Церковный календарь

11 июня. Память святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
11 июня. Память святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского

1-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 29 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобномученицы Феодосии девы (730). Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского (1494). Обретение мощей преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (2000).

Мученицы Феодосии девы, Тирской (307–308). Память I Вселенского Собора (325). Собор святых Красноярской митрополии.

Священномученика Иоанна Преображенского диакона и мученика Андрея Трофимова (1938); святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского (1961).

Икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных» и «Недремлющее Око». Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», Корецкой (1622) (переходящее празднование в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице).

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский

Святитель Лука (в  миру Валентин Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Керчи. С 1917 года руководил госпиталем в Ташкенте. В 1920 году, будучи известным хирургом, по инициативе епископа Ташкентского Иннокентия принял священнический сан, а вскоре — и монашеский постриг. Через 3 года — епископ. Тогда же арестован, обвинен в шпионаже в пользу Англии, сослан на 2 года в Туруханский край, где работал хирургом. В 1930 году вновь арестован. Власти предлагали ему научную карьеру в обмен на отречение от сана, но он отказался. С 1937 года — новая ссылка. В годы войны ссыльного владыку назначили главным хирургом красноярского госпиталя, ответственным за все госпитали края. С 1946 года — глава Крымской епархии. Профессор, автор классических трудов по гнойной хирургии, анестезиологии, ряда духовных трактатов. С конца 40-х годов не оперировал, консультировал врачей и пациентов. В 79 лет ослеп. Литургию служил по памяти. Мощи святителя Луки почивают в Троицком кафедральном соборе Симферополя.

Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский

Иоанн родился неподалеку от Великого Устюга. Еще ребенком он не ел мяса по средам и пятницам, а ночи проводил в молитве. Мать, волнуясь о здоровье сына, просила оставить такое духовное рвение и воздержание, потому что у отрока не может быть тяжких грехов. На это мальчик отвечал, что без греха — один только Бог. После смерти мужа мать Иоанна ушла в монастырь, а ее сын принял подвиг юродства ради Христа. Он носил ветхое рубище, днем бродил по городу с видом безумца, отдыхал на навозе, а ночью возвращался в церковную сторожку, где жил, и, не смыкая глаз, молился до утра. Господь наделил его даром исцеления. Так, Иоанн вылечил от горячки супругу князя. После своей кончины блаженный Иоанн прославился как заступник всех прибегающих к его помощи во время нашествия врагов. Не раз он, по молитвам, помогал русскому воинству.

Преподобномученица Феодосия дева

Преподобномученица Феодосия жила в VIII веке. Воцарившийся Лев Исавр, жестокий гонитель иконопочитателей, издал приказ повсеместно уничтожить святые иконы. В Константинополе существовали тогда ворота, называвшиеся Медными, а над ними уже более 400 лет находился медный образ Спасителя. В 730 году лжепатриарх-иконоборец Анастасий приказал снять образ. Преподобномученица Феодосия воспрепятствовала истреблению образа Христа, за что и была убита.

Священное Писание

Рим., 81 зач., I, 28 — II, 9

28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, 29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

Глава 2.

1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же.

2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?

4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,— жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,— ярость и гнев.

9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

Мф., 13 зач., V, 27-32

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Рим. 1, 28-2, 9; Мф. 5, 27-32

«Всякий, кто смотрит на женщину… уже прелюбодействовал с нею». Как же быть, если живя в обществе, нельзя не смотреть на жен? Но ведь не просто смотрящий на жену прелюбодействует, а смотрящий с вожделением. Смотреть — смотри, а сердце на привязи держи. Смотри очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без всяких дурных мыслей. Женщин и любить должно, ибо в заповеди о любви к ближним не исключаются и они, — но любовью чистою, в которой имеется в мысли душа и духовное средство, помимо всего прочего. . . В христианстве, как перед Богом, нет мужеского пола, ни женского, так и во взаимных отношениях христиан. Всячески, скажешь, трудно. Да, без борьбы не бывает, но борьба предполагает нехотение худа; нехотение же милостивым Господом вменяется в чистоту.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Под влиянием атеизма в течение долгих лет идею Бога, а тем более религиозную веру произвольно поставляли в зависимость от знания и, в частности, от успехов естествознания. Предполагалось, что научные достижения, широко пропагандируемые через систему образования, способны полностью вытеснить из человеческой жизни религиозное чувство. Однако победить его оказалось невозможно не только обязательным атеистическим образованием, но даже гонениями. Ибо наличие или отсутствие веры не зависят ни от научных достижений, ни от уровня образования. Вопрос о существовании Бога лежит вне компетенции науки. Невозможно научно доказать или опровергнуть бытие Божие. Ибо это есть предмет веры.

