Церковный календарь

11 июня. Память святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 июня. Память святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского

Вторник 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения
Поста нет. 29 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобномученицы Феодосии девы (730). Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000). Мученицы Феодосии девы, Тирской (307–308). Память Первого Вселенского Собора (325). Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского (1961). Икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных» и Недремлющее Око.

— Литургия святителя Иоанна Златоуста

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский

Святитель Лука (в  миру Валентин Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Керчи. С 1917 года руководил госпиталем в Ташкенте. В 1920 году, будучи известным хирургом, по инициативе епископа Ташкентского Иннокентия принял священнический сан, а вскоре — и монашеский постриг. Через 3 года — епископ. Тогда же арестован, обвинен в шпионаже в пользу Англии, сослан на 2 года в Туруханский край, где работал хирургом. В 1930 году вновь арестован. Власти предлагали ему научную карьеру в обмен на отречение от сана, но он отказался. С 1937 года — новая ссылка. В годы войны ссыльного владыку назначили главным хирургом красноярского госпиталя, ответственным за все госпитали края. С 1946 года — глава Крымской епархии. Профессор, автор классических трудов по гнойной хирургии, анестезиологии, ряда духовных трактатов. С конца 40-х годов не оперировал, консультировал врачей и пациентов. В 79 лет ослеп. Литургию служил по памяти. Мощи святителя Луки почивают в Троицком кафедральном соборе Симферополя.

Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский

Иоанн родился неподалеку от Великого Устюга. Еще ребенком он не ел мяса по средам и пятницам, а ночи проводил в молитве. Мать, волнуясь о здоровье сына, просила оставить такое духовное рвение и воздержание, потому что у отрока не может быть тяжких грехов. На это мальчик отвечал, что без греха — один только Бог. После смерти мужа мать Иоанна ушла в монастырь, а ее сын принял подвиг юродства ради Христа. Он носил ветхое рубище, днем бродил по городу с видом безумца, отдыхал на навозе, а ночью возвращался в церковную сторожку, где жил, и, не смыкая глаз, молился до утра. Господь наделил его даром исцеления. Так, Иоанн вылечил от горячки супругу князя. После своей кончины блаженный Иоанн прославился как заступник всех прибегающих к его помощи во время нашествия врагов. Не раз он, по молитвам, помогал русскому воинству.

Преподобномученица Феодосия дева

Преподобномученица Феодосия жила в VIII веке. Воцарившийся Лев Исавр, жестокий гонитель иконопочитателей, издал приказ повсеместно уничтожить святые иконы. В Константинополе существовали тогда ворота, называвшиеся Медными, а над ними уже более 400 лет находился медный образ Спасителя. В 730 году лжепатриарх-иконоборец Анастасий приказал снять образ. Преподобномученица Феодосия воспрепятствовала истреблению образа Христа, за что и была убита.

Священное Писание

Деян., 46 зач., XXI, 26-32

26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.

27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, 28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.

29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.

30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.

31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.

32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.

Ин., 53 зач., XVI, 2-13

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь?

6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.

7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, 8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: 9 о грехе, что не веруют в Меня; 10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; 11 о суде же, что князь мира сего осужден.

12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.

13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Молитвословия

Тропарь блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского

глас 5

Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени мраза,/ и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Иоанне премудре,/ моли о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к раце мощей твоих,/ избавитися от бед и падения избежати.

Кондак блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского

глас 8

Вышния красоты желая,/ нижния сладости телесное ядение тщательно оставил еси,/ нестяжанием суетнаго мира возлюбил еси ангельское житие,/ преходя скончався, Иоанне блаженне,/ с нимиже моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобномученицы Феодосии

глас 4

Добродетель благоприятно, мученице, постигла еси,/ Христово приятелище бывши чистое/ и Святаго Духа дом возлюблен;/ отнюдуже посрамила еси врага, борющаго род человеческий,/ добре страдавшая,/ и посекла еси Копронима, Феодосие, мечем веры,/ и к чертогу Небесному преставилася еси, радующися./ Тебе верою чтущим/ присно проси велия милости.

