Церковный календарь

13 июня. День Святого Духа

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
13 июня.  День Святого Духа

1-я седмица по Пятидесятнице. Седмица сплошная. ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА.
Поста нет. 31 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

День Святого Духа.

Апостола от 70-ти Ерма (I). Мученика Ермия (II).

Мученика Философа (III).

Священномученика Философа Орнатского пресвитера и сыновей его мучеников Бориса и Николая (1918).

День Святого Духа

В понедельник, следующий за Пятидесятницей, празднуется День Святого Духа, или Духов день. Как говорится в синаксаре этого праздника, «ради чести Святого Духа божественные отцы, всё превосходно устроившие, назначили празднование Ему и отдельно, и в самую Пятидесятницу». Этот праздник «Самому Всесвятому, Животворящему и Всемогущему Духу, Одному из Троицы Богу, Который равночестен и единосущен Отцу и Сыну и с Ними вместе прославляется» был установлен Церковью не только ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, но и в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и равночестность Его с Богом Отцом и Богом Сыном. Седмица по Пятидесятнице, как и Светлая, — сплошная (нет поста в среду и пятницу), в честь Святого Духа, пришествие Которого праздновалось в течение двух дней.

О чудесах Святого Духа

Когда пророк Моисей спустился с горы, где он принял от Бога закон, то лицо его источало такое сияние, что евреи не могли на него смотреть. Это было не что иное, как присутствие Святого Духа. Чудо Святого Духа, пронизывающего самое существо человека, в полной мере явилось в Преображении Господнем и схождении огненных языков на апостолов в Пятидесятницу. Серафим Саровский, великий святой всего православного мира, показал своему ученику Мотовилову свет благодати, извещающей о присутствии Святого Духа. Старец Ефрем Катунакский рассказывал, как однажды во время молитвы его келлия наполнилась светом вдвое ярче света солнца. И спросил он: «Господи, что это?» — и тотчас услышал с небес голос, поющий гимн. И это снова был Дух Святой. Тот, Которого мир сегодня игнорирует, не добивается Его и не желает добиваться. Но ведь только так личность человеческая становится целостной — через постоянное и непрерывное общение со Святым Духом. Прежде всего, человек — это духовная сущность.

Афонские подвижники в истории России

Более 150 афонских подвижников просияли в святости со времен первых монахов Святой Горы. Святые Афона неразрывными узами связаны с историей России. Достаточно вспомнить святителя Киприана, насельника Святой Горы, ставшего митрополитом Московским и всея Руси после святителя Алексия Московского и поддержанного преподобным Сергием Радонежским, несмотря на противление со стороны великого князя Московского Димитрия Донского. Постриженником Афона был и один из ближайших учеников преподобного Сергия, Сергий Обнорский. Большую роль в становлении духовной учености на Руси сыграл Максим Грек. Он немало пострадал как заступник простого народа перед государем. Среди русских подвижников, глубоко принявших в сердце афонскую духовную традицию, были преподобный Нил Сорский, долгое время проведший на Святой Горе, преподобный Иннокентий Комельский, а в ХХ веке — преподобный Силуан Афонский, бывший родом из тамбовского села. Неоценимый вклад в развитие традиции исихазма среди российского монашества внес преподобный Паисий Величковский, основавший на Афоне скит Святого Илии.

Апостол от 70-ти Ерм

Апостол от 70-ти Ерм был одним из избранных учеников Господа Иисуса Христа. Он упоминается в Священном Писании в послании апостола Павла к Римлянам. Поэтому можно сделать вывод, что он был одним из самых известных представителей римской общины христиан первого века. В церковном предании о Ерме говорится как о епископе города Филиппополь Фракийский. Некоторые церковные писатели считают его автором знаменитой книги «Пастырь», в которой на примере своей жизни автор показал связь благочестия человека с его судьбой. 

