Церковный календарь

10 июня. Память святителя Игнатия, епископа Ростовского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
10 июня. Память святителя Игнатия, епископа Ростовского

10 июня. 7-я седмица по Пасхе
День постный, разрешается рыба. 28 мая по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Отдание праздника Вознесения Господня.

Преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского (IX). Святителя Игнатия, епископа Ростовского (1288). Преподобной Елены Дивеевской (1832).

Святителя Геронтия, митрополита Московского и всея России (1489). Священномученика Евтихия, епископа Мелитинского (I). Мученицы Еликониды (244). Святителя Германа, епископа Парижского (576). Священномученика Елладия епископа (VI–VII).

Преподобномучеников Макария Моржова, Дионисия Петушкова, священномученика Николая Аристова диакона, мучеников Игнатия Маркова и Петра Юдина (1931); преподобного Ираклия Мотяха исповедника (1936); преподобномученицы Гермогены Кадомцевой (1942).

Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери.

Преподобный Никита, епископ Халкидонский

Преподобный Никита исповедник, епископ Халкидонский, жил во второй половине VIII века. В царствование иконоборца Льва Армянина (813–820 гг.) он мужественно обличал иконоборческую ересь и убеждал своих пасомых благоговейно поклоняться святым иконам Христа, Божией Матери и угодников Божиих, перенес много страданий от нечестивого императора и его единомышленников-иконоборцев, был подвергнут мучениям и отправлен в ссылку. Святой исповедник Никита скончался в начале IХ века.

Святитель Игнатий Ростовский

Святитель Игнатий Ростовский — единственный из Русских святых, прославленный от Господа целебным даром мощей до погребения. Святой преставился 28 мая 1288 года. В Ростов Великий на поклонение ему стекались толпы верующих. Из-за необыкновенного скопления народа чин погребения святителя совершался под открытым небом. Когда гроб понесли в храм, две монахини и некоторые другие молящиеся увидели, как святитель восстал из гроба и, как бы летя по воздуху, остановился над тем местом, которое было предназначено для погребения, благословляя собравшийся народ. Прикоснувшийся к мощам архимандрит Стефан, у которого от рождения не разгибались пальцы руки, тотчас исцелился. На следующий день, когда ко гробу усопшего архипастыря принесли список с именами всех рукоположенных им священников и диаконов, усопший святитель, как живой, протянул руку и принял поданный ему свиток. При виде чудес, совершаемых от святых мощей, было решено не предавать их земле, а поставить открыто в Ростовском Успенском соборе.

Священное Писание

Деян., 50 зач., XXVII, 1-44

1 Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.

2 Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники.

3 На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием.

4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров, 5 и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.

6 Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него.

7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.

8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.

9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал, 10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.

11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.

12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.

13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.

14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.

15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.

16 И, набежав на один островок, называемый Кла́вдой, мы едва могли удержать лодку.

17 Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.

18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз, 19а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.

20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.

21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.

22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.

23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь 24 и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою".

25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.

26 Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.

27 В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле, 28 и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.

29 Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня.

30 Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа, 31 Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.

32 Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.

33 Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.

34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.

35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.

36 Тогда все ободрились и также приняли пищу.

37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.

38 Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.

39 Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем.

40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу.

41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.

42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал.

43 Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю, 44прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.

Ин., 57 зач., XVII, 18-26

18 Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.

19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.

20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, 21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,— да уверует мир, что Ты послал Меня.

22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.

25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.

26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 27, 1-44; Ин. 17, 18-26

"Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино. . . Я в них, и Ты во Мне". Вот златая цепь, связующая нас с Божеством! Отпали мы - восстал Посредник, Который едино есть с Богом Отцом, и стал едино с нами. Становясь едино с Ним, мы соединяемся в Нем и через Него с Богом Отцом. Слава безпредельной милости Твоей к нам, Триипостасный Боже, благоволивший устроить для нас такой светлый путь к обожению! Высоко подъемлет нас Господь; не отрицай же благодеяния, исповедуй милость и хвали неизреченную благостыню! Отрицаясь от такой высоты, ты думаешь смиряться, а на деле обнаруживаешь грубую неблагодарность и небрежение к высокому дару. Ведай, что средины нет: или все, или ничего. Не хочешь этой высоты - останешься вне в горьком унижении, и временно, и вечно.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Наверное, одна из самых великих бед современной цивилизации и нашего общества — это человеческая разобщенность. Многие из нас страдают от одиночества. Живут среди людей, а страдают от одиночества. Почему? Ведь не в тайге же мы, не в пустыне, рядом с нами — соседи, коллеги по работе, просто знакомые. Откуда же это острое чувство одиночества и покинутости? Да оттого, что у нас нет ближних. Не родственников, близких и дальних, не знакомых, не коллег и товарищей, а именно ближних, то есть тех, кто оказывает нам сердечное участие. Милосердный самарянин стал ближним человеку, попавшемуся разбойникам, а этот несчастный, избитый и ограбленный стал ближним самарянину. Почему? Потому что милосердие, проявляемое нами, есть великая сила, соединяющая людей. Если не хочешь быть одиноким, делай добро. Делай, пока еще в силах. Даже когда кажется, что сил уже нет, что одиночество замучило, постарайся найти тех, кто страдает больше тебя, и прояви к ним участие. И одиночество уйдет, потому что рядом появится ближний.