Кондак преподобномученицы Феодосии

глас 2

Трудами живот нетрудный достигла еси,/ кровию же Копронима удавила еси, мученице,/ сквернаго врага Христовы Церкве, всеблаженная Феодосие,/ и с Вышними радуешися воинствы,/ чтущия память твою покрывающи.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных

глас 4

Умолкает ныне всякое уныние/ и страх отчаяния исчезает,/ грешницы в скорбех сердца обретают утешения/ и небесною любовию озаряются светло./ Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку/ и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя:/ Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну./ Темже людие, обремененнии грехми и скорбьми многими,/ припадите к подножию Ея иконы со слезами, вопиюще:/ Заступнице мира, грешных Споручнице!/ Умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех,/ да Божественным всепрощением покрыет грехи наша/ и светлыя двери райския отверзет нам,/ Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 21, 26-32; Ин. 16, 2-13

«Когда же прийдет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». Почему же в логиках не упоминается об этом источнике познания? Не удивительно, что в языческих логиках нет этого пункта, но почему нет его в христианских? Неужели христианин, когда начинает умствовать, должен перестать быть христианином и забыть о всех данных ему обетованиях, верных и несомненных? О том, как видеть и слышать много толкуют; о том, как из увиденного и услышанного делать обобщения и наведения, тоже достаточно учат; когда дойдет дело до того, как разгадать значение всего, — тут питомец логики оставляется на произвол своей догадливости. Отчего не внушить ему: ты имеешь вещания духа истины — им следуй; они решают значение всего сущего и бывающего непререкаемым образом, ибо исходят от Бога, в Котором источник и самого бытия. Не оттого ли, что забывают внушать это, догадливость так расплодилась, что ныне все книги (о мире Божием) переполнены одними догадками? И добро бы они хоть сколько-нибудь были стоящи, а то сразу видно, что они плод детского воображения.

Святитель Лука Крымский о значении богослужений в годы гонений

Таинство веры и ныне совершается в сердцах людей, которые ощущают Бога. И эта вера влечёт их к Богу, и они откликаются на призыв. Приходят в храм дети, юноши и девушки, которые никем не научены истинной вере. Они отовсюду слышали только, что Бога нет, и, тем не менее, неведомая сила влечёт их в храм Божий. Нерешительно входят они сюда, озираются по сторонам, прислушиваются к песнопениям, присматриваются ко всему строю нашего богослужения. И всё это глубоко воздействует на их души, потому что в храме они ощущают Бога сердцем, а сердца их, детские, отроческие и юношеские, ещё не запятнанные никакой грязью житейской, не испорченные, не омрачённые тьмою греха, чисты и способны воспринять Бога. И они приходят к вере и познают Бога. Возблагодарим Его за то, что так нежно, так благостно касается Он юных сердец. Нам надлежит не молчать, а проповедовать о Христе тем, кто о Нём ничего не слышал. Нам нельзя прятать свою веру, а нужно открыто, высоко подняв голову, исповедовать Святую Троицу.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Ересь якобы откликается на новые вызовы, новые проблемы, на развитие человеческой мысли, на новые философские взгляды и убеждения. Казалось бы, добрым намерением является стремление положительно ответить на многие из этих взглядов, убеждений, найти им некое оправдание в самой христианской вере. Но если происходит некая нестыковка, то еретиками вносится «корректива» в православную веру, идущую от святых апостолов, — чтобы сблизить веру с господствующими в обществе взглядами. Так появляются горячие проповедники тех или иных еретических учений — люди, вдохновленные якобы великой миссионерской идеей сделать Церковь более понятной, более эффективной, отвечающей потребностям времени в согласии с властителями дум переживаемой эпохи.

Теги:
Святитель Лука Крымский
блаженный Иоанн Устюжский
преподобномученица Феодосия
православный календарь

Все публикации