Мученик Ермий Команский

Мученик Ермий пострадал за Христа в городе Команы во время гонений при императоре Антонине Пии (138–161). Правитель Каппадокии Севастиан предложил святому принести жертву языческим богам, обещая за это почести и милость императора. Но убеленный сединами воин мужественно исповедал веру во Христа. За это святого стали мучить. Его били по лицу так, что содрали кожу, а потом бросили в раскаленную печь, однако он вышел из нее невредимым. Яд тоже не подействовал на него. Тогда Ермия подвергли еще более жестоким мучениям и повесили вниз головой. Через три дня служители, посланные правителем удостовериться в смерти мученика, нашли его живым. Пораженные чудом, они ослепли от ужаса и начали взывать к святому, чтобы он помог им. Мученик возложил на них руки и исцелил Именем Иисуса Христа. Правитель приказал содрать с тела святого всю кожу, после чего собственноручно отрезал ему голову ножом. Христиане тайно погребли тело мученика Ермия, от святых мощей которого были многочисленные исцеления.

Мученик Философ Александрийский

Святой мученик, юноша Философ Александрийский пострадал за Христа в правление императора Декия (249–251), начавшего гонения христиан. На призывы и принуждение оставить христианскую веру и принести жертвы языческим богам святой мужественно отвечал отказом. Тогда, желая через грех ослабить волю святого мученика, дабы душа его умерла прежде тела, гонители стали искушать его, оставив связанного юношу наедине с распутной красивой женщиной в благоухающем саду. Чтобы не поддаться страсти, святой Философ откусил себе язык и страшной болью избежал сочувствия греху. Окровавленный язык он выплюнул в лицо блуднице, которая от страха убежала. Гонители, видя мужество святого Философа и безуспешность попыток заставить его отречься от Христа, отсекли ему голову.

Священномученик Философ Орнатский

Священномученик Философ Орнатский служил в Санкт-Петербурге, в конце XIX — начале XX века он был настоятелем церкви Святого Андрея Критского при Экспедиции заготовления государственных бумаг. В течение 26 лет он был председателем Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, возглавлял несколько комитетов по строительству храмов. Будучи выдающимся проповедником, протоиерей Философ проводил беседы с рабочими и студентами, в том числе во время революции 1905 года, призывая сохранять верность Помазаннику Божию. Священномученик Философ долгое время был редактором журнала «Санкт-Петербургский духовный вестник», одним из деятельнейших сотрудников которого являлся отец Иоанн Кронштадтский, печатавший в нём свои проповеди и отрывки из дневников.

Священное Писание

Еф., 229 зач., V, 8-19

8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15 Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21 повинуясь друг другу в страхе Божием.

Мф., 75 зач., XVIII, 10-20

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.

11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?

13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

14 Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь.

18 Истинно говорю вам: что́ вы свяжете на земле, то́ будет связано на небе; и что́ разрешите на земле, то́ будет разрешено на небе.

19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 5, 9-19; Мф. 18, 10-20

Утешая учеников Своих, Господь говорил, что для них лучше, чтоб Он взошел на небо, ибо, возшедши, Он пошлет вместо Себя Утешителя — Духа. Нисшел Дух Святый и пребывает в Церкви, совершая в каждом человеке верующем дело Христово. Всякий христианин — причастник Духа. Это так необходимо, что кто Духа не имеет, тот и не Христов. Присмотрись же хорошенько — есть ли в тебе Дух благодати? Ибо он не у всех остается, а бывает так, что и отходит. Вот приметы: сначала находит дух покаяния. и учит христианина обращению к Богу и исправлению жизни; дух покаяния, совершив свое дело, передает христианина духу святости и чистоты, которому преемствует, наконец, дух сыноположения. Черта первого — трудолюбная ревность; черта второго — теплота и горение сердца сладкое; черта третьего — чувство сыновства, по которому исходит из сердца воздыхание к Богу: "Авва отче"! Смотри, на которой из этих степеней находишься. Если ни на какой, прими заботу и попечение о себе.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мир, который Бог создал, должен совершенствоваться, и в этом смысле каждый трудник – не слепой исполнитель чьей-то воли, а творец, соучастник в совершенствовании Божиего творения. Все, что ты делаешь профессионально, все, что ты совершаешь в своей личной жизни, есть исполнение Божиего задания, которое нам дано. И как важно помнить, что кроме исполнения прямых своих обязанностей – профессиональных, семейных, общественных – мы должны также совершить самое главное, к чему Господь нас призвал, – принести плод духа. Что же это за плод духа? Это любовь, мир, радость, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (см. Гал. 5, 22–23); это духовная красота, которую человек должен явить трудом всей своей жизни.