О Боге Отце

Отец (будучи безначальным) является единым началом, источником бытия двух других Лиц Святой Троицы: Он вечно рождает Сына и вечно изводит Святого Духа. Сын и Дух, по образному выражению св. Иринея Лионского, – как бы две руки Отца. Никогда Отец не существовал без Сына и Св. Духа. Бог един не только потому, что Его природа едина, но и потому, что к единственному Лицу «восходят» те Лица, что из Него; потому, что Бог, несмотря на троичность по Лицам, — один Действователь (один Творец, один Промыслитель, один Мздовоздаятель и пр.). От Бога Отца проистекает любое Божественное действие (а именно, оно проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом). При этом нельзя говорить, что Отец обладает большей властью и честью, чем Сын и Святой Дух.

Молитвословия

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Кондак святителям Ростовским

глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Тропарь святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия

глас 4

Апостольским преданием, истинней вере проповедницы,/ и от тьмы к свету Богоразумия человеком наставницы,/ и за ны к Богу молебницы,/ на Небесная любовь возложисте к Любящему вы./ И ныне на Небеси со Ангелы и со всеми святыми ликовствующе/ у Престола славы всех Царя, Христа Бога нашего,/ святии чудотворцы Леонтие, и Исаие, и Игнатие,/ молите даровати стране нашей мир,/ на враги одоление,/ Церкви единомыслие/ и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Ростовских Леонтия, Исаии, Игнатия

глас 8

Яко во вселенней трие велицыи святителие,/ бысте вы благочестием и добродетелию наставницы Ростову/ и, благоверием приимше паству, стадо Христово упасосте/ и вечный покой наследовасте./ Молим вас, святии чудотворцы,/ подати добродетелем исправление,/ и болезнем нашим исцеление, и соблазном избавление,/ и душам спасение, да зовем вам:/ радуйтеся, граду нашему Ростову похвала и утверждение.

Тропарь святителя Игнатия, епископа Ростовского

глас 4

Благоверия просвещся учении,/ святительства прием паству/ и апостолов наследник быв,/ тем приял еси от Бога дар чудес, святителю отче Игнатие,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак святителя Игнатия, епископа Ростовского

Явися днесь пресветлая память твоя,/ святителю преблаженне Игнатие,/ в мире светло сияющи и являющи всем Божественное сияние.

Тропарь преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Никито,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского

глас 8

Светлостию дел твоих просиял еси, преподобне,/ апостольскаго престола наследник был еси, Никите,/ и, яко солнце, облистал еси твоей пастве, отче,/ вся Божественных учений исполнь./ Темже зовем ти:/ радуйся, Халкидону удобрение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Никейской

глас 4

Бысть чрево Твое святая трапеза,/ имущи Небеснаго Хлеба, Христа,/ от Негоже всяк ядый не умирает,/ якоже рече всяческих,/ Богородице, Питатель.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Никейской

глас 6

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари яко Благая на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Тропарь святителя Геронтия, митрополита Московского

глас 6

Днесь душа всяка веселится/ на память успения святителя Христова Геронтия,/ премудрости ревнителя/ и кротости учителя,/ смирению наказателя,/ учением Божественных словес верныя насладившаго./ Русскаго митрополита похвалим,/ святительства паству приимшаго,/ украсившаго Церковь Христову./ Тем и Христос видя твое благопроизволение,/ причте тя в лик праведных,/ святителю Геронтие,/ моли Христа Бога и Пречистую Богородицу/ непрестанно о всех нас.

Кондак святителя Геронтия, митрополита Московского

глас 2

Божиим Духом иночество вожделе/ и восприя Духа Святаго благодатию,/ и святительства сана сподобился еси,/ содержаще престол Русския Митрополии,/ и бысть пастырь и учитель от рода русскаго,/ пасый стадо Христово словесных овец,/ и обрете благодать от Господа, Геронтие святителю,/ Емуже всегда о нас непрестанно молися,/ спастися душам нашим.

Теги:
Преподобный Никита Халкидонский
святитель Игнатий Ростовский
православный календарь

Все публикации