Церковный календарь

15 июня. Память великомученика Иоанна Нового, Сочавского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
15 июня. Память великомученика Иоанна Нового, Сочавского

7-я седмица по Пасхе
Поста нет. 2 июня по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Никифора исповедника, патриарха Константинопольского (828). Великомученика Иоанна Нового, Сочавского (1330–1340).

Обретение мощей мученицы праведной Иулиании, княгини Вяземской, Новоторжской (1819). Священномученика Пофина, епископа Лионского, и с ним пострадавших (177). Мученицы Бландины и мученика Понтика Лионских (177).

Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

Святитель Никифор, Патриарх Константинопольский

Будущий святитель Никифор родился в семье императорского секретаря. В Византии тогда господствовала политика иконоборчества, и тем, кто с ней не соглашался, грозили наказания. Так пострадал и отец Никифора, будучи сослан при императоре Константине Копрониме. Никифор был царским сановником и участвовал в работе VII Вселенского Собора, восстановившего иконопочитание. Вскоре он удалился в монастырь, следуя внутреннему призыву к постнической жизни. После смерти Патриарха Тарасия в 806 году Никифор был избран на патриарший престол. С воцарением Льва Армянина начались новые гонения на иконы. Патриарх, не боясь царского гнева, пытался убедить Льва отречься от ереси. За свою преданность Православию он был сослан и 13 лет провел в изгнании, терпя лишения и болезни. По смерти его мощи были перенесены в Константинополь.

Великомученик Иоанн Сочавский

Святой Иоанн жил в Трапезунде. Был благочестив и тверд в Православии. Как-то в Белграде Босфорском градоначальник-огнепоклонник предложил ему стать одним из них, похулив веру во Христа. Святой призвал на помощь Того, Кто сказал: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк. 13:11). Он отверг все. Жестоко избитый, Иоанн молился и благодарил Бога за честь пролить за Него кровь и омыть свои грехи. Святого волочили за конем, били камнями и, наконец, отрубили голову. Ночью над телом мученика был виден светящийся столп, и три светоносных мужа совершали над ним пение псалмов и каждение. Узнав об этом чуде, градоначальник разрешил похоронить останки великомученика при местной церкви. Святой пострадал не позднее 1340 года. В начале XV века мощи великомученика Иоанна были перенесены в собор столицы Молдо-Влахийского княжества Сочаву.

Обретение мощей праведной Иулиании, княгини Вяземской

Благоверная княгиня Иулиания была супругой Симеона, князя Вяземского. После завоевания Смоленска Литвой они покинули город со Смоленским князем Юрием. Князь Юрий, склоняя Иулианию к супружеской измене, убил ее мужа. Получив отпор от княгини, он велел убить и ее, а тело бросить в реку Тверцу. Это было в 1406 году. Сам Юрий, умерший через два года, остаток жизни провел в монастыре, в покаянии и слезах. Весной 1407 года тело святой обрели плывущим вверх по течению и погребли в Торжке у южных врат Преображенского собора. Многие исцелялись и получали благодатную помощь святой. В 1819 году уже в новом соборе устроили придел в честь святой Иулиании и установили раку с ее святыми мощами. В 1918 году собор закрыли. Судьба мощей, хранившихся до 1930 года в храме Архангела Михаила, неизвестна.

Священное Писание

Деян., 46 зач., XXI, 26-32

26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.

27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, 28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.

29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.

30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.

31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.

32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

Ин., 53 зач., XVI, 2-13

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?

6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, 8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: 9 о грехе, что не веруют в Меня; 10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; 11 о суде же, что князь мира сего осужден.

12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 21, 26-32; Ин. 16, 2-13

«Когда же прийдет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». Почему же в логиках не упоминается об этом источнике познания? Не удивительно, что в языческих логиках нет этого пункта, но почему нет его в христианских? Неужели христианин, когда начинает умствовать, должен перестать быть христианином и забыть о всех данных ему обетованиях, верных и несомненных? О том, как видеть и слышать много толкуют; о том, как из увиденного и услышанного делать обобщения и наведения, тоже достаточно учат; когда дойдет дело до того, как разгадать значение всего, — тут питомец логики оставляется на произвол своей догадливости. Отчего не внушить ему: ты имеешь вещания духа истины — им следуй; они решают значение всего сущего и бывающего непререкаемым образом, ибо исходят от Бога, в Котором источник и самого бытия. Не оттого ли, что забывают внушать это, догадливость так расплодилась, что ныне все книги (о мире Божием) переполнены одними догадками? И добро бы они хоть сколько-нибудь были стоящи, а то сразу видно, что они плод детского воображения.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Почему с такой ненавистью и с таким стремлением уничтожить свидетелей начались первые гонения на апостолов? – Да потому, что те, кто не желал подлинной победы Воскресшего, должны были изничтожить всякую о Нем память и в первую очередь умертвить свидетелей. Так поступают преступники: чтобы их деяния не были изобличены на суде, они стараются убрать свидетелей, потому что свидетельство очевидцев – это самое сильное свидетельство. Вот почему первыми мучениками стали апостолы – их убивали одного за другим. Только апостол Иоанн Богослов, по милости Божией, умер своей смертью. Все были замучены, все были убиты, потому что все были свидетелями жизни, страданий и Воскресения Господа и Спасителя нашего.