Священномученик Философ Орнатский о предназначении женщины

Итак, и святое Евангелие, и светская литература, и житейская действительность согласно свидетельствуют, где источник обновления женщины, родник её плодотворных и великих сил. Этот источник — её верующее, чистое, любящее сердце. Верующая и любящая женщина способна на великие подвиги, хотя бы их ареной служил и малый мир, называемый семьёю. Малый… Но не созидается ли из этих малых миров громада общества? И от целости и крепости семьи не зависит ли и крепость государства? А посему обыденные и, по-видимому, малые подвиги, совершаемые в семье женщиною, получают громадное общественное значение. Женщина — мать, воспитательница и учительница детей, нравственно-сдерживающее начало для мужа, блюстительница мира и покоя у семейного очага и государственный деятель. Самым житием своим влиять на мужа, учить дитя молитве и руководить его волею в добром направлении — не ниже, а выше, чем служить в канцеляриях и конторах или заниматься научными исследованиями и улучшениями человеческих отношений.

Зачем Бог сотворил мир?

Бог, как Беспредельный, Всесовершенный, Всеблаженный, ни в чём и ни в ком не имел и никогда не имеет нужды. Не имел Он нужды и в творении мира, ни как в объекте проявления Своих творческих способностей, ни как в объекте Своей любви и заботы.  По словам св. Максима Исповедника: «Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-то имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались, Сам же Он веселился о делах Своих, видя их веселящимися» (Главы о любви, сотница 3:46). Будучи безмерно Благим, Он возжелал, чтобы благо Его «разливалось», чтобы причастниками Его благ стали множества всевозможных существ (творений). Каждое творение Божье причастно Его благости, каждому Он подаёт столько благ, сколько уместно, соразмерно их естеству и индивидуальному состоянию.

Сионская горница

Апостолы, выполняя повеление Вознёсшегося Господа, никуда не отлучались из Иерусалима, ожидая крещения Святым Духом. Готовясь к этому великому событию, они часто посещали Иерусалимский храм, но главным местом их собраний стала Сионская горница — просторная комната на верхнем этаже дома, расположенного на горе Сион. Помещения в доме на обоих этажах были разделены на две части. На верхнем этаже в ближайшей от входа части, произошла Тайная Вечеря. В соседней с ней, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Сятого Духа на апостолов, а в комнате на нижнем этаже Господь два раза являлся ученикам после Воскресения. В Сионской горнице апостолы собирались вместе для молитвы и духовных бесед, между ними царили любовь и единодушие. Здесь они осознавали своё единство во Христе. В числе собиравшихся были не только ближайшие ученики Господа и Богородица с братьями Господними, но и другие ученики Христа. На одном из этих собраний по предложению апостола Петра был восполнен апостольский лик избранием апостола Матфия. Духовная подготовка к принятию Святого Духа продолжалась десять дней.

Молитвословия

Тропарь апостола от 70-ти Ерма

глас 3

Апостоле святый Ермие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак апостола от 70-ти Ерма

глас 4

Яко звезда, возсиял еси вселенней,/ светом просияв солнца, блаженне,/ всесветлаго Павла,/ мира просвещшаго концы,/ сего ради тя чтим, Ермие.

Тропарь мученика Ермия

глас 4

Мученик Твой, Господи, Ермий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Ермия

глас 6

Иже по Христе усердно подвизався,/ в сединах доблих мужество стяжа,/ мучениче Ермее,/ беззаконных злоумышления поправ/ Христовою силою,/ от чаровных напоений невредим пребысть, зовый:// Бог есть со мною, и никтоже на мя.

Теги:
Апостол Ерм
мученик Ермий Команский
мученик Философ Александрийский
священномученик Философ Орнатский
православный календарь

Все публикации