Святитель Лука Крымский о значении богослужений в годы гонений

Таинство веры и ныне совершается в сердцах людей, которые ощущают Бога. И эта вера влечёт их к Богу, и они откликаются на призыв. Приходят в храм дети, юноши и девушки, которые никем не научены истинной вере. Они отовсюду слышали только, что Бога нет, и, тем не менее, неведомая сила влечёт их в храм Божий. Нерешительно входят они сюда, озираются по сторонам, прислушиваются к песнопениям, присматриваются ко всему строю нашего богослужения. И всё это глубоко воздействует на их души, потому что в храме они ощущают Бога сердцем, а сердца их, детские, отроческие и юношеские, ещё не запятнанные никакой грязью житейской, не испорченные, не омрачённые тьмою греха, чисты и способны воспринять Бога. И они приходят к вере и познают Бога. Возблагодарим Его за то, что так нежно, так благостно касается Он юных сердец. Нам надлежит не молчать, а проповедовать о Христе тем, кто о Нём ничего не слышал. Нам нельзя прятать свою веру, а нужно открыто, высоко подняв голову, исповедовать Святую Троицу.

О Боге Сыне

В Библии (как и вообще в восточных языках) слово сын нередко означает причастный. Человек, который внушал надежды, назывался сыном надежды. Человек, исполненный греха и зла, назывался сыном погибели (Ин.17:12), гости на брачном пиру назывались сынами брачного чертога. Ученик пророка назывался сыном пророческим. То есть понятие сын обозначало не просто рождение по плоти, а духовную внутреннюю причастность. В имени «Единородный Сын Божий» содержится указание на единосущность Сына Отцу (здесь можно привести аналогию с человеком: от человека рождается человек). Сын Божий равносовершенен Отцу, отличается от Него лишь образом Своего бытия (вечно, то есть вне условий времени, рождается от Отца). О Боге Сыне говорится в первых стихах Евангелия по Иоанну: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… (Ин.1:1).  Этот евангельский отрывок читается на разных языках на главном богослужении года — Пасхальной Божественной литургии. Слово (Логос) — одно из имён Бога Сына. Сын не отделяется от Отца при рождении, как свет от источника света.

Молитвословия

Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому 

глас 1

Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.

Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому

глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.

Молитва святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского

глас 5

Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени мраза,/ и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Иоанне премудре,/ моли о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к раце мощей твоих,/ избавитися от бед и падения избежати.

Кондак блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского

глас 8

Вышния красоты желая,/ нижния сладости телесное ядение тщательно оставил еси,/ нестяжанием суетнаго мира возлюбил еси ангельское житие,/ преходя скончався, Иоанне блаженне,/ с нимиже моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Тропарь преподобномученицы Феодосии

глас 4

Добродетель благоприятно, мученице, постигла еси,/ Христово приятелище бывши чистое/ и Святаго Духа дом возлюблен;/ отнюдуже посрамила еси врага, борющаго род человеческий,/ добре страдавшая,/ и посекла еси Копронима, Феодосие, мечем веры,/ и к чертогу Небесному преставилася еси, радующися./ Тебе верою чтущим/ присно проси велия милости.

Кондак преподобномученицы Феодосии

глас 2

Трудами живот нетрудный достигла еси,/ кровию же Копронима удавила еси, мученице,/ сквернаго врага Христовы Церкве, всеблаженная Феодосие,/ и с Вышними радуешися воинствы,/ чтущия память твою покрывающи.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных

глас 4

Умолкает ныне всякое уныние/ и страх отчаяния исчезает,/ грешницы в скорбех сердца обретают утешения/ и небесною любовию озаряются светло./ Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку/ и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя:/ Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну./ Темже людие, обремененнии грехми и скорбьми многими,/ припадите к подножию Ея иконы со слезами, вопиюще:/ Заступнице мира, грешных Споручнице!/ Умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех,/ да Божественным всепрощением покрыет грехи наша/ и светлыя двери райския отверзет нам,/ Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных

глас 1

Честное жилище бывшее/ неизреченнаго естества Божественнаго/ выше слова и паче ума/ и грешным еси Споручница,/ подававши благодать и исцеление,/ яко Мати всех Царствующаго:/ моли Сына Твоего/ получити нам милость в День судный.

Теги:
Святитель Лука Крымский
блаженный Иоанн Устюжский
преподобномученица Феодосия
православный календарь

Все публикации