Творение невидимого мира

Прежде создания видимого мира был создан мир невидимый. Представители этого мира — ангелы (от греч. ἄγγελος — вестник). Ангелы — бесплотные духи (соответственно, пола не имеют). Они разумны, обладают свободой выбора. Они бессмертны (по благодати). Точное количество ангелов нам неизвестно, однако известно, что оно чрезвычайно велико. Ангелы различаются между собой чинами или иерархическими степенями. Предание Церкви обозначает девять таких степеней: 1) Серафимы, Херувимы, Престолы; 2) Господства, Силы, Власти; 3) Начала, Архангелы, Ангелы. Светлые ангелы не грешат, не враждуют между собой, живут в послушании Богу и служат орудиями Божественного Промысла. Ангелы управляют вселенной (для Бога в этом нет необходимости, Он лишь желает, чтобы и эти разумные существа были орудиями Его власти).

Молитвословия

Тропарь великомученика Иоанна Нового, Сочавского

глас 4

Житие на земли добре окормляя, страдальче,/ милостынями, и частыми молитвами, и слезами,/ паки же ко страданию мужески устремився,/ персское обличил еси нечестие./ Темже Церкве был еси утверждение/ и христиан похвало,/ Иоанне приснопамятне.

Кондак великомученика Иоанна Нового, Сочавского

глас 4

Морскую плавая пучину куплею,/ от востока тщался еси к северу,/ но Богу призвавшу тя,/ якоже Матфей мытницу, ты же куплю оставль,/ и Тому последовал еси кровию мучения,/ временными искупив непроходимая,/ и венец приял еси непобедимый.

Молитва Великомученику Иоанну Новому, Сочавскому

Святый великомучениче Иоанне! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Никифора, патриарха Константинопольского

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина:/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Никифоре,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак святителя Никифора, патриарха Константинопольского

глас 4

Победы венец с Небесе,/ о Никифоре преславне,/ яко прием от Бога,/ спасай верою почитающия тя,// яко священноначальника Христова и учителя.

Тропарь праведной Иулиании Новоторжской

глас 2

Благочестно в законе поживши/ и благими делы украсившися,/ яко крепкий адамант, явися,/ целомудренная святая благоверная княгине Иулиание,/ тленную славу и добротство телесное презревши,/ злокозненнаго врага победила еси,/ целомудрия ради мученическую смерть прияла еси./ Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися,/ ныне с лики мученик ликуеши/ и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему,/ обильно источавши./ Темже ти вопием:/ молися Христу Богу о всех нас,/ верою и любовию страдания твоя почитающих.

Кондак праведной Иулиании Новоторжской

глас 2

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Иулианию Богомудрую,/ да молитвами ея подаст душам нашим/ грехов оставление и велию милость.

Молитва благоверной княгине Иулиане Вяземской и Новоторжской

О блаженная госпоже, преславная Христова мученице, благоверная княгине Иулиание, добре за чистоту подвизавшаяся, ея же ради и божественными дарами обогатившаяся, во временней жизни люте от злокозненнаго врага пострадавшая, утешение же некончаемое от Христа Бога получившая, благими делы и кротостию украсившаяся и кротких землю наследовавшая, благочестно в законе пожившая и вельми ныне чудесы просиявшая! Ты, яже чистоты ради твоея сердечныя, прияла в тя Свет Святаго Духа и была еси всех благих дел сокровище на земли и, сего ради благий конец мученичества улучивши, неизреченнаго света сподоблена еси в вечных кровех Небеснаго селения. Ты, яже со святыми соборами водворяешися и с мученик лики веселишися, помяни и нас, добродетельное твое житие, и страдания твоя мученическая похваляющих, и с духовною радостию почитающих твою память. Призри на ны, волнами житейскими обуреваемыя, да твоими молитвами, добре поживше, диавольских избежим сетей и с тобою вечных благ сподоблены будем. О всеблаженная страстотерпице, всех Владыце и Богу благая и верная рабо явившаяся! Днесь собраннии в храме твоем, к мощем твоим припадающе, умиленно вопием и молим тя: моли с нами и о нас умоляемого от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и подаст нам вся, яже ко спасению и житию нужная прошения, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою милость. Да благодатию Божиею и твоим теплым ходатайством здрави всегда душею и телом пребывающе, славим дивного во святых Бога, не удаляющаго помощи Своея от нас, всегда, ныне и во веки веков. Аминь.

Теги:
Святитель Никифор Константинопольский
великомученик Иоанн Сочавский
праведная Иулиания Вяземская
православный календарь

Все публикации