Москве,/ благоверне царевиче Димитрие,/ сияя праведными своими мощми./ К нимже притекающе, исцеления дар приемлем и глаголем:/ радуйся, всекрасне душею,/ благородне Димитрие,/ яко приял еси от Бога велий сей дар// и венец нетленный.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Югской

глас 4

Днесь, яко солнце пресветлое,/ возсия нам на воздусе/ всечестная икона Твоя, Владычице,/ лучами милости мир просвещающи,/ юже великая Россия,/ яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши,/ прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу,/и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего/ величает радостно./ Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице,/ да сохранит вся грады и страны христианский/ невредимы от всех навет вражиих/ и спасет верою покланяющихся/ Его Божественному и Твоему Пречистому образу,/ Дево Неискусобрачная.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Югской

глас 8

Притецем, людие, к Деве и Богородице Царице,/ благодаряще Христа, Бога нашего,/ и, к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе,/ припадем и возопием Ей:/ о Владычице Марие,/ присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно,/ спасай в мире и благовременстве страну нашу и вся Христианы,/ наследники показующи Небесныя жизни,/ Тебе бо верно зовем:/ радуйся, Дево, миру спасение.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года